Вернее судить о высоте духа по его терпимости, вмещению и великодушию, а также и по действенному противлению злу. Рерих Е.И. Письмо от 31.07.1937 |
Зинаида Григорьевна Фосдик и Людмила Феликсовна Страва США. 1970-е гг.
С Б.Н. Абрамовым я познакомилась через письма, в начале 50-х годов. Е.И. Рерих мне о нём писала, указывая на его светлый дух и серьёзную работу по изучению философии и учений Востока. Я начала с ним переписываться, и меня всецело очаровал его чудесный язык и тонкость его переживаний, а также поэтическая жилка, проходившая через его письма. Он тогда много общался с молодёжью и укреплял в ней любовь к Родине и к служению ей. Сам он всегда стремился вернуться на Родину, что ему удалось в 1959 году.
Жизнь его была трудной, из-за серьёзно больной жены; кроме того, он боялся, что продолжительное путешествие явится опасным для неё. Я его увидела в 1961 году, когда приехала в Москву по поручению нашего Музея для изучения архивов о Н.К. Рерихе. Борис Николаевич во многом мне способствовал, был полон воодушевления, находил для меня нужные справки, а также знакомил меня с кипучим духом тогдашней жизни и устремлениями молодёжи к новым веяниям в литературе и искусстве. Сам он горел огнём духа, верил в светлое будущее, был полон внутренними исканиями. Красота, в чём бы она ни выражалась, на него глубоко действовала, он весь светился при соприкосновении с нею. Всем он хотел помогать, чем только мог. Помню его слова: «Я всегда привык давать, а вот брать трудно для меня».
Ушёл чистый, прекрасный человек, пробудивший во многих сердцах любовь к красоте, и эти семена, посеянные им, будут произрастать, чем и докажут, что смерти нет, а есть лишь беспрерывный поток, вечно несущийся вперёд, в светлое для всех будущее.
18 апреля 1957 г.
Дорогие Друзья,
Получила Ваше сердечное письмо и очень обрадовалась ему — давно не имела вестей от Вас. Письмо Ваше пришло за день до 24-го марта, и мы мысленно были с вами, чувствуя также присутствие наших Светлых Учителей. Много воспоминаний связано с этим днём! Мы праздновали его впервые вместе с нашими Родными, во время их пребывания здесь. Незабываемое время строительства, новых планов и Дел Вел[икого] Вл[адыки] для будущего. Оглядываясь назад, можно сказать, что многое за эти годы было сделано и конкретно вошло в жизнь. Были приносимы камни на постройку под руководством наших Учителей, и многие здания были закончены. Но многое ещё впереди, и наш долг продолжать начатое, ибо над нами Щит.
И не нужно спрашивать себя — успеем ли? Работа должна продолжаться без перерыва, книги Учения должны выходить и распространяться где только возможно. А если ростки взойдут позже, урожай будет собран другими руками; не нам печалиться об этом, ибо мы сеятели, и в этом есть наше задание и истинная радость. Да, работа вместе с моим мужем [Д. Фосдиком] в Учении, в полной согласованности, служа Вел[икому] Вл[адыке] — счастливая карма,
и я ежедневно возношу благодарность за неё.
Уже много лет как мы с ним переводим на англ[ийский] книги Учения. Я вначале работаю с оригинала, сверяя перевод, а он позже, когда перевод собран в сыром виде, тщательно проходит его со мною, не только для точности, но стараясь ближе подойти к изумительно прекрасному слогу и своеобразному языку Вел[икого] Вл[адыки]. Работаем мы упорно и долго, проводя часы над отдельными параграфами там, где нужно уловить тонкость и глубину мысли. На подготовку книги к печати уходит около года. Кроме того, мы ведём работу по Музею, в котором находится постоянная выставка картин Н.К. [Рериха], и в галерее, где несколько раз в году идут выставки америк[анских] и иностранных художников. Но главная работа связана с Общ[еством] А[гни] Й[оги], собраниями членов два раза в месяц, выпуском книг Учения и большой корреспонденцией. Лишь неделю тому назад закончили перевод «Беспредельности», 2-го тома; он теперь печатается на машинке, и мы надеемся сдать книгу печатнику в мае.
Собрания Общества А[гни] Й[оги] ведутся группой, установившейся и работающей в полной гармонии уже много лет. В этом году изучается Психическая Энергия в её многих аспектах. Так, теперь мы разбираем осознание Психич[еской] Энергии, чему уже было посвящено несколько собраний. Делается это следующим образом: я предварительно выписываю из всех книг Учения соответствующие выбранному аспекту параграфы и рассылаю эти листки всем членам, которые их внимательно изучают. На собраниях мы их широко обсуждаем, с разных точек зрения. Удивительно наблюдать характерные особенности и индивидуальный подход, иногда совершенно неожиданный. На этих собраниях учишься без конца.
Иногородние члены, которые не могут присутствовать на собраниях, сами проходят выписанные параграфы и переписываются со мною, запрашивая о не совсем ясных или же непонятных местах, излагая при этом собственный подход. Получается полное и благое единение. Кроме того, некоторые из наших опытных сотрудников ведут переписку с членами, близкими им по духу и по ауре. Переписка эта даёт полезные результаты, образуются новые группы в других городах. Вот недавно прибавилась русская группа в Калифорнии, которой руководит культурная женщина, вступившая в наше Общ[ество], устремлённая и ищущая знаний. Я составила, по её просьбе, подготовительный материал для их первых собраний из наших книг, а затем они будут продолжать самостоятельно. Пока же я переписываюсь периодически с руководительницей этой группы.
Вы правильно заметили, родная, что помощников у нас истинно мало! У нас две прекрасные сотрудницы, одна живёт в другом городе и приготовляет для Общества многие крайне нужные компиляции на темы из Учения — эти компиляции рассылаются членам, которые их изучают. Очень бы хотелось и вам послать одну или две. Некоторые из них были одобрены для печатания, как то: «Матерь Мира» и «Матерь Агни Йоги», которые вышли брошюрами. Готовим теперь новую брошюру «Женщина», а позже выйдет «Влад[ыка] Майтрейя».
Очень были мы озабочены в этом году ухудшившимся финансовым положением, и пришлось прибегнуть к серьёзным мерам — надеемся на улучшение. В стране серьёзный экономический кризис, и те директора, которые оказывали главную материальную помощь, были принуждены временно прекратить её. Жизнь полна неожиданностей, и приходится
неустанно бороться.
Моё здоровье улучшилось, Помощь нам посылается всё время. В критические моменты всегда появляется облегчение — в самый последний час!
«Ин Мемориам», к нашему большому огорчению, задержалась с печатанием. Мы в переписке с Юрием и Святославом Ник. и просили их печатать книгу у них, послав им отсюда все полученные материалы, переведённые и проредактированные нами. Это было бы во всех отношениях желательно, да и стоимость печатания могла бы значительно понизиться. Но сомнительно, чтобы книга вышла там, ибо они пишут, что тамошние условия не благоприятствуют этому. Мы ведём с ними переписку больше года по поводу выхода этой книги и надеемся прийти к определённому решению вскоре.
Имеем статьи от ближайших друзей из других стран и, конечно, от здешних, американских сотрудников. Но многие, на кого мы надеялись, те, кто состояли в долгой переписке с Родной нашей, не откликнулись. Грустно!
Родной мой друг, я глубоко огорчена состоянием Вашего здоровья, но верю, что оно улучшится. Вы запрашиваете о чесночных каплях, но я знаю, что в нескольких известных мне случаях было рекомендовано употребление лука — о чесноке я не слыхала. Спрошу нашего близкого сотрудника и члена Общ[ества] — прекрасного врача. Он придерживается йогической медицины, наблюдает за здоровьем некоторых членов. Вы пишете, что много лет тому назад употребляли вытяжку из чеснока на молоке — делали Вы это по указанию нашей Родной? Для укрепления сил и при слабости организма был указан строфант и в специальных случаях мускус. Принимали ли Вы когда-либо эти средства? Мы также употребляем лакричный порошок, наполовину смешанный с александрийской сенной, как слабительное (указано в Учении). Это довольно сильное средство, и при смешивании этих двух порошков берутся малые дозы каждого, в общем начиная с ¼ чайной ложки. Но нежелательно советовать какое бы то ни было средство без врачебного осмотра. Лечимся мы редко, ибо придерживаемся все эти годы указанных в Учении средств и диеты. Горячее молоко с содой каждый день, валериановые капли (по 35 – 40 на воде, утром и вечером) или же валериановую настойку, которую пьём вечером вместо чая. Варёные овощи, варёные фрукты, каши, ничего жареного. (...)
Направляйте кристаллы психической энергии в слабые места в Вашем организме, там, где чувствуете боль, — это Указано в Учении. Эти посылки направляйте чётко, устремляя мысли по определённому направлению. Помощь безусловно выявится. Во время моей серьёзной болезни этой зимой (сильное давление крови) я прибегала неустанно к этим посылкам, призывая всею силою духа Вел[икого] Вл[адыку]. Произошло истинное чудо, и я выздоровела. Вел[икий] Вл[адыка] заботится о Вас, и Вы должны помочь Ему ярым устремлением — таким путём Его Луч найдёт Вас. Конечно, я знаю, что это для Вас не ново, но когда мы страдаем физически, мы часто ищем и физических средств для облегчения. А лучи и вибрации, посылаемые нам, несут облегчение центрам — помощь наисильнейшая. Знаю, что наши мысли часто соприкасаются, и очень радуюсь, что и Вы чувствуете это. После ухода нашей Родной должен был быть определённый период её отдыха, и тогда нельзя было её тревожить обращениями к ней. Но я думаю, что этот период уже прошёл, ибо вы и мы имеем сообщения, когда это бывает нужным.
Невыразимо прекрасны эти светлые вести, и они дают крылья духу, возжигая новый огонь в сердце.
Не вижу, как может в «Ин Мемориам» войти биография нашей Родной, — она ещё и не написана. Кто её напишет и когда? Хотя и я немало знаю о ней, по её же рассказам, но жизнь Великой Души так неисчерпаема изысканностью тонких переживаний, что не собрать всех деталей. Да и как сказать о росте такого великого, всеобъемлющего духа, отдельных периодах, величайшем опыте, пройденном на земле!
Спасибо за карточку — светлое, одухотворённое лицо. Надеюсь, что высокие моменты подъёма духа берут перевес над тягостями. Ведь, несмотря на всю свою сложность кармическую, жизнь удивительно прекрасна и устремляет нас к будущему!
Шлю вам обоим мысли от сердца,
преданная вам З.Ф.
Муж шлёт наилучшие пожелания. Всего светлого к Великому Празднику Пасхи.
17 мая 1958 г.
Родной Друг,
Спасибо за Ваши вести от 4-го мая — отрадно знать, что наши мысли сходятся. Я Вам написала по получении письма от Людмилы1 тотчас же, ибо была уверена, что мы видим с Вами то, чего она ещё не может кристаллизовать. Ей же я ответила без замедления, так как она меня просила об этом — ей был дан срок для определённого решения.
Конечно, нужно заглядывать надолго вперёд и всячески «цементировать пространство», принимая решение. Но она ещё молода и, мне думается, руководилась желанием выйти из тягостного положения из-за семейных обстоятельств. Ведь трудно чуткому духу в семье, где его не понимают и, больше того, осуждают образ мысли и устремление к духовному прозрению.
Я рада, что она Вам тотчас же сообщила мои соображения и пункты, которые я привела в моём письме к ней. Многое зависит от нас лично при принятии решения. При чётком мышлении Помощь посылается, но часто именно в последний момент. Очень надеюсь, что она поймёт многое и решит, как ей лучше поступить в данное время.
Имела недавно вести от Святосл[ава] — он пишет, что деятельно работает над восстановлением музея памяти родителей. Это прекрасно, и мы можем радоваться при сознании, что семена знания, мудрости и красоты будут давать ростки там, где великие личности их посеяли. Но пройдёт немало времени, пока этот музей начнёт функционировать.
Юрий писал недавно брату о том, что очень много работает и принимал участие лекциями и по радио в недавно прошедшей с огромным успехом выставке своего отца. Люди стояли толпами на несколько кварталов, чтобы увидеть картины великого художника. Не могу и передать Вам, как я была счастлива, узнав об этом.
Екат[ерине] Пет[ровн]е2 я писала лишь в самом начале о нашей с Вами переписке, но за последнее время не пишу ей об этом. Она мне сообщала о тягостном происшествии с 16-м сборником, упомянув о некоторых деталях, связанных с её статьёй, на что я могла ответить «шире широкого». Ведь и письма от близких друзей мы ощущаем разно в разные моменты. Она прошла тяжёлую пору из-за болезни своего мужа, находясь при этом в трудных условиях. Когда я её увижу этим летом, мы с ней о многом поговорим. Союз, скреплённый нами всеми, под руководством нашей Любимой, не должен слабеть. Хотя и я получила её переводы, но не имела доныне времени их просмотреть. Ведь их нужно читать, сравнивая с оригиналом, для правильной оценки точности перевода, а я настолько перегружена работой, что должна многое откладывать, давая всё время и труд на неотложные и насущные дела.
Письмо Ваше к Ал[ександру] Мих[айловичу]3 я получила, прочла и отослала; Вы, вероятно, уже имеете мои письма, в которых я делюсь с Вами мыслями о нём и также о Вел[иком] Вл[адыке].
Да, дорогой друг, расстояния не существует между душами, родственными друг другу, но подчас наш бедный язык не в состоянии выразить в словах всё то, что чувствуется в духе. Вспоминается чудесное изречение (цитирую на память) — разлука должна быть, иначе не встретиться. Свет несущие весточки восприняла всем сердцем и очень, очень благодарна за них. Дух сознаёт, с кем хочется яро трудиться. Верю, придёт эта пора, и путь будет продолжен вместе.
Людмилу я очень полюбила и именно поэтому писала ей ясно и конкретно, дабы не пришлось осложнить будущих действий. Если бы я руководилась лишь личным чувством, я бы одобрила её желание и приветствовала её приезд. Но ещё не время для этого, а кроме того, могут выявиться другие возможности для неё же. Истинно, нужно смотреть глазами сердца, открыто, заботясь о благе связанных с нами друзей.
Много думаю о Вас — наши ауры близки. Обнимаю со всею нежностью родную Нину, помощь придёт.
В духе с Вами, З.Ф.
Только окончила письмо, как пришла карточка от Людмилы. Она очень волнуется, не имея вестей от Вас, видимо, ждёт с нетерпением Вашего ответа на её письмо. Наконец-то она получила посылку с витаминами для Нины Ив[ановны] и сразу же отправила по назначению. Надеюсь, что и 2-я посылка также дойдёт. Она приложила свою карточку — милое лицо, прекрасные глаза, столько сердечности и теплоты чувствуется во всём облике.
1 Л.Ф. Страва, входившая в группу Б.Н. Абрамова.
2 Е.П. Инге, участница харбинского «Содружества».
3 А.М. Асеев, издатель журнала «Оккультизм и Йога».