В Космосе всё взаимно испытывается, все миры на испытании. Рерих Е.И. Письмо от 24.02.1930 |
Н.К. Рерих. ВЕСТНИК ОТ ГИМАЛАЕВ (НАПРАВЛЯЯСЬ ДОМОЙ)
Мои дети, учение жизни, направленное Мною, кратчайший путь для достижения явления понимания Космоса1.
Явим чистое учение счастливого прохождения жизни2.
О надежде, о действии, о мужестве учение кого отвратит?3
Учение пригодно для всего мира, для всех сущих. Чем обширнее поймёте, тем вернее для вас4.
Учение духа создаёт панцирь тела5.
В минуты тишины учение укладывайте на полку опыта. Как читать писания Мудрых? Надо уединиться и примерить читаемое к разным своим настроениям6.
Духом удержите учение духовное, только дух может привести Царствие Божие на землю. Так же просто, как Мои слова, приблизится Царство Духа7.
Думы Наши о вас. Шлём учение, как идти по отвесной скале, превращая её в долину прекрасную8.
Два признака подлинности Учения: первый — устремление к Общему Благу; второй — принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку9.
Кому чаша Общего Блага покажется тяжкою, тому Скажу: Учение не кедровые орешки в сахаре, Учение не серебряные бирюльки. Учение есть мощная серебряная руда, назначенная и сбережённая. Учение есть целебная смола, открытая и устремлённая10.
Учение может открыть дверь, но войти можно лишь самому11.
Укажу Учение держать просто, не надо сложных выражений, ибо жизнь прекрасна в простоте12.
Поймите Учение; поймите, без Учения не пройти. (...) Учение должно окрашивать каждый поступок и каждую речь. Окраска, как прекрасная ткань, украсит следствие речи13.
Спрашивают: как приступить к Учению? (...) Для начала надо открыть и омыть сознание. Открытие сознания делается моментально одною волею. Желайте открыть сознание!14
Опасайтесь навязывания не только в отношении чужих зазываний, но чтоб и самим не сделаться навязчивыми. Невозможно исчислить вред навязывания и нельзя без презрения увидеть, как на базаре продаётся Учение с уступкой. Умейте понять, что сознающее своё значение Учение не будет выставлять себя на базаре. (...) Каждый постучавшийся отвечает сам, но зазванный ляжет жёрновом на шею звонаря15.
К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к самому себе. Как следует нести Учение — наедине. Как пройти между ханжеством и наглостью? Не ряды свидетелей, но лишь сам судья! (...) Нужно уметь пред собою нести Учение, как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу. Явить нужно любовь и бережливость, как к последней возможности и воде16.
Новый вопрошатель: «Как примирить Учение с наукой?» Если наука преподаёт достоверное знание, то Учение и есть наука17.
Научитесь понять, как высоко понятие Учителя. (...) Знайте, как явлено вам Учение Света, и помните серебряную нить связи. Связь с Учителем легка, как крыло орла, и орлиный глаз смотрит вперёд18.
Спросят — как назвать метод Учения? — Метод открытия путей. (...) Менее всего пригодна система обычных лекций. Могут быть призывы ко множеству, но строительство происходит индивидуальными беседами19.
Учение Наше представляет мир богатым, радостным и увлекательным. Нигде не указаны вериги и бичевания. Как корабль, полный сокровищ, несётся указанная община. Ярко светит познавание бесчисленных свойств материи. Материя прошлого дня облекается в сияющую ткань энергии, которая
не нуждается в новом наименовании, но проникает всё пространство и трепещет радугой ликования человечества20.
Если спросит вас совсем простой человек — «какие задачи Учения?» — скажите — «чтоб тебе было хорошо жить». Не нужно его загромождать сложными соображениями. Пусть всё его существо проникается сознанием, что всё Учение заботится об улучшении его жизни. Понятие ответственности придёт после21.
Укажите, насколько знание может проложить путь к единому Учению. Неужели человечество не может понять, что знание идёт из одного Источника? Потому деление на знание и невежество будет делением света и тьмы. Мы легко Тору заменяем гимнами Вед и заветы Будды соединяем со словами Христа. Ибо не Видим отличия в Учениях одного Источника22.
Не слушайте учителя, взимающего за учение деньги. Учение не может быть куплено или взято угрозами. Истинно, каждый может получить доступ к Учению, доказав преданность действием. Менее всего слово, больше всего действие приводит в Общину Знания23.
Чистую молитву произносите в действии преданности. Умейте понять утверждение Учения в каждом дне. Успейте не потерять ни дня, ни часа. Умейте представить себя создателем целого мира действий. Умейте приложить силы к каждому проявлению. Умейте внести Учение в каждую мысль. (...) Главное предательство — знать Учение и не применять его24.
Всякое почитание Учителя показывает понимание Учения25.
Учение Наше создано из опыта и прогноза. Потому советуйте друзьям думать о будущем. Бесполезно думать, удачен или неудачен текущий момент, лишь вдвигая факт в будущее, находим его ценность. Так складывается действительность будущего26.
Явление познания Нашего Учения должно существенно изменять жизнь познавших. Оно должно приносить возможности, иначе к чему загромождаться?!27
Нужно различать понимающих и соглашающихся. Понявший Учение не замедлит применить его в жизни. Согласившийся будет кивать головой и превозносить Учение как замечательную мудрость, но не применит эту мудрость в жизни. Согласившихся много, но они, как сухой лес, бесплодны и без тени, только тление ожидает их. Понявших мало, но они как губка впитывают драгоценное знание и готовы драгоценной влагой омыть скверны мира. Понявший не может не применить Учение, ибо, понимая целесообразность, он получает его как исход жизни28.
...Не похожи ступени приближения к Учению. Столько привлекательности на первых ступенях и столько ответственности на последующих29.
Учение Знания не есть учебник с нумерованием листов. Учение есть указ жизни, приложенный к каждой потребности30.
Каждый час может быть преображением Нового мира. Удумайте, как легче принять Учение в жизни вашей. Самые занятые люди могут каждый день уделить час на приближение к Учению. Не верим, что нет минуты для самого существенного, для чего и живём. Каждый день принимаем пищу и без неё считаем день несчастным. Но дух наш получает также питание мысли, и без неё день будет даже преступным. Умножим нашу мысль и припомним основы Йоги, как хлеб и молоко. Не нужно насилие, ибо Учение может увлекать укрощением всего мешающего31.
Истинно, как жемчужину храните Учение. Как радость дня и как заботу восхождения подымайте книгу Завета. Вознесите Учение как меч на страже. Может ли ползти небрежение вокруг Завета жизни? Чем иначе изменить жизнь нашу? Где найдём применение царству духа, которое живёт в нас?
Сочтём дни, проведённые недостойно, и ужаснёмся. Сочтём часы, не отданные Учению, и восплачем. Можно ли продать час Учения за мешок золота? Можно ли примириться с одеждою невежества, когда хитон красоты убран цветами Матери Мира? Как можем обычно провести день, когда по пути рассыпаны сокровища? (...) Шлём пожелания заботы об Учении!32
Учение разлагается от бездушного повторения... (...) Опасайтесь бездушных твержений! Поистине, они разлагают самые драгоценные камни духа33.
И ещё один враг угрожает Учению — недоверие. Оно пресекает самые нужные и близкие достижения. Удивительно, насколько люди не умеют обращаться со всем новым для них!34
Главное, не говорите вновь приходящим, что Учение Агни Йоги лёгкое. Истинно, оно нелёгкое. Много в нём напряжения и опасности. Никого не следует совращать лёгкостью и сладостью. Медленно накопляется овладение огнями35.
Каждое время выбирает соответственное Учение. К такому часу все прежние Учения получают совершенно извращённый облик. (...) Но каждая фаза Учения не исключает предыдущую. На это обстоятельство обращается мало внимания, ибо служители каждого Учения строят своё благополучие на отрицании предыдущих Учений. Но легко доказать беспрерывность того, что люди называют религией. В этой непрерывности ощущается один поток той же энергии36.
Учение Наше устремляет к познанию совершенных явлений природы, считая человека частью её37.
...В изучении основ жизни можно дать разноцветные знаки основ, но всё Учение не должно и не может быть изложено, ибо вся жизнь не вмещается в листы, и Учение не имеет в виду творить заводные статуи. Истинно, ни один Учитель не оставил законченного свода Учения. Подобная законченность противоречила бы Беспредельности и предполагала бы полную ограниченность последователей.
Мы можем указывать направление. Мы можем звать летать. Мы можем утвердить труд. Мы можем указывать свет, но пути и способы не должны быть рабством. (...) Учитель направляет течение сознания. Пусть ученик не замечает касаний. Так каждый вступит в область Учения как в жизнь, не отклонившись, но для этого надо перечитывать Учение в разных состояниях духа. Будет ошибкой уделять Учению лишь состояние покоя или возвышенности. Всепроникающий огонь есть лучший символ Учения38.
...Зовём к особой терпимости, отклоняя споры. Спросят — как защищать Учение, не отвечая на нападки? Лучшей защитой будет развитие действия в сторону невраждебную. Можно разбить враждебные утверждения созиданием новых оплотов. Знаете, как Мы не избегаем врагов, но нельзя на них тратить силы39.
Можете встретить людей, совершенно отрицающих Учение. Не пытайтесь убеждать их. Наше Учение не зазывающее, но указующее и предупреждающее тех, уже готовых к совершенствованию40.
«Как же, Владыка, распространять Учение Твоё? Как же, Владыка, найти тех, кому суждено приложить Слово Твоё к исполнению?»
И сказал Владыка в напоминание:
Искал отшельник, кому отдать Откровение? И вынес он список и положил его на распутье. Пусть Высший Сам укажет, кому найти Указы Его.
И прошла девочка и обернула хлеб в писания свитка. Но отшельник изготовил другой список и опять положил его на распутье.
И прошёл купец и покрыл свиток цифрами дохода своего. Но отшельник не устал полагать следующий список, и так до скончания дел и дня своего.
Когда же Владыка спросил его — «Как роздал ты Учение?» — он ответил: «Не мне судить, которая птица совьёт из начертаний лучшее гнездо».
Так не знаем, кто отдаст список на терзание, кто на забвение, а кто положит его под изголовье своё, чтобы утвердить на нём основание своё.
«Не думаю, что поступил неправо, отдавая труд тот на пользу неведомых мне».
И утвердил Владыка раздачу Учения без лица, без нетерпения, без раздражения и ожидания.
Так отдайте и вы, не судя, кому отдаёте, не утверждая суд каждого дня.
Неси, птичка, Учение и на полёте опусти его к очагу, где живут и знают получение в предведении41.
Как же утвердиться в Учении? Как же приблизиться к высшему закону Иерархии? Только утончением мышления и расширением сознания42.
Искра духа зажигает сердце, потому Наше Учение нуждается в распространении огнём сердца. Как можно зажечь факелы духа без огня сердца? Ведь только огонь поднимает творчество и насыщает каждое действие43.
Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве44.
Мы стоим на дозоре, но кто с Нами, тот спасён. Но быть с Нами — значит знать Учение; знать — значит прилагать45.
Нельзя ни в чём насиловать волю людей. Учение Света претворяется в жизни, когда дух совершенно добровольно познает необходимость восхождения. Потому не утруждайте никого наставлениями. Люди усовершенствуются и придут сами. Можно из истории человечества видеть, как дух людей находит путь к Свету46.
Учение следует читать в разных состояниях, но следствие будет неодинаково. При смятенном уме Учение даст успокоение, при горе — утешение, при сомнении — утверждение, но для впитывания действенности Учения нужно покрыть случайные чувствования проникновением в сокровище Иерархии. Не только для утешения дано Учение, но для движения по лестнице восхождения47.
Спиральная структура заложена во всех токах; то же спиральное строение нужно видеть во всём бытии. Возьмём пример познания Учения. Кто пробовал Учение однажды, от такого прочтения не будет пользы. Только перечитывая его, можно заметить спиральное строение. Учение как бы возвращается к тем же самым предметам и почти касается их. Но спираль тока проходит ввысь и несёт новое зерно сознания48.
Столько великого впереди! Такая великая ступень ожидает своего огненного утверждения. Столько великого явит человечеству Наше Учение и утверждение Высших Начал. Приближается великая пора49.
Учение Добра должно быть другом всего Добра во всех его проявлениях. (...) Миллионы лет не научили человечество радоваться о Добре, полюбить его, как самое полезное50.
Истинно, Учение Жизни является пробным камнем. Никто не пройдёт мимо, не показав свою сущность. Кто возрадуется, кто ужаснётся, кто вознегодует. Так каждый должен показать, что таится в глубине его сознания51.
Каждая фаза Учения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отличается потрясением нравственности. Помощь Учения должна быть направлена к утверждению нравственных устоев52.
Истоки Учения вне пределов человеческих. Истина написана в Беспредельности, но каждый день она откроет новый иероглиф своей вечности. (...)
Не новое оповещается, но к часу нужное53.
Урусвати знает, что беседы касаются жизни Братства. Наши думы, заботы и труды выражаются в посылках на улучшение жизни. (...) Мы не скрываем, что требуется постоянное улучшение условий бытия и что мысли Наши влияют на эволюцию в самых разнообразных странах. Не забудем, что тяжкие условия конца Кали Юги требуют особых мер, и нужно понять, насколько трудно преодолеть натиск хаоса. Люди мало ценят это, ибо каждый хочет, чтобы всё делалось лишь по его желанию. Мало кто стремится охватить всё сложное противодействие, которое, к сожалению, оказывают сами люди. (...)
Так думайте о сложности Нашего труда и попытайтесь приложить силы в том же направлении. Каждый может сделать нечто полезное. Каждое сознание может усмотреть путь нужный54.
Учение даётся не без причины на определённом языке. Можно исследовать все Учения от давних времён и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения. (...) ...Язык, на котором даётся Учение, своего рода дар известному народу. Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет своё задание, и каждый народ имеет свою обязанность55.
Ключ к Учению каждый должен найти в сердце своём. Понимание Учения мира может открыть творчество духа. Учителя Облик может дать озарённый путь к космическому простору56.
Подготовлено редакцией
Фото: Н.К. Рерих. ВЕСТНИК ОТ ГИМАЛАЕВ (НАПРАВЛЯЯСЬ ДОМОЙ)
1 Листы Сада Мории. Зов. 20.11.1921.
2 Там же. 3.01.1922.
3 Там же. 24.06.1922.
4 Там же. 10.03.1923.
5 Листы Сада Мории. Озарение. 1 – VI – 2.
6 Там же. 1 – IX – 11.
7 Там же. 1 – IX – 13.
8 Там же. 2 – II – 8.
9 Там же. 3 – V – 13.
10 Там же. 3 – V – 17.
11 Община. 30.
12 Там же. 31.
13 Там же. 100.
14 Там же. 124.
15 Там же. 129.
16 Там же. 130.
17 Там же. 154.
18 Там же. 187.
19 Там же. 259.
20 Община. 263.
21 Агни Йога. 65.
22 Там же. 90.
23 Там же. 93.
24 Там же. 98.
25 Там же. 119.
26 Там же. 128.
27 Там же. 183.
28 Там же. 264.
29 Там же. 273.
30 Там же. 304.
31 Там же. 357.
32 Там же. 377.
33 Там же. 401.
34 Агни Йога. 402.
35 Там же. 403.
36 Там же. 416.
37 Там же. 441.
38 Там же. 468.
39 Там же. 469.
40 Там же. 543.
41 Там же. 669.
42 Иерархия. 84.
43 Там же. 100.
44 Мир Огненный. I. 75.
45 Там же. 481.
46 Там же. 622.
47 Мир Огненный. II. 285.
48 Там же. 360.
49 Мир Огненный. III. 201.
50 Там же. 573.
51 Братство. 197.
52 Там же. 220.
53 Там же. 283.
54 Надземное. 311.
55 Там же. 468.
56 Беспредельность. 60.