Тонкость чувств, тонкость понимания, тонкость выражений и действий являются единым мерилом на пути продвижения. Рерих Е.И. Письмо от 21.06.1934 |
Н.К. Рерих. И МЫ ПРИНОСИМ СВЕТ. Серия «Санкта». 1922
В творчестве Наталии Дмитриевны Спириной особое место занимает тема Великих Светочей Мира. Она широко представлена в её очерках, сказах и стихах. Одно из стихотворений так и называется — «Светочи Мира»:
«Светочи Мира» — так был назван и цикл бесед, посвящённых Великим Учителям человечества, созданный Наталией Дмитриевной совместно с сотрудниками СибРО. Беседы прозвучали по новосибирскому радио в начале 1990-х годов, с повтором по просьбе радиослушателей. Аудиозаписи этих бесед очень быстро разошлись по стране и за её пределами, их тексты были опубликованы в отдельных сборниках и позже в Полном собрании трудов Н.Д. Спириной.
Тема Светочей Мира очень обширна; задача автора — направить внимание на великие образы, чтобы мы смогли понять их значение для нашего духовного пути.
Кто же может быть причислен к Светочам Мира? На этот вопрос находим ответ у Наталии Дмитриевны: «И у нас, и на Западе много святых и подвижников, но не всех их можно назвать Светочами Мира. (...) Масштабы их деятельности были глобальны и на много веков вперёд. Ведь только сейчас наука начинает дорастать до Джордано Бруно, которого сожгли за утверждение того, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца и есть дальние миры»3.
«...Бывают разные ступени и размеры святости. А Светочи Мира — это на все народы, на всю землю, это уже глобально»5, — говорила Наталия Дмитриевна. Смысл их подвига можно выразить короткой фразой из её Слова «Грани Культуры»: «...Светочи Мира расставили нам вехи духовного пути, пролегающего через земную жизнь, "чтобы во тьме не заблудиться нам"»6. Продолжим сказанное цитатой из «Граней Агни Йоги»: «...пройденные Ими ступени заложены были для человечества, чтобы оно по ним поднималось, и, будучи заложены в прошлом, в обороте спирали времени они служат основой и фундаментом для создания великолепия ступеней будущего, как ближайшего, победно приближающегося, так и далёкого, скрытого за завесой времён»7.
Чтобы нам лучше представить уровень духовных Светочей, приведём фрагмент из Сказа Наталии Дмитриевны «Егор»: «Великие наши подвижники, Светочи Мира, преодолели трёхмерный мир. Они вышли за пределы очевидности в сферы огненной действительности, в то измерение, где "всё едино, всё везде". Они постигли делимость духа, когда он, как неубывающее пламя, может неограниченно делиться и направляться туда, где нужен свет, нужна помощь, где их призывают во спасение души и жизни. Их видят сразу во многих местах, проявляющихся и действующих, и как-то не удивляются этому, смутно чувствуя высокую закономерность иного мира. И сколько таких эпизодов можно найти в легендах и в житиях святых, подвигами которых озарена наша планета»8.
Воплощённой Помощью Наталия Дмитриевна называла Святого Николая Чудотворца, отмечая, что «самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света. Этот вселенский святой откликается на зов каждого, независимо от его вероисповедания», и поток этой помощи «не прекратится до тех пор, пока люди будут призывать её»9.
Как писала Наталия Дмитриевна, духовные Светочи «появлялись во всех странах в разные века. Их называли пророками, духовными учителями, подвижниками, святыми и даже богами. Все Они напоминали о том, что, казалось бы, было известно человечеству испокон веков, а именно: о бессмертии духа, причинно-следственной связи всех явлений в Космосе и существовании Высших, или Старших, Братьев человечества. Они не переставали жертвовать собой во имя продвижения людей на их эволюционном пути»11. О Светочах сказано в «Гранях Агни Йоги»: «На пределе напряжения, как по струне бездну, проходили Они путь, именуемый жизнью земной, проходили среди поношения, среди непонимания, среди глумления, среди слепых и глухих несли Они светоч знания. Тяжек был Их путь среди мрака. Их жребий был только давать, и Они давали каждому приходившему, не спрашивая, кто ты и како веруешь. (...) И в великом одиночестве совершали Они путь свой»12.
По словам Наталии Дмитриевны, людей невозможно научить «вечным законам Бытия, не пройдя через них самому. В этом отличие лекции от проповеди. Лектор снабжает слушателей информацией, проповедник-подвижник ведёт последователей. Продвижение есть подражание. Для подражания нужны живые образцы, конкретные примеры»14, ведь сейчас на смену эпохи поклонения идёт эпоха подражания Великим Светочам.
«В Кали Юге мы поклонялись, — писала Наталия Дмитриевна. — Это нас ни к чему не обязывало. Мы воздавали почитание, и на этом заканчивались наши взаимоотношения с Высшими Силами Света... А Они ждали от нас следования за Ними, Они звали нас в нашей малой мере уподобляться Им и тем самым продвигаться по пути эволюции. Они хотели, чтобы мы были Их сотрудниками, но нам проще было оставаться безответственными рабами Божьими. Это не требовало напряжения всех наших сил, духовных и физических, которые необходимы для подражания. С рабов какой спрос? Так мы дошли до края пропасти человеческой деградации; и планета заколебалась под нашими ногами. Если мы не начнём подражать Высшему, Сатия Юга не состоится»15.
Наталия Дмитриевна указывала, что конкретно мы можем взять для подражания Светочам Мира. В её Слове о Преподобном Сергии сказано: «...мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение в служении ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их Помощь»16 — и тем самым приблизимся к Святому Сергию.
В Слове о Христе Наталия Дмитриевна пишет: «Две основные заповеди дал Он нам — о любви к Богу и о любви к ближнему... В первом случае требуется полное отрешение от себя, самозабвенная любовь к Богу всем сердцем, и всею душою, и всем помышлением; вторая — приравнивание себя ко всем остальным и ко всему остальному. Ибо под ближним подразумевается всё сотворённое сущее — и все существа, и вся природа, и планета наша, и Космос. При наличии любви нет ни к чему и ни к кому безразличного отношения, а есть желание блага и добра всем и всему как себе самому. И в этой второй любви человек входит во всё мироздание как его частица, растворяется в нём; и всё, что происходит в этом мироздании, — совершается с ним самим. (...) И если ближнему можно помочь куском хлеба, то для пространства нужна наша добрая и светлая мысль. Слова "пусть будет миру хорошо" с вложением в них чувства сердца — это тоже даяние той Вселенной, в которой мы живём»17.
Слова восхваления и почитания Высшим Силам не нужны, писала Наталия Дмитриевна. «Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. (...) Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна; но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними.
Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания. Подражание есть почитание в действии»18. Поэтому Великий Учитель призывает нас — «"Собирайте себе сокровища в духе, и тогда Светочам Мира, поистине, уподобитесь". Свет от Света. Собравший Свет его излучает. (...) Это и будет путём восхождения, ибо Свет сгущённый, кристаллизованный внутри, подобно легчайшему газу, возносит сферу микрокосма человеческого в Высшие Сферы. Создаётся магнит притяжения к Наивысшему»19.
А как хотела Наталия Дмитриевна приблизить детей к Светочам Мира! На одном из «квадратных столов» (1994 г.) она предложила использовать сборники о Светочах как учебное пособие для детей. «Детям это интересно слушать, изложено довольно доступно, — говорила она. — Детские души должны откликаться, даже если их никогда этому не учили, — что-то западёт обязательно, не может быть, чтобы это не запало. А потом даст свой результат»21.
Позже, тоже на «квадратном столе» (1996 г.), когда речь зашла о том, как приучать детей помнить Иерархию, Наталия Дмитриевна предложила сборники о «Светочах Мира» сделать в переложении для детей — «изложить доступным языком, с картинками, дать жизнеописание этих великих людей. Рассказать, почему они герои и героини, почему святая Тереза героиня. Какой пример: аристократка, богачка — и вдруг нищая монахиня, в простой телеге. Так же и Франциск, сын богатого купца... Это для детей так близко, когда он с кузнечиком разговаривал: "Брат мой, кузнечик, пой, хвали Творца", — для святых всё было живое»22.
Изучая жизнь Светочей Мира, мы поймём, писала Наталия Дмитриевна, «что люди, телесно такие же, как мы, могут, при правильном духовном развитии, приобщиться к Высшему миру»24.
Она утверждала: «Жизнь на Земле может преобразиться только осознанием и применением тех духовных Основ, которые утверждались Великими Учителями всего мира во всех веках. Значение этих Основ сейчас актуально как никогда. От их реализации зависит судьба планеты. Изучение и применение всего данного этими Светочами Мира — вот призыв настоящего момента на бесконечном пути планетарной эволюции»25.
1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 291.
2 Там же.
3 Там же. Т. 5. Новосибирск, 2014. С. 288.
4 Там же. Т. 3. С. 292 – 293.
5 Там же. Т. 5. С. 289.
6 Там же. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 306.
7 Грани Агни Йоги. 1954. 152.
8 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 34.
9 Там же. С. 514, 518.
10 Там же. Т. 3. С. 35.
11 Там же. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 312.
12 Грани Агни Йоги. 1951. 51.
13 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 240.
14 Там же. Т. 1. С. 387 – 388.
15 Там же. С. 186.
16 Там же. С. 187.
17 Там же. С. 511 – 512.
18 Там же. С. 187 – 188.
19 Грани Агни Йоги. 1955. 552.
20 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 224.
21 Там же. Т. 5. С. 150.
22 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. Новосибирск, 2015. С. 63.
23 Там же. Т. 3. С. 241.
24 Там же. Т. 1. С. 326.
25 Там же. Т. 2. С. 314.
26 Там же. Т. 3. С. 286.