Знание, будем твердить, явит конец страданию человечества. Беспредельность, 828 |
Святой Симеон Верхотурский. Хромолитография. 1896
Сколько истинных кладов заложено на Руси! Сколько замечательных путников прошло по нашим равнинам! И какое великое будущее суждено.
Н.К. Рерих
Восточные склоны Северного Урала подарили православному миру одного из наиболее почитаемых чудотворцев. Наш рассказ — о жизни и чудесах святого праведного Симеона Верхотурского, о чествовании святых его мощей и о великой чудотворной силе их.
Верхотурье... Из всех поселений, существующих ныне на территории Свердловской области, старше этого города только деревня Пелым в Гаринском районе. Но ещё за несколько месяцев до того, как началось возведение Пелымского острога, отряды под командованием чердынского воеводы впервые вышли в те места в верховьях реки Туры, где пять лет спустя будет построено Верхотурье.
Город возник в конце прямого сухопутного пути из Верхнего Прикамья в Сибирь. Новая дорога через Урал, от Соликамска до Туры, длиной в 263 версты (около 280 км) была разведана и вчерне проложена под руководством крестьянина Соликамского уезда Бабинова в 1595 – 1597 годах. Почти на 150 лет она стала единственной дозволенной царскими указами дорогой на восток страны. Верхотурье получило громкий полуофициальный титул «Ворота в Сибирь». И именно Верхотурье стало местом размещения главной таможни на выходе «государевой дороги» в сибирский край. Это было своего рода «окно» России в Азию.
Свято-Николаевский Верхотурский монастырь. Рядом, чуть отойти от монастырских врат, течёт холодная Тура, свинцовыми своими водами совсем не ласкающая глаз. Много чего повидала она на седом своём веку: и благолепие древнего Верхотурья, и разорение в смутные времена нашей истории, и возрождение монастыря. Сотни паломников приходят на крутой её берег, что за Кремлём, постоять, помолчать да подумать.
Холодные воды сибирской реки не располагают к пустым разговорам. Она сродни аскетам-монахам, при которых хочется подтянуться и продумывать каждое слово. Но у всякой речки случаются ключи. Правда, бывают они, как правило, холодны и опасны — закрутят, завертят. Дай Бог удержаться и не пропасть. И подумалось, что есть и у Туры свой ключ. Но он, в отличие от других, — горячий. К нему хочется припасть, отогреть душу, напитать её особым исцеляющим теплом. А напитав, уже не оторваться от этого ключа, уже не представить без него жизни. Святая обитель — тот ключ. Горячий ключ Туры холодной. Великая общероссийская святыня, дающая надежду идущим к Богу, исцеление — немощным, веру — маловерным, терпение — подвижникам.
Каждое утро насельники Свято-Николаевского мужского монастыря собираются у раки с цельбоносными мощами великого святого праведного Симеона Верхотурского и просят его благословения на начавшийся день.
«Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешённых социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков, — пишет Н.К. Рерих в статье «Семь святых». — Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утончённых душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением»1.
Мало что известно о родине Симеона Верхотурского, о его родителях и о том, откуда он пришёл в эти северные земли. Неизвестен даже год рождения святого, указывается дата приблизительная — около 1607 года. Говорят, принадлежали его родители к почётному сословию дворян, были благочестивы, усердны в воспитании сына. Но богатство, знания, почести — это ли достоинства для чистого сердца?
Уходит Симеон подальше от мирских треволнений в Сибирскую страну, заселённую полудикими иноверцами-вогулами, к холмам, покрытым вечнозелёным кедром, к скалистым горам и холодным рекам. В 50 км от Верхотурья расположилось село Меркушино. В этом селе, в храме святого архистратига Михаила и стал подвизаться праведный Симеон в посте и молитве.
Это был странный человек. Он так и не завёл собственного дома, собственного угла — не имел где приклонить голову. Летом его кормила природа, изобильная грибами и ягодами. Часами он сидел над рекой и удил рыбу, причём «доставал из воды лишь нужное для одного дня».
Суровыми уральскими зимами ходил он по деревням, нанимаясь шить полушубки. По тогдашнему обычаю портной жил в семье заказчика, пока не окончит работу. Так и Симеон жил у временных своих хозяев, ел с ними за одним столом и мастерил для них тёплую одежду. Но дела своего он никогда не доделывал: то рукав не вошьёт, то воротник не пришьёт, то петли не смечет. До зари, пока ещё все спали, покидал он хозяйский дом. Увидев незаконченную работу, хозяева принимались ругать в сердцах непутёвого портняжку. Только потом спохватывались: работа сделана большая, доделка нужна пустяковая, а денег-то мастер не взял ни копейки. Выходит, трудился лишь за харчи: пустые крестьянские щи да кусок хлеба. Ни платы, ни благодарности не хотел он за свой труд.
Как часто обманчиво наше земное зрение! Портной, живший и кормившийся у хозяев; рыбак, сидящий на речном берегу, — ни вида, ни величия нет в этих картинах. Кто мог разглядеть в этом тихом рыболове даже не ангельскую, а архангельскую духовную мощь? Кто мог угадать в этом странном бродяге ангела-хранителя Урала и Сибири?
Посиживая на речном берегу с удочкой, этот незаметный бродяга уподоблялся евангельским рыбакам-апостолам, великим «ловцам человеков». Он, проповедуя слово Божие, любил поговорить о духовном тихо и просто. Его слова трогали сердце и западали в душу. Местные иноверцы слушали его со вниманием, вразумлялись, тянулись к истине Христовой.
Он был странник, пришелец в этом мире. Ничего не имевший и не желавший земных имуществ, он скитался по окрестностям Верхотурья, любуясь заповедными красотами Урала и возносясь душою к Всевышнему Творцу мироздания.
Но немногими годами отмечена была жизнь праведника. Не приученный с детства к скудости, он подорвал здоровье грубой пищей и подвигами поста. От болезни желудка скончался Симеон ещё молодым, около тридцати пяти лет от роду. Годом кончины его был 1642-й, месяц остался неизвестным. Жители села Меркушино, питавшие глубокое уважение к праведнику, с честью похоронили останки его у своей приходской Михайло-Архангельской церкви.
Прошло 50 лет, как почил меркушинский праведник. Память о нём начала ослабевать. И вот происходит неслыханное чудо: гроб со святым Симеоном стал выходить из земли, подниматься, вот уже и показался он поверх могилы. Сквозь щели крышки увидели местные жители нетленные останки святого. Это изумительное восхождение из земли гроба с нетленными мощами заставило меркушинцев прийти к заключению, что погребённый есть муж праведный. Кто он? Как имя праведника? Никто не знал, ибо память о Симеоне совсем иссякла за полвека.
Вскоре от мощей праведника стала исходить благодать исцеления. И это окончательно убедило людей в святости человека, погребённого в явившемся гробе. Особенно помогал праведный больным глазами, а также при немощи рук и ног.
В 1695 году отправился в Верхотурье тобольский митрополит Игнатий. Путь его лежал через Меркушино. Рассказали митрополиту о чудесных исцелениях от
нетленных мощей неизвестного святого. Митрополит приказал разыскать старого жителя села. Привели согбенного старца. И вот что он поведал о неизвестном праведнике: «Житие его было доброе, и муж добродетельный, из российских городов отечество его, и дворянской породы, и пришельцем странствовал в Верхотурском уезде; ремесло же его было — шить портное и шубы с нашивками. Притом послушлив и услужлив был, и к Богу прилежен, и в церковь на молитву и службу Божию в обыкновенное время ходил; болен же был чревом. А имени его не упомню». Так сказал 70-летний старец Афанасий.
Выслушав это, Игнатий предложил собравшимся людям усердно молить Господа, чтобы он открыл имя новоявленного праведника. И по дороге в Верхотурье, отъехав семь вёрст от Меркушина, он услышал явный Голос: «Симеоном зовут его! Симеоном зови его!»
Вскоре митрополит Игнатий получил радостное известие от меркушинского священника Иоанна. Тот увидел сон: будто находится в церкви и служит литию перед гробом праведника. Когда же Иоанн пришёл в недоумение относительно того, как поминать праведника, то услышал чудный Голос: «Почто недоумеваешь? Поминай его Симеоном». Так чудесным образом было открыто имя святого. Мощи освидетельствовали, а чудеса и исцеления продолжались. Не ослабевала душа праведника в своём горении и пламенном устремлении на помощь людям.
О значении великого понятия помощи Учение Живой Этики говорит: «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. (...) Помогайте везде, где может рука проникнуть»3. «Нужно помогать везде и во всём. (...) Помощь во всех видах оказывается нуждающимся. (...) Все Заветы указывают насущность безусловной помощи»4.
По просьбе верхотурских граждан в 1704 году произошло торжественное перенесение мощей праведного Симеона в город Верхотурье. Очевидцы так описывают это событие. «Перенесение мощей состоялось 12 сентября, когда небо очистилось от дождевых туч и водворилась приятная погода. Торжественная процессия, прибыв в Верхотурье, направилась в тамошний монастырь, и в монастыре этом, в деревянном храме Покрова Пресвятой Богородицы, поставили мощи праведного». Вскоре, впрочем, святые мощи из Покровского храма перенесены были в церковь Святого Николая. С этого времени и начали именовать Симеона Верхотурским, а в память перенесения его мощей установлено было ежегодно 25 сентября (12 сентября по старому стилю) совершать торжественное церковное празднование.
Имя праведного святого Симеона Верхотурского стало известно далеко за пределами Верхотурья. В начале XX века число паломников достигало 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор. Освящение собора и перенос туда мощей состоялись 25 сентября 1913 года.
Со всех концов Урала и Сибири потянулись к нему страждущие. Шли в сторону монастыря больные — хромые, слепые, убогие. Дорога скорби, печали, горьких слёз.
А обратно? Обратно шли исцелённые! Славили Господа, Его угодника Симеона, громко пели, охотно рассказывали о дарованных им чудесах.
Да только прошло время, опустела дорога, поросла быльём, а мощи святого праведника отправились в горькое скитание по взбудораженной России: и в Нижнем Тагиле были, и в Свердловск их увозили... Только чудом они не пропали во время этих скитаний.
Через 63 года после изъятия святые мощи вновь возвратились в Верхотурье. День этот запомнился многим на всю жизнь — 25 мая 1991 года.
А в Меркушино из могилы Симеона вот уже несколько веков бьёт целебный источник. Над могилой Святого построили храм, источник находится под иконостасом, почти под алтарём. Вода святая, целительная, несколько лет находясь в сосуде, не портится. Много страждущих сюда приезжают, молятся, и даётся им по вере.
Святого Симеона Верхотурского хорошо знают на Урале и в Сибири. Едут в Свято-Николаевский монастырь паломники из Челябинской области, из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Тобольска... Но Россия большая, и святыня эта не только уральская, а общероссийская. После того, как монастырь посетил патриарх Алексий, количество паломников резко увеличилось, о Верхотурье и верхотурском праведнике узнало много православных. Со всей России едут сюда паломники, чтобы по молитве своей получить исцеление от болезней, помощь в семейных неурядицах, поддержку в скорбных обстоятельствах жизни.
Запомните, Симеон имя ему, Симеоном его зовите.
Составитель Татьяна Кукушкина
Литература
1. Возрождённые святыни. Верхотурье и Меркушино. Екатеринбург, 2007.
2. Житие Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Исцеления и чудеса.
3. Сухинина Н. Горячий ключ Туры холодной // Где живут счастливые? Сб. рассказов и очерков. Сергиев Посад: Алавастр, 2011.
4. Сухинина Н. Симеоном его зовите // Куда пропали снегири? Сб. рассказов и очерков. Сергиев Посад: Алавастр, 2011.
1 Рерих Н.К. Семь Святых // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 124.
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 160.
3 Иерархия. 434.
4 Аум. 452.