Каждый человек есть микрокосм в полном смысле этого слова. …Каждый микрокосм индивидуален и неповторяем. Надземное, 740 |
|
Для этого сообщения я использовала стенограммы бесед и выступлений самого Рериха во время его приездов к нам, его собственные статьи, его письма, статьи о нём, записи моих личных встреч с ним. В основном я буду приводить его слова.
Но так как мировоззрение художника выражается прежде всего в его картинах, то эта беседа будет сопровождаться слайдами с его полотен, наглядно иллюстрирующих его философско-этические и эстетические воззрения. «В своих работах я высказываю своё отношение к жизни, к её проблемам, пытаюсь осмыслить эту жизнь, предназначение человека на Земле. Моё искусство — это средство выражения моих мыслей, моих исканий и внутренних представлений».
С чего и как началось наше знакомство с искусством Святослава Рериха? Ведь до 1960 года мы об этом художнике ничего не знали.
В начале 1960 года в Дели состоялась большая выставка картин Святослава Николаевича — итог работы почти всего индийского периода его жизни. Открывая его выставку, Джавахарлал Неру назвал её «праздником красоты».
Эту же выставку в феврале 1960 года посетил Н.С. Хрущёв во время его визита в Индию. Он сказал Святославу Николаевичу: «Некоторые могут поспорить с Вами: бывают ли такие краски? Но я их видел своими глазами. Есть в природе такая красота, и её только нужно почувствовать, понять и умело написать!»
В результате этого посещения и последовавшего за ним приглашения, в мае этого же года впервые в нашей стране открылась выставка работ Святослава Рериха в Музее искусств народов Востока.
Во всех выступлениях Святослава Николаевича красной нитью проходят несколько основных положений его мировоззрения.
«Лучший дар, который вы можете принести человечеству, — это улучшить себя», — утверждает он.
Из этого основополагающего утверждения и исходят все остальные концепции жизни Святослава Рериха. В этом высказывании — глубокое понимание взаимосвязи между людьми, между человеком и природой, между человеком и Космосом.
Святослав Николаевич понимает самосовершенствование абсолютно конкретно и реалистично, видя его осуществление в жизни каждого дня. «Всё хорошее и полезное, что вы делаете, делайте сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Этот путь качественного совершенствования доступен каждому человеку, и потому он может служить лучшей гарантией реальности прекрасного будущего человечества», — говорит он.
Он понимает, что мы не можем мгновенно стать совершенными людьми; он предлагает достигать этого постепенно, шаг за шагом, в своей повседневной жизни, не уходя от неё, выполняя свои ежедневные обязанности. «Каждый день постарайтесь стать немного добрее», — призывает он. И тогда, в процессе раскрытия нашего сердца, мы в конце концов сможем осуществить в себе завет Христа: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Когда один законник1 спросил Христа: «Кто мой ближний?» — Учитель в ответ рассказал такую притчу: «Некий человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Так же поступил и левит2. Но один самаритянин3, человек из другого племени, проезжая мимо, увидел его и сжалился над несчастным. Он подошёл, перевязал ему раны и, посадив на своего осла, привёз в гостиницу. А отъезжая на другой день, дал хозяину гостиницы деньги и просил позаботиться о пострадавшем». Рассказав об этом, Христос спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
Любовь, подвиг, сострадание, долг, справедливость предстают в картинах художника в увлекательно-прекрасных образах, наполняющих человеческие сердца стремлением к необходимому.
Святослав Рерих говорит: «Поистине, стремление к совершенствованию, к прекрасному — это самое целесообразное, самое реальное отношение к жизни».
Путь к самосовершенствованию ведёт через красоту. Известно изречение Достоевского: «Красота спасёт мир». Живая Этика вносит уточнение: «Сознание красоты спасёт мир». Её надо искать, увидеть и осознать, тогда только она будет действенна. «Смотреть на Прекрасное — значит улучшаться», — сказал Платон.
Святослав Рерих говорит: «Мы должны искать красоту во всём. Я лично стараюсь отобразить то красивое, что я вижу. Почему я ищу красоту, а не ищу некрасивое, отрицательное? Когда вы изображаете что-то на картине, то это остаётся и будет отражать себя в будущем и воздействовать на других. В жизни мы можем отвернуться от некрасивого, но когда это зафиксировано, и с величайшим мастерством, то мы не можем от этого уйти. Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир; желание создать что-то более прекрасное — прекрасную жизнь, прекрасные отношения. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте». «Вся жизнь стремится к красоте, то есть к эволюции».
И гуманистическое воздействие Прекрасным он предлагает отнюдь не как единственное средство прогресса человеческого общества, а как средство, без которого нельзя достигнуть глубокого духовного восприятия действительности и, следовательно, её всестороннего совершенствования.
В своей статье «Искусство и народ» Святослав Рерих пишет: «Истинный художник должен обладать силой возбудить в зрителе и слушателе внезапную волну эмоций и мыслей, наполнить душу людей новыми образами, новыми представлениями, переживаниями и вдохновляющими идеями».
Святослав Николаевич часто приводит слова Платона: «Если вы будете окружать себя красивыми вещами, то под их воздействием сделаетесь сами прекраснее и лучше, а это в конце концов приблизит к общей гармонии жизни».
Поэтому он поощряет прикладное искусство, «которое открыто каждому. Наполняя свой дом чем-то красивым, мы возвышаемся. Не нужно думать о дальнем искусстве, которое вне нас; нужно обогащать ту жизнь, в которой мы живём. И обогащая её, мы обогащаем не только себя, но и других, которые входят в контакт с нами».
На вопрос, почему в его творчестве нет места теневым сторонам жизни, Рерих отвечал: «Потому что свет рассеивает тьму».
«Красоте искусства Святослава Рериха присуща творческая активность. Она не мечтает о лучшем, а, как свет, рассеивающий тьму, вытесняет безобразное и заполняет собой человеческие души и окружающий мир», — пишет о нём крупнейший рериховед П.Ф. Беликов.
Святослав Николаевич говорит: «Художник должен искать красоту, к которой инстинктивно тянется также человек, в искусстве не искушённый». И приводит притчу: «Любимый ученик Будды Ананда спросил его, правда ли, что стремление к красоте и её осознанию составляет половину нашей духовной жизни? ''Не говори так, Ананда, — ответил Будда, — красота — это вся наша жизнь''».
О картине «И мы приближаемся» П.Ф. Беликов пишет: «Перед путниками открывается даль сияющих белоснежных вершин. Путь к ним открыт для всего человечества».
Большое значение придаёт Святослав Рерих фактору мысли. Он говорит: «Мысль — это энергия, которая объединяет людей, может быть, более активная, чем мы можем себе представить.
Мы все (вся наша семья) верим в силу мысли. Мы ещё не знаем всех её возможностей. Например, передача мысли на расстоянии. Сколько замечательных примеров этого феномена встречали мы в своей жизни.
Мы должны помнить, что мысль может быть благотворной, но и отрицательной, поэтому будем стараться нести благотворные мысли, потому что это будет отражаться на нас.
Об энергии мысли много было сказано, но мы ещё как-то недооцениваем её, не думаем о её мощи. Потому хорошо культивировать мысль, этим мы поможем не только себе, но и другим. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о Красоте. Красивое мышление, так же как и прекрасное произведение искусства, излучает красоту на всех, кто с ней соприкасается.
Платон говорил, что от красивых образов мы идём к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни, а от красивой жизни — к абсолютной Красоте.
Новые и прекрасные идеи перерождают нашу ежедневную жизнь. С расширением горизонта возрастут наши интересы и наша терпимость; устремления нашего собрата получат большой вес благодаря духу понимания и сотрудничества».
«Сейчас во всём мире, — говорит Святослав Николаевич, — идёт большая переоценка всех ценностей. Наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны всё больше понимают и принимают во всём мире. В Европе на всех языках печатаются их труды, выходят прекрасные книги, прекрасные издания.
Что это доказывает? Что человечество ищет, человечество хочет найти; ему уже не достаточно тех узких рамок, в которых мы жили, в которых мы привыкли как-то существовать».
Поиски Истины не зависят от паспортного возраста. У духа свой возраст. «Духовность приходит в момент готовности духа», — говорит Живая Этика; и у каждого это созревание выявляется индивидуально, в свой особый срок.
Святослав Рерих призывает расширять наше сознание, не отрицая огульно то, чего мы не знаем. Какие возможности откроет будущее, мы не знаем, — говорит он.
«Главная задача нашей жизни, — указывает он, — это облегчить доступ тем Силам, которые так стараются к нам пробиться, чтобы помочь нам осуществить себя здесь, на этой Земле. Будем стараться всеми силами это сделать, и это будет самое лучшее и для всего человечества. Вы должны уметь ждать и искать того Вестника, который живёт и который может постучаться в вашу дверь. Будем стремиться к этому. Будем строить этот мост, живой мост между нами и Теми, которые продвинулись дальше. Будем строить прекрасную жизнь».
Весть может прийти в самой необычной форме. С.Н. Рерих для выражения этой идеи выбрал оригинальную форму — восточное предание о том, что символом вести являются зелёные попугайчики. Женский образ выявляет настороженность и готовность принять знак, от которого может зависеть её судьба. Это изображено на картине «Весть».
Святослав Рерих устремлён в будущее и верит в него. «Я верю, — говорит он, — что торжество мира должно прийти, что мир всё-таки придёт на Землю и наступит новый век. Мы теперь находимся в преддверии этого периода. Мы должны выйти из этого тёмного цикла, который в Древней Индии называли Кали Юга — ''тёмное время''. И мы перейдём в счастливый период — Сатиа Югу, который грядёт за Кали Югой.
Я знаю, что если мы все вместе устремимся и будем постоянно думать о том, что прекрасно, что может быть сделано людьми для будущего, — вы увидите сами, какими быстрыми шагами все мы, всё человечество, пойдём вперёд.
Главное — надо устремляться. Устремление — это та энергия, которая необходима для всего в нашей жизни. Поэтому выберем себе те идеалы, к которым мы будем всегда стремиться и в которых мы сможем воспитать наших детей.
Может быть, уже в ближайшие годы мы увидим новые замечательные открытия, которые не будут разъединять человечество, а будут служить ему, обогащать его, но не угрожать уничтожением».
Судьбы человечества занимают и волнуют мысли художника.
В 1980 году Святослав Рерих выступил по бангалорскому радио с речью на тему «Источники моего вдохновения». В ней говорилось: «Над копотью бесцветной повседневности сияют прекрасные мгновения Вдохновения и Свершений, если мы открыты для чего-то более совершенного, чего-то более прекрасного, что могло бы вдохновлять и вести нас к более содержательному и лучшему завтрашнему дню».
Далее художник говорит, что источниками вдохновения были для него духовные ценности, искусство и природа.
Учения, данные великими духовными Учителями, были его величайшим вдохновением. «Они дали мне, — говорит Святослав Николаевич, — единое мощное направление, которое осталось на всю жизнь. Жизнь — это сплошные испытания. Мы растём препятствиями. Человек без препятствий расти не может. Главное — постоянное устремление. Если мы будем продолжать свои искания, преодолевать трудности, мы дойдём. Должна быть устойчивость и сила не бояться. Будда говорил: ''Мы все воины за добро''. Духовность заключается в том, чтобы жить в стремлении к большему, и в свершении всего этого. И надо не замыкаться в себе. А я знаю много в Америке людей ''божественных'', которые сидят в расслабленном состоянии и думают, что приближаются. К сожалению, это не так. Никому не помогут они — ни себе, ни Богу, и являются ненужной пеной жизни».
Об искусстве, втором источнике вдохновения, Святослав Рерих говорит: «Переживали ли вы когда-нибудь замечательное чувство, которое наполняет вас, когда вы стоите перед великим произведением искусства, когда воспринимаете удивительные эманации, исходящие из него? Рембрандт говорил, что эмоции художника запечатлены на поверхности картины и льются на зрителя и заставляют сопереживать творческое состояние художника. Волшебство чувств, мыслей и мощных стремлений великих мастеров, вложенное в их произведения, излучается на зрителя и пробуждает в нём сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного понимания. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть Красоты, которая излучается на них.
Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении.
Эти шедевры являлись для меня источником большого вдохновения и пробуждали радость соучастия в большом празднике Красоты и Совершенства, после которого чувствуешь себя обогащённым и освежённым и пробуждаются новые мысли и чувства».
Третьим источником вдохновения для художника была Природа. «Я всегда, уже с детства, — говорит он, — увлекался природой, увлекался всем, что Природа нам даёт. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в Природу и читать её книгу, эту книгу мудрости. Она разлита во всём: в крыльях бабочек, в сиянии кристаллов; вы её встретите в цветах, в жизни насекомых. И эта радость, которую я ощущал именно в контактах с п риродой, и есть ключ к моему творчеству и моим картинам».
Святослав Рерих рассказывает, что с самого начала он работал как портретист. «Почему я люблю портрет? Потому что люблю человека, пытаюсь нащупать гармонию между его внешней красотой и красотой внутренней. Портрет — это один из способов выявить то, чего мы ещё не знаем, с помощью того, что мы знаем и видим. Один из способов найти прекрасное и возвышенное. Может быть, поэтому я не люблю карикатуру».
Выступая в Академии художеств на церемонии вручения ему диплома почётного члена Академии в 1978 году, Святослав Рерих говорил о своём отношении к Индии.
«Те из нас, кто знает Индию, те из нас, кто соприкасался с Индией, согласятся со мной, что именно в этой стране лежат какие-то основы, глубокие основы и корни жизни, которые ведут нас и уводят сквозь тысячелетия в далёкое прошлое. Эти корни живы, тем самым они нас оживляют и дают нам новую силу. В этих древних корнях лежит сила индийского народа.
Я люблю Индию, потому что я знаю её и много путешествовал, изучал Индию; люблю Индию и потому, что я нашёл в ней то, что я искал. Может быть, это те же основы жизни, то же чувство красоты, которое разлито по всей стране.
Многие проблемы, которые у нас сейчас неразрешимы, которые Запад старается разрешить (и главный вопрос — что является счастьем жизни), тысячелетия тому назад уже были решены в Индии. Эта мысль Индии была тем магнитом, который притягивал нас. Я считаю, что из этого кладезя мудрости мы в будущем почерпнём ключ счастья».
«Дружба Индии с Советским Союзом, — говорит Святослав Рерих, — это великий фактор, важнейший стабилизатор в мире. Они так расположены географически и имеют так много точек соприкосновения, что именно в этой дружбе мы видим как бы щит против происков тех, кто не понимает всей глубины происходящего в мире».
Проблема сближения Востока с Западом — одна из наиболее значительных проблем современности. Творчество Святослава Рериха во многом способствует её решению. Оно учит нас не только понимать, но и любить Восток.
С любовью и сочувствием рисует художник простых людей Индии. В подвиге труда, а не в праздной роскоши ищет и находит Рерих красоту жизни и красоту человека.
Святослав Николаевич говорил, что в Индии очень много разных сокровенных Учений, «но все они отвечали потребности какого-то определённого времени и каких-то определённых людей, потому что всё рождается там, где есть какая-то необходимость. Так что все учения имеют своё место и своё время».
Неоднократно ему задаётся вопрос о том, что такое Шамбала, о которой стали теперь так часто упоминать. Он отвечал: «Шамбала — это символ братства. Основная точка изучения этой великой концепции — братство тех, кто устремлён к чему-то более прекрасному. Это великая концепция более совершенных людей, которые поднялись над уровнем толпы и развили те энергии, которые, может быть, есть и в нас».
О России Святослав Рерих говорит: «Мой отец, брат, моя матушка, мы всегда имели глубокие корни именно в России. Здесь мы получили то, что дало нам возможность воспринимать мир других стран, других народов, понять и полюбить их.
Сегодня, когда над миром нависли тучи недоверия, озлобления, когда идёт борьба за какие-то миражи, люди должны осмыслить свою великую миссию — миссию содружества народов. Я знаю, что Советский Союз стремится всеми силами собрать страны мира для того, чтобы найти новые пути — пути дружбы и сосуществования. Будем надеяться, что эти тучи разойдутся и мы сможем спокойно жить и думать о великом будущем человечества, которое мы должны всеми силами оберегать.
Все мы глубоко верили в будущность России, в те великие дни, которые ещё суждены ей. Мы можем с полной уверенностью смотреть вперёд и знать, что будущность нашей страны предопределена. Но мы должны быть всегда начеку и готовы к всевозможнейшим проискам тёмных сил, которые тоже будут себя проявлять».
Николай Константинович Рерих в статье «Святослав» говорит: «Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное».
Святослав Рерих призывает нас: «Украсим нашу жизнь, понесём весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой».
Доклад на конференции, посвящённой
115-летию со дня рождения Н.К. Рериха и
85-летию со дня рождения С.Н. Рериха
21 – 22 октября 1989 г.
1 Законники — те, кто занимались истолкованием иудейского закона.
2 Левиты — особый класс иудейских священнослужителей.
3 Самаритяне (самаряне) — жители города Самарии и соответствующей области.