Мысли на каждый день

Мир делится по качеству сознания, и степень невежества есть мерило.

Община, 193

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Наследие. Статьи семьи Рерихов и Е.П.Блаватской
«Я ВСЕГДА ИСКАЛ КРАСОТУ ЖИЗНИ...»

Автор: Рерих Святослав Николаевич  



Теги статьи:  Святослав Рерих, картины Рериха, Болгария

В 1978 году в Болгарии осуществлялась комплексная программа, посвящённая году Н.К. Рериха. Во многих городах страны прошли выставки картин Николая и Святослава Рерихов. Святослав Николаевич был приглашён в Болгарию и принял участие в этих мероприятиях. Правительство Болгарии высоко оценило вклад художника в мировую культуру — он был избран почётным членом Национальной болгарской академии художеств, награждён орденом Кирилла и Мефодия I степени.

Предлагаем читателям запись одной из экскурсий, проведённых С.Н. Рерихом в Болгарии.

С.Н. РЕРИХ

«Я ВСЕГДА ИСКАЛ КРАСОТУ ЖИЗНИ...»

Сейчас мы пройдём по выставке, и я расскажу о некоторых моих картинах. Перед нами триптих, который я написал в начале Второй мировой войны. Он отражает мои чувства, переживания того времени. В правом крыле вы видите людей, человечество, которое потеряло свой путь среди этих диких ущелий и не знает, куда идти дальше.

Центральное крыло отражает человечество распятое. Сверху, с неба падает огонь, который опаляет города, селения. Справа вы видите население, людей, которые не знают, что делать, они в страшном смятении. Слева проходят военные части. Города горят, и через всё это символ войны — распятое человечество.

В левом крыле вы видите человека, борющегося с человеком, может быть, с самим собой. Это как бы стихийное сражение человека с самим собой, человека с человеком, и из этого страшного сражения, битвы вырывается одна фигура, которая хочет освободиться. Наверху в розовом свете стоит освещённый человек, который уже освободился от всего этого, то есть поднялся на более высокую ступень. Это ключ к триптиху. Я хотел изобразить здесь, что, пока человек не поднимется на более высокую ступень, пока он не найдёт каких-то новых решений в жизни, два других крыла триптиха, то есть правое и цент­ральное, — это будет повторяться. Таким образом, вы видите здесь именно мои чувства, которые так и остались и по сей день отражают мои настроения.

Портрет известной индийской танцовщицы Рошан Ваджифдар. В этом портрете или, скорее, картине я хотел подойти как можно ближе именно к воспроизведению этой очень красивой танцовщицы и в то же время передать декоративность того окружения, которое окружает людей в Индии, то есть сопоставить декоративность с реализмом. Как видите, это очень красивая модель, и сочетание красок представляло много трудностей, много особых задач.

Теперь мы перей­дём к портрету моей жены Девики Рани, которая была ведущей киноактрисой Индии. Этот портрет был написан мной в Гималаях. Это было уже поздней осенью, но всё же, вы видите, за ней цветёт коралловое дерево и на плечи накинута лёгкая кашмирская шаль. Моя жена исключительно красивая и умная женщина. Я написал с неё целую серию портретов, и этот портрет является одним из этой серии.

Это триптих, который отражает мои чувства, мои мысли и который, хотя состоит из трёх отдельных картин, представляет одно общее. Левое крыло триптиха называется «Ты не должен видеть этого пламени». Заветная мечта каждой матери, чтобы её ребёнок избежал тех катастроф, которые человечество себе подготовляет от времени до времени. Здесь мать как бы говорит заветные мысли своему ребёнку.

Центральная часть триптиха называется «Мы сами строим свои тюрьмы». Мать хочет уберечь своего ребёнка от каких-то угрожающих, надвигающихся роботов, строений наших городов, которые угрожают нам и которыми мы должны овладеть для нашего будущего.

Правое крыло называется «Этот новый мир», где молодая девушка кого-то предупреждает, кого-то хочет остановить, прежде чем спуститься в этот новый мир, который открывается перед нами. Этот новый мир наполнен всевозможнейшими символами нашей так называемой цивилизации, и три фигуры уже потеряли свой духовный облик, обездушились и являются как бы контрастом этой молодой девушке.

Это всё — предупреждение о том, что мы должны очень мудро подходить к замечательным открытиям, которые даёт нам наша наука, наша цивилизация, и создать более прекрасный и более совершенный мир.

Живя в Индии, я много картин посвятил именно жизни Индии, жизни простых людей, трудящихся, и изображал их в окружении той природы, которая является для них местом жизни.

В картине, которая отображает жизнь самого юга Индии и которая называется «Тишина», женщина сидит, прислонившись к стволу дерева, и буйвол стоит и отражает то спокойствие, которое мы видим в природе, когда она отдыхает к вечеру при закате. Это из жизни Кералы. Керала — штат на юге Индии, очень красивый, живописный, и вы видите в этой картине элементы пляжей этого места, где разного цвета пески сочетаются вместе и как бы дают особые красивые камни. Здесь и гранатовые, и розовые, и чёрные, и жёлтые пески, и через всё это отражается богатая тропическая природа.

Название следующей картины — «Эти краски никогда не должны поблёкнуть». Именно эти яркие краски Индии никогда не должны уйти из жизни. Это тоже на юге Индии, где красильщицы тканей развешивают их для сушки. Это типичный момент, который вы можете увидеть по всему побережью юга, — тех женщин, которые там постоянно трудятся, работают в окружении очень красивой природы.

Здесь у нас опять картина из цикла жанров Южной Индии, и название этой картины — «Весна», пробуждение природы. Женщина несёт цветы, и молодой человек спешит, может быть, навстречу этой девушке. Все эти картины написаны темперой, потому что темпера представляет собой наиболее яркий пигмент.

Название этой картины — «Глина приобретает форму». Это опять из жизни трудящихся Южной Индии. Дом гончара, его изделия, которые вы видите на первом плане слева, и глинобитка, которая раскрашена яркими розовыми красками. Картина, как я сказал, отражает жизнь трудящихся Южной Индии, где мы живём, яркие краски и красивое окружение этой жизни.

Один из портретов Николая Константиновича Рериха, моего отца, который я написал в 1942 году в Кулу, в долине Индии в Гималаях, где мы тогда жили. Я написал много портретов Николая Константиновича, и в продолжение всей моей и его жизни я повторял эту замечательную, очень близкую для меня тему. Николай Константинович, как, наверное, многие из вас знают, был совершенно исключительным человеком. Исключительным по величине своего кругозора и своих замечательных достижений. Он был не только художником, но он был учёным, писателем, мыслителем, замечательным путешественником и исследователем. Кажется, так много личностей было сосредоточено в нём одном, и на мою долю выпала большая честь написать целую серию его портретов. Я написал около тридцати портретов, и это один из более поздних, он очень типичен тем, что отражает Николая Константиновича, каким он был каждый день, когда сидел, отдыхал в своём доме. Это застеклённая терраса, тут и книги. Было написано это зимой, и на нём вы видите тёплую чёрную тальму. Николай Константинович умер в 1947 году и был предан огню там, где он провёл столько лет. Сейчас там стоит красивый памятник — большая глыба, которая отделилась от скалы, и на ней написано, что это был великий мыслитель и друг Индии.

Эта картина называется «Дамодар Кунд», из серии пейзажей Индии. Она отображает интересное, очень древнее место Западной Индии, на полуострове Катьявара, оно окружено красивыми храмами, которые подымаются на самые вершины отвесных скал. Это место очень древнее — мы знаем, что ему уже более двух тысяч лет. Это единственное место Индии, где ещё и сейчас сохранились дикие львы.

Название этого пейзажа — «Гирнар». Это очень древнее место паломничества. Оно известно по крайней мере около двух тысяч лет, и на скалах вырезаны эдикты царя Ашоки. Место это в Западном Катьяваре, там целая гряда таких скал. Все эти скалы имеют свои храмы, выстроенные из белого мрамора, который принесён издалека. На все эти вершины можно подняться ступенями, которые вырезаны в этих скалах. Как вы видите, место это — исключительной красоты и сзади открываются равнины Катьявара, равнины Индии.

Эта картина [Кулу. Осенний праздник (Дуссера)] изображает процессию в Гималаях в долине Кулу, где мы живём. Это вид на горы, который открывается из нашего дома. Эти горы высокие, имя им Даладхар. Процессия в национальных праздничных костюмах идёт туда, где соберутся все другие представители разных деревень и селений праздновать осенний праздник урожая. Это место, где жил Николай Константинович и где теперь живём мы, — очень древнее, интересное. Горы исключительной красоты, прекрасный климат, и там живут очень интересные люди. Это народы, которые остались с очень древних времён. Там древняя культура: очень много памятников искусства, прекрасные храмы, ваяния и исключительно красивая блистающая природа.

Название этого портрета и картины — «Моя страна прекрасна». Это портрет одной крестьянки на юге Индии. Она изображена в том окружении, где она живёт, работает, трудится. Как видите, в них особая утончённость, особая, я бы сказал, красота, которая разлита во всех движениях, фигуре. Они представляют собой очень красивую группу людей, которые несут древнюю культуру, и на них сказывается именно утончённость мысли и древних традиций. Портрет написан так, что устранён блеск масла, и таким образом он приближается к технике темперы.

Меня часто спрашивают о моих планах, моей дальнейшей работе. Планов у меня, конечно, очень много, и теперь после этих выставок я надеюсь опять скоро включиться в работу — писать, продолжать и закончить многие картины, которые были начаты и которые мне предстоит закончить в ближайшие сроки.

Как вы знаете, в жизни, в моём искусстве и творчестве я всегда искал красоту жизни. Я старался всегда выразить то, что меня как-то особенно поражало, то, что, я думал, было бы полезно другим. Я считаю, что, давая людям красоту, окружая их чем-то прекрасным, мы даём им возможность мыслить о красивом. А красота — именно то ведущее начало, которое нас поведёт к более прекрасной, более совершенной и возвышенной жизни.

Через несколько дней мы закрываем нашу выставку. Я уеду из Болгарии, унося с собой самые близкие и тёплые чувства от тех прекрасных встреч, которые я имел здесь, со всеми посетителями, со всеми друзьями. Я уношу с собой память о прекрасных беседах, о том, что я видел и что так сблизило меня с этой прекрасной страной. Будем надеяться, что в будущем мы опять встретимся. Хочу сказать в заключение, что мои мысли будут всегда с прекрасным и героическим народом Болгарии, которому я желаю самого большого и блестящего будущего.

Октябрь 1978 г.
София, Болгария


Красота — какая невыразимая тайна заключена в этом понятии. Эта неизъяснимая притягательность, эта неведомая, неотразимая сила — не объясняется ли это тем, что она рождается из самого сокровенного сердца этой развивающейся, эволюционирующей Вселенной?

Красивые формы, рождённые для того, чтобы увянуть, чтобы быть сметёнными временем и освободить место для прихода других. Каждая форма, отобразившись тысячью различных способов во всех сферах жизни, существует, стимулируя появление со временем других форм. И точно так же, как природа стремится к красоте, так и мы должны умножать предметы красоты, следуя велениям природы.

С.Н. Рерих

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Наследие. Статьи семьи Рерихов и Е.П.Блаватской