В сознании заключается и мощь, и всё оружие победы. Устремлённое сознание может двигать громадами… Мир Огненный, ч.3, § 320 |
О своей встрече со Святославом Рерихом
рассказывает Урмат Осмоев —
художник, книжный иллюстратор, фотограф
из г. Бишкека
Эта поездка состоялась в 1980 году: собрались представители многих городов из республик СССР. Нас заранее предупредили, что во время поездки будет встреча с С.Н. Рерихом. Журналисты, фотокорреспонденты, художники — все обрадовались.
Когда мы прибыли в Индию, поехали в город Бангалор. У Святослава Николаевича было имение и большие плантации рядом с Бангалором. В имении находилась летняя мастерская. О Рерихе я знал, поскольку учился в Московском полиграфическом институте и нам преподавали историю искусств. Но никогда в жизни не думал, что встречусь с ним.
Когда мы, около 20 человек, приехали в имение С.Н. Рериха, нас уже ждали — он и его жена Девика Рани. Все поздоровались, познакомились, пожали друг другу руки. И я пожал ему руку. Такая тёплая была встреча, длилась довольно долго.
Святослав Николаевич расспросил, откуда мы, чем занимаемся. Потом он задал вопрос:
— У вас, я слышал, в группе художник есть?
— Да, есть художник.
Меня представили, и я спросил у Святослава Николаевича:
— Можно я нарисую Ваш портрет?
— Ради Бога, — ответил он.
Пока С.Н. Рерих разговаривал с журналистами, я нарисовал вот этот портрет. Ещё есть и второй рисунок. Но это первый, который я сделал, и Святослав Николаевич на нём расписался. Это было для меня очень дорого. И вот уже 38 лет я храню этот рисунок с автографом, а теперь передаю его в дар Выставочному залу Рериха в Бишкеке. Я всегда гордился тем, что встретился тогда со Святославом Рерихом. Когда встречаешься с таким человеком, совсем по-другому чувствуешь мир, своё существование, своё назначение.
На той встрече мы все вместе пили чай, нас угощали. После чаепития С.Н. Рерих начал показывать свои работы — прекрасные, насыщенные цветом, большого размера, полтора-два метра высотой.
В то время в Москве был снег, холод, а там — жара. Мы приехали в костюмах, в рубашках, на фотографии с Девикой Рани это видно. Девика знала русский язык, разговаривала с нами по-русски. Ей тоже очень много вопросов журналисты задавали. Они со Святославом Николаевичем на все вопросы отвечали спокойно, не спеша. Он рассказывал о своих картинах, об отце и старшем брате, которые проехали через Центральную Азию во время своей экспедиции, проезжали и по нашим землям. Ещё было очень много разговоров, очень много. У журналистов было много вопросов к Святославу Николаевичу. Фотографы делали фотографии.
Как художник, я нарисовал портреты Святослава Николаевича. Один фотограф из Москвы, с Центрального телевидения, сфотографировал меня рядом с Девикой. По приезде в Москву я с ним встретился, и он подарил мне это фото.
Когда мы возвратились из Индии, я сразу, первым делом, поехал в Музей Востока. Там в экспозиции были очень большие, редкие картины С.Н. Рериха. Они были насыщены чем-то особым.
Все его картины и картины его отца Н.К. Рериха наполнены философским смыслом. Нет ни одной картины пустой, чтобы просто изображала пейзаж. Всё связано: небо, земля, огонь, история, мистика — вcё в них есть. Какая композиция, какой цвет! Каждая композиция, каждая деталь — всё продумано. Картины дают пищу для души. Меня это поразило очень сильно.
Я полюбил этого человека. А кто его не любит? Все любят, все уважают. Я очень счастлив, что встретился со Святославом Рерихом.
10 октября 2018 г.