Не вечный странник, но гонец стремящийся – Наш путь. Озарение, ч. 2, гл. 6, п. 17 |
Н.К. Рерих. ГУРУ ЧАРАКА. 1932
НАКОПЛЕНИЕ
ПРИРОДА
Цветы
Большинство людей любит цветы. Цветы разводятся и культивируются ради их красоты и аромата; на них смотрят как на украшение и радость жизни. Много прекрасного сказано и написано о цветах во все времена человеческой истории, но мало кто знает о высшем значении цветов, об их связи с огненной энергией, о роли цветов как жизнедателей.
Учение Живой Этики раскрывает перед нами сокровенную глубину значения цветов. Оно говорит, что «земные цветы — единственная связь живая земли с небом»1. Такое утверждение не есть лишь поэтический образ, но конкретное, практическое указание на связь цветов с психической энергией.
«В создании цветочной пыли как бы осаждаются кристаллы праны. Не шутя можно сказать, что в цветах оседает небо на землю. Если бы лишить землю цветов, то исчезла бы половина жизнеспособности»2.
«Звуки жизни сфер и жизненная эманация цветов поистине входят в рецепт Амриты»3.
«Цветы передают свою жизненную эманацию по волокнам ткани белых шариков, защищающих цитадель змея. В природе змей любит цветы, также и змей солнечного сплетения питается ими. Свиньи тоже мнут цветы, но без результата. Потому без сознательного потребления жизненной эманации можно миновать лучшие лекарства. Отсюда желание видеть несорванные цветы»4.
Растительные масла и ароматы указаны как целебное средство, но живые растения и цветы предпочтительнее.
«Мята может принести пользу даже как комнатное растение, ибо эманации живых листьев самые тонкие и естественные, так же и розы. Там, где можно иметь цветы, там не нужны масла. Так, самое живое и самое естественное лучше всего. Не забудем, что мята и розы отличная дезинфекция»5.
«Достоверно известно, что некоторые ароматы вызывают на поверхности кожи, при устье нерва, напряжение психической энергии. Некоторые сорта роз и ингредиенты известного вам бальзама Матери Мира полезны для этого»6.
Особое внимание обращено в Учении на розы, их масла и аромат.
«Из чистых ароматов нужно предпочесть розу, она содержит очень стойкое масло. (...) Указываю на розы, ибо они содержат наибольшее количество огненной энергии»7.
«Лечение ароматами цветов, смол и зёрен восходит к глубокой древности. Так, роза даёт не только подобие мускуса, но предотвращает империл. Сад роз у древних считался местом вдохновения. Фризии полезны симпатической системе, которая так вибрирует у Йога»8.
«Розы полезны для благодати. Нужно собирать все способствующие средства. Недаром в алхимии роза была символом тайны»9. Так самое прекрасное будет и самым благодатным.
Лекарства
Отложение психической энергии, конечно, совершенно реально, как в царстве животном, так и в царстве растительном.
Сердце, 120
Психическая энергия является источником жизни и здоровья, и потому в Учении Живой Этики даны именно те лекарства, в которых содержится психическая энергия животного и растительного царства.
«Нужно отличать три группы лекарств — жизнедатели, охранители и восстановители. Оставим Нашим врагам четвёртую группу разрушителей. Первое внимание обратим на жизнедателей, ибо они работают, прежде всего, на нервную систему. Нервные центры и выделения желёз образуют будущее направление медицины. Через эти области человечество подойдёт к обнаружению тончайшей энергии, которую для упрощения пока называем духом. Явление нахождения эманаций этой энергии будет ближайшим шагом развития культуры»10.
«Лекарство Йога не из аптеки и избегает наркотиков, но приносит секреции желёз, которые, как пища, укрепляют вещество нервов. То же свойство имеют секреции деревьев, смолы которых могут вносить через поры кожи такое же укрепление ближайших нервов. Конечно, очищенная смола может быть принимаема внутрь»11.
Из секреций желёз животных особое место занимает мускус, содержащий большое количество психической энергии. Очень полезно сочетание его с валерианом, имеющим растительную психическую энергию, и содой.
«Урусвати мудро установила сочетание мускуса с содою и валерианом. Именно, полезно наискорейшее усвоение мускуса посредством соды и продолжение воздействия валериана. Все три ингредиента огненной природы. Недаром в древности называли соду золою божественного Огня и поля отложений содовых назывались местами Стана Дэв. Также валериан особенно идёт в сочетании с мускусом. Если мускус зажигает Огонь, то валериан его поддерживает как статическое состояние. Усталость принимает это огненное средство, чтобы обновить нервные центры, но устремление напряжённости нуждается в продолжительном горении, чтобы избежать вспышки и толчка»12.
«Отход психической энергии врачуется вовсе не переливанием крови, но валерианом, мускусом и молоком с содою»13. Йог «будет знать, где энергия была перерасходована, и спокойно применит валериан и мускус»14. «...При приёме мускуса не требуется много п????...?ищи...»15 «...Мускус, фосфор... янтарь близки психической энергии...»16
«Какое соответствие между мускусом физически накопленным и фосфором духа? Мускус тоже будет отложением огня, только бессознательного. Но даже бессознательный кристалл огня заключает в себе сокровище»17. «Кто сказал, что мускус лишь возбудитель? Он может иметь уравновешивающее значение, приводя в движение основные энергии»18.
«Учение старого Китая знало и процесс излечения посредством поднятия жизнеспособности. Именно Китай оценил женьшень и продолжительное принятие мускуса. (...) Также можно заметить и огненность явления жизнеспособности. Пусть самые лучшие врачи умеют познать огненное начало растительного и животного жизнедателя»19.
Валериан принято считать средством для успокоения нервов, но его значение гораздо глубже. «Можно видеть, насколько кровь растительного царства, то есть валериан, даёт необычайную мощь растению»20.
Не менее благотворно действует валериан на человека, зажигая и регулируя его огни.
«Валериан есть возжигатель Огней»21.
Также отмечен в Учении и строфант, как регулятор и конденсатор психической энергии.
«Можно из древности назвать ряд растений, которые давались для устремления сердечной энергии для внешних воздействий. Но сейчас, кроме Строфанта, не назову, чтобы не вызвать злоупотребления. Строфант не только регулирует, но и концентрирует энергию сердца, потому он может быть принимаем без вреда и видимой причины через две недели. Можно три дня подряд по шесть капель — один раз в день, вечером. Конечно, при сердечных потрясениях можно и два раза»22.
Очень важным обстоятельством для успешного применения лекарств, как и в каждом подходе к психической энергии, является сознательное отношение к ним.
«Пробуйте опыт применения лекарств на сознательное и несознательное существо. Поучительно сравнить, насколько сознание углубляет все проявления и процессы»23.
Пища
Знание витаминов есть знак грядущего века.
Мир Огненный. I, 205
О витаминах стало известно сравнительно недавно. До этого качество пищи определялось лишь по наличию в ней нужных для организма человека питательных веществ, таких как белки, жиры, углеводы и т.д. Но со временем стало известно, что, поверх этих составных частей, в некоторых видах пищи имеются ещё элементы особой жизнедательной субстанции, названные витаминами. Выяснилось, что продолжительное лишение организма витаминов вызывает ряд заболеваний, а принятие витаминов излечивает эти болезни и способствует поднятию жизнеспособности. Также стало известно, что витамины содержатся главным образом в сырой и чистой пище.
«...Каждый знает о витаминах сырых продуктов...»24 «...Необходимо иметь каждый день какие-то сырые овощи или фрукты. Также предпочтительно иметь сырое молоко, если корова известна. Также несколько грубый хлеб. Так можно обеспечить достаточное количество витаминов, не увеличивая явное преувеличение пищи»25.
Чрезмерное количество пищи не только не полезно, а даже вредно, но качество её имеет огромное значение, так как пища может снабжать человека основной огненной энергией, без которой не может быть здоровья и сил. Витамины указываются в Учении как принадлежащие к области психической энергии, но главное условие для получения от них наибольшей пользы будет то же, что и при применении лекарств — сознательный подход к ним.
«Правильно узнавать значение витаминов, но при этом нужно производить опыт над воздействием психической энергии. Можно видеть, что принятие витаминов сознательно увеличивает их полезность во много раз. Также можно заметить, что витамины, принятые во время гнева, могут усилить империл, как бессознательная энергия усиливает пункт, где собрано сознание. Можно понять, почему принятие пищи считалось священным у древних. Можно понять, насколько осознание умножает все энергии»26.
«Знание витаминов есть знак грядущего века. Но к физическому естеству витаминов следует прибавить сознательную психическую энергию, и тогда множество запросов физического и духовного целения разрешатся. Так можно начинать сопровождать приём витаминов соответственною мыслью. (...) Витамины сами принадлежат к области психической энергии, иначе говоря, относятся к сфере огненной, значит, их объединение с огненной мыслью даст самое мощное сочетание»27.
«...Пора понять, что витамины и многие другие вещества получают силу, соприкасаясь с огненной энергией человека»28. «Нужно понять, что наши качества являются очагами витаминов. (...) Когда витамины внешние попадают в естественные очаги, они могут дать полную меру воздействия. Но даже лучшие растительные витамины, если упадают в отравленные организмы, не могут выявить своих лучших качеств»29.
Многие люди считают мясо наиболее питательной пищей, но «овощи или фрукты дадут больше жизненной энергии, чем чаша крови... (...) ...Даже слон умножает силу свою на растениях»30. «...Щепоть пшена или ячменя достаточна для поддержания жизни... (...) Мы можем допустить пищу растительную, и мучную, и молочную, и также яйца, но лишь в самом свежем и жидком состоянии»31.
«...Понаблюдайте питательность овощей и злаков — будут неожиданности. Неразборчивость человеческого питания поразительна, Говорю о качестве»32. «Людям немного нужно — два фрукта, немного мучного и молоко»33.
Молоко и мёд указаны в Учении как особо целебные продукты.
«Лучшие целебные продукты часто оставляются в небрежении. Молоко и мёд считаются питательными продуктами, но совершенно забыты как регуляторы нервной системы. ...В чистом виде они содержат драгоценную всеначальную энергию. Именно это качество должно быть в них охранено. Между тем стерилизация молока и специальное очищение мёда лишают их самого ценного качества. Можно много указывать полезных лекарств и в растительном мире, но большинство их лучше всего тоже в чистом виде, когда не утрачена основная энергия, которая присуща им поверх так называемых витаминов. Сок моркови, или редьки, или земляники лучше всего в сыром чистом виде. Так можно понять, почему древние Риши питались такими целебными продуктами»34.
«Так будьте проще и утончённее в питании»35.
Продолжение следует
* Продолжение. Начало в №№ 7 – 12, 2013, №№ 2 – 6, 2014.
1 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – II – 20.
2 Там же.
3 Там же. 2 – IV – 1.
4 Там же. 2 – IV – 6.
5 Мир Огненный. II. 197.
6 Сердце. 137.
7 Мир Огненный. I. 227.
8 Иерархия. 316.
9 Там же. 424.
10 Агни Йога. 42.
11 Иерархия. 222.
12 Мир Огненный. II. 180.
13 Братство. 472.
14 Агни Йога. 241.
15 Там же. 582.
16 Мир Огненный. III. 440.
17 Агни Йога. 423.
18 Мир Огненный. II. 197.
19 Мир Огненный. I. 315.
20 Иерархия. 240.
21 Мир Огненный. I. 381.
22 Сердце. 563.
23 Сердце. 39.
24 Мир Огненный. I. 188.
25 Там же. 484.
26 Иерархия. 236.
27 Мир Огненный. I. 205.
28 Там же. 490.
29 Братство. 13.
30 Мир Огненный. I. 294.
31 Там же. 482.
32 Агни Йога. 42.
33 Сердце. 331.
34 Братство. 201.
35 Мир Огненный. I. 482.
Репродукция: Н.К. Рерих. ГУРУ ЧАРАКА. 1932