Думающие беспорядочно подобны машущим руками в темноте и не знающим, какой предмет заденут. Иерархия, 172 |
В Музее Н.К. Рериха 15 апреля 2015 года открылась выставка, посвящённая знаменательному юбилею — 80-летию Пакта Рериха и Знамени Мира.
Н.К. Рерих писал: «Истинно, будет и должен быть памятным сегодняшний день 15 апреля. Выявился ещё один маяк, который будет сближать друзей дальностранных, заокеанных, загорных, раскинутых по многим весям земли».
О.А. Ольховая
Н.К. Рерих. SANCTA PROTECTRIX
Н.К. Рерих. ЦВЕТЫ ТИМУРА. 1931
С.Н. Рерих, Л.Т. Живкова. Болгария
Н.К. Рерих. СВЯТОЙ СЕРГИЙ.
Летний пиджак Н.К. Рериха. Каминный зал музея |
Дорогие друзья! Мы собрались в Музее Н.К. Рериха в юбилейный день — ровно 80 лет назад, 15 апреля 1935 года, впервые в истории был принят документ, законодательно подтверждающий безусловную защиту и охрану памятников культуры, — «Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников в военное и в мирное время». Неотъемлемым символом этого Договора, получившего и в истории культуры, и в международно-правовой литературе наименование Пакта Рериха, является Знамя Мира.
Идея создания организованной охраны культурных ценностей возникла у Николая Константиновича ещё в самом начале XX столетия, при изучении памятников отечественной старины. Возвратившись в Петербург из поездки по городам Руси, он выступил в Обществе архитекторов с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о срочных мерах для их охраны. Тогда же он писал: «Обыкновенно у нас принято всё валить на неумолимое время, но не время, а люди неумолимы, и время лишь идёт по стопам их точным исполнением всех желаний»1.
Старший сын художника Ю.Н. Рерих говорил, что первая мысль о создании такого международного договора об охране памятников, вне зависимости от того, на чьей территории они находятся, возникла у Николая Константиновича в 1904 году, под гром орудий Русско-японской войны.
В 1914 году, в начале Первой мировой войны, Рерих обращается к русскому правительству с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путём заключения соответствующего международного договора. Это было воспринято с пониманием, но шла мировая война, и тогда реализовать это не удалось.
И только после завершения своей многолетней экспедиции, в 1929 году, Н.К. Рерих выносит на широкое обсуждение мировой общественности вопрос сохранения культурного достояния народов при вооружённых конфликтах.
Сама сокровенная идея Пакта Рериха уходит корнями в глубину нашей истории. Она восходит к Сергиевой думе о единении Отечества, и не только земель его, но и человеческих душ. Само же представление Пакта Рериха, в наше время мы бы сказали — презентация, состоялось в бельгийском городе Брюгге, где прошли две международные конференции, посвящённые Пакту, и где в соборе Святой Крови было освящено Знамя Мира. Третья конференция Пакта состоялась в Вашингтоне. Наконец усилия Николая Константиновича и его единомышленников увенчались успехом, и 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, в Белом доме, был подписан Пакт Рериха.
П.Ф. Беликов писал: «Несмотря на видимую "аполитичность" Пакта Рериха, он рассматривался многими политиками как далеко не безобидный для них документ. Приобретая сторонников среди видных учёных, писателей, художников, общественных деятелей, Пакт становился мощным средством антимилитаристической пропаганды. Поэтому некоторые военные заправилы западных стран выступали с критикой Пакта, указывая, в частности, что соблюдение его условий явится помехой для военных действий. Отвечая на такую критику, Рерих неизменно указывал, что помеха военным действиям и является одной из основных целей Пакта, и странно, что кто-то этого не может или не хочет понять»2. В год Первой конференции Пакта (1931) Н.К. Рерих пишет полотно «Цветы Тимура», где на сторожевых башнях пустыни Гоби горят костры, подобно огненному телеграфу передающие весть от одного края земли в другой. Рерих писал: «И во всех частях света на высотах горят дружеские огни. Около них доброжелательный путник всегда найдёт себе место. И правда, спешат эти путники. Ведь кроме печатного и почтового слова есть всякие сообщения без проводов. Быстрее ветра. В едином вздохе переносящие по миру и радость, и скорбь, и помощь»3. Эти слова рождают образ: так же, от века к веку, от народа к народу, от одной Башни Света к другой передаётся эстафета Света. Башни Света для Николая Константиновича — не только символ, это и реальные дела человеческие. Он утверждает, что если Вавилонская башня, о которой мы хорошо знаем из Библии, — символ рассеяния и разделения, то всеобъединяющая Башня Света есть путеводитель на дороге к истине.
В следующем, 1932 году, когда проходила вторая конференция, Н.К. Рерих создаёт свой знаменитый триптих с центральной картиной «Мадонна Орифламма». В письме к П.Ф. Беликову С.Н. Рерих говорит о нём как о «прекрасной сюите». Орифламмой4 в средневековой Франции называлась главная воинская хоругвь короля, которая поднималась на копье в критический момент сражения. В произведении Рериха Владычица Червонно-Пламенная окружена с двух сторон святыми: Преподобным Сергием Радонежским и Франциском Ассизским, величайшими святыми христианства — православия и католичества. Мадонна держит в руках Знамя Мира, в центре которого знак Триединства (три круга в окружности) — один из древнейших мировых символов, который встречается и у разных народов, и в разных веках.
Этот Знак всегда употреблялся, как писал Николай Константинович, с особым значением и очень часто — на изображениях, носивших священный характер. Смысл его был очень высоким. Рерих называл его «Символом Вечности и Единения».
Смыслом подвижнической деятельности Рериха было утверждение в душах и умах, в том числе и в умах государственных, доктрины о лидирующей роли культуры в становлении и отдельной личности, и любой организации, и государства.
Суть Пакта раскрыта в таких его кратких словах: «Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество»5. Н.К. Рерих обращал взор к будущим поколениям, к молодёжи, понимая, что его Пакт не в декларациях, а в виде образовательного закона вряд ли восторжествует в реальности при жизни его поколения. Он писал: «Мы-то уйдём, но вы останетесь в жизненной борьбе и превозможете многие препоны. Для вас, молодых, Культурные сокровища будут истинными ценностями. Вы поймёте, что эти сокровища составляют всенародное достояние. Так же, как и Родина, Культура должна быть охранена, оборонена»6.
Эти слова написаны художником 6 декабря 1941 года, в день начала контрнаступления Красной Армии под Москвой.
А в своей статье «Мир» художник говорит: «Оборона культуры, оборона родины, оборона достоинства не мыслит о насильственном вторжении. Броня обороны не есть яд разрушения. Оправдана оборона и осуждено нападение.
Не удивительно ли, по-русски слово "мир" единозвучно и для мирности, и для вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны»7.
Мерилом духовного здоровья нации во все века являлось отношение к культурным ценностям, их сбережению, накоплению и передаче от поколения к поколению. Любая национальная культура будет процветать и питать народ, если она осознана им как ценность. И наоборот, когда «устаревает» классика и на потребу невежества «осовремениваются» классические сюжеты, извращающие до кощунства даже святыни, то можно сказать, что демон самораспада начал своё наступление, и противостоять этому может только Культура. Но какая культура? Можно просмотреть множество трактовок этого понятия в современных словарях, и, за редким исключением, мы не найдём в них ничего о нравственной составляющей этого понятия. Н.К. Рерих же объяснял Культуру как «Почитание Света», как почитание наивысшего, что создано и народом, и отдельными личностями в их лучших устремлениях к подлинной красоте.
Расскажем кратко об экспонатах данной выставки.
Две реликвии экспозиции — два Знамени Мира. Одно из них тесно связано с историей движения Пакта Рериха и Знамени Мира. Оно изготовлено в 1920-х годах в Нью-Йоркском музее по образцам Н.К. Рериха. В 1979 году два таких Знамени привезли в Новосибирск президент Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе и её ближайшая сподвижница Гизелла Ингеборг Фритчи — обе близкие сотрудницы семьи Рерихов. Одно Знамя было передано строившемуся на Алтае Музею Н.К. Рериха, и сейчас оно хранится в Барнауле, в ГМИЛИКА. Второе, предназначенное сибирским учёным, было вручено участникам восхождения на алтайскую вершину «Урусвати», названную в честь Е.И. Рерих. (В 70-е годы прошлого века сотрудники Сибирского отделения Академии наук СССР совершили ряд юбилейных восхождений в честь семьи Рерихов.) Хранилось оно у участницы этих восхождений Людмилы Александровны Андросовой, которая впоследствии переехала из Новосибирска в Ленинград.
Когда в Россию приезжал С.Н. Рерих, она спросила у него, кому это Знамя должно быть передано. Святослав Николаевич ответил: «Придёт время, и в нужный час вы поймёте, кому его отдать». Как-то к Людмиле Александровне попал журнал СибРО «Перед Восходом», и она поняла, что должна передать Знамя в Новосибирск, в строящийся Музей Н.К. Рериха.
Второе Знамя, которое находится в нашей экспозиции, пришло буквально вчера, успев к юбилею. Мы получили его из Екатеринбурга от альпиниста, заслуженного мастера спорта России Валерия Николаевича Першина. С этим Знаменем он побывал в горах Памира, на Монблане, на вершине Эвереста в Гималаях, на высшей точке Южной Америки, потухшем вулкане Аконкагуа, — и это только немногие названия гор, где было развёрнуто Знамя, с пожеланиями миру Света и Добра, которых ему так не хватает. Теперь это Знамя будет храниться в Музее Н.К. Рериха.
Фотографии, представленные на стендах юбилейной выставки, рассказывают об общественном движении, связанном с развёртыванием Знамени Мира в космосе, на высочайших точках планеты, над отдельными значимыми объектами.
Впервые Знамя Мира было поднято над нашей планетой 11 февраля 1990 г. в рамках программы «Космос. Человек. Культура». Во время выхода в открытый космос бортинженер Александр Баландин установил Знамя Мира на внешней поверхности орбитального пилотируемого комплекса «Мир», где оно находилось 10 дней.
Через семь лет (5 августа 1997 г.) начал осуществляться новый, уже международный общественно-культурный космический проект «Знамя Мира». Всего на околоземной орбите Знамя Мира находилось полгода. Под Знаменем работали 18 российских и 20 иностранных космонавтов.
Концепция Рериха о защите и охране Культуры включает в себя и государственное, и общественное начало. В настоящее время продвижение идей Знамени Мира и Пакта Рериха в основном осуществляет общественность. Единственной страной, где эти идеи начали реализовываться на государственном уровне, была Болгария, благодаря «Белой Птице Болгарской Культуры» — так назвал народ Людмилу Живкову, выдающегося деятеля культуры, пламенного борца за идеалы Красоты, Культуры и Знания. Она прожила только 39 лет. Это был удивительный человек, подвижник Культуры, государственный деятель, который, вопреки всему, на государственном уровне продвигал идеи Рериха. 1978 год был объявлен в Болгарии годом Н.К. Рериха, что вызвало напряжение в отношениях с Советским Союзом. Из Министерства культуры СССР прозвучали серьёзные возражения против популяризации в Болгарии творчества Н.К. Рериха. Проблему удалось разрешить через посольство СССР в Софии.
Зачитаю слова Святослава Николаевича Рериха: «Людмила Живкова — единственный в ХХ веке государственный деятель, кто воспринял очень глубоко Живую Этику и увидел в ней огромные возможности для усовершенствования государственного строя и одухотворения этого строя Культурой и высокой философской мыслью»8.
В 1979 году, объявленном ООН Международным годом ребёнка, по инициативе Л. Живковой был проведён форум детского творчества — Первая международная ассамблея «Знамя Мира», призванная объединить усилия детей планеты в борьбе за мир во всём мире. С.Н. Рерих вошёл в состав Инициативного комитета Ассамблеи.
По замыслу Л. Живковой, Ассамблея «Знамя Мира» должна была стать своего рода прорывом в будущее. На фестиваль приглашались юные художники, поэты, композиторы, музыканты, певцы, артисты. Со всех концов мира в Болгарию стали поступать рисунки и другие творческие работы детей. В рамках Ассамблеи был организован выпуск газеты «Знамя Мира», в которой нашло отражение творчество детей, были выпущены книги с детскими рисунками, стихами и песнями.
В основу фестиваля был положен необычный принцип: никакой борьбы за призовые места, чем полностью изгонялся дух соперничества; не должно быть ничего, что могло хоть в малейшей степени ранить легко уязвимую душу ребёнка.
С какими огненными словами обратилась тогда Людмила Живкова к детям земли: «Милые дети, творцы Нового Мира! Дерзкие герои, помните законы истины, молодые строители, помните, не красота, а чувство красоты откроет вам дверь в будущее... Каждый день, каждый час, каждое мгновение ваши братство, единство, солидарность преграждают дорогу войне. Непримиримые, дерзкие, облачённые в подвиг героизма, скажите НЕТ антигуманности, разрушениям, несправедливости. Уничтожьте бремя эгоизма, невежества, страха. Встретьте красиво и с достоинством бесконечные волны жизни. Пусть ваш шаг будет непобедимым, дух — неразрушимым...»9
Других таких примеров в истории мы не знаем до настоящего времени.
Сегодня в нашем музее представлена выставка фотографий и материалов, посвящённых Ассамблее «Знамя Мира» в Болгарии. Выставка подготовлена «Исследовательским Фондом Рерихов» (Санкт-Петербург).
И наконец, скажем ещё об одной драгоценной для нас реликвии. Накануне этого дня мы получили из реставрации, из Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, пиджак, принадлежавший Н.К. Рериху. Теперь в Каминном зале музея, помимо пальто Елены Ивановны, находится летний пиджак Николая Константиновича. Это была его любимая вещь, судя хотя бы по тому, на скольких портретах и фотографиях мы видим его в этом пиджаке, в нём же он был при последних видеосъёмках в Кулу.
К этому юбилею мы получили много приветствий: из Севастополя, Керчи, Донецка, Комсомольска-на-Амуре, от Одесского Дома-Музея им. Н.К. Рериха, других городов и организаций.
Литература
Жукова Н.В. Знамя Мира возвращается в Сибирь // Перед Восходом. 1997. № 12. С. 8 – 9.
Смирнов К. Красота спасёт мир, если мир спасёт Красоту // Знамя Мира: Сб. М., 2005. С. 7.
1 Николай Рерих в русской периодике. 1891 – 1918. Вып. II: 1902 – 1906. СПб., 2005. С. 224.
2 Непрерывное восхождение: Сб. Т. 1. М., 2001. С. 339 – 340.
3 Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. С. 146.
4 От лат. aurum — золото, flamma — пламя.
5 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 610.
6 Там же. Т. 2. М., 1995. С. 467.
7 Рерих Н.К. Нерушимое. Рига, 1991. С. 227.
8 Цит. по: Бугаева Л.В., Деменко Т.М. Культурная миссия Людмилы Живковой // Восход. 2011. № 11. С. 10.
9 Там же. С. 13.