Бог есть любовь, и всё существование Вселенной обязано именно любви, и ничему другому. Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935 |
18 ноября 1935 г.
Великие Духи неустанно принимали на себя труднейшие жизненные подвиги, но мало кто из современников их понимал, хотя бы отчасти, величие и самоотвержение этих истинных Богочеловеков. Почти никто не мог вместить всё значение творчества Их на плане земном и в мирах надземных. Много прекрасных тайн в Космосе, и когда дух касается их, то сердце переполняется восторгом и бесконечной признательностью к этим Духам, творцам нашего сознания. На протяжении бесконечных тысячелетий в самоотверженном служении благу человечества отказывались Они от высших радостей в Мире Огненном и в кровавом поту стояли на дозоре, принимая терновые венцы и испивая чаши яда из рук облагодетельствованного Ими человечества! Когда завеса тайны приоткроется, множества сердец содрогнутся от содеянного ими против этих Искупителей.
29 июля 1948 г.
Для продвижения эволюции совершенно необходимо, чтобы Мир Надземный приблизился вполне ощутимо к земному плану. Необходимо ускорить стирание грани. Все позднейшие религии, вместо того чтобы сглаживать эти грани, сделали их почти непреодолимыми. Между тем вся древняя философия построена была на единстве Миров ноуменального1 и феноменального. И Будда утверждал, что реальность Мира ноуменального такая же, как реальность Мира феноменального. Но невежественные блюстители состояния нашего духовного сознания занялись рытьём и углублением непроходимой Геенны огненной, и несчастные обитатели Земли, вынужденные покинуть свою изжитую физическую оболочку, повисали в лучшем случае между Геенной и недосягаемым Раем, который тоже был отменён ими до всеобщего воскрешения в День Великого Суда. Тогда как, по их же книгам, Христос обещал раскаявшемуся разбойнику немедленное пребывание с Ним в Раю. «И сказал Христос: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю"» (от Луки2).
Он же утвердил другую замечательную формулу — «Смертью смерть поправ». Его многократные посмертные проявления ученикам и поучения, дававшиеся Марии Магдалине из Надземного Мира в течение 11 лет, так очевидно, так ярко свидетельствуют преодоление Им этой грани.
Мало кто отдаёт себе отчёт, что Христос был от Востока и Учение Его было проникнуто духом учений Востока, в которых грань между мирами много тоньше. Учения Востока помогли мне лучше проникнуть в Учение Христа, особенно же полюбила я Учение Будды. Учение это, утверждая реальность, окружающую нас и видимую всеми людьми, указывает и на существование тончайшей реальности, доступной высшему знанию. Знание этой реальности и обладание этим высшим знанием недоступно нашим обычным грубым органам чувств. Будда говорил: «Если бы только то, что воспринимается чувствами, существовало как единственная реальность, то невежды по праву рождения обладали бы основной истиной. К чему тогда все искания к познанию истинной сущности вещей?» Да, в нашем организме есть многие центры, которые дают возможность обладания высшим Знанием. Древняя Индия знала это, отсюда и разные дисциплины и методы познавания путём напряжения и открытия этих центров. Физиология духа была хорошо изучена духовными Учителями Востока. Так, Будда включал в область мира феноменального не только физический мир и мир мысли, но и ближайшие к нам сферы Мира Тонкого. Такое включение, или вмещение, способствовало расширению сознания и постепенно вводило Мир Тонкий в обиход каждого дня. Этим достигалось искоренение суеверного ужаса перед неожиданными проявлениями из этих сфер и устанавливалось правильное отношение и постижение миров тонких. Учение Будды особенно отвечает нуждам нашего времени; конечно, большинство его последователей, будучи неспособны усвоить его слишком высокие мысли, низвели его Учение до уровня религии, обрядностей и суеверий, которые отражают заблуждения, столь настойчиво Им осуждавшиеся, как вера в действенность обрядов и легковерие, с которым принимаются без всякого распознавания мнения, навязываемые сильными личностями или разносимые невежественными толпами.
Настоящее Учение Будды, как златая нить, бежит через общую ткань, и может быть открыто среди груды писаний и традиций, и светит в величии своём через все личины, которыми люди пытались исказить его. Главная сущность Учения Будды заключается в полном освобождении просвещённого ума, который созерцает корни вещей и сложность строения возникающих фактов и никогда не может быть введён в заблуждение видимостью. Знать — есть основная нота Учения Будды. Как прекрасен Его призыв: «Братья, я не прихожу предложить вам догм или просить вас верить во что верят другие. Я лишь призываю вас к самостоятельному просвещению, к пользованию своим разумом, вместо того чтобы допускать отупение его. Я заклинаю вас не походить на хищных зверей или на глупых баранов. Я умоляю вас быть людьми с непредубеждённым умом, людьми, которые придерживаются правильных взглядов и трудятся неустанно над приобретением истинного знания, которое восторжествует над страданием».
Да, Он был величайшим из людей, ибо представлял собою величайшее сочетание ума и сердца. Он — первый преобразователь в мире, ибо Он первый осмелился сказать: «Верьте не потому, что существуют те или иные древние рукописи, и не потому, что это ваша национальная вера, которой вас учили с детства. Обсудите свою веру, проанализируйте её и, если вы найдёте, что она может приносить добро людям, проводите её в жизни сами и помогайте другим жить согласно с нею».
26 января 1939 г.
К сожалению, принято рассматривать Учение Христа как учение непротивления злу. Это величайшее заблуждение. Именно Христос сурово обличал всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру. Но нужно уметь распознавать, где возможно противление злу и какие меры приложимы в каждом случае, неразумие в выборе их может повести к ещё большему бедствию или разложению. Также нужно знать, что каждый духовный Учитель приносит клятву не поражать тех, кто посягает на Его жизнь. Так и Христос не мог противиться грубой силе, направленной против Него. Но Он противился злу каждым словом своим, каждым действием, когда это не касалось лично Его. Задача Его была совершить путь человеческими ногами и руками и показать людям, что в величайшей любви к человечеству можно пожертвовать собою и претерпеть жесточайшие муки за желание принести людям свет постоянно забываемых ими Истин. Молитва Христа о мучителях полна милосердия и даже справедливости, ибо, действительно, что могли знать и понимать наёмные палачи в величии Того, Кого они истязали? Кого им было ПРИКАЗАНО истязать? Истинно, не наёмные истязатели, но их подстрекатели приняли на себя карму горчайшую. Также и Пилат, умывший руки и оказавший НЕПРОТИВЛЕНИЕ величайшему злу там, где в его власти было остановить его, уготовил себе труднейший рок.
8 июня 1936 г.
Теперь о жертве Христа. Конечно, совершенно невозможно понимать значение жертвы или распятия Христа, как это понимается некоторыми сознаниями. Смысл её в том, что Христос, желая показать силу духа над физической материей, принял чашу подвига и запечатлел своею кровью Завет, принесённый Им, — «Нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя». В «Агни Йоге» в § 8 сказано: «Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краёв чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний знак Завета».
Так если великий пример и подвиг Его зажёг пламя в сердцах наших и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно пострадал и принятая Им Чаша именно запечатлела Завет. Но если мы будем воображать, что, что бы мы ни делали, какие бы преступления ни совершали, но пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы будем этими самыми дьяволами! Никто не может спасти другого. Лишь собственными усилиями подымается дух в суждённые прекрасные миры. «Вера без дел мертва есть».
Все великие Учителя называются Спасителями Мира, ибо снова и снова Они указывают нам Путь Света, но помочь и охранить нас Они могут, лишь поскольку мы сами принимаем Заботы Их о нас. Весь Космос зиждется на законе взаимодействий или взаимоотношений, и там, где нет ответа, там нет и следствия. Так и Христос не мог совершать чудес там, где не было веры в Него, не было устремления духа навстречу Его целебному лучу.
...Лишь в очищении и расширении сознания и в принесении наших сил на Общее Благо заключается великое назначение Человека. Следуя этим путём, мы истинно достигаем в урочное время Венца Богочеловека.