Удача есть лишь знак правильного направления. Успех – лишь понимание момента. Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 2, п. 8 |
В Музее Н.К. Рериха 8 апреля открылась долгожданная выставка алтайского художника Анатолия Петровича Веселёва, сотрудника Сибирского Рериховского Общества и Дома-музея Н.К. Рериха в с. Верх-Уймон. Этой новой выставкой, которая называется «Алтай. Обитель Прекрасного», художник отметил своё 65-летие; на ней представлено более шестидесяти работ, написанных в период с 2012 по 2017 год. Основу предыдущих выставок А.П. Веселёва в Музее Н.К. Рериха составляли акварельные работы, эту же экспозицию отличает то, что большинство картин написано маслом. В этот день в музей пришли гости и многочисленные друзья Анатолия Петровича. На открытии прозвучало много тёплых слов в адрес юбиляра.
О.А. Ольховая: «В 1999 году Анатолий Петрович переехал в Верх-Уймон, и с тех пор он сотрудник нашей организации — Сибирского Рериховского Общества. Это человек удивительной стойкости — очень верный, надёжный, преданный тем идеалам, которые мы стараемся воплотить в жизнь.
Хочу обратить ваше внимание на работы, расположенные в одной из витрин, — это копии фрагментов картины И.Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", сделанные Анатолием Петровичем, когда ему было 12 лет. Не надо быть искусствоведом, чтобы, увидев эту работу, понять, каким талантом он обладал уже в подростковом возрасте.
На выставке есть выполненная Анатолием Петровичем икона Богоматери. Это одна из работ, которые были заказаны ему ещё в советские времена первым православным храмом в Горном Алтае.
Несколько лет назад у нас проходила выставка Б.В. Суразакова, алтайского художника, и он рассказывал, что долго в городе не выдерживает, "убегает на Алтай". Так же и Анатолий Петрович не может без Алтая, он весь им пропитан. В его акварелях такая чистота, такая прозрачность цвета, которую просто не смог бы передать человек другого душевного склада.
Спасибо Вам огромное. Мы очень рады, что Вы с нами, что мы вместе идём столько лет и будем идти из жизни в жизнь».
И.М. Щербаков: «Анатолий Петрович разработал огромное количество образцов алтайского орнамента, проделав для этого очень большую, кропотливую работу. У него появились удивительные вещи! К сожалению, на этой выставке их немного, а в целом таких изделий у него более пятисот. Алтай — могуч и прекрасен, он полон величия, и это величие Анатолий Петрович запечатлел в своих работах. В его картинах поражает особый свет. В горах ведь не бывает мрачно — в основном там солнце, свет и радость. И эту радость мы чувствуем, глядя на его картины. Он передаёт разные состояния природы Алтая — здесь и буйствующая стихия, и абсолютно спокойное состояние, когда ни один листочек не шелохнётся. Это и взметнувшиеся пики гор над зеркальной гладью озера, и просто скала над рекой, и Катунь, и обыкновенный стог сена, который в лучах солнца весь светится, просто сияет.
А наши русские берёзы — они особенно удаются художнику. Спасибо большое, Анатолий Петрович, за Ваше творчество. Долгих Вам лет жизни с кистью в руке и удачных творческих походов по Алтаю».
Л.А. Толстихина: «Мы эту выставку ждали пять лет. Для нас она стала большим сюрпризом, потому что, во-первых, все эти пять лет Анатолий Петрович творил тайно, и эти картины никто не видел буквально до последних дней, а во-вторых, выставка превзошла все наши ожидания, она не похожа на всё, что было им создано раньше. Можно сказать, что она ознаменовала новый творческий этап, большой творческий рост Анатолия Петровича. Мы Вас поздравляем с этим успехом. И хочется сказать, что мы готовы ждать новых сюрпризов ещё пять лет. Желаем Вам творческого вдохновения и успехов».
В.Г. Герман: «Дорогой Анатолий Петрович, поздравляем Вас с этой чудесной выставкой. Я рада за всех наших горожан, которые посмотрят её, потому что нам, городским жителям, так не хватает этих прекрасных видов Алтая. Вы любите искусство, а оно любит Вас. Огромное Вам спасибо за эти прекрасные работы».
Л.А. Ганина: «От сотрудников выставочного фонда музея поздравляем Анатолия Петровича с открытием новой выставки и желаем ему творческих успехов. Мы рады, что фонды нашего музея пополняются его картинами, и очень благодарны ему. У нас есть картины всех периодов творчества Анатолия Петровича. Желаем Вам продолжения творчества и всего самого доброго».
Е. Грачева: «Мне хочется поделиться зрительскими впечатлениями. Характерная черта акварелей Анатолия Петровича — их солнечная прозрачность и чистота. Но ту же прозрачность я увидела в масле! Масло — это же совсем другая техника, она добавляет объём в картину, но передать прозрачность с помощью масла — это, по-моему, великолепно. Спасибо большое за Ваши работы и вдохновение, которое передаётся нам через них».
С.Р. Сапунков: «Мы познакомились с Анатолием Петровичем 17 лет назад на Алтае. Какой великолепный хлеб он тогда пёк! Скромный человек, а какой мастер! Участвовал в строительстве алтайского Музея Н.К. Рериха, строил новосибирский музей, ночами сидел над составлением орнаментов, уходил в горы, приносил удивительные эскизы... Дорогой Анатолий Петрович, 65 лет — это расцвет творчества. Прекрасных тебе исканий и нахождений и крепкого сибирского здоровья».
Пришли поздравления от друзей Анатолия Петровича из других городов. От имени Московской группы СибРО Е.Г. Коняева написала: «Поздравляем всех с открытием выставки замечательного алтайского художника Анатолия Петровича Веселёва. Самобытный, одарённый творец, тонко чувствующий ритмы природы, обладающий даром звучного, гармоничного сочетания чистых красок. Вдыхая в свои полотна живой дух рек, гор, деревьев, цветов и трав, художник помогает нам соприкоснуться с великим миром природы, ощутить и запечатлеть краткий момент жизни и дыхание вечности. Желаем Анатолию Петровичу радостного творческого вдохновения в воспевании Мудрости и Красоты Алтая».
«Анатолий Петрович, примите сердечное поздравление с открытием Вашей выставки "Алтай. Обитель Прекрасного", — пишет Л.В. Исакина из г. Лесного. — Благодарим за несение красоты и любви к заповедному Алтаю через Ваши картины. Творческих успехов, духовной и физической бодрости, яркого солнца в душе».
Ответ Анатолия Петровича на все приветствия и поздравления был кратким и прочувствованным:
«В 1999 году я приехал в Новосибирск и трудился здесь на строительстве этого музея. Я благодарен судьбе, что, приехав на сезон, я остался с СибРО навсегда. Сейчас идёт уже восемнадцатый год, как мы вместе, из них семнадцать с половиной прошли на Алтае. Я счастлив, что у меня есть такие друзья и сотрудники, не знаю, как бы я жил без вас и что бы написал. Спасибо большое».
Для гостей музея Анатолий Петрович провёл экскурсию. Присутствующих интересовало многое: орнаменты, иконы, места Алтая, изображённые художником. Вот что он рассказал об иконе, представленной на выставке: «В 1994 году ко мне пришёл мой знакомый — он был послушником в храме — и сказал, что батюшка ищет художника, который бы взялся рисовать иконы, и дал пробную работу — нарисовать икону "Иоанн Кронштадтский". Я написал её за
неделю, батюшке понравилось. После этого я написал иконы Деисус и Пресвятая Богородица "Неупиваемая чаша". Однажды, зайдя в храм, я обратил внимание, что именно возле иконы Пресвятой Богородицы всё оплавлено воском, значит, чаще всего подходят
к ней. В 1996 году я повторил этот образ и подарил его Сибирскому Рериховскому Обществу».
«Большинство моих этюдов написано в период путешествий по Горному Алтаю. Особенно мне нравится Северо-Чуйский хребет. Он открыт от подножия до самых вершин, Катунский так не открыт, как Северо-Чуйский — красивейший хребет».
«На картине "Первые зимы в Верх-Уймоне" я изобразил амбар, в котором прозимовал пять лет. В 1999 году, в августе, я согласился поехать в Верх-Уймон и стал бессменным сторожем-хранителем и строителем на усадьбе будущего музея Н.К. Рериха. Днями я строил, а вечерами рисовал акварели. Здесь изображена открытая топка печи, когда догорают угли и появляется фиолетово-синее пламя; я открывал дверцу и таким образом дополнительно подогревал комнату. На картине я запечатлел весь интерьер, какой был тогда, я здесь ничего композиционно не составлял, всё так и было: фотографии, книги, картина "Победа"».
Известный сибирский художник Пётр Алексеевич Милованов, член Союза художников России, оставил свой отзыв о творчестве А.П. Веселёва: «Анатолий Петрович! Внимательно, с удовольствием смотрел Вашу выставку, может быть потому, что в каждой картине чувствуется бесконечная любовь, может быть, религиозное отношение к тому, что изображаете. Чувствуется, что Вы пишете всё с большой любовью, Вы всего себя отдаёте, поэтому Ваши картины и привлекают».
Ещё несколько отзывов, оставленных посетителями выставки:
«Приятно и радостно было познакомиться с ещё одним талантливым художником, влюблённым в Алтай. Собственный лаконичный стиль, напоминающий Н. Рериха, говорит о долгой школе самообразования с опорой на знаменитого живописца... Крепкого ему здоровья, сильнейших успехов в творчестве, семейного счастья и многих радостей в жизни!
С уважением, Л. Калмина (художник, Новосибирск)».
«Чудесно! Нежные светящиеся краски, от белых вершин веет свежестью, от хвои, лугов и цветов — удивительными ароматами, — всё это Алтай Анатолия Веселёва, это и наш Алтай, узнаваемый и любимый. Картины проникнуты живым, искренним чувством, в них хочется вглядываться, впитывать, наполняться красотой. Спасибо и поклон замечательному художнику!»
«Замечательные картины! Светлые, тёплые, живые!!! Спасибо А. Веселёву».
«Восхищена талантом художника. Чувствуется объём, доброжелательство, умиротворение природы. Благодарна А. Веселёву».
От редакции
Выставка А.П. Веселёва «Алтай. Обитель Прекрасного»
будет работать до 26 июня 2017 г.