Трудно понять, зачем люди, служа одной цели, умаляют друг друга… Но умаление взаимное представляет один из самых постыдных грехов. Мир Огненный, ч 1, 415 |
НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА СПИРИНА
НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА СПИРИНА. 4 мая 1999 г.
|
Понимание поэзии приходило ко мне по мере проникновения в глубину значения её. Зёрна, упавшие в почву, должны дождаться благоприятных условий, чтобы они могли прорасти и дать урожай. Так же происходит и в жизни идей. Идеи Нового Мира — это зёрна, которые проникают в души людей через лучшие образцы и формы слова, дают обильный урожай и вновь творят тот мир, откуда они родом. Искра, зародившаяся где-то высоко, в Мире Высшем, должна упасть в земной мир и прорасти в тех душах, куда она смогла проникнуть, кто смог её разглядеть, кто привлечён её необычностью, — то есть дать ростки Нового Мира. Ведь люди должны утвердить этот Мир на земле с помощью этих идей, а идеи передаются нам через лучшие образцы искусства и поэзии, потому достижения мировой поэзии, и русской особенно, — это как воздух для ищущих сердец. Когда же речь заходила о поэтах Сибирского Рериховского Общества, то здесь, конечно, мы могли руководствоваться только тем, что говорила об этом Наталия Дмитриевна, она имела на это право.
Н.М. Кочергина: Свою задачу Наталия Дмитриевна видела в том, чтобы облечь Живую Этику в поэтическую форму и сделать эту форму наиболее зовущей и убедительной. В этом она видела своё назначение как поэта. Что касается высказывания Наталии Дмитриевны «чем больше поэтов, тем лучше для планеты», то в нём выражено её глубокое убеждение в том, что слова и мысли, облечённые в красивую, ритмическую, поэтическую форму, — сильнее, убедительнее и ярче, чем слова о том же, выраженные прозаически. Другими словами, та же самая мысль, высказанная в прозе, но переведённая на язык поэзии, более действенна, более значительна, а значит, и более огненна и потому сильнее воздействует на людей. В этом значение и ценность поэзии.
О себе Наталия Дмитриевна говорила, что в стихах она смогла сказать больше, чем в прозе. Представить себе, что её поэзии нет, — просто невозможно.
И.И. Сереброва: Общаясь со многими людьми, Наталия Дмитриевна нередко интересовалась, пишут ли они стихи. Вопрос на эту тему она задавала и мне. В то время я стихов не писала. Ещё со школьных лет у меня сложилось представление о том, как творит поэт: вот он берёт бумагу, ручку, начинает писать строчку за строчкой — и стихотворение готово. Таких способностей я за собой не наблюдала и потому считала, что никогда не смогу писать стихи. Но однажды мне посчастливилось быть свидетелем рождения поэтического произведения.
Это было летом 2001 года. Наталия Дмитриевна готовилась к «круглому столу» — работала над Словом, посвящённым серии картин Н.К. Рериха «Санкта», и я ей помогала. Вдруг Наталия Дмитриевна произнесла: «Тебя никто рукой не сотворил», — и попросила записать эти слова. Я записала, но вначале не поняла, что это была первая строчка нарождающегося стихотворения. Через какое-то время Наталия Дмитриевна попросила записать следующие строки. Так у меня на глазах родилось стихотворение по картине Н.К. Рериха «И Мы видим», — очень короткое, всего четыре строчки, но это было настоящее стихотворение:
Тебя никто рукой
(4.08.2001 г.)
Конечно, такое забыть невозможно — ты словно явился свидетелем какого-то чуда. И ещё ощущалась необыкновенная радость. Потом в течение нескольких месяцев Наталия Дмитриевна написала стихи к каждой из картин серии «Санкта». Это был настоящий подарок всем нам.
С.А. Деменко: Хочется отметить, что Наталия Дмитриевна очень хорошо умела разглядеть в людях зачатки талантов и творческих возможностей. Сейчас мы понимаем, что для неё мы были как открытая книга. А тогда было непонятно, почему она постоянно спрашивала: «А Вы пишете стихи? Не хотите ли попробовать?» И поскольку эти вопросы звучали часто — или во время наших встреч, или по телефону, — то, естественно, они вызывали ответный вопрос: а могу ли я вообще это делать? Наталия Дмитриевна видела возможности, поэтому и побуждала. Я даже в шутку говорил: «Наталия Дмитриевна, Вы — побудительница сканд». Сканды, данные человеку в определённом сочетании на эту жизнь, изменить нельзя, но пробудить творческие наклонности можно. И Наталия Дмитриевна замечательно это делала — тонко, деликатно, ненавязчиво, без нажима, но постоянно прикасаясь к этим струнам. Конечно, это не могло не сказаться.
И когда начали выходить сборники стихов «Огни трудов», то это действительно были огни наших совместных с Наталией Дмитриевной трудов. То, что в Сибирском Рериховском Обществе начали писать стихи, — это, конечно, целиком заслуга Наталии Дмитриевны Спириной. Без неё почти никто не написал бы ни строчки.
Многие стихи появились как дань признательности Наталии Дмитриевне, так у меня родился целый поэтический цикл, посвящённый ей, — «Цветы признательности»:
В улыбке Вашей счастье и покой,
(Сергей Деменко)
Полистав сборники «Огни трудов», можно увидеть, сколько таких цветов расцвело и у других поэтов.
Посвящается Н.Д. Спириной
Когда мы думаем о Вас,
(Людмила Ефимова)
С.А. Деменко: Когда только начинаешь писать стихи, нет чёткого критерия — хорошо это или плохо, он вырабатывается гораздо позже, когда есть с чем сравнить, когда уже появляется какая-то уверенность. Поэтому, принося каждый новый стих Наталии Дмитриевне, я всегда испытывал некоторый трепет: не написал ли я что-то такое, что может быть неправильно понято, может быть, какие-то неудачные образы. Но она всегда поддерживала, постоянно возвращалась к отдельным строфам или строкам, которые ей особенно понравились. Иногда от неё можно было услышать, что эти стихи действительно не похожи ни на какие другие, и этот отзыв, пожалуй, был самый ценный — когда стихи не подражательные, а передают образ, родившийся изнутри, и этот образ самостоятельный, он имеет звук, цвет, оригинальную форму. Этим и должны, наверное, отличаться настоящие стихи.
И.И. Сереброва: Открытие в каждом из нас поэтической струнки — это сродни какому-то рождению, и это было замечательно.
Когда у кого-нибудь появлялось новое стихотворение, мы переписывали его на большой лист крупными буквами, чтобы Наталия Дмитриевна могла легко прочесть. Конечно, мы волновались, ждали её оценки или какого-то совета и были далеко не уверены в совершенстве формы. Вначале Наталия Дмитриевна читала глазами, а затем вслух. Своим прочтением она словно одухотворяла стихотворение, вдыхала в него жизнь. Такое происходило не часто, но всем запомнились эти необыкновенные моменты, которые можно назвать своего рода волшебством.
Посвящается Н.Д. Спириной
Вмещая всех, кто устремился к Свету,
(Ирина Сереброва)
Наталия Дмитриевна очень рекомендовала всем пишущим не пренебрегать изучением правил стихосложения, не надеяться только на внутреннее чувство, на интуицию, — должно быть именно знание, а иначе не будет никакого развития. В первую очередь Наталия Дмитриевна обращала наше внимание на качество, она говорила: «Содержанием вы уже овладели, а форму нужно шлифовать, тщательно подбирать слова, искать удачные выражения, чтобы это было нешаблонно, неповторяемо, оригинально, и в то же время форма должна быть классической».
Наталия Дмитриевна говорила, что поэты должны быть очень наблюдательны по отношению к окружающей жизни, к природе. Эта наблюдательность поможет создавать более глубокие стихи. Она отмечала, что, изучая Учение, мы уже становимся немного другими, иначе смотрим на окружающий мир — через призму Учения. Наше мировоззрение отражается в наших творениях, и стихи, например, о природе становятся уже не просто описательными — это философский взгляд на природу. Если мы ищем в природе нечто прекрасное, то мы должны точно так же искать и прекрасные слова для выражения этой красоты.
С.А. Деменко: Благодаря творческой атмосфере вокруг Наталии Дмитриевны у нас родилась идея о проведении Дня поэзии. Она согласилась на наше предложение; мы назвали его Днём рериховской поэзии и стали проводить его в день её рождения.
К этому Дню она даже написала Слово, которое теперь звучит ежегодно 4 мая.
В этот день в Музее Н.К. Рериха собирается много людей, и это всегда праздник — праздник поэзии, пробуждения природы, пробуждения сознания. Мы уверены, что традиция проведения этого праздника никогда не угаснет, ведь поэзия Новой Эпохи будет только всё больше процветать с пробуждением сознания людей и с утверждением этой Новой Эпохи, к которой стремится всё человечество.
После первого Дня рериховской поэзии Наталия Дмитриевна предложила основать серию сборников стихов поэтов СибРО и назвать её «Огни трудов». Эти сборники выпускаются по итогам поэтического года — от мая до мая.
И.И. Сереброва: День рериховской поэзии зародился очень органично — он не был искусственно придуман, а явился результатом той деятельности, которая велась в СибРО Наталией Дмитриевной. Если есть поэты — значит, есть стихи и их нужно читать. Конечно, их можно читать в любое время, но когда существует праздник, который проходит раз в году в определённый день, то это способствует приобщению людей к поэзии. Насколько эта традиция будет входить в жизнь и развиваться, зависит только от нас. Она не может иметь каких-либо условных границ, как не имеет границ Учение Живой Этики. Ведь рериховская поэзия — это Учение в поэтической форме.
С.А. Деменко: Жизнь наполнена трениями, событиями, которые высекают искры. И эти искры иногда давали рождение строчкам, стихам. Наталия Дмитриевна это особенно отмечала. Например, она любила повторять фразу из стихотворения, которое появилось как отклик на конкретную ситуацию: «Что нам злато-серебро? Мы единое СибРО!». Эта фраза приводила её в восторг.
Она особенно отмечала всё, что было необычно, и учила нас внимательно относиться ко всем искрам необычности. И это творило какую-то новую атмосферу, преображающую нас, и мы по-другому начинали относиться к трудностям. Это помогало преодолевать всё — и затруднения, и лишения, и сложности сотрудничества, и сложности самосовершенствования — всё, с чем человек постоянно встречается на своём пути.
Посвящается Н.Д. Спириной
Как чудом солнечного света
(Сергей Деменко)
2011 г.
Интервью взяла Татьяна Деменко
* Окончание. Начало в №№ 4, 5, 2012.