Меньше всего Нас занимают словесные утверждения. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия. Община, 179 |
О.А. Ольховая, исполнительный директор Сибирского Рериховского Общества
Всему миру приходит трудное испытание. После средневековых испытаний огнём, водой и железом предстоит испытание восприятием культуры... Но это испытание труднее древних искусств. (...) Много серьёзных вопросов, но среди них вопрос культуры будет краеугольным.
Н.К. Рерих
В 2015 году исполняется 80 лет со дня подписания Пакта Рериха — международного договора об охране и защите культурных ценностей. Огромной подготовительной работой, которая предшествовала появлению этого документа и длилась несколько лет, руководил непосредственно Николай Константинович Рерих.
Пакту Рериха и Знамени Мира — его неотъемлемому символу — посвящено много исследований, в которых дан достаточно подробный их анализ и изложена хронология событий, с этим связанных. В основном они касаются трёх международных конференций (в 1931 – 1932 годах в Бельгии и в 1933 году в CША), целью которых была подготовка к ратификации Пакта Рериха на международном уровне.
Когда в 2008 году нам, сотрудникам СибРО, удалось осуществить поездку в Нью-Йорк, в Музей Николая Рериха, мы также побывали в Колумбийском университете, где познакомились с Бахметьевским архивом российской и восточно-европейской истории и культуры — одним из крупнейших хранилищ материалов русской эмиграции. Нас интересовал фонд барона Михаила Александровича Таубе2, который был доверенным лицом Николая Константиновича в вопросах продвижения Пакта в Европе; здесь хранится их переписка.
Перед тем как ратифицировать Пакт, который являлся общественной инициативой, необходимо было донести его идеи до официальных кругов, получить одобрение и поддержку культурных и политических деятелей, имеющих авторитет и в своих странах, и в мировом сообществе, немалое значение имела и поддержка священнослужителей.
Читая эти документы — свидетельства того, как Рерих решал вопросы по Пакту, трудно даже представить, ценой какого невероятного напряжения удавалось Николаю Константиновичу справляться со всем объёмом дел. Рерих создавал картины, писал статьи, разъяснял, что значит для человечества Земли фундаментальное понятие Культуры, и призывал к сбережению её сокровищ, посылал обращения и приветствия многочисленным культурным объединениям, носящим его имя, и т.д. Всё это, включая руководство продвижением Пакта, в то время можно было осуществлять только через почтовую связь, и переписка была огромной.
Прежде чем перейти непосредственно к материалам Бахметьевского архива, приведём краткий обзор событий начала 1930-х – конца 1940-х годов, связанных с Пактом, подчеркнув то, что представляется нам чрезвычайно важным.
I
Учение Живой Этики и многое разъясняющие письма Е.И. Рерих дают нам представление о глубинной сути явлений, происходящих в мире вплоть до настоящего времени. Напряжённая борьба за принятие Пакта Рериха как юридического документа международного значения с его священным символом — Знаменем Мира; чудовищное по умыслу и столь разрушительное по следствиям предательство троих сотрудников Рерихов в Америке; Вторая мировая война — все эти события, по словам Елены Ивановны, происходили во время Армагеддона — «самого тяжёлого периода, который проходит наша планета со времени Атлантиды»3.
Это время было определяющим как для стран и народов, так и для отдельных людей — в данном случае мы имеем в виду учеников Рерихов, призванных ими и допущенных Великим Учителем для сознательного и деятельного участия в происходивших мировых процессах, а значит, в какой-то степени и могущих влиять на них.
Вспомним фрагмент из книги Н. Рокотовой «Основы буддизма»: «И настолько учение его [Будды]было индивидуально в каждом отдельном случае и практично, что установилась традиция трёх кругов учения: для избранных, для общинников и для всех»4. Так, к глубинам знания Будда допускал учеников только после того, как путём железной самодисциплины, которая была правилом в его общине, они достигали необходимой ступени в своём духовном развитии.
Спустя почти 25 веков, давая Учение Живой Этики, Учитель подчёркивает: «Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех!»5 И этим путём для всех провозглашается главенство Культуры.
Учителя говорили: «Уже в предвидении Армагеддона Мы приступили к распространению советов о лучших способах охранения мировых сокровищ. Мы знаем, что силы тьмы приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. (...) Мы не скрываем о мерах спешных, ибо происходящий Армагеддон имеет задачею разложить все энергии человечества. Так надеются тёмные, но Мы знаем, что противоставить им»6.
Сейчас у нас есть не только Учение. В письмах Е.И. Рерих мы читаем Обращения Великого Учителя, адресованные ближайшим ученикам Рерихов.
17 июня 1931 года, за два месяца до Первой конференции, посвящённой Пакту, Елена Ивановна передаёт американским сотрудникам Послание Учителя, в котором говорится: «Пора понять, что Наш Наместник Фуяма разворачивает Знамя, величайшее в Истории!»7 «Истинно, Фуяма развернёт Знамя. Истинно, Наш Представитель великий даст миру новый Щит»8.
Ещё через месяц, в июле этого же года: «...Знамя Мира первый раз поднято над Землёю. У Нас считают явление Знамени как соответствие Нашему стягу в Башне»9. «Ручаюсь, когда Знамя Мира будет поднято, можно считать начало века М.»10. От Наивысшего на планете приходили Слова о том, что значило утверждение на Земле Великого символа, сопровождающего Пакт Рериха.
В книге «Сердце» читаем: «Армагеддон уже начался — конец тридцать первого года открыл Великую Битву...»11 Первая конференция по Пакту состоялась в сентябре 1931 года. Сопоставляя сроки этих событий — надземного и земного, невозможно сделать другой вывод кроме того, что перед началом Великой Битвы, в которой решалась судьба планеты, Силы Света через своего «Представителя великого» (как назвал Учитель Н.К. Рериха) на разных континентах подняли Знамёна с Великим Символом.
Из письма Е.И. Рерих: «...впервые по миру возносится Знамя Владыки. Очень жесток бой вокруг Знамени, но где же Знамя не привлекает усилие врагов? Знамя Владыки, и Вы Его поднимаете»12.
Вспомним, что в процессе подготовки к Первой конференции наряду с Комитетами во Франции, в Бельгии, Индии, Америке, созданными для распространения идей Пакта, были образованы Общества Рериха — Британское, Германское, Финское, Колумбийское, Японское, Гималайское, Южно-Африканское, Латвийское, Французское, а также Болгарская ассоциация им. Рериха. Первая конференция в Брюгге, посвящённая Пакту, стала кульминацией этой акции.
«Не может быть сейчас окончания сражения до победного решения», — говорится в книге «Сердце». И мы понимаем, что это утверждение Сил Света провозглашало конец господства Сил Тьмы.
1 ноября 1949 года Елена Ивановна сообщила своим ближайшим сотрудникам: «...Армагеддон окончился поражением Врага. Новая Эра началась 17 октября, когда Враг был изгнан из нашей Солнечной системы»13. Таким образом, сражение, о котором предупреждали ещё все древние источники, длилось 17 лет.
Во второй части публикации мы расскажем о том, какой непростой была подготовка ко всем трём конференциям и какие сложности надо было преодолеть, но главное было достигнуто — они состоялись. И это имело огромное значение.
С 13 по 15 сентября 1931 года в Брюгге (Бельгия) прошла Первая конференция, посвящённая Пакту Рериха. И уже 24 сентября 1931 г. Елена Ивановна пишет В.К. Рериху в Харбин: «Вы, вероятно, уже знаете, как горячо отозвалась Европа и Америка на эту великую мысль Николая Константиновича. Объединяются целые города под наименованием Лиги Рериха»14.
Вторая конференция, посвящённая Пакту Рериха, состоялась также в Брюгге через год, 8 – 9 августа 1932 года.
В книге «Сердце», над которой Е.И. Рерих работала в 1932 году, есть такие Слова Учителя: «Утверждаю новое понимание Иерархии. Утверждаю новое сражение за Знамя Света»15.
Противодействие сил тьмы было яростным. В сентябре 1932 года Елена Ивановна посылает в Америку указания Учителя: «Утверждаю новое завоевание в Америке. Стоический сентябрь — значит, надо быть несломимыми. В последние дни сентября будут попытки снова смыть достижения, но поле битвы должно быть охранено. (...) Необходимо, чтобы наши комитеты проявили деятельность. Необходимо добавлять новых людей. Без подхода новых ничего не продвинуть. (...) Армагеддон свиреп, враги не спят, ибо для них это борьба на жизнь и смерть. Каждое завоевание нужно закреплять и ждать тотчас же нового нападения»16.
«Конечно, злые силы были до того раздражены, что даже малые сознания ощущали нападение. Потому повторяю о натиске сатанистов. Конечно, пусть Фуяма бережётся, ибо он, как султан на шлеме, раздираемый ветром. Пыли много, и никогда Наши избранные не были при Армагеддоне. (...) Нужно также не забыть, что первый раз со времени отвердения планеты битва происходит повсеместно. Потому никакие сравнения не годятся»17.
«Не огорчайтесь, но твёрдо следуйте за Мною. Многое хорошо. Могло быть хуже...» — Учитель имеет в виду прошедшую конференцию18.
Третья конференция состоялась в Вашингтоне 17 – 18 ноября 1933 года.
«Сейчас все наши мысли и устремления направлены на Конвенцию19 в Вашингтоне, — пишет Е.И. Рерих Ф.Д. Лукину — руководителю Латвийского Общества Рериха. — Много ожесточённых битв происходит около Знамени, и ясно обозначается грань между Светом и тьмою. Нам сказано отмечать всех, кто против Знамени, ибо это и будет истинное деление Света и тьмы»20.
Проходит год со дня Третьей конференции Международного Союза за Пакт Рериха, и Елена Ивановна шлёт ликующее письмо в Америку: «Родные мои, последняя почта из Америки и Европы принесла волну радости. Несмотря на чрезвычайно напряжённое финансовое положение, дела продвигаются, имя и Знамя Мира и международное значение Учреждений утверждаются прочно. В сердце праздновали мы 17 ноября, ознаменовавшее великое историческое событие, и, как было Указано: "И Мы празднуем, ибо Знамя Мира так прочно вошло в жизнь. У Нас Конференция значится как великое Знамение. Результат будет великим"»21.
Предстояла ратификация Пакта.
«Нужно сделать для Пакта и связанного с ним всё, что в наших возможностях, и провести все указания, данные Владыкой»22, — призывала Елена Ивановна в начале 1935 года.
«Ждём и великий день 15 апреля, день исторического события — Подписания Пакта Рериха и Знамени Мира обеими Америками, — пишет она. — Будет знаменательно, если именно в этот день только обе Америки подпишут его! Так происходит великое деление на страны, имеющие перед собою великое будущее, и страны отживающие. Ибо Знамя есть Символ Света, все принявшие его ставят себя под защиту его. Самые большие противники его те, кто осуждены на разложение, и текущее десятилетие утвердит это во всей силе»23.
15 апреля 1935 года в Америке состоялось подписание Пакта Рериха.
«Сейчас мы получили телеграмму — знаменательное событие подписания Северной и Южной Америкой Договора Рериха состоялось в Белом доме в Вашингтоне в присутствии Президента Рузвельта. Президент Рузвельт, министр агрикультуры Г. Уоллес и президент Постоянного Комитета Пакта Л. Хорш произнесли речи, переданные по радио», — пишет Елена Ивановна К.И. Стурэ, сотруднику Латвийского Общества Рериха. И приводит слова Учителя: «Так Великий День Торжества Духа исторически утверждён двумя АМЕРИКАМИ»24.
Советский Союз Пакт Рериха в 1935 году не подписывал. Исследователи объясняют это «всеобщим экономическим кризисом, политическими амбициями». Не добавляя своих комментариев, приведём фразу из письма Е.И. Рерих: «На Ваш вопрос о Пакте — конечно, Правительство России знает о нём, но имею основание думать, что оно его не примет»25.
За две недели до ухода из жизни в письме в Америку Н.К. Рерих подчёркивал: «При беседах о Знамени Мира помните, что наш французский Комитет через полпредство в Париже писал о Пакте Верховному Совету СССР. Я сопроводил это представление письмом Председателю Верховного Совета Калинину. Отказа не было. Все такие подробности забываются, особенно же в силу военного времени. На Вашингтонской конференции СССР не участвовал только потому, что СССР был признан Америкой лишь в последний день конференции26. Всё это забывается, а потом люди могут клеветать о неучастии СССР в Пакте. Получил ли Молотов в своё время моё письмо, посланное через парижское полпредство? Шклявер передавал его. У Вас могут спрашивать, и потому не мешает освежать память»27.
Во время ратификации Пакта Николай Константинович находился в Маньчжурской экспедиции, откуда писал: «В Белом доме сегодня с участием Президента Рузвельта подписывается Пакт. Над нашим байшином уже водрузилось Знамя. Во многих странах оно будет развеваться сегодня. Во многих концах мира соберутся друзья и сотрудники в торжественном общении и наметят следующие пути охранения культурных ценностей. Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми. (...) Может быть, сегодня же обнаружатся и какие-либо тёмные попытки. Такой отбор Света и тьмы неминуемо должен происходить. Это не есть разделение мнений, но именно отбор созидательного и разрушительного, положительного и отрицательного»28.
Не просто «тёмные попытки», как предположил Рерих, но активное наступление тьмы началось очень скоро.
Мы уже упоминали о Послании Учителя от 17 июня 1931 года американским сотрудникам. Оно начиналось такими словами: «Приказываю Имя великого Фуямы явить Щитом всех дел. Имя должно возглавлять все начинания». И заканчивалось: «Так пусть помнят, что умаление Имени есть удар в Щит!»29
Ещё до Первой конференции американским сотрудникам были переданы слова Учителя: «Кто порочит имя великого Фуямы, идёт против Нас»30.
«Очень и очень нужно следить, чтобы чужие руки не забрали власть и не заглушили имени»31, — предупреждает сотрудников в Америке Елена Ивановна.
Из её письма в Прибалтику: «...имя закреплено за Пактом, хотя враги очень старались изъять его. Вера в Иерархию Света и неуклонные действия творят чудеса»32.
Имя Рериха из Пакта изъять не удалось. Через предателей начинается борьба за его дискредитацию. Уже 17 августа 1935 г. Луис Хорш в прессе широко размещает своё «Заявление», а 27 сентября этого же года пишет письмо, адресованное Е.И. и Н.К. Рерихам, в котором говорит: «Мы более не признаём Вашего руководства, и примирение между нами невозможно». Он обвиняет Рериха в эгоизме и самовосхвалении, оповещая, что «отныне мы будем вести работу по пути высших принципов и этики, согласно высшим идеалам».
В январе 1936 года Елена Ивановна пишет: «Наконец-то мы получили злобные газетные вырезки из Америки и видим, что они состряпаны трио совместно с их орудием г-ном Уоллесом...»33
Г. Уоллес, как и Л. Хорш с Э. Лихтман, разорвал отношения с Н.К. Рерихом и в октябре 1935 г. разослал в посольства южно-американских государств и руководству Панамериканского Союза письма с предложением приостановить действие подписанного ими документа — Пакта Рериха.
Из письма Елены Ивановны: «...трое предателей зашли так далеко, что делают г-на Уоллеса слепым орудием своего злоумышления, а он готов даже стать посмешищем культурного мира, отвергая идею Пакта, которой сам так недавно и так ревностно служил. Ведь рассылка им пресловутого циркулярного письма по дипломатическим представителям и заявление его о том, что он устал от этой культурной идеи, показывают уровень человека»34.
«...Мы переживаем жестокое время, — пишет она, — время чёрного предательства со стороны ближайших сотрудников. По интенсивности злобы и по размерам предательство это стоит в ряду самых изысканных; предатели посягнули на Дела, данные Владыкой»35.
В 1936 году Н.К. Рерих обращается к президенту США Ф. Рузвельту с письмом, в котором говорит: «15 апреля прошлого года было для меня одним из самых знаменательных дней моей жизни. При Вашем благородном покровительстве в Белом доме был подписан Пакт об Охранении Культурных Сокровищ. Как мечтал я о дне, когда мог бы лично увидеть Вас и принести Вам выражение моего почитания и глубокой благодарности.
Не мог я думать, что мне придётся беспокоить Вас настоящим письмом — криком моего сердца, чтобы прибегнуть к Вашей справедливости и защите. (...) Неужели же я на седьмом десятке лет при всеобщей известности моего имени мог бы допускать какое-то злоупотребление? Лишь злая воля, или зависть, или какая-то месть могут создавать такое ужасное положение, чтобы омрачить имя, за шестьдесят два года ничем не запятнанное... (...) Ведь не только вопрос идёт о самом налоге, но идёт дело о запятнании имени. (...) Единственно, в чём меня можно обвинять, это в том, что, как оказывается, я доверял лицу, которое этого не заслуживает, которое ради своих корыстных целей пытается извратить истинные факты. (...) К Вашему сердцу, г-н Президент, обращаюсь!»36
И хотя ещё за год до этого Ф. Рузвельт утверждал, что Пакт содержит в себе нечто гораздо более глубокое, чем то, что сказано в его положениях, и вся пресса Америки и радио освещали подписание Пакта, ответа на это письмо не было.
Финал мы знаем — история предательства закончилась откровенным грабежом. Непоправимо было подорвано и здоровье Н.К. Рериха.
Обратим внимание на определение Елены Ивановны: «предательство Пакта Знамени Мира»37.
Таково очень краткое описание событий, связанных с Пактом Рериха.
В своей статье «Армагеддон Культуры» Николай Константинович говорит: «Нам пишут: "Армагеддон кончен". Отвечаю: ничуть не бывало! Кончен Армагеддон войны, а теперь на человечество надвинулся Армагеддон Культуры. Ещё более трудный!»38
К понятию «Армагеддон Культуры» Рерих возвращается в ряде своих статей: «...Армагеддон Культуры страшнее военного Армагеддона. Точно все подонки всколыхнулись и выплыли на позор миру. Только вспомнить весь мрачный синодик всевозможных несправедливостей и клевет. Точно бы люди возлюбили именно такую разбойную мерзость. Лучшие намерения встречают лишь оголтелый рёв невежд. Их стало повсюду так несчётно много. Точно бы бомбы выбили из мозгов мысли о всеобщем благе и сотрудничестве. Прискорбно!»39
Если Николай Константинович семьдесят лет назад писал, что Армагеддон Культуры «надвинулся», то сейчас, судя по происходящим событиям, не будет ошибкой утверждать, что Армагеддон Культуры находится в своём апогее. Без нравственной составляющей, без высокой Этики нет и не может быть культуры, а то, что называют сегодня этим словом, часто есть противоположность истинной культуре. И о нашем сегодня говорят слова Рериха, написанные в 1946 году: «Время очень напряжённое. Армагеддон Культуры свирепее, нежели Армагеддон войны»40.
Что делать в данный момент времени, просто и ясно сказала ещё в 1951 году Наталия Дмитриевна Спирина в своём стихотворении по картине Н.К. Рериха «Указ Учителя»:
...Указ неся перед собой,
Как держат факел ночью тёмной,
Как знамя, выступая в бой,
Несут рукою непреклонной.
Не дрогнув и не сбавив шаг,
Пойдёшь исполнить то, что надо.
Отступит пред тобою враг
И рухнет каждая преграда...41
Указ всем принявшим Учение дан. За нами — действие.
Продолжение следует
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 212 (17.06.1931).
2 М.А. Таубе (15 мая 1869 г., Павловск – 29 ноября 1961 г., Париж) — двоюродный брат Н.К. Рериха. С 1917 г. жил в эмиграции. Выходец из старинного немецкого рода, известного с XIII века, юрист-международник, историк, государственный и общественный деятель, писатель. Профессионально занимался генеалогией.
3 Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М., 2008. С. 313 (16.01.1950).
4 Рокотова Н. Основы буддизма. Новосибирск, 1990. С. 16.
5 Сердце. 155.
6 Надземное. 122.
7 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 210 (17.06.1931).
8 Там же. С. 212 (17.06.1931).
9 Там же. С. 233 (июль 1931 г.).
10 Там же. С. 232 (июль 1931 г.).
11 Сердце. 176.
12 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 281 (28.12.1931).
13 Там же. Т. 8. С. 280 (10.11.1949).
14 Там же. Т. 1. С. 254 (24.09.1931).
15 Сердце. 215.
16 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 336 (сентябрь 1932 г.).
17 Там же. С. 337 (сентябрь 1932 г.).
18 Там же.
19 Конвенцией называли в Америке третью конференцию.
20 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 407 (10.11.1933).
21 Там же. Т. 2. М., 2000. С. 480 (22.11.1934).
22 Там же. Т. 3. М., 2001. С. 30 (12.01.1935).
23 Там же. С. 89 (21.02.1935).
24 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 202 (18.04.1935).
25 Там же. Т. 4. М., 2002. С. 178 (14.05.1936).
26 Это произошло 16 ноября 1933 г.
27 Рерих Н.К. Письма в Америку. М., 1998. С. 601 (1.12.1945).
28 Рерих Н.К. Знамя // Нерушимое. Рига, 1991. С. 101.
29 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. С. 210 (17.06.1931).
30 Там же. С. 209 (11.06.1931).
31 Там же. Т. 3. С. 49 (25.01.1935).
32 Там же. С. 47 (24.01.1935).
33 Там же. Т. 4. С. 63 (20.02.1936).
34 Там же. С. 90 (12.03.1936).
35 Там же. С. 58 (18.02.1936).
36 Там же. С. 477 – 478 (1936).
37 Там же. Т. 7. С. 421 (12.06.1947).
38 Рерих Н.К. Армагеддон Культуры // Листы дневника. Т. 3. М. 2002. С. 302.
39 Рерих Н.К. Странно // Листы дневника. Т. 3. С. 488 – 489.
40 Рерих Н.К. Наше Знамя // Листы дневника. Т. 3. С. 350.
41 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 234. Н.К. Рерих. МЕЧ МИРА. 1933