Лишь напряжением всех сил победим. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1937 |
Череповецкий Воскресенский монастырь
|
Л.А. ФИЛИППОВА, г. Ярославль
В сердце своём ищи...
обитель любви.
Прилежно ищи и найдёшь.
Н.К. Рерих. Цветы Мории
Если окинуть взором Северо-Восточную Русь, то увидится дивная картина: духовное наследство великого Радонежского подвижника Сергия в виде благодатных огоньков духовной жизни — монастырей, основанных им и его учениками. Полную картину распространения монашества из обители Сергия нам ещё предстоит воссоздать, она складывается из кратких сведений об учениках и «собеседниках» Преподобного, основавших свои обители.
Ещё при жизни смиренный подвижник Сергий был утешен пророческим откровением о будущем многочисленном его духовном потомстве. Однажды во время молитвы великий чудотворец услышал голос: «Сергий, Господь услышал твою молитву о чадах твоих», — и увидел множество прекрасных птиц. Голос продолжал: «Так умножится число твоих учеников, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим».
Началом исполнения пророчества таинственного схимника, встреченного Варфоломеем в детстве, было заложение им вблизи Радонежа церкви, впоследствии освящённой во имя Святой и Живоначальной Троицы, где возник славный Троицкий монастырь, ныне — Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Сергием было создано немало обителей, в том числе три монастыря по желанию великого князя Дмитрия Донского.
Первый — Дубенский на Стромыни, с церковью Успения Пресвятой Богородицы — был основан в 1378 году в 50 верстах от Москвы (ныне село Стромынь). Первым его игуменом и строителем был ученик Сергия — Преподобный Леонтий. Монастырь просуществовал до 1766 года.
Второй Дубенский монастырь (на реке Дубенке) был возведён после 1380 года в благодарность Богу за победу над Мамаем. В конце XVIII века монастырь был упразднён, построена деревянная часовня. В 2001 году на месте этой сгоревшей часовни установлен большой памятный крест.
Третий — Коломенский Голутвин монастырь в честь Богоявления Господня, основанный в 1385 году у места впадения Москвы-реки в Оку (ныне город Коломна).
Средства на возведение и содержание этих монастырей были даны великим князем Дмитрием Донским.
«...Все места для Обителей Преподобный избирал сам лично, совершая все эти многовёрстные передвижения пешком»1. Во все обители он поставил игуменами своих учеников.
Учениками Сергия основано 40 монастырей. Из них вышли основатели ещё более 50 обителей. Они несли дух пустынножительства, соединённый с любовью к людям.
По почину Преподобного Сергия «пустынное житие широко распространилось в Московской Руси. В XV и XVI веках все леса Северной Руси населились пустынножителями, духовными чадами и подражателями Преподобного. Около этих уединённых хижин быстро вырастали новые и новые обители. В XV веке в одной Московской Руси было основано до 57 пустынных монастырей. Велико было историческое значение монастырей в деле строительства Российского Государства, ибо, по завету Преподобного, они основывались в местах пустынных и диких и, конечно, привлекали к себе население, которому было удобнее и духовно радостнее и прочнее жить при них. Таким образом, они явились истинными рассадниками жизни и просвещения, своего рода колонизаторами; они развивали земледелие, строительство, насаждали ремёсла и на культуре духа закладывали основу государственности»2.
Коснёмся мыслью некоторых имён — духовных магнитов Земли Русской.
Преподобный Авраамий Галицкий трудился в Радонежской обители в хлебне и поварне. С благословения Сергия удалился в дикую тогда сторону Галицкую, где основал четыре обители. Одна из них — монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Преподобный Павел Обнорский был на послушании у Сергия более 15 лет и с его благословения удалился в Комельские леса. Поначалу жил три года в дупле старой липы. Затем устроил себе келью на реке Нурме. Памятуя заветы Сергия, он основал монастырь во имя Живоначальной Троицы, испросив благословения у митрополита Фотия.
В четырёх верстах от пустынного жилища Преподобного Павла подвизался его друг и духовный отец — Преподобный Сергий Нуромский. Родом грек, он пришёл в Радонеж к Преподобному Сергию с Афонской горы. По благословению Сергия основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня (ныне Вологодская обл.).
Преподобный Сильвестр Обнорский основал обитель Воскресения Христова на реке Обноре в Ярославской земле.
Святитель Алексий испросил у Сергия Радонежского его ученика Андроника для устроения обители Всемилостивого Спаса на реке Яузе в семи верстах от Московского кремля. Под руководством Преподобного Андроника здесь воспитывались его преемник Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
Преподобный Мефодий Пешношский, прожив несколько лет в обители Сергия, удалился в глушь дубового леса за реку Яхрому. Среди болот стояла его келья.
Преподобный Сергий посоветовал ему построить обитель на более сухом месте. Пешношская обитель и теперь стоит на месте, благословлённом Сергием.
Преподобный Феодор — племянник и ученик Сергия — основал Московский Симонов монастырь (около 1370 г.). Впоследствии был архиепископом в Ростове.
Около 1373 г. князь Владимир Андреевич Храбрый, основатель Серпухова, пожелал устроить иноческую обитель. Благословить это место прибыл сам Преподобный Сергий с учеником Афанасием. Первым игуменом Серпуховского Высоцкого монастыря стал Преподобный Афанасий Высоцкий.
Преподобный Сергий положил основание монастырю на реке Киржач, где вместе с братией пребывал четыре года. Там были построены церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и братские кельи. Первым игуменом монастыря был ученик Сергия Преподобный Роман Киржачский.
Преподобный Афанасий-пустынник, ученик Преподобного Сергия, звался «Железный посох», так как всегда имел его при себе. Подвизался в Новгородском краю на Череповецком урочище, где впоследствии им был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.
Савва Сторожевский по кончине Сергия шесть лет управлял основанной им Троицкой обителью; в 1398 г. по желанию Звенигородского князя Юрия Дмитриевича он основал на горе Стороже близ Звенигорода монастырь во имя Рождества Богородицы.
Никита Костромской, ученик Сергия Радонежского, за долгую жизнь подвизался во многих местах. Его называют Никита Радонежский, Никита Серпуховский, Никита Боровский. В начале 1420-х годов по завещанию своего Наставника он ушёл на север и вблизи Костромы основал Богоявленский мужской монастырь, которым руководил в течение 24 лет. В 60-е годы XIX века обитель стала женской и получила наименование Богоявленско-Анастасиин женский монастырь г. Костромы.
Преподобные Кирилл и Ферапонт, иноки Московского Симонова монастыря, пользовались духовными советами Преподобного Сергия. По истечении времени, уже после ухода из жизни Святого Сергия, Кирилл услышал глас: «Выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там уготовлено тебе место». Туда и отправились они вместе с Ферапонтом и поселились в небольшой келье в том месте, где позже образуется Кирилло-Белозерский монастырь. Вскоре Ферапонт покинул Кирилла и в 15 верстах от него основал обитель — в будущем Ферапонтов Белозерский монастырь.
В Кирилло-Белозерском монастыре подвизался инок Савватий. Узнав, что на острове Валаам есть обитель, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Душа его возликовала, когда он узнал, что в море есть необитаемый, неудобный для сообщения Соловецкий остров. Это ему подтвердил инок Герман, живший в часовне на реке Выге. Заготовив лодку и припасы, они отплыли на остров. Водрузили крест, соорудили келью. Через несколько лет Герман ушёл на Онегу, и Савватий остался на острове один. Его пустынножитие было наполнено трудом. После кончины Савватия на остров прибыл инок Зосима вместе с Германом. Они начали устроение келий — так было положено начало преславной Соловецкой обители, подвижники которой стали одними из наиболее почитаемых в Русской Церкви, наряду с Преподобным Сергием Радонежским.
Сейчас трудно себе представить, как один Святой мог зажечь верой столько душ человеческих, что они оставляли всё и приходили в его обитель, чтобы стать учениками. И сейчас, Незримо-Зримый, стоит Он на охране рубежей нашей Родины. И сегодня плывут колокольные звоны над просторами Земли Русской, возвещая о том, что пробьёт час, Свыше Предуказанный, и в подвиге духа подымется народ. Но для этого необходимо каждому жителю Земли, имея Храм в душе, содержать его в чистоте.