Мысли на каждый день

Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не может быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра, когда нет противодействия злу.

Надземное, § 57

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
СПОКОЙСТВИЕ ЕСТЬ ВЕНЕЦ ДУХА

Автор: Шумеева Татьяна  



Теги статьи:  качества

Н.К. Рерих. ГИМАЛАИ. 1938

Наше непростое время конца Кали-Юги — эпохи тьмы — это время небывалых возможностей для духовного роста. С одной стороны, сворачивается карма человечества: карма стран и народов, а также личная и семейная. Отсюда такое нагнетение событий. С другой стороны, людям принесён великий Дар — Учение Живой Этики, которое может стать неисчерпаемым источником радости, пищей для духа и тропой, ведущей в истинную Жизнь, а также маяком, предупреждающим об опасности, и надёжной опорой в тяжкие минуты.

Именно Учение Света может помочь нам пройти через грозные события конца Кали Юги и принять суждённое в полном равновесии, превратив трудности в ступени лестницы восхождения.

«Кто сможет помочь мятущимся толпам и объяснить космичность момента? — читаем в «Гранях Агни Йоги». — Ринутся к тем за спасеньем, кто, Света утёсам подобно, среди бурунов (и прибоя) космических волн будет стоять, возвышаясь над общим смятением множеств. Утёсы Мои, башни духа, Света столбы примут мощь устремлённых Лучей, становясь как бы распределителями пространственного напряжения огненных волн и принимая их первый прибой или напор»1.

К кому обращены эти строки, продиктованные Учителем Света в 1962 году? Конечно, в первую очередь, к Б.Н. Абрамову, записавшему их. Но они касаются также и всех тех, кто тома Учения Жизни сделал своими настольными книгами. Знание, даваемое в Учении, призвано подготовить людей к принятию огненных энергий, дабы уверенно войти в Новую Эпоху Огня.

Рассмотрим в свете Учения и «Граней Агни Йоги» одно из важнейших качеств человека, особенно необходимое в наше время, а именно спокойствие, и попробуем ответить, почему нам сегодня так необходимо спокойствие, чем является оно для человека и пространства и какие качества предшествуют и сопутствуют ему.

«Скажут — какое может быть спокойствие, когда мир содрогается? — читаем в книге «Надземное». — Именно, когда мир в особом напряжении, требуется и необычное спокойствие»2.

Трудно, невыносимо трудно хранить спокойствие, когда мы видим, как сокрушаются все светлые завоевания нашей страны: в упадок пришли воспитание, образование, культура — краеугольные камни, на которых зиждется расцвет государства. Когда видим, как на наших глазах переписывается история, умаляется и даже полностью отрицается подвиг русского народа, ценой неописуемых страданий спасшего мир от фашизма, культивируются ложные ценности и так далее. Но таковы реалии тёмного века. Неблагодарность и предательство — свойства служителей тьмы, ложь, клевета, извращение — их оружие. Идёт великая битва добра и зла, «а поле битвы, — по точному выражению Ф.М. Достоевского, — сердца людей». Большинство же жителей планеты этой битвы не осознаёт, и вся ответственность за исход её лежит на тех немногих, кто припал к океану знаний, данных человечеству Великими Учителями.

В книгах Учения Живой Этики спокойствие названо венцом духа. И это не спокойствие равнодушия или безмятежности, но напряжённое спокойствие действия во время всеобщего беспокойства. Венец есть символ власти, а спокойствие — это синтез очень многих духовных накоплений, ведущих к овладению собой.

Чтобы наглядно представить состояние человека в моменты волнений, переживаний или страха, его можно сравнить с морем во время непогоды, но если морские волны вздымаются только на поверхности, то волны неуравновешенности бушуют внутри человека. Удержание царственного спокойствия — это управление своими внутренними энергиями (стихиями), приведение их в повиновение воле, когда они не приходят в волнение даже во время житейской бури. Тогда подчинённые воле энергии находятся в состоянии, которое в «Гранях Агни Йоги» сравнивается с натянутым луком: они готовы, как стрела, устремиться к цели.

Что позволяет человеку управлять своими внутренними стихиями?

Во-первых, спокойствие рождается из знания, и прежде всего — знания нерушимости нашей сущности, зерна нашего истинного «Я». В тяжкие минуты его нужно сознательно вызывать из глубин нашего духа. Б.Н. Абрамов в дни испытаний записывает: «Главное — это сохранить и удержать осознание силы своей, несокрушимости своего духа, нерушимости и неуязвимости ничем внешним его внутренней огненной сущности»3. Что бы ни случилось, ничто не может сокрушить нас, если не сломлена воля. Как бы нам ни было тяжко, мы всегда можем вспомнить героев, вышедших победителями из невообразимо трудных положений. История хранит немало таких примеров.

Кроме того, спокойствие приходит как результат опыта, в котором кристаллизуется знание. Мы не сможем быть спокойны, пока не приобрели опыт применения в жизни знаний, полученных из книг Учения. Обратимся к книге «Надземное»: «...часто забывают самое основное, именно опытность. Даже новый, неопытный мореход волнуется, вступая на корабль, но, совершив десять плаваний, он удивляет окружающих своим спокойствием»4.

Ошибочно думать, что в решительный момент мы поступим так, как нужно, потому что прочли о том в книгах Учения. Ведь если на мелочах жизни не выработать правильного поведения, откуда ему взяться в час смятения? В Учении Жизни даётся напутствие готовиться к великим событиям: сознательно каждодневно утверждать в себе спокойствие, например, мысленно представляя себя сохраняющим спокойствие среди всеобщего смятения, действующим решительно и во благо. И если в сознании мы научимся хранить спокойствие в подобных ситуациях, то это будет залогом достижения его и во всей жизни. В Записях Б.Н. Абрамова человек, силой духа сохранивший спокойствие, сравнивается со скалой, о которую разбиваются волны хаоса и неуравновесия.

Сохранение спокойствия — это также проявление веры в близость Учителя, в Его неминуемую Помощь и Защиту во всех добрых побуждениях и делах; вера в Высшую справедливость, понимание закономерности и целесообразности всего, что происходит с нами и на планете. В Учении говорится о том, что мы всегда, даже когда нам кажется, что рушится мир, должны помнить, что Силы Света стоят на дозоре.

Вспоминаются строки Н.Д. Спириной:
Во всём видна Твоя Рука,
Она земной судьбе близка, —
И человека и планету
Она ведёт из мрака к свету,
Огнём ручаясь за победу!5

Когда наша вера сильна, мы твёрдо знаем: через всё, что допущено нашими Старшими, нужно пройти, ибо здесь лежит путь, ведущий к конечной цели. Это касается как личной жизни, так и мировых событий.

Имея активную жизненную позицию, планируя и далёкое будущее, и действия каждого дня, мы часто привязываемся к своим планам и представлениям, и тогда любые форс-мажорные обстоятельства могут привести наше сознание в волнение и беспокойство. Чтобы этого не происходило, нам советуется научиться, поставив задачу и мысленно построив план, как бы отпустить его на волю судьбы и быть готовыми при необходимости к любым изменениям.

Это внутреннее состояние готовности ко всему есть также одно из необходимых условий спокойствия. «Пусть будет что будет, пусть ярятся вихри, пусть беснуются стихии, спокойствие надо хранить, — читаем в Записях Б.Н. Абрамова. — ...Спокойствие командира корабля в бурю или в бою пусть послужит примером. Что будет, если он растеряется и спокойствие утратит? Не будет ли это гибелью судна? Будьте настоящим капитаном корабля своего духа»6.

Нужно сказать ещё и о состоянии непривязанности к земному, когда сердце безвозвратно отдаётся Высшему. Пока наше сознание крепко привязано к миру материи и нами владеет страх утраты чего бы то ни было, достижение спокойствия невозможно. В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Сколько их, право первородства своего духа отдавших за чечевичную похлёбку земных преимуществ, удобств и достатка»7. «Ведь любовь означает устремление, влечение и притяжение к тому или чему, кого или что возлюбил человек. И если это притяжение сильнее, чем притяжение к Владыке, то и сердце отдаётся объекту притяжения, но не Учителю Света. (...) Не привязывайтесь ни к кому и ни к чему слишком»8.

Высочайшим примером для сотрудников Сибирского Рериховского Общества была Наталия Дмитриевна Спирина. Будучи активной и деятельной, она знала цену земным вещам, любила мир и природу, проявляла необычайный интерес ко всему происходящему в жизни, а главное — к людям, её окружающим, была к ним внимательна и бережна, и при этом она всегда хранила в сердце преданность и любовь к Учителю, пославшему её на Подвиг. Люди, которые встречались с ней, сотрудники, работавшие под её руководством, рассказывают: «Вокруг неё царила торжественность и какая-то внутренняя глубокая тишина, рядом с ней растворялись, исчезали все наши беспокойства, страхи и тревоги, мы чувствовали себя надёжно и спокойно, и это рождало в нас уверенность в том, что все трудности, внутренние и внешние, — преодолимы».

В книге «Надземное» сказано: «...истинное спокойствие почерпается из глубин тишины внутренней. Оно живёт на доверии, основанном на знании. Ничто не разрушит такой твердыни тишины внутренней и не поколеблет спокойствия...»9

Спокойствие — доверья плод прекрасный;
Неверия исчадье — серый страх.
Свой выбор сделать подошла пора:
В оцепененьи погибать напрасно
Или идти вперёд и видеть ясно
В холодном мраке тёплый свет утра'10.

О достигнутой нами степени свободы можно судить по силе наших переживаний и беспокойств или по тому, как быстро мы выходим из этих состояний, если они допущены. Нам советуется заменять переживания и тревоги на действенную помощь, и если не всегда в нашей власти оказать помощь физически, то помощь в духе не зависит от внешних условий. Вспомним строку известного стихотворения: «Ожиданием своим ты спасла меня». Не переживаниями, не тревогами и слезами, не гневом, но ожиданием, в глубинной основе которого несокрушимая вера. «Просто ты умела ждать, как никто другой». В «Гранях Агни Йоги» сказано: «И страх, и волнения, и беспокойства, и опасения — всё это цепи, протянутые от сознания в мир вовне и держащие его на привязи. (...) Потому уничтожается страх, уничтожаются все чувства и эмоции, являющиеся неотъемлемым признаком рабства и связанности сознания...»11

Следовательно, сохранить полное спокойствие в минуты внешнего смятения мы сможем лишь при овладении собой, когда будет достигнуто первенство духа. Учитель объясняет: «Спокойствие есть полное господство воли над энергиями аппарата человеческого, когда может он послать подчинённую ему силу в любом направлении с любым заданием»12.

Здесь мы подошли к главному: спокойствие есть сила.

Храня в жизни спокойствие, мы накапливаем силу, аккумулируем психическую энергию. Действия, совершённые в спокойствии при беспокойстве окружающих и внешнем хаосе, обладают неимоверной мощью. Из Записей Бориса Николаевича: «Каждое утверждение спокойствия есть не что иное, как утверждение собранной сконцентрированной силы своей, готовой для действия. Говорю о силе, о могуществе огненном, о власти, ибо без наличия этого качества действие будет ничтожным»13.

Спокойствие притягивает силу,
И собирает, и хранит её;
И что бы нам судьба ни приносила,
Мы примем дар достойно и красиво,
Свершая назначение своё14.

Таким образом, спокойствие — это оружие воина Света, меч огненный. Процитируем следующие слова Учителя: «Разве важно, бешенство каких энергий стремится равновесие сокрушить? Но важно, необычайно важно разрубить клубок зла мечом спокойствия духа. Удар внешний принимается сознательно на себя, в центр напряжения, в центр напряжённого спокойствия сияющего Камня, и им сокрушается противный вал. (...) Это уже десница воителя духа в действии»15. «...Не имеет значения сила людского противодействия или злобы, если встретит она скалу равновесия. Дух, свет удержавший, — это таран, разбивающий тьму»16. Мы не можем воспринимать эти строки просто как теорию. Это руководство к действию.

События на планете нагнетаются, и мы чувствуем приближение опасности и для себя, и для страны, и для всего человечества и, конечно, всей душой желаем противостоять этому. Но как? Что делать? Если мы спросим себя, а что в такой ситуации делал бы Николай Константинович Рерих, то сразу станет ясно — он усилил бы интенсивность своей деятельности.

Вспомним, что Рерихи жили и творили во времена Армагеддона войны. Сколько горя обрушивалось на жителей планеты: войны, революции, катаклизмы. Невозможно даже представить, как болели их сердца. Знаем, сколько было препятствий, через какие испытания пришлось им пройти, знаем, что судьба не скупилась на удары, которые сыпались и через озлобленность невежд, и через несовершенства сотрудников. И именно в этих условиях Рерихи не только принесли нам Учение Живой Этики, но и явили пример, как должно идти по жизни светлым воителям. Их светоносные труды: написанные книги, мысли и идеи Живой Этики, запечатлённые на полотнах в ярких прекрасных образах, Знамя Мира, предложенное и утверждённое как красный крест Культуры, — всё это творилось в полном спокойствии осознания справедливости действия. В книге «Надземное» читаем: «Спокойствие действия будет высшим напряжением, будет сверканием молнии, будет мечом охраняющим»17.

Мы перечислили самые необходимые качества для сохранения равновесия и видим, что к достижению царственного состояния напряжённого спокойствия ведёт долгий, нелёгкий путь не в одну жизнь. Но что же делать нам, ещё не достигшим высокой степени духовности, но лишь вступившим на этот путь, кто ещё не обладает этим оружием света и волнуется при малейшем неравновесии внешней среды?

Однако Учение дано не праведникам, а именно нам, ещё далёким от совершенства. Мы можем просто помнить о спокойствии во всех делах наших и утверждать его несмотря ни на что. Учитель напутствует: «Пусть внешние вихри станут стимулом для утверждения спокойствия перед лицом их. Пусть каждое нарушение спокойствия в окружающих людях будет поводом для уявления равновесия в себе»18. В этой важнейшей работе могут помочь и следующие советы: «Нужно уметь в час смятения призвать хотя бы мгновенное спокойствие. Такое спокойствие и хотя бы один вздох праны уже явят крепкий щит»19. «Когда встречаете волну, надо не о ней думать, но о себе, о центре напряжённого спокойствия в себе, создаваемого, нагнетаемого и утверждаемого в самый момент встречи»20.

Один из важных и вполне посильных для каждого из нас способов выработки спокойствия и сохранения равновесия — труд, ритмичный напряжённый труд. В книге «Надземное» сказано: «Нужно посоветовать человечеству утроить напряжение труда. Именно в дни Армагеддона такой совет будет самым насущным. Каждый может остаться при своём труде, но умножив его. Только такая забота о напряжении и качестве труда может до некоторой степени уравновесить смятение человечества. Кто найдёт в себе силу даже среди смятения трудиться, тот уже образует вокруг себя равновесие. (...) Спросят — "что же делать?" Скажите — трудиться как никогда»21.

Здесь хочется вспомнить, как в 1990-е годы, когда страна находилась в глубочайшем кризисе и трудящимся месяцами, а в некоторых случаях годами не выплачивали заработную плату, предлагая вместо неё продукцию, выпускаемую предприятием, наш народ продолжал трудиться. И когда одна из сотрудниц рассказала Н.Д. Спириной об удивлении этим фактом иностранцев, которые, как они признавались, ни дня бы не работали без оплаты, Наталия Дмитриевна сказала: «Мы, наша страна, удерживаем планету от неуравновесия и этим ритмичным трудом спасаем её от гибели».

Ежедневно, день за днём, час за часом, будем утверждать спокойствие в самых разных ситуациях, одерживая маленькие победы над внешним и внутренним хаосом, и помнить, что растерянность и смятение, а также раздражение и негодование — это поражение, а каждое достижение спокойствия — светлая победа. Если в какой-то ситуации мы вышли из равновесия — от неожиданности или по незнанию, как поступить в данном случае, то в конце дня, анализируя произошедшее и выстраивая модель правильного поведения, мы тем самым подготавливаем себя к подобной ситуации. А жизнь будет ставить нас в такие же условия до тех пор, пока мы не научимся действовать в них, не теряя спокойствия. Постепенно и незаметно будет приходить умение владеть собой, станет накапливаться психическая энергия и расти власть над своей низшей природой, а внутри и вокруг нас будет создаваться гармония, в которой так нуждается мир. Именно так можно оказать посильную помощь Высшим Силам, в кровавом поту удерживающим планету от катастрофы.

«Не Устану говорить о спокойствии, — записывает Борис Николаевич Абрамов слова Учителя. — Буду твердить, пока венец его не засияет над челом победителя, ибо, воистину, спокойствие есть венец духа»22.


1 Грани Агни Йоги. 1962. 93 (Новосибирск, 1994).

2 Надземное. 72.

3 Грани Агни Йоги. 1968. 49 (Новосибирск, 1996).

4 Надземное. 36.

5 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2019. С. 257.

6 Грани Агни Йоги. 1955 (II). 315 (Новосибирск, 2016).

7 Там же. 1957. 410 (Новосибирск, 2008).

8 Там же. 8.

9 Надземное. 824.

10 Спирина Н.Д. Капли. С. 33.

11 Грани Агни Йоги. 1954. 42 (Новосибирск, 2011).

12 Там же. 306.

13 Там же.

14 Спирина Н.Д. Капли. С. 205.

15 Грани Агни Йоги. 1955 (II). 315.

16 Грани Агни Йоги. 1955 (II). 315.

17 Надземное. 36.

18 Грани Агни Йоги. 1954. 306.

19 Братство. 74.

20 Грани Агни Йоги. 1955 (II). 315.

21 Надземное. 438.

22 Грани Агни Йоги. 1954. 306.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики