Мысли на каждый день

Чем утвердите качество дел ваших? Если дела  полезны всему человечеству, то и сущность их хороша.

Зов, 03.03.1923

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

СОБЕСЕДОВАНИЯ. Семинар сотрудников СибРО 18 июля 1999 г.

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  



Теги статьи:  ответы Н.Д. Спириной

Н.К. Рерих. КНИГА ЖИЗНИ. 1927

Сегодня у нас очередная большая радость — встреча с самыми близкими людьми, близкими по духу, близкими по нашему общему пути. Все мы, каждый по-своему, идём в одном направлении, в одну сторону — в сторону Нового Мира, идея которого нам дороже всего. Благодаря тому, что мы всё время читаем Учение, изучаем труды Елены Ивановны и «Грани Агни Йоги», мы начинаем постигать — ещё только начинаем, — что такое Новый Мир, каково его значение, как к нему идти. Если не мы, то кто же? Мы закладываем основание будущего Нового Века. Наш музей будет играть огромную роль в жизни планеты. И это не пышные слова, в этом вы убедитесь сами в будущем. Туда будут приезжать отовсюду все жаждущие духовного знания, духовной пищи, приобщения к тому, без чего Новый Мир просто не состоится.

Елена Ивановна говорила, что Север будет безопаснее в смысле катаклизмов. Мы — Север. У нас будет музей, там будут картины, и понадобится много экскурсоводов, много знающих, понимающих, что это за картины, умеющих их пояснять. И все книги по Живой Этике — всё будет собрано там. Вам предстоит очень большая роль в недалёком будущем. Поэтому особенно радостно нам собираться, встречаться, обсуждать разные вопросы. Сколько ни читаешь книги Живой Этики — я лично читаю с 1941 года — каждый раз мне кажется, что я их читаю первый раз, хотя некоторые параграфы я помню наизусть. Так, по мере собственного роста, а мы все, я надеюсь, растём, открываются новые аспекты, новое понимание текстов. И опять задаются вопросы, и опять хочется что-то понять, и мы постигаем что-то новое в том, что давно уже знаем.

Академик А.Л. Яншин назвал Живую Этику мировой этической системой. И поэтому многое из того, что мы делаем сейчас, нам, с нашей теперешней позиции, может быть, даже и не видно во всём его значении. Но каждый, кто читает и изучает Живую Этику, что-то запоминает и умеет передать другим, — уже делает благое дело для Нового Мира, потому что иначе людям будет просто нечем жить. А без духовной жизни во что превратятся люди? — в обывателей, у которых нет никакой перспективы для будущего. Мы же готовим людей на будущее.

Сейчас в мире происходят разные катаклизмы, навод­нения, землетрясения — это кармическая расплата стран и народов?

Да, и причём ускоренная. Сказано, что сейчас, в данную эпоху, карма будет очень ускоренно развиваться, разворачиваться. Если раньше люди, может быть, на протяжении веков платили, то сейчас это может происходить в годы и даже в дни. Так что готовьтесь к тому, что карма сейчас будет очень быстро сворачиваться.

В карме главную роль играет побуждение, потом слово, потом действие. Будда говорил, что главное — это побуждение, и по нему слагается наша дальнейшая судьба. Так, Россия никогда не была агрессором, мы это знаем. Она защищаться умела, но агрессором не была и не захватывала чужих земель, у нас хватало и своих. И в натуре у русских нет захватничества.

Космическую справедливость можно и не видеть, но она срабатывает просто по закону бытия, можно сказать, автоматически. Если можно применить здесь слово «автоматически», то это именно так.

Север будет безопаснее, сказала Елена Ивановна. Так что если мы постараемся соответствовать Новому Веку, то не вызовем подземного огня, который бушует и может быть выявлен. Ведь, собственно, землетрясение — это действие силы подземного огня. Помните, в зоны, которые были в опасности, где ожидалось землетрясение, посылался подвижник, который там находился и своими молитвами, своим высоким огнём разряжал возможность землетрясения. Потому что у него была связь с Высшим, и это усмиряло подземный огонь, который вызывает все эти негативные явления.

Как сейчас помогать людям?

На что сейчас обратить внимание? Мы только что говорили: на изучение Учения, на его распространение, потому что, поднимая дух, мы поднимаем и наши защитные силы, наши энергии становятся сильнее, чище. Этим самым мы можем сами охраниться и помочь другим. Главное — идти «в русле счастливого потока», как говорил Будда.

«Вам тяжело ждать, но представьте, как тяжело постройку видеть всё ещё без крыши. Дух человеческий с добром борется» (Листы Сада Мории. Зов. 27.02.1922 г.). Что значит «без крыши»?

Постройка духовная не завершена ещё окончательно, ещё далеко не все приняли. Дальше объясняется: «дух человеческий с добром борется».

О каком добре говорится?

Вообще о добре как таковом. Есть добро и есть зло. Добро — это духовность, это все лучшие наши качества, это наше сердце. А дух человеческий ещё борется, вместо сердца он подставляет рассудок, какие-то рассудочные действия, расчёт. Это всё — борьба с сердцем.

Столько веков прошло, а он всё борется?

Борется и со времён Христа, и со времён Кришны, который гораздо раньше был и говорил то же самое. И всё равно дух человеческий не все принимают, многие борются с ним, не хотят принять, а хотят чего-то своего: личного расчёта, личной выгоды, личной жизни. А добро подразумевает не только личную жизнь, оно учит нас думать о другом, о других, о планете, о дальних мирах, которые с нами связаны. Ведь все планеты, все дальние миры — это единый Космос, в котором все связаны друг с другом, как единый организм. И то, что происходит на одной планете, небезразлично для других планет, хотя бы в Солнечной системе, в малом масштабе. Как сказано, кто-то упавший в Европе потянет за собой кого-то в Африке или кто-то совершивший что-то в одной стране может повлиять на другого человека в совершенно другой стране, — настолько мы все взаимосвязаны. Поэтому особенно важно следить за своими мыслями, чувствами и, главное, побуждениями. Всё каким-то образом передаётся на расстояние.

Для духа расстояний нет —
Они в трёхмерном, плотном мире;
Но там, где хоровод планет —
Один из атомов в эфире,
Где всё едино, всё везде,
Дух от звезды летит к звезде —
Частица лученосной шири.

Когда мы так себя осознаём, мы осознаём и наше братство со всей Вселенной, и нашу ответственность.

И сейчас нас слушает пространство. Последствия мы учесть не можем, благие последствия. Мы думаем о том, о чём надо, и говорим о том, что сейчас необходимо. Нас слушают, и в пространстве всё заключено, всё сохраняется.

«Если встретите на дороге ценный предмет, покрытый грязью, вы не пройдёте спесиво. Вы возьмёте находку и очистите грязь с неё. Также, когда вы найдёте ценного человека, грязью покрытого, вы остановите шаг и будете очищать его. Долг общинника утверждать справедливость. Учение не может отвергать истинные ценности. Община не может рассуждать — он наш или не наш. Община говорит — он ценен для эволюции или не ценен. Самый суровый отбор по существу. Суровая целесообразность обязывает охранить истинные сокровища. В защите ценностей не теряйте времени. Каждый час на счету. И бросьте слова неопределённости. И каждая ценность для вас как парус для корабля. Явно перед вами брошены в грязь большие ценности. Явно попираются пути к Мировой Общине. Каждый может перенести самое большое бедствие, если есть уверенность в Дозоре Общины. Надо сохранить эту уверенность, иначе — конец! Так же как очищаете найденный жалкий алмаз, так же очищайте грязь с лица великих работников» (Община, 254). Кто они — «великие работники»?

Это те люди, которые работают на эволюцию, на добро. Это люди доброй воли, которые хотят блага планете, которые работают каждый в своей мере, каждый в своём направлении. Мне очень нравятся эти слова: мы не говорим — «он наш или не наш», мы спрашиваем — «он ценен для эволюции или не ценен». Он может быть не нашей религии, не нашего языка, не наш ещё в чём-то, но если он полезен в какой-то мере, его отвергать нельзя. Будь это учёный, или исследователь, путешественник, да мало ли кто, но если он полезен, значит, его надо поддержать, с ним надо сотрудничать. То есть нужно смотреть на людей шире широкого, чтобы не было той узости, которая есть в церкви: если ты не православный, если ты некрещёный, то всё равно твоя душа пойдёт в ад; некрещёные дети — это беда, они тоже попадут в ад. Можно ли такое принимать? А тут всё наоборот — полезен, несмотря на то, что он может по-своему что-то понимать. Мы не можем говорить: «наш, не наш», нам указывается относиться к людям по такой мере.

Поясните предложение: «Когда вы найдёте ценного человека, грязью покрытого, вы остановите шаг и будете очищать его».

Это значит, что человек в своём потенциале хороший, человек доброй воли, но он оступился, попал в грязь, что-нибудь произошло с ним, может быть, стал пьянствовать, или гулять, или ещё что-нибудь такое делать. Но если всё-таки он ценен, то мы стараемся повлиять на него, чтобы он отрешился от своего порока, от пристрастий, которые мешают ему продвигаться, — или это алкоголь, или он преувеличивает значение денег, или развратничает. Если он ценный человек, то мы останавливаемся и стараемся как-то помочь ему, повлиять, то есть очистить с него грязь. У меня есть «Капля»:

В грязи лежит затоптанный алмаз.
Прохожие спешат пройти спесиво;
Но ценность не упустит добрый глаз,
Искусная рука отчистит грязь,
И тусклый камень заблестит на диво;
И в каждой грани —
светел и силён —
Огонь пространства
будет отражён!

Это стихотворение как раз об этом. Всякие бывают люди, с какими-то недостатками, пристрастиями, но всегда чувствуешь, когда у него есть дух.

В стихотворении сказано, что «ценность не упустит добрый глаз». То есть наша задача — распознавать суть, а не очевидность?

Да, распознать суть, но распознать беспристрастно. Потому что есть поправимое зло и есть непоправимое, поправимые недостатки и непоправимые. Поправимые надо помогать изживать всякими способами, которые доступны данному человеку.

Довольно распространённое явление: читая о каких-­то недостатках, человек сразу переносит это на других. Наверное, это уловка эгоизма, самости?

Нужно учиться тому, чтобы, прочтя о недостатках, пороках, сразу подумать: а нет ли их у меня, а может, я сам такой? И когда мы приучаемся сразу переносить на себя, тогда есть надежда на продвижение. А если только кивать на других, то, конечно, никакой пользы и толку от этого не будет. Сказано: все йоги — практики, теоретиков нет. Только практика.

Важно научиться внутрь себя заглянуть.

Да, а если не заглянем, если мы всё на других переносим, то никакой нам пользы от Учения не будет. Прежде всего — всё на себя. Это мне напоминает изумительную басню Крылова:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа...»
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Вот так замечательно это выражено. Она себя в зеркале увидела, но не поверила, что это она. Она вспомнила кумушек, таких же обезьян, которых она готова была по пальцам перечесть, то есть никак не восприняла это по отношению к себе.

Человек в процессе работы проявляет негативное качество, но понимает, что ему над этим надо работать, и одни сотрудники могут это принять и терпеливо перенести, а другие начинают возмущаться. Над чем надо работать, чтобы сохранить единение в Обществе?

Если человек, имея недостатки, понимает это и с ними как-то борется, это очень хорошо, и ему как-то надо помочь, не осуждая. А если он их никак не видит, надо его или намёками, или косвенно, в зависимости от того, какие это недостатки, перевоспитывать. Но если он понимает и сам борется, старается, чтобы этого не было, тогда к нему надо относиться сочувственно. А если он воображает, что он хорош, а сам имеет недостатки, которые могут привести к негативным последствиям, надо помогать, говорить по сознанию, предупреждать всякими способами.

Фото: Н.К. Рерих. КНИГА ЖИЗНИ. 1927

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом: