Мысли на каждый день

Каждый человек есть микрокосм в полном смысле этого слова. …Каждый микрокосм индивидуален и неповторяем.

Надземное, 740

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ФИЛОСОФСКО­-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  



Теги статьи:  Святослав Рерих, картины Рериха, конференции


С.Н. Рерих. ДОБРЫЙ САМАРИТЯНИН. 1948


С.Н. Рерих. ВЕСТЬ. 1953


С.Н. Рерих. СХОДЯТСЯ ЙОГИ. 1939


С.Н. Рерих. ГУР ИЗ КУЛУ. 1935


С.Н. Рерих. ПЕЙЗАЖ


Может быть, сейчас эта тема наиболее актуальна и интересна. Неоднократно выступая с лекциями о Святославе Рерихе, я рассказывала его биографию и уделяла внимание специфике его творчества, но сего­дня хотелось бы поговорить не об этом. Будда говорил: «Каждое мгновение имеет свою необходимость», а необходимость данного исторического мгновения, данного периода существования человечества — это найти себя и своё место в мире, осмыслить свою жизнь. Потому сегодня мы коснёмся, насколько возможно, того, что утверждал Святослав Николаевич в своих взглядах на жизнь и что, естественно, нашло отражение в его творчестве как художника.

Для этого сообщения я использовала стенограммы бесед и выступлений самого Рериха во время его приездов к нам, его собственные статьи, его письма, статьи о нём, записи моих личных встреч с ним. В основном я буду приводить его слова.

Но так как мировоззрение художника выражается прежде всего в его картинах, то эта беседа будет сопровождаться слайдами с его полотен, наглядно иллюстрирующих его философско-этические и эстетические воззрения. «В своих работах я высказываю своё отношение к жизни, к её проблемам, пытаюсь осмыслить эту жизнь, предназначение человека на Земле. Моё искусство — это средство выражения моих мыслей, моих исканий и внутренних представлений».

С чего и как началось наше знакомство с искусством Святослава Рериха? Ведь до 1960 года мы об этом художнике ничего не знали.

В начале 1960 года в Дели состоялась большая выставка картин Святослава Николаевича — итог работы почти всего индийского периода его жизни. Открывая его выставку, Джавахарлал Неру назвал её «праздником красоты».

Эту же выставку в феврале 1960 года посетил Н.С. Хрущёв во время его визита в Индию. Он сказал Святославу Николаевичу: «Некоторые могут поспорить с Вами: бывают ли такие краски? Но я их видел своими глазами. Есть в природе такая красота, и её только нужно почувствовать, понять и умело написать!»

В результате этого посещения и последовавшего за ним приглашения, в мае этого же года впервые в нашей стране открылась выставка работ Святослава Рериха в Музее искусств народов Востока.

Во всех выступлениях Святослава Николаевича красной нитью проходят несколько основных положений его мировоззрения.

«Лучший дар, который вы можете принести человечеству, — это улучшить себя», — утверждает он.

Из этого основополага­ющего утверждения и исходят все остальные концепции жизни Свято­слава Рериха. В этом высказывании — глубокое понимание взаимосвязи между людьми, между человеком и природой, между человеком и Космосом.

Святослав Николаевич понимает самосовершенствование абсолютно конкретно и реалистично, видя его осуществление в жизни каждого дня. «Всё хорошее и полезное, что вы делаете, делайте сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Этот путь качественного совершенствования доступен каждому человеку, и потому он может служить лучшей гарантией реальности прекрасного будущего человечества», — говорит он.

Он понимает, что мы не можем мгновенно стать совершенными людьми; он предлагает достигать этого постепенно, шаг за шагом, в своей повседневной жизни, не уходя от неё, выполняя свои ежеднев­ные обязанности. «Каждый день постарайтесь стать немного добрее», — призывает он. И тогда, в процессе раскрытия нашего сердца, мы в конце концов сможем осуществить в себе завет Христа: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Когда один законник1 спросил Христа: «Кто мой ближний?» — Учитель в ответ рассказал такую притчу: «Некий человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Так же поступил и левит2. Но один самаритянин3, человек из другого племени, проезжая мимо, увидел его и сжалился над несчастным. Он подошёл, перевязал ему раны и, посадив на своего осла, привёз в гостиницу. А отъезжая на другой день, дал хозяину гостиницы деньги и просил позаботиться о пострадавшем». Рассказав об этом, Христос спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

Любовь, подвиг, сострадание, долг, справедливость предстают в картинах художника в увлекательно-прекрасных образах, наполняющих человеческие сердца стремлением к необходимому.

Святослав Рерих говорит: «Поистине, стремление к совершенствованию, к прекрасному — это самое целесообразное, самое реальное отношение к жизни».

Путь к самосовершенствованию ведёт через красоту. Известно изречение Достоевского: «Красота спасёт мир». Живая Этика вносит уточнение: «Сознание красоты спасёт мир». Её надо искать, увидеть и осо­знать, тогда только она будет действенна. «Смотреть на Прекрасное — значит улучшаться», — сказал Платон.

Святослав Рерих говорит: «Мы должны искать красоту во всём. Я лично стараюсь отобразить то красивое, что я вижу. Почему я ищу красоту, а не ищу некрасивое, отрицательное? Когда вы изображаете что-то на картине, то это остаётся и будет отражать себя в будущем и воздействовать на других. В жизни мы можем отвернуться от некрасивого, но когда это зафиксировано, и с величайшим мастерством, то мы не можем от этого уйти. Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир; желание создать что-то более прекрасное — прекрасную жизнь, прекрасные отношения. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте». «Вся жизнь стремится к красоте, то есть к эволюции».

И гуманистическое воздействие Прекрасным он предлагает отнюдь не как единственное средство прогресса человеческого общества, а как средство, без которого нельзя достигнуть глубокого духовного восприятия действительности и, следовательно, её всестороннего совершенствования.

В своей статье «Искусство и народ» Святослав Рерих пишет: «Истинный художник должен обладать силой возбудить в зрителе и слушателе внезапную волну эмоций и мыслей, наполнить душу людей новыми образами, новыми представлениями, переживаниями и вдохновляющими идеями».

Святослав Николаевич часто приводит слова Платона: «Если вы будете окружать себя красивыми вещами, то под их воздействием сделаетесь сами прекраснее и лучше, а это в конце концов приблизит к общей гармонии жизни».

Поэтому он поощряет прикладное искусство, «которое открыто каждому. Наполняя свой дом чем-то красивым, мы возвышаемся. Не нужно думать о дальнем искусстве, которое вне нас; нужно обогащать ту жизнь, в которой мы живём. И обогащая её, мы обогащаем не только себя, но и других, которые входят в контакт с нами».

На вопрос, почему в его творчестве нет места теневым сторонам жизни, Рерих отвечал: «Потому что свет рассеивает тьму».

«Красоте искусства Святослава Рериха присуща творческая активность. Она не мечтает о лучшем, а, как свет, рассеивающий тьму, вытесняет безобразное и заполняет собой человеческие души и окружающий мир», — пишет о нём крупнейший рериховед П.Ф. Беликов.

Святослав Николаевич говорит: «Художник дол­жен искать красоту, к которой инстинктивно тянется также человек, в искусстве не искушённый». И приводит притчу: «Любимый ученик Будды Ананда спросил его, правда ли, что стремление к красоте и её осознанию составляет половину нашей духовной жизни? ''Не говори так, Ананда, — ответил Будда, — красота — это вся наша жизнь''».

О картине «И мы приближаемся» П.Ф. Беликов пишет: «Перед путниками открывается даль сияющих белоснежных вершин. Путь к ним открыт для всего человечества».

Большое значение придаёт Святослав Рерих фак­тору мысли. Он говорит: «Мысль — это энергия, которая объединяет людей, может быть, более активная, чем мы можем себе представить.

Мы все (вся наша семья) верим в силу мысли. Мы ещё не знаем всех её возможностей. Например, передача мысли на расстоянии. Сколько замечательных примеров этого феномена встречали мы в своей жизни.

Мы должны помнить, что мысль может быть благотворной, но и отрицательной, поэтому будем стараться нести благотворные мысли, потому что это будет отражаться на нас.

Об энергии мысли много было сказано, но мы ещё как-то недооцениваем её, не думаем о её мощи. Потому хорошо культивировать мысль, этим мы поможем не только себе, но и другим. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о Красоте. Красивое мышление, так же как и прекрасное произведение искусства, излучает красоту на всех, кто с ней соприкасается.

Платон говорил, что от красивых образов мы идём к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни, а от красивой жизни — к абсолютной Красоте.

Новые и прекрасные идеи перерождают нашу ежедневную жизнь. С расширением горизонта возрастут наши интересы и наша терпимость; устремления нашего собрата получат большой вес благодаря духу понимания и сотрудничества».

«Сейчас во всём мире, — говорит Святослав Николаевич, — идёт большая переоценка всех ценностей. Наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны всё больше понимают и принимают во всём мире. В Европе на всех языках печатаются их труды, выходят прекрасные книги, прекрасные издания.

Что это доказывает? Что человечество ищет, человечество хочет найти; ему уже не достаточно тех узких рамок, в которых мы жили, в которых мы привыкли как-то существовать».

Поиски Истины не зависят от паспортного возраста. У духа свой возраст. «Духовность приходит в момент готовности духа», — говорит Живая Этика; и у каждого это созревание выявляется индивидуально, в свой особый срок.

Святослав Рерих призывает расширять наше сознание, не отрицая огульно то, чего мы не знаем. Какие возможности откроет будущее, мы не знаем, — говорит он.

«Главная задача нашей жизни, — указывает он, — это облегчить доступ тем Силам, которые так стараются к нам пробиться, чтобы помочь нам осуществить себя здесь, на этой Земле. Будем стараться всеми силами это сделать, и это будет самое лучшее и для всего человечества. Вы должны уметь ждать и искать того Вестника, который живёт и который может постучаться в вашу дверь. Будем стремиться к этому. Будем строить этот мост, живой мост между нами и Теми, которые продвинулись дальше. Будем строить прекрасную жизнь».

Весть может прийти в самой необычной форме. С.Н. Рерих для выражения этой идеи выбрал оригинальную форму — восточное предание о том, что символом вести являются зелёные попугайчики. Женский образ выявляет настороженность и готовность принять знак, от которого может зависеть её судьба. Это изображено на картине «Весть».

Святослав Рерих устремлён в будущее и верит в него. «Я верю, — говорит он, — что торжество мира должно прийти, что мир всё-таки придёт на Землю и наступит новый век. Мы теперь находимся в преддверии этого периода. Мы должны выйти из этого тёмного цикла, который в Древней Индии называли Кали Юга — ''тёмное время''. И мы перейдём в счастливый период — Сатиа Югу, который грядёт за Кали Югой.

Я знаю, что если мы все вместе устремимся и будем постоянно думать о том, что прекрасно, что может быть сделано людьми для будущего, — вы увидите сами, какими быстрыми шагами все мы, всё человечество, пойдём вперёд.

Главное — надо устремляться. Устремление — это та энергия, которая необходима для всего в нашей жизни. Поэтому выберем себе те идеалы, к которым мы будем всегда стремиться и в которых мы сможем воспитать наших детей.

Может быть, уже в ближайшие годы мы увидим новые замечательные открытия, которые не будут разъединять человечество, а будут служить ему, обогащать его, но не угрожать уничтожением».

Судьбы человечества занимают и волнуют мысли художника.

В 1980 году Святослав Рерих выступил по бангалорскому радио с речью на тему «Источники моего вдохновения». В ней говорилось: «Над копотью бесцветной повседневности сияют прекрасные мгновения Вдохновения и Свершений, если мы открыты для чего-то более совершенного, чего-то более прекрасного, что могло бы вдохновлять и вести нас к более содержательному и лучшему завтрашнему дню».

Далее художник говорит, что источниками вдохновения были для него духовные ценности, искусство и природа.

Учения, данные великими духовными Учителями, были его величайшим вдохновением. «Они дали мне, — говорит Святослав Николаевич, — единое мощное направление, которое осталось на всю жизнь. Жизнь — это сплошные испытания. Мы рас­тём препятствиями. Человек без препятствий расти не может. Главное — постоянное устремление. Если мы будем продолжать свои искания, преодолевать трудности, мы дойдём. Должна быть устойчивость и сила не бояться. Будда говорил: ''Мы все воины за добро''. Духовность заключается в том, чтобы жить в стремлении к большему, и в свершении всего этого. И надо не замыкаться в себе. А я знаю много в Америке людей ''божественных'', которые сидят в расслабленном состоянии и думают, что приближаются. К сожалению, это не так. Никому не помогут они — ни себе, ни Богу, и являются ненужной пеной жизни».

Об искусстве, втором источнике вдохновения, Святослав Рерих говорит: «Переживали ли вы когда-нибудь замечательное чувство, которое наполняет вас, когда вы стоите перед великим произведением искусства, когда воспринимаете удивительные эманации, исходящие из него? Рембрандт говорил, что эмоции художника запечатлены на поверхности картины и льются на зрителя и заставляют сопереживать творческое состояние художника. Волшебство чувств, мыслей и мощных стремлений великих мастеров, вложенное в их произведения, излучается на зрителя и пробуждает в нём сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного понимания. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть Красоты, которая излучается на них.

Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении.

Эти шедевры являлись для меня источником большого вдохновения и пробуждали радость соучастия в большом празднике Красоты и Совершенства, после которого чувствуешь себя обогащённым и освежённым и пробуждаются новые мысли и чувства».

Третьим источником вдохновения для художника была Природа. «Я всегда, уже с детства, — говорит он, — увлекался приро­дой, увлекался всем, что Природа нам даёт. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в Природу и читать её книгу, эту книгу мудрости. Она разлита во всём: в крыльях бабочек, в сиянии кристаллов; вы её встретите в цветах, в жизни насекомых. И эта радость, которую я ощущал именно в контактах с п риродой, и есть ключ к моему творчеству и моим картинам».

Святослав Рерих рассказывает, что с самого начала он работал как портретист. «Почему я люблю портрет? Потому что люблю человека, пытаюсь нащупать гармонию между его внешней красотой и красотой внутренней. Портрет — это один из способов выявить то, чего мы ещё не знаем, с помощью того, что мы знаем и видим. Один из способов найти прекрасное и возвышенное. Может быть, поэтому я не люблю карикатуру».

Выступая в Академии художеств на церемонии вручения ему диплома почётного члена Академии в 1978 году, Святослав Рерих говорил о своём отношении к Индии.

«Те из нас, кто знает Индию, те из нас, кто соприкасался с Индией, согласятся со мной, что именно в этой стране лежат какие-то основы, глубокие основы и корни жизни, которые ведут нас и уводят сквозь тысячелетия в далёкое прошлое. Эти корни живы, тем самым они нас оживляют и дают нам новую силу. В этих древних корнях лежит сила индийского народа.

Я люблю Индию, потому что я знаю её и много путешествовал, изучал Индию; люблю Индию и потому, что я нашёл в ней то, что я искал. Может быть, это те же основы жизни, то же чувство красоты, которое разлито по всей стране.

Многие проблемы, которые у нас сейчас неразрешимы, которые Запад старается разрешить (и главный вопрос — что является счастьем жизни), тысячелетия тому назад уже были решены в Индии. Эта мысль Индии была тем магнитом, который притягивал нас. Я считаю, что из этого кладезя мудрости мы в будущем почерпнём ключ счастья».

«Дружба Индии с Советским Союзом, — говорит Свя­тослав Рерих, — это ве­ликий фактор, важнейший стабилизатор в мире. Они так расположены географически и имеют так много точек соприкосновения, что именно в этой дружбе мы видим как бы щит против происков тех, кто не понимает всей глубины происходящего в мире».

Проблема сближения Востока с Западом — одна из наиболее значительных проблем современности. Творчество Святослава Рериха во многом способствует её решению. Оно учит нас не только понимать, но и любить Восток.

С любовью и сочувствием рисует художник простых людей Индии. В подвиге труда, а не в праздной роскоши ищет и находит Рерих красоту жизни и красоту человека.

Святослав Николаевич говорил, что в Индии очень много разных сокровенных Учений, «но все они отвечали потребности какого-то определённого времени и каких-то определённых людей, потому что всё рождается там, где есть какая-то необходимость. Так что все учения имеют своё место и своё время».

Неоднократно ему задаётся вопрос о том, что такое Шамбала, о которой стали теперь так часто упоминать. Он отвечал: «Шамбала — это символ братства. Основная точка изучения этой великой концепции — братство тех, кто устремлён к чему-то более прекрасному. Это великая концепция более совершенных людей, которые поднялись над уровнем толпы и развили те энергии, которые, может быть, есть и в нас».

О России Святослав Рерих говорит: «Мой отец, брат, моя матушка, мы всегда имели глубокие корни именно в России. Здесь мы получили то, что дало нам возможность воспринимать мир других стран, других народов, понять и полюбить их.

Сегодня, когда над миром нависли тучи недоверия, озлобления, когда идёт борьба за какие-то миражи, люди должны осмыслить свою великую миссию — миссию содружества народов. Я знаю, что Советский Союз стремится всеми силами собрать страны мира для того, чтобы найти новые пути — пути дружбы и сосуществования. Будем надеяться, что эти тучи разойдутся и мы сможем спокойно жить и думать о великом будущем человечества, которое мы должны всеми силами оберегать.

Все мы глубоко верили в будущность России, в те великие дни, которые ещё суждены ей. Мы можем с полной уверенностью смотреть вперёд и знать, что будущность нашей страны предопределена. Но мы должны быть всегда начеку и готовы к всевозможнейшим проискам тёмных сил, которые тоже будут себя проявлять».

Николай Константинович Рерих в статье «Свято­слав» говорит: «Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное».

Святослав Рерих призывает нас: «Украсим нашу жизнь, понесём весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой».

Доклад на конференции, посвящённой
115-летию со дня рождения Н.К. Рериха и
85-летию со дня рождения С.Н. Рериха
21 – 22 октября 1989 г.

1 Законники — те, кто занимались истолкованием иудейского закона.

2 Левиты — особый класс иудейских священнослужителей.

3 Самаритяне (самаряне) — жители города Самарии и соответствующей области.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : 1970-е – 1980-е