Великодушие сердца знает, что нет более достойного действия, как творить прекрасные отношения между друзьями. Рерих Е.И. Письмо от 28.09.1936 |
Российский университет дружбы народов. Москва, 2014
Знамя Мира над ГМИЛИКА. Барнаул, 2014
Знамя Мира над Сеймом Литвы. Вильнюс, 2014 |
Мария СКАЧКОВА, президент Международной организации «Звёзды Гор»
Елена ТАРАСЕНКО, директор Института Мысли имени Юрия Рериха
Уважаемые участники и гости конференции! Всех нас здесь собрал великий Сергий. И сердце каждого переполняет благодарность за праздник духа, который нам устроило Сибирское Рериховское Общество. Новосибирский Музей Н.К. Рериха, построенный сотрудниками СибРО, стал мощным духовно-просветительским центром Сибири. Ещё один культурный центр создан в Уймонской долине на Алтае. Это поистине великие дела! И не удивительно, что в Год Культуры — почитания Света — сотрудники СибРО воздвигли ещё одну твердыню Света — часовню Святого Сергия. Все мы помним слова: «Пусть русские хранят храмы Святого Сергия, ибо через них они войдут в истинный храм свой»1. Сегодня хочется сказать добрые слова в адрес строителей этого храма, которые всей своей жизнью подтверждают: чем труднее обстоятельства, тем больше достижение, и искренне пожелать им новых, ещё более грандиозных свершений!
Мы живём в очень сложное время переустройства жизни — войн, конфликтов, катаклизмов. Стремительно изменяется мировоззрение, стираются границы земные и небесные, происходит сближение тонкого и физического миров и эволюционный отбор народов. Ещё сильнее неистовствует тьма, видя свой близкий конец, и в этом грозном водовороте событий сердце ищет путь правды, силы и духа и находит его в подвижниках и героях великого русского народа, в Преподобном Сергии, от Бога данном России Воеводе, Строителе русской духовной культуры.
«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в Соборе, будет ли оно в Музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах, как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно, как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своём Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имён сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности»2.
«"Бог и родина" — вот то, что двигало жизнью и судьбою Преподобного Сергия...»3 По словам историка В.О. Ключевского, Строитель и просветитель, создатель русской духовной культуры Сергий Радонежский стал национальной идеей России, а дело, которому он служил, — практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Это дело — нравственное воспитание народа и строение государства Русского.
Все знаковые победы и достижения в истории государства Российского связаны с именем великого Подвижника. Святой Сергий трижды спасал нашу Родину от уничтожения иноплеменными захватчиками: в 1380 году — на Куликовом поле, в 1612-м — от польского нашествия и в 1945 году — во время решающей битвы в человеческой истории — Армагеддона. Основанные им, его учениками и учениками его учеников монастыри были центрами освоения новых, доселе незаселённых мест и тем самым расширяли границы России в северном и восточном направлениях. Утверждение российской государственности также связано с именем Преподобного. Именно его подпись стоит под важнейшим документом — завещанием Дмитрия Донского, которое устанавливало новый порядок передачи власти: не от брата к брату, а от отца к старшему сыну — и тем самым уничтожало саму возможность династических споров и междоусобиц.
Уже многие столетия Преподобный Сергий именуется Игуменом Русской Земли. В переводе с греческого Игумен означает Ведущий. Так Сергий воистину ведёт нашу страну к великому будущему, и не случайно год 700-летия Преподобного Сергия, объявленный Годом Культуры, стал для России поистине знаменательным, переломным. Великий Защитник Русской земли вновь благословляет страну на подвиг духовного возрождения и укрепления государства Российского.
29 мая этого года в Астане Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор вступит в силу 1 января 2015 года. Подписи под этим документом, изменяющим всю мировую архитектуру, поставили лидеры трёх стран — Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. И это только начало. Уже многие страны изъявили желание присоединиться к Евразийскому союзу. Так открылся путь России к Российской Азии, мощной державе, которой суждено стать оплотом Нового Мира и Новой Эпохи.
Немногим ранее, в начале марта, на заседании Президиума Российской академии наук было предложено создать на территории России Транс-Евразийский пояс развития (ТЕПР). Этот интегральный проект солидарного развития на базе современных технологий позволит России стать «интегратором на Евроазиатском континенте», «цивилизационным центром», объединяющим Европу и Азию, причём не только экономически, но и в культурном отношении.
Инициаторы идеи утверждают, что развитие России должно опираться на культуру и моральные идеалы, экономику необходимо подчинить духовным ценностям. Это позволит нам сохранить свою духовную и нравственную платформу, ценности и ориентиры.
ТЕПР — это возрождение промышленности, новые города и дороги в Сибири и на Дальнем Востоке, интеграция с Китаем (долгосрочный контракт с Китаем уже подписан в мае 2014 года), Монголией, Индией и другими странами Азии, и главное — возвращение к традиционным ценностям, воплощённым в великой Культуре.
Уже многие люди начали понимать, что только Культура может стать прочным основанием союза народов, устремлённого в будущее, обеспечить устойчивый мир на планете. Воинствующая тьма является проявлением невежества, которое искореняется только культурой. Никакие революции и мятежи невозможны в обществе по-настоящему образованных, воспитанных и культурных людей, любящих всё прекрасное.
Пришла пора не на словах, а на деле утверждать принципы Культуры во всех сферах жизни — политике, экономике, социальной сфере, образовании, государственном строительстве и международном праве. Только принятие Культуры в качестве новой мировой идеологии может дать человечеству надежду на будущее, на справедливое мироустройство, в котором будут обеспечены права и возможности развития для всех людей и народов.
В трудах Елены Ивановны Рерих было указано, что в Российскую Азию можно войти только под Знаменем Культуры. Сегодня мы видим, как сбываются эти пророческие слова, — именно в Год Культуры, когда Россия объявила Культуру устоем Российской государственности и стала моральным лидером всей планеты, были сделаны первые реальные шаги к построению мощной державы, Россия начала собирание земель.
Перед человечеством ныне стоят две задачи — защитить культурное наследие человечества и утвердить в сознании каждого человека приоритет Культуры и тем самым приблизить долгожданную эпоху Красоты и Знания.
Эти задачи решает Пакт Рериха — Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанный 15 апреля 1935 года двадцатью одним государством Америки, а также Индией — в 1947 году. Пакт Рериха утверждает безусловную защиту исторических памятников и учреждений, посвящённых образованию, науке и искусству, а также работников этих учреждений — педагогов, учёных, артистов, музейщиков. Ни один объект, над которым водружено Знамя Мира — отличительный флаг Пакта, — не может быть атакован во время военных действий.
В тридцатые годы прошлого века за подписание Пакта Рериха выступили выдающиеся деятели мировой науки и культуры, короли и президенты многих стран Европы и Азии, генералы и маршалы, дипломаты и директора музеев. Но против резко выступили Англия, восставшая против Света, и фашистская Германия, желавшая поджечь мир в огне войны. Вскоре после подписания Пакта и Соединённые Штаты Америки предали идеи Культуры. Дальнейшему продвижению Пакта Рериха помешала Вторая мировая война.
В послевоенное время документы по Пакту были переданы в ЮНЕСКО, в надежде, что после кровавой бойни народы обратятся к культуре и миру. И действительно, какие-то шаги в этом направлении были сделаны. Так, в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, на которую возлагались большие надежды. К сожалению, эта конвенция оказалась мертворождённой, она никогда и нигде не защитила ни одного памятника культуры, да и в принципе не могла этого сделать. Ведь её инициаторы посмели изъять из конвенции священный символ Знамени Мира, равно как и имя Рериха — основателя новой отрасли международного права о защите культуры.
К сожалению, даже среди профессионалов, занимающихся охраной культурного наследия, бытует мнение, что Гаагская конвенция вобрала в себя все положения Пакта Рериха. Вовсе нет! Гаагская конвенция отказалась от главной идеи Рериха о безусловной защите. Более того — в случае так называемой военной необходимости она разрешает атаковать любой объект, будь то египетские пирамиды или Тадж-Махал! Второй протокол к конвенции, принятый в 1999 году, вместо того чтобы улучшить положение, лишь утяжеляет его.
Согласно Второму протоколу, когда «нет никакой практически возможной альтернативы для получения равноценного военного преимущества помимо той, которую можно получить в результате совершения враждебного акта... решение о ссылке на крайнюю военную необходимость должно приниматься воинским начальником, командующим силами, равными по размеру батальону или большей численности или меньшими по размеру силами, если обстоятельства не позволяют действовать иначе» (2; 6). Как видим, даже командир взвода может отдать приказ об уничтожении шедевра мировой культуры, не опасаясь ответственности!
Но мир не может существовать без Культуры, поэтому идея Пакта Рериха не может быть оставлена. И Елена Ивановна, и Николай Константинович были уверены, что поднять Знамя Мира над всей планетой суждено именно России и что Пакт Рериха обязательно будет подписан всеми странами Европы и Азии по инициативе нашей страны. В архивах сохранилось письмо Н.К. Рериха председателю Верховного Совета СССР М.И. Калинину, датированное 24 декабря 1937 года: «Хотя Пакт имеет задачею своею также и охранение Памятников Науки и Искусства в военное время, но ещё большая задача Пакта состоит в пробуждении патриотического сознания народа, который от начальных школьных дней будет не только узнавать исторические данные, но и внедрит в себе твёрдое сознание, что, охраняя научные и художественные памятники, он тем самым обороняет и бережёт своё лучшее неотъемлемое достояние.
Народные ценности являются и мировыми, всечеловеческими сокровищами. Вопросы науки и художества живут вне условных границ. Но прежде всемирного понимания этих безусловных ценностей каждый народ должен возлюбить то, что ведёт его к дальнейшим достижениям.
В моих призывах последнего времени ("Оборона" и "Чаша Неотпитая") мне приходилось опять настоятельно звать к обороне Родины и к охране её драгоценного достояния.
В полном народном сотрудничестве, в понимании великих задач, в образовании сознательного и мужественного молодого поколения мы, работники на пашне культуры, можем утверждать преуспеяние нашей возлюбленной Родины. Пакт об охранении Памятников Науки и Искусств уже встретил признание двадцати одной страны Пан-Американского Союза. Я уверен, что инициатива признания Пакта в Европе и Азии принадлежит Всесоюзному Верховному Совету, ибо сама мысль о Пакте создалась во мне после изучения исторических и художественных памятников нашей Великой Родины»4.
Наша организация «Звёзды Гор» занимается продвижением Пакта Рериха и Знамени Мира уже в течение двадцати лет — с 1994 года. За это время была издана обширная литература, посвящённая Пакту. Мы провели множество различных мероприятий, международных конференций и круглых столов, посвящённых этой теме, написали десятки писем и обращений в ЮНЕСКО, в государственные органы Российской Федерации с предложением инициировать подписание Пакта Рериха всеми странами мира. Наши сотрудники произвели анализ современного законодательства в сфере охраны культурных ценностей, тщательно исследовали архивные материалы из наследия Елены Ивановны и Николая Константиновича Рериха, связанные с продвижением Пакта. Были также сопоставлены тексты Пакта Рериха, подписанного в 1935 году в Вашингтоне, и проекта Пакта, предложенного Н.К. Рерихом и опубликованного в 1929 году в американской и европейской прессе. Оказалось, что тексты этих документов отличаются друг от друга, некоторые положения, предложенные Рерихом, исчезли, в частности механизм контроля за соблюдением положений Пакта странами-участницами. В результате проделанной работы был подготовлен проект Пакта Рериха в новой редакции, с учётом современных реалий, в который вошли все изначальные положения проекта 1929 года и предложения Е.И. Рерих относительно комитетов (министерств) Пакта. Также был полностью изменён текст Преамбулы 1935 года, поскольку организации, упомянутые в ней, более не существуют. Проект был одобрен участниками конференции «Знамя Мира. Актуальность Пакта Рериха для охраны сокровищ мировой культуры в XXI веке» (2003 г.). Этот проект полностью готов к подписанию. Он опубликован в книгах М.Д. Скачковой «Знамя Культуры» и «Идеология Новой Эры», а также в пятом номере альманаха «Звёзды Гор» и на сайте www.paxpercultura.org.
Как отмечает РИА «Новости», Пакт Рериха был использован в качестве основы для многих документов о современном международном сотрудничестве в области охраны культурного наследия, в том числе таких актов ЮНЕСКО, как Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, принятая в Гааге 14 мая 1954 года, Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятая в Париже 14 ноября 1970 года, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в Париже 16 ноября 1972 года, Всеобщая декларация о культурном разнообразии (2001) и Декларация о преднамеренном разрушении культурного наследия (2003), а также Конвенции ООН об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005) и других международных соглашений.
Конечно, не может не радовать, что идеи Николая Рериха воплощены в этих высокополезных документах, и живёт надежда, что уже в очень скором времени Пакт Рериха всё же будет подписан Россией и её союзниками, а затем и всеми странами.
Здесь можно вспомнить одно очень знаковое событие. 7 апреля 2014 года в Российском университете дружбы народов в рамках студенческого фестиваля «Один мир, один народ, одно время» было поднято Знамя Мира и состоялось символическое подписание Пакта Рериха студентами из стран Латинской Америки, Карибского бассейна, Африки и Азии. Это было сделано по предложению Посла Боливии в России Марии Луисы Рамос, которая присутствовала на празднике. Свои подписи поставили студенты таких стран, как Аргентина, Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Чили, Куба, Эквадор, Гайана, Гватемала, Мексика, Никарагуа, Доминиканская Республика, Венесуэла, ЮАР, Гаити, Ямайка, Панама, Сальвадор, Перу.
Это достойный образец для подражания. По примеру Университета дружбы народов можно собирать символические подписи в музеях, школах, высших учебных заведениях, на выставках и концертах классической музыки — повсюду, где присутствует высокая культура!
И, кто знает, быть может, не таким уж далёким будет путь от символического до реального подписания Пакта Рериха. В марте этого года советник Президента Российской Федерации Владимир Ильич Толстой написал о том, что разработка силами общественных организаций текста новой конвенции на основе идей Н.К. Рериха о культуре как единственном инструменте установления глобального мира может только приветствоваться.
«Мир через Культуру» — мы много раз читали эти великие слова Рериха, но до конца поняли их только недавно, когда Украина была залита кровью в ходе братоубийственной войны. Любая война — порождение лжи и невежества, противостать которому может только Культура! Пакт Рериха должен быть принят Россией и её союзниками, и тогда состоится и Евразийский Союз, и Транс-Евразийский пояс развития, будут построены новые города и наступит долгожданный мир на всей планете.
Дорогие друзья, в Живой Этике сказано, что Знамя Мира стало символом обороны России. Знамя Мира и есть то великое Знамя Культуры, под которым наша любимая страна будет в безопасности строить великое будущее для себя и для всего мира. Поэтому нужно приложить все силы, чтобы как можно больше людей, на всех уровнях, поняли, что путь Культуры — это новый путь развития и Культура как новая мировая идеология даст каждому человеку, каждой стране возможность подняться на вершины эволюции.
Сегодня мы все понимаем, что Пакт Рериха не только не устарел, но обогнал своё время, и уверены, что великая идея безусловной защиты Культуры, выдвинутая Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем, обязательно будет воплощена в жизнь в полной мере. Все народы примут Пакт Рериха и объединятся под Знаменем Мира! Пусть же наши мысли огненными стрелами разлетятся отсюда по всей земле и расцветут добрыми делами!
1 Из дневников Е.И. Рерих.
2 Рерих Н.К. Душа народов // О Вечном... М., 1991. С. 223.
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 2005. С. 38.
4 Рерих Н.К. Знамя Мира. М., 2005. С. 213.