…Лишь тонкое восприятие даст тонкое понимание. Мир Огненный, ч.3, § 120 |
Те, кто изучает «Грани Агни Йоги», вероятно, обратили внимание на то, что во многих Записях Бориса Николаевича Абрамова затрагиваются темы, связанные с Новым и Старым Заветом. Сказано, что Истина едина, но даётся она каждому народу в разные времена различно, соответственно уровню сознания людей.
Известные евангельские и библейские речения, дошедшие до нас из глубины веков, — это краткие, ёмкие жемчужины мысли, содержащие бездну премудрости. Уникальность Записей Бориса Николаевича в том, что эти древние формулы раскрываются под углом зрения Учения Живой Этики, что способствует углублённому пониманию их огненной сути.
На данный момент в свет вышли 6 выпусков серии «Евангельские формулы в "Гранях Агни Йоги"», включивших в себя 19 формул. В марте 2020 года были опубликованы формулы «Нельзя служить двум господам» и «Кесарево — кесарю, а Божье — Богу» — ключевые для нынешнего года, очень сложного, противоречивого и нестабильного. К 100-летию Учения Живой Этики изданы формулы «Едино стадо и Един Пастырь», «Новое Небо и Новая Земля», в настоящее время особенно актуальные. В них сказано о единственно возможном пути спасения человечества, об эволюционных направлениях его развития, общности человечества как единого целого.
Сегодня мы поговорим о речении «Разве я сторож брату моему?» и о том, какие грани этой темы раскрываются в Записях Бориса Николаевича для нас, живущих ныне, на стыке двух эпох. Вначале напомним, откуда взяты эти слова.
«Как повествует Библия, у первых людей на Земле, Адама и Евы, было два сына — Каин и Авель. Cогласно традиции каждый из них должен был принести жертву Господу. Дар Авеля был принят, а Каина — отвергнут. Каин так сильно позавидовал своему брату, что убил его, — и это явилось первым братоубийством на Земле»1.
В Книге Бытия читаем: «И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли».
Итак, рассмотрим, в какой связи упоминаются слова «Разве я сторож брату моему?» в «Гранях Агни Йоги». И прежде всего отметим закон воздаяния, в соответствии с которым всё содеянное возвращается к своему породителю и посеявший причину жнёт следствие.
«Не делай ближнему зла — завет мудрости»
«Каждое горе или страдание, причинённые людям, — говорит Учитель, — отзвучат на причинившем его. Придётся заплатить за каждое действие подобного рода. Эманации страданий не исчезают, но остаются в пространстве, отравляя сознания множеств. (...) Сеятели зла и страданий думают от платы уйти, но неужели полагают они, что можно обмануть Космический Закон, когда каждым злым действием закладывают они зёрна зла в своей... сущности, делая собственную ауру носительницей отрицательных энергий и магнитом притяжения тьмы? Не делай ближнему зла — завет мудрости. Мудрость знает и видит, что творимое зло в конечном итоге непреложно поражает самого злоделателя... Иуда-предатель повесился, ибо невыносима была тяжесть совершённого зла. Но, уничтожив тело, разве мог уничтожить он душу свою, обречённую на то, чтобы видеть и снова и снова переживать ужас содеянного. От себя никуда не уйти. Пусть хотя бы чувство самосохранения подскажет молчащему сердцу не причинять страдания людям, ибо придётся тяжко платить»2.
Следующий аспект формулы — ответственность человека перед пространством за себя, за ближнего, за всё сущее. Понимание человеком своей ответственности меняется по мере роста её осознания или роста духа. Рассмотрим разные степени ответственности.
«Ответственность человека за всё,
что исходит от него»3
«Ответственность человека перед пространством велика, ибо в нём отмечается всё, что исходит из сущности человека: каждый жест, каждый взгляд, каждая мысль, каждое чувство, каждый импульс, каждое состояние его и всех его тел. (...) Энергии, изливающиеся из микрокосма человека в пространство, вызывают на себя реакцию стихий, и обратный удар неизбежен. (...) По эгоизму не думаете ли, что всё, происходящее с вами и внутри вас, вами и ограничивается? "Я не сторож моему брату" — так рассуждает невежество. Но сторожем стооким, ответственным за чистоту пространства, является знающий путь свой к Владыке. И каждый, отемнивший сознание брата, ответственен тоже. Через овладение собою достигается то, что по неопытности своей люди хотят возложить на другого. И вместо того, чтобы силу воздействия направлять на людей, нарушающих равновесие вашего духа, надо направить её на себя, ибо неизжитые свойства внутри и внутри себя не преодолённые заставляют искать их вне себя и находить в тех людях, которые ещё не изжили в себе, ибо только бревно в собственном глазу заставляет видеть сучок в глазу брата»4.
Через овладение собой человек погашает неуравновесие не только в себе, но и в ближних, у которых не изжито низшее астральное «я». «...Человек не только сторож своему брату или ближнему, но и охранитель и его, и себя от объятий удушающих колец астрального змия. Поляризуя своё сознание на волне холодного сдержанного спокойствия, змия в других лишает силы выявления. Мощь равновесия пресекает его движения в корне. Равновесие духа поражает змия в голову, и он бессильно поникает, и разжимаются его кольца»5.
Так всё, что творится внутри человека, касается не только его, но и всех и всего пространства. Учитель говорит: «Если бы видели разрушение в пространстве, которое вызывается каждым неуравновесием вашим, истинно бы, ужаснулись. Если выпавшее из крыла птицы перо гремит эхом в пространстве, то что же резонируют вспышки астрала на расстояния далёкие. Волнами в эфире несутся энергии благословения или проклятия, света и тьмы»6.
Эти энергии мысли пребывают в пространстве и воздействуют на всех, кто может созвучать им и кто настроен соответственно. «Если это низкая мысль, заражённая злобой или другими тёмными чувствами, то усилит она приёмники соответствующих ей сознаний и прибавит свою долю к планетной тьме, усиливая и делая породителя такой мысли сотрудником тьмы»7.
«Лаборатория человеческого микрокосма очень сильна. (...) Даже неуравновесия природы порождаются человечеством в целом. И можно сказать, что не только животные и растения, но и Земля и всё, что на ней, от него получают. Даже местность, дома, одежда и все предметы насыщаются аурическими излучениями человека. Так изо дня в день, из года в год, из века в век атмосфера планеты наполняется порождениями массы людей. Чем наполнена она, обнаружить не радость. Есть светлые оазисы, есть светоносные Высшие Сферы, но непосредственное окружение Земли сумеречно, нерадостно и беспросветно. Войны, насилия, убийства, человеконенавистничество, бедность, болезни оставляют убийственные наслоения. И в этих удушьях уже задыхаются люди. Каин сказал, что он не сторож своему брату. Но плоды Каинова наследия пожинают все: в виде отравленного воздуха, которым дышат; в виде невыносимой пространственной тяжести, давящей сознание; в виде тёмных, окутавших планету мыслей, заражающих массы; в виде энергий разрушения, вторгающихся в жизнь. Пора подумать и об очищении сада земного, об упорядочении его, об уничтожении сорняков, пора, ибо, если упустить время, может быть слишком уже поздно, чтобы планету спасти»8.
Так мы подошли к следующему уровню ответственности:
Ответственность человека за Землю
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Тысячами нитей связан человек со своею планетой и несёт ответственность за неё. (...) Представляя собою высшие принципы планеты, человечество является регулятором планетных огней. Энергии духа и энергии подземного огня находятся в прямом и тесном взаимодействии. Хаотическое мышление целых народов, войны и прочие нарушители равновесия психики человека неизменно вызывают нарушение равновесия в природе, а главное — нарушение равновесия огня подземного и огня пространственного, что обычно сопровождается землетрясениями, извержениями и прочими бедствиями. Равновесие стихий нарушается, и яро страдает человек, не отдавая себе отчёта в том, что не кто-либо, но именно он сам является причиной всех неуравновесий в природе. (...) Человек — хозяин Земли, человеку дана власть над всякою плотью, то есть над Землёю и всем, что на ней, он хозяин, он владыка, он же и несущий ответственность. (...) До сих пор люди разрушали и расхищали недра земные и растительное царство планеты. Но ныне положение в мире должно измениться в корне. Народы должны понять, что их забота о саде земном и огненном и стихийном равновесии планеты является их первейшей и неотложной обязанностью. (...) Ныне человечество вступает в период полной сознательной коллективной ответственности за Землю. И человек как носитель высших огней от этой ответственности уклониться не может. Новая, Огненная Эпоха наступает. Надо быть готовым встретить её»9. «Человечество — это огромный коллектив, и в эволюцию оно двигается как одно огромное целое»10.
Так Учитель говорит о важности осознания коллективной ответственности за Землю. Чтобы управить новыми космическими энергиями, идущими на Землю, и уравновесить стихии, вышедшие из берегов, нужно объединение всего человечества.
«Немногие сильные духи вынуждены принимать на себя приступ стихий, в то время как в этой нелёгкой работе им должны были бы помогать все. Но разредителей мало. Ведь пространственный хаос надо встречать своими огнями и сгущающуюся тьму рассеивать собственным светом. Где же они, могущие своими излучениями ауры... встречать волны разбушевавшихся стихий? За миллионы непросветлённых сознаний отвечают единицы несущих миру свой Свет. Пока не будет осознана коллективная ответственность человечества за Землю и состояние пространства, преображение Земли невозможно. Каждый не только ответчик за своего брата-землянина, но и за всю планету. Утеря планетной ответственности привела общее состояние Земли в такое тяжкое положение. Думают преуспеть технически, отбросив в сторону духовное совершенствование человечества. Но результаты не дают основания для радости: звериный оскал старого мира вторгается во все стороны жизни, во все сознания, не утвердившиеся в понимании неизбежности победы Нового Мира над старым»11.
Старый мир с его эгоистическим миропониманием уходит в прошлое. Признак человека будущего — забота о мире, о всех. Под девизом Нового Мира — «Один отвечает за всех и все за одного» — собирается новая раса.
Следующая мера ответственности:
«Один отвечает за всех и все за одного»12
Худо в мире. Не имеет старый мир сострадания. Учитель говорит: «Когда одни утопают в избытке земных благ, другие миллионами умирают от голода и десятками миллионов — от невыносимых условий жизни. Лицемерие планетарное надо оставить. С Евангелием и крестом в руках обрекают на вымирание и бедствия целые народы. (...) Не надо Христу таких последователей. Пусть лучше не называют себя христианами, но не участвуют в мировом преступлении. (...) "Разве я сторож своему брату" — так говорит старый мир и хватает брата за горло. Но каждый ответственен за всех. И если где-то люди умирают от голода, то ответственны вы и будете отвечать вы. И никому не уйти от ответственности за брата»13.
«Каинова психология несостоятельна хотя бы только потому, что человек — часть мира, и неотделим от него, и несёт на себе ответственность за то, что в нём происходит, несёт в размере своего сознания»14.
И последняя тема, которую мы затронем в рамках рассматриваемой формулы:
Планетная Ноша идущих к Владыке
Учитель говорит: «Нужно понять, что ответственность за страдания людские ложится на всё человечество и ношу тягости земной несут все. (...) Только нагрузка чутких сердец особенно велика. Не следует этим огорчаться, ибо Спаситель Страдал за весь мир, и путь, Им указуемый, остаётся единственным навеки»15.
«Конечно, чуткие организмы страдают особенно сильно, но немало приходится и на долю нечутких. И если не чувствуют яро, то всё же не выдерживают — и пьют, и раздражаются, и впадают в безнадёжность. Это всё результаты отрицаемой ответственности за ближних своих»16.
«Чем выше дух, тем тяжелее его планетная Ноша, Ноша мира сего, и тем труднее ему идти через жизнь. Глубина и высота достижений уравновешиваются ответственностью за всех»17.
«Спросят, о чём же скорбеть победившему духу. Ответьте: но миллионы других, идущих во мраке, не победили. И скорбь и забота о них. Каин ответил, что он не страж своему брату. Но победитель на страже за всех, ибо несёт на себе тягость мира. (...) С Тем, Кто Принял на себя ответственность за Землю, по силам своим разделяет её идущий к Владыке. Мысль о помощи Иерархии Света свидетельствует о понимании Великого Служения»18. Осознание ответственности за Землю и практическое приложение его в жизни «ставит человека на ступень сотрудничества с Силами Света и позволяет ему принять на себя часть Ноши мира сего»19.
Подытожим всё сказанное параграфом из «Граней Агни Йоги»: «Заботою Высшею о всём, что есть, существует проявленный мир. И каждый пусть руку свою приложит посильно в заботе об окружающем. Каин не сторож своему брату, но каждый человек — страж и заботник обо всём, что вокруг, вплоть до здоровья и благосостояния всей планеты. Так расширяется ответственность человека перед Космосом за всё сущее. Промыслителям благим можно стремиться уподобиться в Их Заботе о мире. Это и будет означать вступление с Ними в сознательное сотрудничество и утверждение своей ответственности за Землю»20.
1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 317.
2 Грани Агни Йоги. 1965. 14 (Новосибирск, 1995).
3 Там же. 1971. 782 (Новосибирск, 1997).
4 Грани Агни Йоги. 1957. 492 (Новосибирск, 2008).
5 Там же. 1953 (I). 101 (Новосибирск, 2012).
6 Там же. 1957. 492.
7 Там же. 1967. 172 (Новосибирск, 1995).
8 Там же. 1971. 782.
9 Там же. 1955. 345 (Новосибирск, 2010).
10 Там же. 1966. 178 (Новосибирск, 2018).
11 Там же. 1964. 501 (Новосибирск, 1994).
12 Грани Агни Йоги. 1952 (I). 87 (Новосибирск, 2013).
13 Там же.
14 Там же. 1969. 9 (Новосибирск, 1996).
15 Там же. 1954. 378 (Новосибирск, 2017).
16 Там же. 1971. 239.
17 Там же. 1967. 172.
18 Там же. 1964. 353.
19 Там же. 1967. 172.
20 Там же. 1955. 466.