Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её. Рерих Е.И. Письмо от 08.08.1934 |
Е.П. Блаватская пишет
Ферма Эдди в Читтендене. Вермонт, США
Резиденция Е.П. Блаватской «Ламасери». Нью-Йорк
Бунгало «Воронье гнездо». Брич Кэнди, Бомбей
Автограф Е.П. Блаватской
Е.П. Блаватская. Начало 1880-х гг.
Конвенция Теософского общества.
В холле Теософского общества в Адьяре
|
Выставка была подготовлена в 2006 году сотрудниками Исследовательского Фонда Рерихов (Санкт-Петербург) и Культурно-просветительского центра «Адамант» (г. Ломоносов) к 175-летию со дня рождения нашей соотечественницы, выдающейся женщины, писательницы, патриотки, путешественницы, основательницы современного теософского движения Елены Петровны Блаватской. Проходила выставка в Музее-квартире Н.А. Некрасова и называлась «Елена Блаватская: судьбы и лица...». К этому событию Исследовательский Фонд выпустил книгу с таким же названием, её презентация успешно прошла во время проведения экспозиции, которая имела успех, так как имя Елены Петровны Блаватской всегда вызывает живой интерес. И это не удивительно — впервые был собран интереснейший материал: качественные фотографии Е.П. Блаватской в разные годы её жизни и деятельности, фото сотрудников и мест её проживания в разных частях земного шара, копии автографов из переписки Е.П. Блаватской с Гималайскими Учителями и другими корреспондентами, а также книги, открытки и т.д.
Большая часть экспонатов данной выставки теперь представлена в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске под названием «Е.П. Блаватская — Сфинкс XIX столетия». Она дополнена новыми материалами, собранными сотрудниками Фонда за прошедшие годы.
Почему выставка названа именно так? Елена Петровна писала своей сестре: «Я психологическая задача, ребус и энигма1 для будущих поколений — сфинкс». И действительно, пока мы ещё поверхностно знаем труды Е.П. Блаватской и только начинаем подходить к изучению оставленного ею наследия. На Западе издана очень обширная литература о Елене Петровне и её идеях. В России в последнее время тоже пытаются восполнить этот пробел.
Надеемся, что с развитием интереса к имени Е.П. Блаватской и её наследию люди с каждым годом будут открывать для себя что-то новое. Но самое главное — это объективно, без предвзятости, подходить к её трудам, стараться глубже вникнуть в те идеи, которые она принесла в мир. И тогда миссия этой великой женщины и её подвиг раскроются перед нами во всей полноте.
Основную часть выставки составляют фотографии Е.П. Блаватской, сделанные в разные годы, — их представлено около тридцати. Большую часть составляют портреты Елены Петровны, но есть и несколько групповых фото — Е.П. Блаватская вместе с Генри Олькоттом или среди участников Теософских конвенций, проходивших в Индии, и др. Представлены фотографии родственников Блаватской: деда А.М. Фадеева, бабушки Е.П. Долгоруковой, матери Е.А. Ган, сестры В.П. Желиховской, а также фото тех людей, которые на разных этапах помогали ей. Жизнь Блаватской была сопряжена как с большим поклонением, так и с большим предательством. Путь её не был усыпан розами, и поддержка друзей была очень важна для выполнения её миссии.
На выставке также можно увидеть фотографии зданий, находящихся в разных странах, где жила Елена Петровна, или мест, связанных с тем или иным событием в её жизни. Вот некоторые из них:
Ферма Эдди в Читтендене (штат Вермонт, США). В этом месте Елена Петровна познакомилась с Генри Олькоттом. Полковник находился на ферме в командировке по заданию газеты «New York Daily Graphic», чтобы стать очевидцем, разобраться и описать происходящие там невероятные феномены. Его статьи о происходящем на ферме вызывали бурный интерес у читателей — газеты шли нарасхват. 14 октября 1874 года ферму Эдди посетила Е.П. Блаватская. Во время обеда её и увидел Генри Олькотт. Вот как он описал их знакомство: «Обед кончился, дамы поднялись и вышли на улицу, госпожа Блаватская скрутила себе сигаретку... Я произнёс: "Permettez moi, madam"2, — и поднёс огонь к её сигаретке; наше знакомство началось с огонька, который потом разгорелся в огромное и неугасимое пламя...»3.
«Эта дама — Елена П. де Блаватская — успела много повидать на своём веку. Она объездила почти все страны Востока, искала остатки древних культур у подножия египетских пирамид, своими глазами видела таинственные обряды в индуистских храмах, в сопровождении вооружённого эскорта посетила далёкую Центральную Африку. Приключения, которые были с нею, встречи с особенными людьми, ужасные события, происходившие во время её путешествия на суше и на море, — из всего этого можно было бы составить самый романтический рассказ, когда-либо написанный биографом. За всю свою жизнь я не встречал такого интересного человека»4.
Ричардсон-коттедж, Итака (штат Нью-Йорк). Дом принадлежал профессору английской литературы Корнеллского университета Хираму Корсону и его супруге, пригласившим Елену Петровну провести у них некоторое время. В ответ Блаватская писала: «Воистину очень, очень любезно с вашей стороны проявлять столь великую заботу о таком несчастном хромом создании, каким я стала с недавних пор. (...) Как только я почувствую себя лучше и буду в состоянии ходить, пусть даже на костылях, сразу же приеду в Итаку — тогда и поговорим»5. Здесь она пробыла
с 17 сентября по 12 октября 1875 года. К этому времени Елена Петровна уже начала писать труд, позже названный «Разоблачённая Изида», и обстановка в доме Корсонов способствовала продолжению её работы — тут была написана значительная часть книги.
Профессор Корсон вспоминал о Елене Петровне: «Она не переставала удивлять меня. Я сгорал от любопытства в ожидании того, что же будет дальше. Она знала абсолютно всё, а её метод работы был в высшей степени необычен. Она предпочитала писать в постели, часов с девяти утра... приводя дословно длинные пассажи из дюжины книг, которых, мне это доподлинно известно, в то время в Америке попросту не было, с лёгкостью переводя нужные места с нескольких языков и время от времени обращаясь ко мне, среди моих занятий, за уточнениями, чтобы передать ту или иную устаревшую идиому на современном английском, поскольку её литературный стиль, которым отличается "Тайная Доктрина", в то время ещё не сложился. (...) Она сама говорила мне, что записывает их по мере того, как они постепенно возникают перед её глазами на ином уровне объективного существования, что она отчётливо видит страницу книги и нужные ей отрывки и просто переводит увиденное на английский... Те сотни книг, которые она цитировала, определённо были не из моей библиотеки, многих из них в Америке было не найти, а некоторые и в Европе чрезвычайно редки и труднодоступны. Если бы она цитировала по памяти, это было бы ещё бόльшим чудом, чем такое переписывание из эфира»6.
Резиденция «Ламасери», Нью-Йорк (угол 8-й Авеню и 47-й Стрит). В этом доме Е.П. Блаватская жила с августа 1876 года по декабрь 1878-го, до отъезда в Индию. Квартира находилась на втором этаже. Один из нью-йоркских репортёров назвал её жилище «Ламасери», что в переводе означает «ламаистский монастырь». Многие отмечали необыкновенную атмосферу, царившую здесь: «Социальные различия наших посетителей оставались за порогом. Богатые или бедные, христиане, иудеи или атеисты, образованные или неучёные, наши посетители встречали одинаково радушный приём и терпеливое внимание к своим религиозным и любым другим проблемам»7.
Здесь Елена Петровна закончила «Разоблачённую Изиду». В сентябре 1877 года книга была издана в двух томах с посвящением Теософскому обществу, основанному в Нью-Йорке в 1875 году. Тираж в тысячу экземпляров разошёлся за десять дней — явление по тем временам удивительное.
После выхода книги Елене Петровне Блаватской было оказано немало почестей. Так, один индийский принц поднёс ей очень древний экземпляр «Бхагавадгиты» в переплёте из перламутра с золотом. Свою выручку за издание она отправила в Россию на нужды раненых солдат, пострадавших во время Русско-турецкой войны, и их семей. Нужно подчеркнуть, что Елена Петровна всегда была патриоткой и старалась сделать что-нибудь на пользу своей родине.
Нередко в «Ламасери» она играла на пианино. Олькотт вспоминал: «Она была превосходной пианисткой, играла с чувством и на редкость выразительно. (...) Иногда, в сумерках, когда рядом не было никого, кроме меня, она извлекала импровизации из сладкозвучного инструмента, и, слушая её, легко верилось, что внимаешь самим гандхарвам, небесным певцам»8. Но Елена Петровна не только великолепно музицировала, она ещё и неплохо рисовала. На выставке представлен Рисунок Е.П. Блаватской из записной книжки. Этот рисунок она сделала после встречи с Учителем М., в день своего рождения. Под ним надпись на французском языке: «Незабываемая ночь! Та самая ночь при свете заходящей луны, в Рамсгите, 12 августа 1851, когда я встретила Учителя М... — из моих снов!!» — и приписка: «12 августа — это 31 июля по русскому календарю, день моего рождения — двадцать лет!». На самом деле эта встреча произошла в Лондоне, а Елена Петровна написала в книжке Рамсгит для того, чтобы человек, случайно заглянувший туда, не узнал, где же на самом деле она встретила своего Учителя.
Брич Кэнди, Бомбей, Индия. Вход в бунгало, получившее название «Воронье гнездо». В этом здании в 1880 году находилась штаб-квартира Теософского общества. Из него открывался чудесный вид на море. Комнаты Елены Петровны располагались на втором этаже, там же разместился офис редакции журнала «The Theosophist», первый номер которого вышел в 1879 году. Незадолго до этого, совершая поездку по северу Индии, Е.П. Блаватская знакомится с редактором правительственной аллахабадской газеты «The Pioneer» Альфредом Перси Синнеттом и его женой Пейшенс. Супружеская пара, всерьёз заинтересовавшись теософией, вступает в Теософское общество. В этой же поездке Елена Петровна познакомилась с Алланом Хьюмом, прежде занимавшим пост министра в британском правительстве Индии. Вскоре Синнетт и Хьюм через Блаватскую начинают переписку с Гималайскими Махатмами — Учителем М. и Учителем К.Х., продолжавшуюся с 1880 по 1885 год. Впоследствии она будет опубликована под названием «The Mahatma Letters to A.P. Sinnett» («Письма Махатм к
А.П. Синнетту»). Эти письма в настоящее время хранятся в отделе редких рукописей Британского музея.
В 1880 и 1883 годах выходят книги Альфреда Синнетта «The Occult World» («Оккультный мир») и «Esoteric Buddhism» («Эзотерический буддизм»). Раритетные экземпляры этих изданий тоже можно увидеть на выставке.
В ноябре 1882 года в индийском городе Адьяр было приобретено поместье, куда переехала штаб-квартира Теософского общества (здесь она находится и по сей день). Скоро Адьяр становится центром всемирного теософского движения. Стараниями Генри Олькотта там стала создаваться библиотека, в которой уже через три года имелось более пяти тысяч томов редких книг, среди них даже манускрипты на пальмовых листьях.
В эти же годы в Индии начали проводиться ежегодные Теософские конвенции. Сохранились фотографии, где Е.П. Блаватская находится среди их участников.
В феврале 1884 года Елена Петровна покидает Индию, послушавшись врачей, советовавших ей сменить климат. Она едет во Францию — посещает Марсель, Ниццу, Париж... В письме к московскому издателю М.Н. Каткову Елена Петровна отмечала: «...мой рассказ о "Голубых горах" возбудит большой интерес в ваших читателях, в этом я уверена. В Ницце я читала нечто из него нашим русским: генералу Казену, Н.А. Львову, княгине Волконской и другим членам нашего Теософского общества, и они все просили меня как можно скорее напечатать его»9. На выставке в Новосибирске впервые представлен оригинал неизвестного портрета Е.П. Блаватской, сделанный в фотостудии Мадраса. На обороте — её автограф, ранее не опубликованный: «Княгине Ольге Петровне Волконской в знак уважения, любви и преданности от Индийского аватары XIX века Радды Бай. Елена Блаватская. Ницца. Март 1884». К сожалению, о княгине Волконской (урождённой Клейнмихель)10 пока найдено совсем немного сведений.
К середине 1887 года Елена Петровна перебирается жить в Лондон. Здесь она заканчивает работу над рукописью «Тайной Доктрины» (на выставке представлена фотография Е.П. Блаватская пишет «Тайную Доктрину» в квартире на Лансдаун Роад, 17, Ноттингем Хилл), после чего она передаёт рукопись на просмотр братьям Арчибальду и Бертраму Кейтли, которые осуществили её доработку и предложили разбить весь материал на четыре тома. Они же финансировали издание: первый том «Тайной Доктрины» вышел 1 ноября 1888 года, 28 декабря — второй. Книга была мгновенно раскуплена, и потребовалось выпустить дополнительный тираж.
Редактор «Пэлл Мэлл газетт» и «Ревью оф ревьюз» после получения книги от самой Елены Петровны писал ей: «Вы — величайшая женщина, и я думаю, что никто кроме Вас (будь то мужчина или женщина) не смог бы написать "Тайную Доктрину". Я даже не чувствую себя достаточно компетентным, чтобы высказываться по поводу её необыкновенного содержания, — ведь я в этом полный невежда... Я не могу сказать, что понимаю Вас, поскольку мир, в котором Вы обитаете, настолько богат измерениями, что мне даже представить это не под силу, но всё же я не настолько глуп, чтобы не видеть, что гений Ваш не от мира сего и что Вы обладаете необычайными литературными и популяризаторскими талантами, которым прочие Ваши собратья вполне могут завидовать»11.
Восьмого января 1889 года по настоянию американского художника Эдмунда Рассела и графини Вахтмейстер Е.П. Блаватская посетила студию известного лондонского фотографа Энрико Реста. Много лет спустя он вспоминал: «Г-жа Блаватская пожелала сняться без всяких "студийных ухищрений" и предстала пред камерой в той же естественной позе; глубоко очарованный её личностью и выражением лица, я сделал шесть снимков, которые, к счастью, оказались удачными. (...) Я отправил ей пробные отпечатки, она их вернула, выразив удовлетворение результатами. Как Вам известно, не одна тысяча этих фотографий была напечатана для Теософского общества... Время от времени эта великая дама приглашала меня заглянуть к ней. Мы беседовали о жизни во всех её проявлениях: то мы говорили о безграничной силе добра, а бывало, что она проявляла милый интерес к моему любимому делу. Когда через несколько лет
я закрыл своё ателье, то решил сохранить только эти шесть негативов»12.
Сделанные Рестом фото разлетелись по миру и стали известны под названием «Сфинкс XIX столетия». Без них практически не обходится ни одно издание о Е.П. Блаватской.
Вместе с фотографиями на выставке представлена печатная продукция: книги, открытки, конверты и буклеты. Многие из этих изданий являются раритетами в России.
H.P. Blavatsky. «Isis Unveiled». New York: J.W. Bouton, 1884. Vol. I. Первый том «Разоблачённой Изиды», вышедший в 1884 году в Нью-Йорке.
«Загадочные племена на "Голубых горах". Дурбар в Лагоре». Сочинение Радды-Бай (Е.П. Блаватской). С.-Петербург, 1893. Произведения Елены Петровны о её путешествиях в Индии. В книге на авантитуле помещён гравюрный портрет Е.П. Блаватской работы П. Вишневского. В дальнейшем это изображение нередко перепечатывали многие издания. Выпущено было оно и на открытке.
В.П. Желиховская. Моё отрочество. Второе издание с рисунками С.С. Соломко. С.-Петербург, 1896. Книга воспоминаний о своём детстве и юности младшей сестры Елены Петровны — Веры Петровны Желиховской, русской писательницы и биографа Блаватской. Издание интересно ещё и тем, что оно прекрасно иллюстрировано художником С.С. Соломко. На рисунках изображены Вера со старшей сестрой Еленой (Блаватской) в детстве, любопытные сюжеты их детских сцен и похождений. На авантитуле представлена довольно редкая фотография В.П. Желиховской.
Представлены несколько изданий Российского Теософского общества: Е.П. Блаватская. «Тайная Доктрина. Извлечение из отдела «Эволюция Символизма». Вып. I. Петроград, 1915;
Е.П. Блаватская: биография, отзывы о ней учеников и образцы её сочинений, вышедших в Англии. Вопросы Теософии. Вып. II. СПб, 1911;
журнал «Вестник теософии», в котором помещено стихотворение, посвящённое Е.П. Блаватской.
Кроме русских изданий, можно увидеть августовский номер журнала «Теософист» за 1924 год, выходившего в Адьяре (Индия). Он примечателен ещё тем, что среди статей многих авторов в этом выпуске помещена статья Н.К. Рериха.
В одной из витрин на выставке размещена корреспонденция: письма, открытки... Их можно назвать свидетелями эпохи или голосом минувшего... Попадаются очень интересные — среди переписки часто встречается много любопытного...
Пока известно всего лишь о трёх выпущенных открытках (до 1970-х гг.), посвящённых Елене Петровне Блаватской. Две из них изданы в России. Одна — «Елена Петровна Блаватская, урождённая Ган, псевдоним "Радда Бай". 1831–1891», изданная в Санкт-Петербурге Российской лигой равноправия женщин в серии портретов писательниц. На ней представлен гравюрный портрет Елены Петровны, созданный П. Вишневским. На второй — фотопортрет Е.П. Блаватской «Сфинкс XIX столетия».
За рубежом выпускали открытки и с фотографиями других деятелей теософского движения — Анни Безант, Чарльза Джинараджадасы, Уильяма Джаджа. Их также можно увидеть на выставке.
Представлена на почтовых карточках Штаб-квартира Теософского общества, находящаяся в Адьяре, — вид на библиотеку, главное здание штаб-квартиры, бунгало Блаватской, аллею, ведущую в главную штаб-квартиру, и др. Все эти открытки выходили в 1920 – 1930-х годах. Некоторые из них с автографами, причём посланные прямо из Теософского общества в Адьяре.
Выставлены конверты со знаком и печатями Теософского общества, адресованные в разные страны мира. Эти конверты показывают развитие Теософского общества в мире. Интересна и Реклама лекций Теософского общества в Индии, изданная в Бомбее в 1927 году. На обратной стороне написан адрес. Скорее всего, такие карточки посылали членам общества для сообщения о предстоящих лекциях и других мероприятиях.
Много печатной продукции издавало Теософское общество в Америке. О его деятельности в России не так много известно. Например, напечатана открытка с текстом задач Теософского общества, определённых его основателями Е.П. Блаватской и Г.С. Олькоттом в 1875 году: «Всеобщее Братство... Отсутствие различия между членами и т.д.». Таким образом, посредством распространения почтовых карточек идеи внедрялись в жизнь.
Представлена открытка с видом Штаб-квартиры Теософского общества в Англии, изданная, скорее всего, в 1930-е годы.
Из современных изданий можно увидеть продукцию, напечатанную в Индии. В этой стране есть традиция: к выпущенной марке и конверту первого дня издавать брошюру с данными о марке и другими сведениями. В 1963 году таким образом были изданы марка, конверт первого дня и брошюра, посвящённые Анни Безант (гашение 1 октября), в 1973 году — посвящённые А.О. Хьюму (гашение 31 июля), а в 1975 году — 100-летней годовщине со дня основания Теософского общества (гашение 20 декабря). На последней марке изображена печать общества и его девиз: «Нет религии выше истины».
На Цейлоне выпущены несколько марок и конвертов первого дня, посвящённых Г. Олькотту, которого на острове считают «отцом возрождения буддизма на Цейлоне», таким образом воздавая ему заслуженный почёт. Вообще, удивительно, что на Западе чтят многих деятелей теософского движения больше, чем саму его основательницу Елену Петровну Блаватскую.
Единственная медаль, посвящённая Е.П. Блаватской, которую нам удалось найти, и та выпущена в России к Международному форуму в Сочи в 1991 году.
В завершение обзора хочется сказать, что на выставке в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске представлена только небольшая часть материалов, посвящённых нашей выдающейся соотечественнице, её помощникам и последователям. Надеемся, что в будущем имя Елены Петровны Блаватской будет звучать не только в стенах Музея, но и на необъятных сибирских просторах, освещая подвиг этой великой женщины, идеи, которые она принесла в мир, и её труды на Благо всего человечества.
1 Энигма — загадка, тайна (лат.).
2 Позвольте, мадам (фр.).
3 Крэнстон С. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. 2-е изд. Рига; Москва:
ЛИГАТМА, 1999. С. 157.
4 Нэф М.К. Личные мемуары Е.П. Блаватской. М.: Сфера, 1993.
С. 189.
5 Блаватская Е.П. Письма друзьям и сотрудникам. М.: Сфера, 2002. С. 105.
6 Крэнстон С. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество... С. 188 – 189.
7 Там же. С. 204 – 205.
8 Там же. С. 215.
9 Блаватская Е.П. Письма друзьям и сотрудникам. С. 335.
10 Возможно, Ольга Петровна Клейнмихель (1845 – ?). Дочь графа Петра Андреевича Клейнмихеля (1793 – 1869) и Клеопатры Петровны Ильинской (1811 – 1865). Жена (с 1866) Петра Димитриевича Волконского (1845 – 1919), светлейшего князя, шталмейстера Двора.
11 Крэнстон С. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество... С. 433.
12 Там же. С. 406.