Лучшая панацея от всех ударов судьбы – доброжелательность и великодушие. Рерих Е.И. Письмо от 27.09.1937 |
А.П. СОБОЛЕВ, президент «Исследовательского Фонда Рерихов», г. Санкт-Петербург
Базилика Святой Крови. Брюгге.
Здание, где размещался Международный союз за Пакт Рериха. Брюгге.
Министры Греции и Чехословакии,
Группа делегатов на ступенях здания Муниципалитета г. Брюгге. 7 августа 1932 г.
Символы Триединства в здании Муниципалитета
Делегаты Второй конференции Пакта Рериха.
|
Пятнадцатого апреля 1935 года в Вашингтоне, в Белом доме, был подписан Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Тогда, в присутствии президента Франклина Рузвельта, представители Соединённых Штатов и 20 стран Латинской Америки подписали международный договор, который вошёл в историю под названием «Пакт Рериха».
В 2015 году исполняется 80 лет со дня подписания этого Договора, и мне бы хотелось напомнить о некоторых важных вехах, имеющих огромное значение.
Идея Пакта по охране культурных ценностей принадлежит русскому художнику, археологу, путешественнику, педагогу, философу и общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху. Много лет он трудился «на ниве культуры», словом и делом сражаясь за сохранение русских древностей.
В конце XIX – начале XX века у него зародилась идея об охране и защите памятников старины. Особенно она обозначилась после его путешествий по России, предпринятых им с его женой Еленой Ивановной Рерих в 1903 – 1904 годах. Целью их паломничества по 40 русским городам было желание художника отобразить на полотнах памятники древнего зодчества, отчасти уже разрушающиеся и даже разрушенные. Он писал: «В 1903-м году мы с Е[леной] И[вановной] объехали, можно сказать, всё сердце России, запечатлевая, я — кистью, а Е[лена] И[вановна] в пятистах фотографиях, Пантеон древнего Искусства»1. «Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчётными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчётные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями, домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! (...) Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных»2. Художник пишет статьи в газеты и журналы, активно участвует в работе различных съездов, собраний, комиссий и комитетов, созданных в защиту культуры.
В 1914 году, когда Германия развязала войну в Европе, Н.К. Рерих слагает с себя звание члена венского «Сецессиона». В прессе появляются его статьи, проникнутые болью за разрушение немецкими войсками городов Лувена и Реймса: «Война с произведениями искусства, с книгами, картинами, статуями, памятниками зодчества... Может ли представить себе человеческий ум что-либо более чудовищное и омерзительное!»3 Прошло сто лет с того времени, а на фоне происходящих в мире событий слова Николая Константиновича Рериха звучат не менее актуально, чем тогда.
И всё же сам Рерих впоследствии считал именно 1904-й — годом начала своего активного движения в защиту памятников искусства и культуры. Возможно, мысли, которые возникали у него до этого, приняли более чёткую форму — превратились в идею.
Только в конце 1920-х годов Н.К. Рерих вновь возвращается к идее о международной защите культурных ценностей. Музей Николая Рериха в Нью-Йорке представляет на рассмотрение Государственному департаменту и Комитету иностранных сношений проект Международного договора об охране художественных и научных учреждений, миссий и коллекций под международно признанным флагом. Николай Константинович писал: «Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами. Мой план, представленный нашим Музеем, был обработан согласно кодексу Международного Права доктором Международного Права и Политических Наук Парижского Университета, лектором Института Международных Наук Г.Г. Шклявером, по совещании с профессором Альбертом Жоффр де ла Прадель, членом Гаагского Мирного Суда, вице-президентом Института Международного Права и членом Факультета Сорбонны»4.
На Знамени для защиты всех культурных сокровищ по предложению Н.К. Рериха должен быть изображён особый знак: на белом фоне в круге три соединённые амарантовые сферы, как символ Вечности и Единения.
В 1929 году в американской газете «Нью-Йорк Таймс» был помещён призыв Н.К. Рериха ко всем государствам, в котором он предложил всем мировым державам присоединиться к Пакту об охране художественных и научных сокровищ.
Идея Рериха была встречена с интересом и энтузиазмом — она получила всеобщую поддержку и вызвала резонанс во всём мире. Вскоре текст Пакта был опубликован на различных языках. Многие видные деятели науки и культуры поддержали начинание выдающегося художника. Среди них были Рабиндранат Тагор, Морис Метерлинк, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Томас Манн, Альберт Эйнштейн и другие.
В том же году Николая Рериха выдвигают на Нобелевскую премию за пропаганду мира. В разных странах начали создаваться многочисленные общества имени Н.К. Рериха. Королевские дворы Бельгии, Дании, Югославии, Норвегии ответили на призыв художника, а некоторые даже наградили его своими национальными орденами. В Нью-Йорке и Париже были основаны постоянные Комитеты Пакта Рериха для распространения идей Знамени Мира.
В начале 1930-х годов в Бельгии, в городе Брюгге, прошли две Международные конференции Пакта и Знамени Мира, о которых мне хочется рассказать более подробно.
В 1931 году в Брюгге был создан «Союз Пакта Рериха» под председательством члена Королевской Бельгийской археологической комиссии Камилла Тюльпинка, находящийся под почётным покровительством председателя Гаагского Международного суда маркиза Адачи. Н.К. Рерих был избран почётным председателем. Тогда же возникла идея о проведении конференции, посвящённой Пакту, в городе Брюгге. Николай Рерих писал К. Тюльпинку: «Ваша благородная идея собрать международную конференцию в Брюгге для утверждения нашего Пакта Мира меня глубоко трогает. Драгоценно видеть светлую инициативу в области Культуры ради защиты сокровищ человеческого гения. Конечно, героическая Бельгия так же, как и доблестная Франция, имеют в этом вопросе глубокие исторические основания. (...) Покуда мы действуем на защиту Блага, Прекрасного и Культуры, мы непобедимы в нашем энтузиазме. Не случайно Конференция собирается в Брюгге. Ваш город, этот живописный памятник старины, сущностью своею уже молит о Культуре. Знамениты колокола Брюгге, которые вдохновляли меня во время посещения вашей прекрасной сокровищницы. Пусть эти колокола будут колоколами победы Конференции Знамени Мира»5.
В этом же письме Рерих раскрывает суть идеи предложенного им Знамени.
1. Если Знамя и не всегда сможет спасти драгоценные памятники, то всё же оно постоянно будет напоминать о всеобщей ответственности и необходимости заботы о сокровищах человеческого гения.
2. Знамя внесёт в сознание стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что содействует эволюции человечества.
3. В связи с этим откроется возможность просмотреть и каталогизировать истинные сокровища и поставить их под защиту всего человечества не только во время войны, но и в мирное время.
Первая международная конференция Пакта Рериха была проведена в городе Брюгге с 13 по 15 сентября 1931 года. В её работе приняли участие представители правительств более 20 государств и более 100 делегатов от многочисленных общественных, научных и культурных организаций. На конференции обсуждался план пропаганды и официального продвижения идей Пакта по всему миру. Ещё до начала конференции от представителя Музея Николая Рериха в Нью-Йорке поступило предложение, чтобы вне зависимости от постановления Лиги Наций все учреждения, музеи и общества, принявшие Пакт, немедленно подняли и развернули над своими Культурными Сокровищницами Знамя Мира. Не у всех делегатов это вызвало положительную реакцию, и тем не менее «следует отметить, что Брюгге был первым городом, поднявшим Знамя Мира над святынями культуры»6.
Тогда же произошло ещё одно знаменательное событие — предложенное Николаем Рерихом Знамя для охраны культуры было освящено в великой святыне города Брюгге — базилике Святой Крови. Она расположена в центре города, на Городской площади, и делится на нижнюю часть и верхнюю. Нижняя церковь была выстроена Теодором Эльзасским, графом Фландрским, в начале XII века в романском стиле. Первоначально она посвящалась Святому Базилю. Верхняя церковь, посвящённая Святой Крови Христовой, была перестроена в XV веке в готическо-ренессансном стиле. Сосуд со священной реликвией — каплями «Крови Господней» — Теодор Эльзасский привёз из Второго крестового похода на Иерусалим (1147 – 1149). В честь этой великой святыни в Брюгге было основано Братство Святой Крови, в которое издревле входили самые знатные и уважаемые жители города. Николай Константинович писал: «Освящение знамени нашего не случайно должно было произойти в соборе Святой Крови, во имя всей Мученической Крови, пролитой за Прекрасную Истину. Где объединяется столько высоких символов, там возникает истинная твердыня»7.
На этой конференции Н.К. Рерих в своём обращении к делегатам выдвинул идею о создании Лиги Защиты Культуры и Дня Культуры: «Для меня настоящее собрание является как бы основанием долгожданной Лиги Культуры. Эта Лига укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать. В самом корне этого священного для нас понятия заключено всё почитание Света, всё служение Благу»8.
В газете «Нью-Йорк Таймс» так были подведены итоги: «Конференция Рериха по защите культурных ценностей во время войны закончилась сегодня. Была зачитана телеграмма от французского правительства о награждении большим крестом Почётного Легиона Николая Рериха. Брюгге был выбран как центр для проведения активных действий по Пакту Рериха. Постоянная комиссия предложила всем правительствам рассмотреть и признать Пакт Рериха и предоставить возможность государственным музеям водружать Знамя Рериха на крышах зданий во время войны»9.
Барон М.А. Таубе в письме к Н.К. Рериху дал общую оценку конференции: «Реальные плюсы конференции я вижу в следующем: 1) радушное и даже восторженное отношение к делу со стороны художественно-музейного мира Бельгии; 2) согласие и даже настояние его на том, чтобы Брюгге стал официальным международным центром этого движения в Европе с постоянным в нём комитетом; 3) такое же отношение правительственных кругов Бельгии (телеграмма короля); 4) явно доброжелательное отношение Католической Церкви (телеграмма от ст. секр[етаря] Пачелли); 5) официальное участие представителей гор[ода] Парижа и итальянских музеев; 6) открытое "покровительство" франц[узского] министерства (пожалование Вам Поч[ётного] Легиона, — c которым я Вас здесь сердечно поздравляю); 7) личное более близкое знакомство между главными франко-русско-бельгийскими деятелями в этой области...»10
В том же году в Нью-Йорке вышел первый том сборника приветствий и документов в пользу принятия Пакта Рериха, состоящий из статей, посвящённых Пакту, и многочисленных откликов из всех стран мира.
Сразу после окончания первой конференции началась подготовка к следующей, Второй международной конференции Пакта Рериха, которая была проведена в Брюгге с 7 по 9 августа 1932 года. В её работе приняли участие представители многих стран и общественных организаций. Во время её проведения была устроена выставка фотографий древних городов и памятников, которые в первую очередь подлежат охране, — более шести тысяч снимков из двадцати трёх стран представлены на всеобщее обозрение. Георгий Шклявер, выступая перед делегатами конференции, сказал: «Пакт Рериха — это деяние веры, веры в ту неугасимую искру, которую Создатель вдохнул в человека и которая наделяет его способностью восходить по пути духа»11.
Сам Н.К. Рерих в прошедших конференциях не участвовал. Обращаясь к представителям и делегатам, он писал: «Со времени Первой конференции не прошло и года, как из целого ряда стран поступили сведения о новых прискорбных и незаменимых уничтожениях как предметов искусства, так и книгохранилищ. Эти печальные знаки ещё раз напомнили всем нам, насколько сама современность, сама жизнь требует обращения внимания на защиту памятников Творчества Человечества»12.
На Второй конференции было принято решение: создать в Брюгге специальное учреждение — Фонд имени Рериха для всемерного содействия проведению в жизнь идей Пакта, а также разработан план продвижения Пакта Рериха и обращения к различным государствам с целью признания его в качестве международно-правового документа. По решению конференции были налажены постоянные контакты с Международным комитетом по делам искусств и Бюро конференции по ограничению вооружений.
Одновременно в городе Брюгге по инициативе Камилла Тюльпинка был основан Музей имени Н.К. Рериха, посвящённый Миру, Искусству, Науке и Труду. Николай Рерих подарил вновь образованному музею восемнадцать своих новых картин. Среди них были «Мадонна Орифламма» (1932), «София Премудрость» (1932), «Священные пещеры» (1932) и другие картины, в которых Н.К. Рерих выразил идею Пакта и Знамени Мира.
Самому Брюгге Н.К. Рерих посвятил один из своих очерков, в котором писал: «Город ван Эйков и Мемлинга всегда был притягателен мне. Да и где же другой город в Европе, где бы сохранился весь живой уклад старины в такой неприкосновенности. Эта неприкосновенность Прекрасного именно так нужна при мыслях об охранении сокровищ человеческого гения. Само Провидение судило, чтобы именно Брюгге стал постоянным местопребыванием нашего мирного союза»13.
Действительно, город Брюгге уникален, он буквально «дышит» стариной. Многие церкви, стены домов, лестницы, оконные ставни, решётки украшены символом триединства — символом Знамени Мира.
В силу многих обстоятельств Третья международная конвенция Пакта и Знамени Мира прошла в Вашингтоне, а подписан был Пакт через два года в Нью-Йорке США и странами Латинской Америки. Страны Европы не участвовали в подписании. Инициатива, заложенная в городе Брюгге, дала толчок для дальнейшего развития... А сам Брюгге остался в истории как город, где было освящено Знамя Мира и где прошли две первые Международные конференции Знамени Мира.
Как уже было сказано, в этом году исполняется 80 лет со дня подписания Пакта Рериха. В мире всё так же неспокойно, и все призывы и действия русского художника Николая Рериха, предпринятые много лет назад, в наше время становятся всё более значимыми и актуальными. И поэтому закончить статью мне хочется словами Николая Константиновича, обращёнными к участникам Первой конференции: «Ничто не может мешать нам послужить сложению Культуры, поскольку мы сами верим в это и поскольку даём этому наши лучшие пламенные мысли. Не умаляйте! Великий Агни сжигает поникшие крылья. Только в созвучии с эволюцией мы можем восходить, и ничто не может погасить бескорыстные пламенные крылья энтузиазма»14.
1 Рерих Н.К. Письма в Америку. М., 1998. С. 88 (6.12.1935).
2 Рерих Н.К. Чутким сердцам // Знамя Мира. М., 1995. С. 133 – 134.
3 Разрушение Реймсского собора. Протесты // Николай Рерих в русской периодике. 1891 – 1918. Вып. V: 1913 – 1918. СПб., 2008. С. 271.
4 Рерих Н.К. Знамя Мира // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 68 – 69.
5 Рерих Н.К. Конференция в Брюгге 1931 года // Держава Света. М., 1999. С. 105, 107.
6 Рудзитис Р.Я. Николай Рерих. Мир через Культуру. Минск, 2002. С. 103.
7 Рерих H.К. Городу Брюгге // Твердыня Пламенная. М., 1999. С. 392.
8 Рерих H.К. Привет конференции Знамени Мира // Знамя Мира. М., 1995. С. 68.
9 Нью-Йорк Таймс. 1931. 16 сент. // Архив «Исследовательского Фонда Рерихов» (Санкт-Петербург). Пер. В.Н. Загорской.
10 Письмо М.А. Таубе Н.К. Рериху 23 сент. 1931 г. // Знамя Мира: Сб. М., 2005. С. 83.
11 Выступление г-на Георгия Шклявера // Знамя Мира. М., 2005. С. 95.
12 Рерих H.К. Второй конференции Международного союза Пакта охранения памятников искусства и знания привет! // Знамя Мира. М., 1995. С. 84.
13 Рерих H.К. Городу Брюгге // Твердыня Пламенная. С. 392.
14 Рерих H.К. Знамя Мира. Конференция в Бельгии // Держава Света. С. 113.