Спросят: «Где же поиски совершенства?» Отвечайте: «Нам в Любви, Красоте и Действии – тех трёх путей достаточно». Листы сада М. Зов, 19.07.1922 |
Огромен вклад в науку и культуру эпохи Возрождения великого итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639).
По-итальянски campanella означает «колокол». Широко известны слова Кампанеллы о себе: «Я колокол, предвещающий новую зарю!» И действительно, его жизнь можно сравнить с набатом, зовущим людей к лучшей жизни, а все его труды были направлены на достижение необыкновенной мечты — построить братство на земле.
Он оставил обширное литературное наследие — труды по астрономии, медицине, астрологии, математике, риторике, поэтике, историографии, логике, грамматике, диалектике, богословские трактаты, политические памфлеты, стихи. Такая широта интересов и универсальность познаний не удивительна в мыслителе эпохи Возрождения. Некоторых исследователей поражает другое — противоречия, которые они усматривают в трудах Кампанеллы. Так, будучи страстным противником испанского владычества, он пишет трактат, в котором призывает испанского короля объединить под своей властью весь мир. Он мечтает о создании коммунистического общества и в то же время провозглашает идеалом государства всемирную монархию. Последователь материалистического учения, он пишет труды, посвящённые вопросам богословия, и т.д.
И доныне произведения философа вызывают споры среди исследователей. И лишь рассматривая учение Кампанеллы в свете Живой Этики, мы понимаем, что никаких противоречий в его взглядах нет, и миропонимание философа предстаёт перед нами как стройная и целостная система.
Прежде чем перейти к краткому обзору основных положений учения Кампанеллы, вспомним, в какую эпоху он жил. То было время господства инквизиции, удушавшей всякую смелую мысль. Е.И. Рерих писала: «...такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоганн Гус и Жанна Д’Арк, навсегда останутся в памяти человечества, как огненные свидетели царства дьявола в века инквизиции!»2
Современниками Томмазо Кампанеллы были Галилео Галилей и Джордано Бруно. В истории итальянской мысли XVI – XVII веков имена этих трёх гениев науки стоят рядом, хотя каждый из них шёл своим путём. Бруно и Кампанелла были представителями натурфилософии уходящего Возрождения, их научные гипотезы во многом строились на гениальных догадках и духовных прозрениях. С Галилея начиналась наука Нового времени — экспериментальное и математическое естествознание. Все они принадлежали к великому сообществу Старших Братьев человечества, которые, жертвуя собой, из века в век приносили людям свет истинного знания и веры. Все трое жестоко пострадали от инквизиции. Но, выступая против схоластической науки, выродившейся к тому времени в мёртвую схоластику, они разрушили прежнюю картину мира и создали новое учение о Вселенной.
В 1603 году Кампанелла был осуждён на пожизненное заключение за попытку свергнуть испанское владычество в Италии, а также за свои еретические взгляды, которые противоречили не только католическому, но и вообще христианскому мировоззрению. Так, мятежный монах утверждал, что Бог — это природа; он отрицал божественность Христа, ставя его в один ряд с другими основателями религий; чудеса Христа и Моисея объяснял естественными причинами, и хотя признавал, что христианство лучше других религий, но осуждал существующие в нём суеверия; наконец, он собирался основать «новый закон, лучше христианского».
О своём духовном пути Кампанелла писал, что, однажды отойдя от Бога, он «был возвращён на путь спасения и познания божественных вещей» «в результате перенесённых мучений». Он призывал всех принять учение Христа, «ибо сам на опыте убедился в истинности иной, посмертной жизни и имел многие явственные видения». Однако, несмотря на приверженность христианству, Кампанелла отстаивал необходимость его обновления и создания нового богословия3, основанного на достижениях человеческой цивилизации.
Несовместимость позиции Кампанеллы с официальной линией церкви особенно ярко проявилась в его знаменитой теории «двух книг». Существуют две божественные книги, из которых мы черпаем истину, утверждает философ, — это Природа и Священное Писание. Две эти книги созданы Богом с разной целью: если Природа открывает перед человеком безграничные возможности познания, то предметом Писания является наставление в нравственности и вере.
Теория «двух книг» означала не что иное, как отказ от подгонки научных теорий и открытий под библейские тексты, и провозглашала полную независимость науки от религии. Конечно, для церковников это было абсолютно неприемлемо.
Однако мир менялся, и совершавшиеся научные открытия не укладывались в старую картину мира. Нельзя держаться за философию древних, утверждает Кампанелла, после того как Колумб открыл Новый Свет, Магеллан совершил кругосветное путешествие, Коперник создал новую космологию, Тихо Браге и Галилей открыли новые звёзды, кометы и планеты, изобретены книгопечатание, телескоп... Новая физика и новая астрономия настоятельно требовали перестройки также и богословия.
Остановимся на некоторых положениях учения Кампанеллы и увидим, насколько они близки основам Живой Этики.
Одним из главных вопросов философии является вопрос о материи. В противовес представлениям о существовании за пределами земной сферы какой-то иной материи Кампанелла говорит о единстве материи во Вселенной: «Материя едина и бессмертна, а формы её многочисленны, изменчивы, тленны, подвержены возникновению и гибели». При этом, несмотря на непрерывный поток изменений, возникновения и гибели вещей, в мире существует всеобщая гармония целого. В природе «нет уничтожения, но только превращение». «...И как типографский шрифт постоянно употребляется для составления новых страниц и постоянно разбирается, так и всякая телесность подвергается превращениям, и смерть одного служит зарождению многих, и из многих смертей рождается новая вещь. И однако в целом жизнь едина...» — писал философ.
Исходя из концепции единства материи и всеобщности законов природы, Кампанелла выдвигает другое важнейшее положение — об одушевлённости природы. «Все вещи чувствуют», утверждает он, следовательно, весь космос, весь мир есть чувствующее существо. Е.И. Рерих писала: «...раз ни один атом во всём космосе не лишён жизни и сознания, то есть духа, то насколько же должны быть наполнены как тем, так и другим его мощные небесные тела, включая и нашу планету. (...) Часто в философских и древних трудах можно встретить сравнение Земли с большим животным, имеющим свою особую жизнь, следовательно, и своё сознание или проявление духа»4.
Кампанелла определяет природу как «божественный закон». Величайшим чудом он считает сотворение мира. И этот мир, по его учению, создан Богом-Творцом, который понимается им как Высший Разум. «Смехотворно мнение Лукреция, — пишет он, — что мир произошёл случайно из атомов, движущихся в пустоте и случайно сталкивающихся». «Строение и мира, и растений, и животных достаточно и с избытком свидетельствует о существовании первой силы, которую мы именуем Богом». И далее Кампанелла приходит к учению о Первоначалах Бытия, близких к понятию Святой Троицы в христианстве, — это Мощь (в Живой Этике — психическая энергия), Мудрость и Любовь. Именно эти Начала лежат в основании мира.
Учение о множественности миров послужило одной из причин расправы инквизиции с Джордано Бруно. Кампанелла был едва ли не единственным последователем идей Джордано Бруно и доказывал возможность не только существования многих миров во Вселенной, но и жизни в них. Будет безумием утверждать, говорил философ, что за пределами нашего мира «ничего не существует, ибо... с Богом, как с существом бесконечным, никакое небытие несовместимо». «Я определённо не верю, что Бог исчерпал своё могущество этим маленьким шаром... но считаю, что могут существовать бесконечные вещи вне его».
Кампанелла обладал большими познаниями в области астрологии. Его пророчества и гороскопы вызывали большой интерес современников, хотя в те времена подобного рода занятия преследовались инквизицией. Астрологические представления Кампанеллы также основывались на понимании всеобщей связи явлений в природе. В движении звёзд он видел знаки приближающихся великих перемен и предсказывал, что мир погибнет в огне, но при этом говорил «не о полной гибели, а о некоем обновлении». «Этот организм погибнет, но Бог возродит его в какой-нибудь иной, более высокой форме».
Новая картина мира требовала новой теории познания. Для Кампанеллы она заключалась в непосредственном изучении природы. Он так разъяснял свой метод познания: «Я больше узнаю из строения муравья или травинки (не говоря уж о восхитительном устройстве мира), чем из всех книг, какие были написаны от начала веков до сих пор, — после того как научился читать божественную книгу природы».
Учёный призывает предоставить самую широкую свободу научным исследованиям: «Никому не должно запрещать открытия!» И если о чём и следует беспокоиться, так это о том, чтобы «не издавались книги, до тошноты повторяющие то, чему учили предки».
Для того чтобы познавать мир, согласно учению Кампанеллы, Бог наделил человека наряду с «телесным жизненным духом» частицей высшего разума — бессмертной душой, выделяющей его из всех созданий природы, а также способностью к высшему познанию, или интуицией.
Продолжая великую гуманистическую традицию и полемизируя со средневековыми представлениями о человеческом ничтожестве, Кампанелла прославляет человека как царя и властелина природы. «Родившись голым, человек побеждает животных, — пишет философ, — он плавает в море и летает по воздуху, как Дедал, и пересекает землю сам и используя силу животных, и покоряет гордые валы и ветры, как владыка морей, и подчиняет себе все металлы, употребляя их для своей пользы, из деревьев он сооружает корабли и дома, добывает огонь...» Человек создаёт государства и законы, науки и религии, сооружает города и храмы. Он — как бы «второй творец мира». Свой гимн человеку Кампанелла заключает гордыми словами: «Следовательно, человек не червь, но распорядитель и наместник Первой причины, зиждительницы всех вещей», «достойный соперник самого Бога».
Более четверти века Кампанелла провёл в заключении. Тем не менее его сочинения, посвящённые вопросам политики, при обсуждении межгосударственных конфликтов фигурировали без скидок на особое положение автора.
Как и в науке, он выступает за глубочайшее преобразование человеческого общества, за установление справедливого и разумного строя. Чёткие формулировки политика сменяются озарениями пророка: «Переменятся все секты и религии, человечество придёт к первоначальному государственному устройству, чтобы правил один первосвященник с сенатом лучших, как постановил Бог...»
Общественный идеал Кампанеллы был выведен из трагической земной действительности, из очевидных и нестерпимых бедствий народных. В основе его размышлений о будущем лежала забота о судьбах родной земли, о страданиях и бедах его земляков. «Взгляните на Италию, — писал он. — Что сказать о несчастном королевстве Неаполя и Сицилии, где право и закон — это то, чего пожелает испанская жадность и спесь? Где платят налогов больше, чем имеют имущества; где каждый платит подушную подать только за то, что носит голову на плечах...» «Золото породило жадность в наших душах и уничтожило взаимную любовь между людьми. Люди продают свою веру, видя, что деньги пользуются поклонением и имеют власть над всем, и подчинили корысти науки и религиозные проповеди, и забросили земледелие и искусства, став рабами денег. ...Золото породило великое неравенство между людьми, так что одни слишком богаты, что делает их наглыми, а другие слишком бедны, что превращает их в завистников, воров и убийц».
Против частной собственности — основы всех социальных противоречий — направлена вся деятельность Кампанеллы.
Свою политическую программу он сформулировал ещё в период подготовки восстания против испанского владычества. В проповедях перед народом он рисовал картину будущей идеальной республики, «где все будут жить общиной». В первые годы пребывания в заточении он создаёт своё знаменитое произведение — «Город Солнца». Рисуя необыкновенный город будущего, он опирался и на труды Платона, и на общину первых христиан, и на писателей христианского средневековья.
В воображении неаполитанского узника гора Стило в его родном городе становится той неприступной горой, на которой располагается Город Солнца. Обширные палаты, аркады, галереи для прогулок, стены, расписанные великолепной живописью, — таков внешний облик города, венчаемого на вершине горы храмом, «воздвигнутым с изумительным искусством».
В государстве соляриев, его жителей, упразднена частная собственность. «Община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми — потому, что у них есть всё, бедными — потому, что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».
Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе Кампанелла противопоставляет заботу государства о воспитании и образовании.
В Городе Солнца обучение детей под руководством просвещённых наставников осуществляется во время прогулок и игр. Для этого приспособлены стены города, на которых «всё достойное изучения представлено в изумительных изображениях и снабжено пояснительными надписями». Там можно видеть все виды деревьев и трав, всевозможные породы рыб, птиц, животных, а также математические фигуры, карты всех областей земли с описанием «обычаев, законов и нравов их обитателей» и многое другое. «И тут дети вместе занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картины, знакомятся по изображениям с историей и языками... На седьмом году переходят они к естественным наукам и затем к ремёслам».
Важнейшая черта общественного строя Города Солнца — всеобщее участие в труде, который из проклятия стал почётным и уважаемым делом. Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремёсел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Никакой труд не является позорным в общине соляриев, «всякую службу называют они учением».
Благодаря всеобщему участию в труде и применению технических новшеств и изобретений рабочий день в Городе Солнца сокращён до четырёх часов, остальное время отводится занятиям науками, развитию «умственных и телесных способностей, и всё это делается радостно». В результате солярии достигли успехов во всех сферах жизни. И «всего у них изобилие».
В Городе Солнца «невозможно встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни насилий».
Всей жизнью общины руководит своеобразная духовная иерархия — учёные-жрецы, которые решают все вопросы хозяйственной, культурной и духовной жизни граждан идеального государства.
Во главе общины стоит верховный правитель, он же первосвященник, именующийся Солнцем или Метафизиком. При нём состоят три соправителя, реализующие три основных принципа бытия: Мощь ведает вопросами войны и мира, военным искусством, Мудрость — искусствами и науками, Любовь занимается вопросами воспитания и медицины.
Три соправителя «Солнца» должны в совершенстве знать науки, относящиеся к их области управления. Что же касается верховного правителя, то он должен познать основы всех искусств и наук, знать «историю всех народов, их обычаи, религиозные обряды, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремёсел и строение неба».
Каждый из них опирается на ещё более узких специалистов, таких как Астролог, Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Воспитатель, Агроном, Стратег и т.д. Не только высшие правители государства, но и все чиновники Города Солнца — просвещённые специалисты и занимают соответствующие должности именно в силу своих познаний и способностей.
Светская власть в Городе Солнца соединена со священнослужением. Религия соляриев — это «закон природы», близкий к христианству. И эта религия соединяется с изложением основ философии, астрономии и астрологии. Таким образом, Кампанелла передаёт руководство обществом в руки учёных-философов. Именно знание, наука лежат в основе разумной организации всей жизни Города Солнца. Целью научного познания является проникновение в таинства Вселенной, совершенствование человека и общества.
После провала калабрийского заговора, находясь в тюрьме, Кампанелла переосмысливает свою программу общественного переустройства. Народ — те самые массы, во имя которых он выступал, — не поддержал мятежников. Кампанелла приходит к мысли, что сознание народа ещё не готово принять эти идеи и потому необходимо использовать в его интересах такое мощное орудие, как власть правителей. Однако это возможно лишь в случае коренного преобразования самого характера и светской, и духовной власти.
Осуществление своей программы-мечты о создании идеального государства Кампанелла относил к тому недалёкому, согласно его астрологическим прогнозам, будущему, когда произойдут мировые катаклизмы. И в ожидании этого неизбежного будущего он убеждает правителей всего мира ускорить установление «царства божьего на земле». Он обращается с посланиями к государям и властителям, и в его сочинениях звучит тон не просителя или льстеца, а скорее библейского пророка и учителя. С поразительной для узника смелостью Кампанелла обличает пороки современных правителей и церковных иерархов.
Он гневно восстаёт против власть имущих, ибо государи правят, имея в виду единственно личный интерес, а не народное благо; ради укрепления своего тиранического правления они ведут бесконечные войны, принося народам неисчислимые страдания.
Государство гибнет от «обогащения и усиления баронов» — потому необходимо сократить доходы знати. Установлению равенства должна служить налоговая политика. Богатство не в деньгах, учит Кампанелла государей, а в подданных и в лучшем ведении хозяйства.
Грабительской финансовой политике он противопоставляет новую систему налогового обложения, исходящую из принципов равенства и справедливости. Надо заставить баронов и ростовщиков платить половину всех налоговых сборов. При этом налоги на предметы первой необходимости должны быть предельно снижены, и, напротив, следует повысить обложение предметов роскоши. Государственные средства должны расходоваться на общенародные нужды: на просвещение, содержание войска, а не на прихоти знати.
Кампанелла предлагает выбирать людей для тех или иных должностей по их личным качествам. В наилучшем государстве, пишет он, «каждый призван исполнять те обязанности, для которых он рождён, и тогда воцарится разум».
Все эти меры должны привести к общности имуществ — такое государство Кампанелла считает «наиболее естественным», то есть соответствующим природе. «Равенство имуществ делает государство совершенным, устойчивым и прочным».
Коренной реформе подлежит и армия. Кампанелла требует упразднения сословных привилегий, создания всенародного войска, в котором с солдатами не обращались бы как со скотом. Нужно учредить военные и морские училища для подготовки офицеров.
Программа Кампанеллы предусматривает заботу государства о просвещении. Он предлагает основать бесплатные народные школы, проводить научные исследования, организовывать научные экспедиции для описания новых земель.
С широкой программой церковных преобразований Кампанелла обращается к Папе Павлу V. Современная религия, пишет мыслитель, «стала прикрытием преступлений, и тяготой для государства, и обманом несчастных, и есть опасность, что все народы поверят, что религия — это искусство держать их в узде». Современные священники «живут как государи», а нужно, «чтобы всё духовенство ходило в церковь босым, и постилось, и ело мужицкий хлеб». «Нужно управлять церковным государством так, — поучает он римского первосвященника, — чтобы все другие народы испытывали зависть и стремились попасть под владычество церкви. А где теперь различие между подданными церкви и иных государей? Казни и налоги, тюрьмы, пытки и притеснения подобны во всём».
Кампанелла выдвигает идею полной реформы монастырей — для превращения их в общественно полезные учреждения. В них всё должно быть поистине общим, и служить они должны всему народу, обучать крестьян земледелию и скотоводству, оказывать бесплатную медицинскую помощь.
Стоит напомнить, что в то время на Руси уже более двух столетий действовали монастыри, подобные тем, о которых мечтал Кампанелла. Они были созданы Преподобным Сергием Радонежским и его учениками, и в основу их был положен введённый Преподобным принцип общинножития и бескорыстного служения своему народу и Отечеству. Именно на Руси было заложено основание новых отношений в человеческом сообществе, о которых так страстно мечтал итальянский мыслитель и которые в будущем, несомненно, охватят всю планету.
Среди церковных преобразований Кампанеллы отметим требование ограничить доходы кардиналов и епископов, обратив эти средства на содержание учебных заведений. А главой римской церкви должен стать, по мысли реформатора, самый мудрый и образованный человек, независимо от его происхождения.
Впрочем, все эти реформы не затрагивали непосредственно христианского учения. Кампанелла истолковывает его в духе «естественной религии», то есть религии, свойственной всем людям от природы. «Нравственные предписания Христа соответствуют закону природы. Христос есть любовно правящий Первый разум». И все люди, по природе своей будучи разумными, уже тем самым являются христианами, убеждён Кампанелла. Поэтому он был готов избрать христианство как орудие духовного единения всех народов.
Вступая в полемику с протестантами и реформаторами, Кампанелла яростно отвергал учение кальвинизма о божественном предопределении, согласно которому люди лишены свободы воли и заранее, по воле Бога, предопределены к вечной гибели или спасению. Он считал, что поведение человека, его выбор зависят от свободной воли. А его собственную волю не смогли сломить ни неаполитанские тюремщики и палачи, ни римские инквизиторы и богословы. Никому не дано было определять ход мысли философа.
Столь же существенной частью программы Кампанеллы, как и коммунистическая организация общества, являлось создание единого мирового государства, основанного на политическом и нравственном единстве. Это и есть то «едино стадо и един пастырь», о котором говорится в евангельском изречении. Этой центральной идее подчинена вся его политическая программа, вся его практическая деятельность. Всемирная монархия мыслится им не как деспотическое правление сильнейшего государства, а как союз равноправных государств и народов.
В трактате «О царстве божьем» Кампанелла говорит «в утешение всем народам и ради согласия, надежды и утешения государей» о царстве божьем на земле, царстве равенства и справедливости. «Счастье всего человеческого рода, желанное от века и проповеданное науками, не может не осуществиться, и все ненавистные бедствия не могут не прекратиться... и не может быть тщетным это всеобщее стремление, и не могут не исполниться писания пророков».
И в этом мировом государстве, в рамках которого осуществится Город Солнца, человечество достигнет мира, прекращения расколов и распрей, освобождения от страха, голода и болезней. «И не будет войн, и перекуют мечи на орала».
В 1626 году, после 26 лет, проведённых в застенках инквизиции, Кампанелла был освобождён, а через три года реабилитирован, с него были сняты прежние обвинения в ереси. Его сочинения были изъяты из Индекса запрещённых книг, и капитул Доминиканского ордена присвоил ему степень магистра богословия.
Шли годы, но стареющий философ-политик не оставлял мысли об осуществлении своей программы. Кампанелла продолжал обращаться к сильным мира сего, но всё было тщетно — тот просвещённый монарх, которого он так ждал и который осуществил бы предложенные им преобразования, так и не появился.
5 сентября 1638 года Кампанелле исполнилось 70 лет. В «Эклоге на рождение дофина» он даёт волю своим мечтам о наступлении золотого века. «Родится великий герой, и он воссоединит все народы в едином христианстве и воздвигнет храм мира», — провозглашает он в порыве пророческого вдохновения и рисует черты будущего великого правителя-философа:
Живая Этика говорит: «Пусть мечта будет прекрасной. Пусть она творит лучшее будущее человечества. Пусть она создаёт героические образы. Пусть она проникает в высшие, Надземные Области. Пусть она служит к познанию Высших Существ, — только такое качество будет плодоносным. Оно не только утвердит сознание творца, но и создаст драгоценную вибрацию на пользу общую»5.
Великий мыслитель-гуманист, пламенный борец Томмазо Кампанелла прошёл по земле как Герой, освещая огнём своего сердца путь к счастью человечества. О таких, как он, Сказано: «Много их было, Свет миру несущих. Признание все получили, но пострадав... Прозревая в действительность огненную, жили лишь ею... Это им силы давало идти через жизнь, совершая посев огненных зёрен...»6
* Начало см. в № 3, 2018. Статья написана на основе книги А.Х. Горфункеля «Томмазо Кампанелла» (М.: Мысль, 1969. — 247 с. (Мыслители прошлого)).
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 280 (11.08.1934).
3 Богословие, или теология (от «Теос» — Бог и «логос» — слово, т.е. «слово о Боге») — систематическое изложение и истолкование религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога.
4 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 227 (30.04.1935).
5 Надземное. 827.
6 Грани Агни Йоги. 1962. 269.