Свобода есть украшение мудрости, но распущенность есть рога невежества. Братство, 569 |
С.Н. Рерих. Горы за туманом. 1935
Если спросит вас совсем простой человек — «какие задачи Учения?» — скажите — «чтоб тебе было хорошо жить». Не нужно его загромождать сложными соображениями. Пусть всё его существо проникается сознанием, что всё Учение заботится об улучшении его жизни. Понятие ответственности придёт после. Первое — возвестите радость и улучшение жизни.
Агни Йога, 65
Счастье в том, что Истина снова пришла в мир. Казалось, что всё уже было потеряно. Свет, приносимый прежними Учениями, погасал, заваленный грудами отбросов человеческих. Всё было искажено, всё лучшее или уничтожено, или обращено в худшее. Угасал свет мира. И уже на пороге полного мрака вдруг вспыхнул новый свет небывалой силы и размеров. Абсолютно всё озарено этим светом, всё стало ясно, всё встало на своё место. Людям остаётся или принять свет, или не принять, но принявший получит ответ на всё. Сколько веков терзались люди во тьме неразрешимых вопросов и догадок, как трудно и мучительно искали, и не находили, и питались обрывками прежних знаний, превращённых в загадочные символы. И вот всё пришло. Сколько радости о нём впереди! Сколько людей будут радоваться и ликовать и благодарить. Сначала малое количество, потом всё больше и больше. Учение отберёт людей. Радостно мыслить о новой расе, которая будет состоять из принявших Истину. Непринявшие уйдут. Им нечем будет жить, если не смогут принять хлеб жизни. Торжественно мыслить об Учении. Радостно мыслить об Учении. Нет конца радости о нём, так же как нет конца свету его. Неисчерпаемо оно, и радость о нём также неисчерпаема. Осуществление его будет преображением жизни. И другого пути преобразить жизнь нет. Все пути испробованы человечеством и сведены в один гигантский тупик. А людей может вдохновить только Беспредельность. Тупик — смерть, а смерти боятся люди больше всего, ибо сама природа протестует против неё. Жизнь заповедана. И как только откроется сознанию Беспредельность — двинутся люди к свету.
Б.Н. Абрамов. Устремлённое сердце. 13.04.1951 г.
Внимательный читатель с первых же книг мог составить себе ясное представление об этом высоконравственном и жизненном Учении. Именно жизненном, ибо, как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принеся труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни как таковое охватывает всё жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его. (...)
Учение прежде всего настаивает на расширении сознания и на приобретении точных знаний, само являясь неисчерпаемым кладезем истинного познавания. Сталкиваясь с разными сознаниями, зрелый дух утвердится в правильной оценке Учения, малоопытный же если соблазнится лёгким достижением и миражом, то пусть не страшится этого, ибо не имеет ли он перед собою беспредельность? Ошибки, отступления и страдания, порождаемые ими, часто являются лучшими учителями. Учение предлагает путь кратчайший, но если кто-то предпочтёт путь долгий, то кто может запретить ему испытать его? (...)
...Реальность Учения может проявиться, лишь когда люди применят его в жизни. Именно беда в том, что во все времена большинство, не имея желания и силы духа приложить Учение в жизни, принимали его как нечто отвлечённое и не доступное для жизни каждого дня. Но все Учения без исключения являлись и являются самыми конкретными наставлениями для такого же конкретного приложения, и лишь духовная незрелость заставляет людей видеть в них какую-то отвлечённость. Учение Живой Этики указует устои, которыми мир держится, неужели же основы жизни могут трактоваться как нечто отвлечённое и нежизненное? Не прожить долго в доме, построенном на зыбучих песках.
Е.И. Рерих. Апрель – май 1940 г.
Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасается к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений утверждаются основы, прежде обнародованные. (...) Каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркнули совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас. Нельзя говорить о новых Учениях, если Истина едина! Новые данные и новое восприятие их будут лишь продолжением познавания.
Братство, 188
Если бы читающие книги Учения вдумались глубже во все проблемы жизни, во все новые области и отрасли знания, затронутые в них, и задались целью основательно изучить их, то материала в них хватило бы не на одну, но на несколько жизней. Но обычно люди читают глазами, а не сердцем, и потому самые замечательные Указания, самые величайшие откровения скользят по сознанию, не оставляя ни малейшего следа. (...) Книги эти дают направление всему мышлению, указывая новые области, устанавливая новые вехи для всех научных исследований. Книги эти так жизненны, так насущны, ибо они устремляют в будущее. Книги Учения — неисчерпаемый кладезь для учёных, сознание которых не затемнено предубеждениями. (...) ...Истинное знание открывается лишь при претворении и приложении Указаний, даваемых в Учении, которое не останавливается ни на один день и огненными формулами и вехами ведёт всё вперёд, намечая грядущие события и ступени сознания и всё шире и шире раздвигая завесу в Великую Беспредельность.
Е.И. Рерих. 30.06.1934 г.
Именно — «всё должно быть сделано человеческими руками и ногами». Никто не может насиловать сознание наше к восприятию истины, ему ещё недоступной. Лишь наше внутреннее устремление может совершить необходимую трансмутацию. Вся восточная мудрость утверждает, что лишь личными усилиями и упорным трудом над собою достигается познание и овладение истиной. Но та же мудрость гласит, что «Учитель есть маяк ведущий и спасательная верёвка в трудных горных переходах. Принявший водительство Учителя ускоряет свой путь». Облегчая и ускоряя свой путь, он тем самым может соответственно облегчить и путь ближнего.
Е.И. Рерих. 18.02.1936 г.
Только прилагаемое на деле Учение может быть вечно новым. В применении растёт понимание основ, и каждый опыт открывает новую грань. Буква всегда неизменна, одинакова в своей застывшей форме, и потому она убивает, но дух подвижен и устремлён и вечно нов в продвижении к свету и потому животворит. (...) Но вот слово становится жизнью при устремлении духа и начинается бесконечное развёртывание его сокровенного смысла. Чем больше применяются слова Учения, тем больше тайн они раскрывают. Только в применении и можно понять Учение, другого способа нет.
Б.Н. Абрамов. Устремлённое Сердце. 26.11.1954 г.
Учение, прежде всего, не продаётся — это древнейший закон. Учение даёт цель совершенствования, иначе оно лишено будущего. Учение минует личные удобства, иначе оно будет себялюбием. Учение предусматривает украшение бытия, иначе оно потонет в безобразии. Учение всегда самоотверженно, ибо оно знает, что есть Общее Благо. Учение почитает знание, иначе оно есть тьма. Явление в жизни Учения происходит не среди выдуманных обрядов, но по основанию опыта.
Агни Йога, 404
Я люблю мою страну и никогда не забываю, что поверх всех Россий есть одна великая Россия будущего и Учение Живой Этики даётся именно для Новой Страны и для будущего поколения.
Е.И. Рерих. 1930-е гг.
Б.Н. АБРАМОВ
КНИГИ УЧЕНИЯ