Дать себе отчёт в направлении мышления уже поможет сдвинуть сознание. Мир Огненный, ч.3, § 262 |
Владимир ЛОТОВ, доктор физико-математических наук, г. Новосибирск
Цель сообщения — напомнить об одном очень важном положении, содержащемся в Учении Живой Этики. Об этом положении приходится вспоминать каждый раз, когда люди, изучающие Учение, начинают подвергать критике и осуждению действия других.
Итак, человек познакомился с Учением. Ему стало понятно, к чему следует стремиться, какие ценности являются действительными, а какие иллюзорными, какие качества нужно в себе воспитывать, и одновременно пришло понимание того, какие недостатки следует изживать. Конечно, отрицательные свойства наиболее выпукло вырисовываются у окружающих людей, заметить и согласиться с наличием недостатков в себе значительно труднее. И вот мы начинаем подвергать тщательному анализу действия других людей, и если они, по нашему мнению, не соответствуют положениям Учения, то мы устремляем на них огонь критики, разумеется, в соответствии с нашим пониманием Учения.
Возникает вопрос: а так ли глубоко мы сами усвоили основы Живой Этики? И с тем ли мы боремся?
В Гранях Агни Йоги читаем: «...Жизнь надо победить, мир надо победить не вовне себя, но внутри. Бороться с миром вовне, пытаясь всех и вся изменить и сделать по-своему, значит бороться с ветряными мельницами! Но, в себе победив эти волны и каждую встретив красиво и достойно в спокойствии полном, равновесие духа храня, и будет победой над миром. (...) Не на то Указую, что защищаться нельзя, защищаться от тьмы надо, а на то, что победа достигается путём преодоления в себе энергий окружающих сфер плотных. Но если внешне мир победить и добиться от него всего, что он может дать, заставив и обстоятельства, и людей себе подчиниться, но собою не овладев, нет в том от этой победы никакой пользы. Много их Знали, проведших свою жизнь во всей славе земной, но нищими ушедших в страну духа, ибо в духе победа над миром, но не во внешних делах»1.
«Было бы величайшей ошибкой, воздействуя на людей, стремиться подавить или поработить их волю. Но, себя побеждая, то есть поляризуя собственное сознание на должной волне, магнитно можно добиться и поляризации другого сознания в желаемом направлении. Если собеседник взволнован, собственное сознание поляризуется на волне спокойствия, если угнетён и безрадостен, — на волне радости, если вас подавляет, — на волне силы, и так без конца, вызывая в себе непоколебимое состояние духа, прямо противоположное тому, что следует преодолеть в другом человеке. Не его, не другого, не ближнего, а именно себя самого твёрдой и властной рукою поляризует и настраивает на должной волне знающий тайну победы. Не словами, не убеждениями погашаются сомнения в тех, кто за вами и вами идёт, но верой могучею, в собственном сердце горящей, в Близость Учителя Света. И так во всём. Если что-то вне нас неблагополучно, причину ищите внутри и, внутри её преодолевши, вовне победите неблагополучие это.
И заметьте, как отступают и растворяются в пространстве смутные тени, терзающие вас, когда внутреннее благополучие не нарушается. (...) Потому не нужно ни кричать, ни размахивать вовне руками, ни убеждать, ни волноваться, но, силы собрав и приведя их к повиновению, собственный свой микрокосм следует утвердить в состоянии должной готовности к действию в полном спокойствии и с сознанием сил духа. Жизнь даёт массу возможностей к тому, чтобы тернии её преодолевать, обуздывая и подчиняя воле своей собственный астрал. Астрал — главное препятствие и антагонист при поляризации собственного сознания. Надо научиться быстро и решительно настраивать всё своё существо на нужном ключе. Разыгрывая любую симфонию на арфе своего духа, заставляем и души другие звучать в унисон. Тот, кто, не управив собою, пытается управлять другими, обречён на провал. Ибо управление другими состоит не в управлении ими, но собою. Точка приложения силы рычага воздействия на людей переносится в свою собственную сущность. Точкой опоры рычага будет равновесие духа»2.
«Равновесие — щит мощный. Равновесие — сосредоточенная для действия сила. Равновесие — условие овладения огненной стихией. Равновесие — стрелою лук напряжённый. Его сохранить будет залогом победы. Что пользы весь мир победить, если не одержана победа над собой. Но если добыта она, всё внешнее с ней несравнимо»3.
Итак, нужно победить себя. Но сделать это непросто. «Если собою можно овладеть в чём-то, значит, можно во всём. Что же мешает? Что же противодействует? Что же постоянно и упорно борется внутри против решения духа? Всё тот же враг древний, астрал, привыкший к разнузданности, распущенности и не желающий никакого контроля. Дух хочет утвердить равновесие, спокойствие, собой овладенье, а враг древний не хочет. Его астральную волю надо сломить. Её надо подчинить воле духа, Воле Высшей. Воля и желание астрала выкристаллизованы в привычках и в привычной линии поведения. Старую колею придётся оставить. (...) Попытки астрала сломить решение воли, конечно, будут, но раб боится хозяина, а астрал — духа. Этой оболочке внутри надо положить предел, предел своеволию, предел непослушанию, предел бесконтрольному себя выявлению. И люди вокруг, и обстоятельства, и условия, и положительно все будут требовать и вызывать кривляния астрала, ужимки его, паяца активность, но если всею силою духа вынесено решение положить этому конец, справиться с ним всё же возможно. Стоит лишь только представить себе, к чему приведёт дальнейшее попустительство, разнузданность и своеволие этой неуёмной оболочки. На примере окружающих видите, как он владеет людьми, как заставляет их неистовствовать и бесноваться, как терзает их буйством своим. Большинство людей являются полными рабами астрала. Силы надо найти его обуздать, иначе он пресечёт путь дальнейший. А огни восхождения, огни духа превратит в огнь поядающий. Что бы то ни было, но собой владеть надо. Решение есть, надо выдержать до конца. Главное — не заражаться эмоциональным состоянием окружающих и тех, с кем приходится постоянно соприкасаться. Если их несдержанности и слабостям можно найти оправдание, то нет оправдания себе и снисхожденья и нет извинения ни одной маломалейшей вспышке астральной неуёмности. С малого можно начать, но начать решительно и бесповоротно. Стоит подумать о том, ради чего предаётся свой собственный дух, и о том, что это предательство своего Высшего "Я" во власть астрала недопустимо. (...) Жизнь, яро испытуя решения воли, много возможностей даёт с астралом бороться. Почему на смех отвечать смехом, на улыбку улыбкой, ведь за этим логически следует ответ на раздражение собеседника раздражением, на злобу — злобой, на страх — страхом и т.д. Зачем же быть жалкой марионеткой в посторонних и часто недобрых руках. Ведь это означает, что движениями собственной астральной оболочки управляет кто-то другой. Каждый раз, поддаваясь настроению собеседника, его смеху, улыбкам, слезам и всем прочим чувствам, отказывается человек от воли своей и подчиняется воле чужой. К чему же может привести такой упорный и постоянный отказ? Конечно, к тому, чтобы стать безвольной марионеткой в посторонних руках. Это и наблюдаете вокруг себя, когда одни живут только тем, чтобы вызвать в окружающих те или иные эмоции, а другие — чтобы им подчиниться и их переживать. Лучше плавать в своём собственном челне и без указания других. Свой путь означает независимость и свободу от чужих настроений, как хороших, так и плохих, как спокойных, так и беспокойных. Не всё ли равно, в каком виде проявляется рабство духа и зависимость его от состояния астральных оболочек окружающих его людей. Рабство есть рабство и позорно всегда. Тактика adversa покажет, до чего можно дойти, до какого унизительного состояния, если твёрдой рукой не пресечь своевольство паяца. Не нужен паяц на пути к Братству. Надо, надо, надо любою ценою себя обуздать. Себя не обуздавши, астрала в других не унять. Не унятый, будет терзать он сознание до тех пор, пока этому волей не будет положен предел. (...) Восстание духа против тирании астрала — это преддверье победы. Дух сам добровольно дал власть когда-то астралу, дух же её и возьмёт. Сам по себе астрал власти никакой не имеет, ибо ничто, оболочка, шелуха. Я дал, я и взял — так говорит себе дух, против астрала восставший»4.
Мы знаем, что если продолжительное время рука человека находится без движения (например, по причине травмы), то её мускулы атрофируются и рука теряет возможность функционировать. Так же и астрал начнёт снижать свою активность и атрофируется, если воля человека не позволит ему выявляться продолжительное время.
Вопрос в том, сможет ли воля подчинить себе астральные выявления. Волевым часто считают человека, который умеет подчинить себе других, подавив их волю. Однако в свете сказанного следует сместить акценты. Тот, кто сумел себя победить, свою лень, уныние и другие недостатки, кто может контролировать свои эмоции, — тот с бо'льшим основанием может считаться волевым человеком.
Такой человек внешне может быть совсем неприметен: сдержан, спокоен, прост в общении, но он может заставить себя выполнять свои каждодневные обязанности.
Победа над собой включает также изменение своего отношения к внешним явлениям, в том числе кармическим. «Не явления внешние определяют победу, но отношение к ним. Одно и то же явление, встреченное двумя сознаниями, одному может принести победу, другому — поражение. Повторяю, дело не в самом явлении, но в отношении к нему»5.
Точно так же «имеет значение не карма сама по себе, а отношение к ней человека. Тяжесть или лёгкость её обуславливаются не кармой, а отношением к ней, реакцией на неё со стороны несущего её. Сама карма далеко не всегда в руках её носителя, но реакция на те или иные кармические явления всецело зависит от него самого... (...) Одному и тому же явлению, идущему извне, можно радоваться или проливать из-за него слёзы, то есть уявить сознание в сфере полюсности чувства. Но правильным отношением со стороны того, кто овладел своей кармой, будет отсутствие всякой реакции, то есть бесстрастие. Ёлка одинакова и зимою и летом — ибо не реагирует никак на перемену погоды. Так же и победивший себя не реагирует никак на внешние явления кармы... (...) ...Внешнее явление часто не зависит от воли человека, особенно если оно уже совершилось, но реакция на него — в руках человека»6.
Определённое отношение человека к тем или иным событиям своей жизни сформировалось только потому, что он «бессознательно когда-то раньше или в данный момент решил относиться именно так. Ему и в голову не приходит мысль, что относиться можно к нему совершенно иначе и именно так, как прикажет воля. Близкий друг обманул и предал — как это хорошо, каким прекрасным уроком это послужит на будущее, как обострит зоркость и распознавание ликов, как полезен обман. Так рассуждает и мыслит тот, кто карму свою решил победить. Можно просто себе приказать относиться к любым явлениям жизни не так, как раньше, но совершенно наоборот или согласно указу воли. Сперва научается победитель управлять полюсами реакции своей на явления внешнего мира, избирая по воле любой, а потом уже, изъяв сознание из полюсов и утвердив его в центре, являть бесстрашие духа, то есть бесполюсное, лишённое двойственности, отношение к жизни. Радуясь сегодня одному, тем самым обрекаем себя на слёзы, когда наступает неизбежный момент утверждения противоположного полюса земной, временной, радости. Радость близости верного друга равна остроте горя при потере его или уходе его из жизни. (...) Утвердив волю неуявлением эмоций на полюсах и наложив на них серебряную узду духа, можно начать утверждать бесстрастие, то есть равновесие, уже не колеблемое волнами внешних явлений. Посмотрите на то, что вас отягощало вчера и притягивало сознание к полюсам, лишало равновесия духа. И сегодня сознание своё, удерживая его в центральной точке равновесия, не устремляйте ни к одному из полюсов. Если это трудно вначале, попытайтесь радоваться тому, что вчера огорчало, с тем, чтобы завтра не радоваться, не огорчаться»7.
Между тем следует подчеркнуть, что сдерживать астральные выявления радости нужно именно у себя самого и не стоит гасить радость у других людей. Предоставим каждому человеку самому разбираться со своими эмоциями. Омрачение духа близких людей недопустимо.
«Итак, победа сейчас является уже обязательством воли, иного решения нет. Задача текущего дня: реакции свои на волне внешних явлений утверждать волей, волей определять их характер и волею их пресекать, вызывая в сознании реализацию чувств, противоположных обычным и испытываемым ранее. Это будет первой ступенью к бесстрастию духа по равновесию и спокойствию»8.
«Если при всех обстоятельствах жизни, даже труднейших, сохранено равновесие и устремление — это уже победа. Думают, что надо победить обстоятельства и трудности, в то время как в действительности победить надо лишь самого себя. А тогда побеждаются и обстоятельства — радостно, легко и свободно»9.
* Доклад на VIII Рериховских Чтениях, Новосибирск, 7 – 9 ноября 2009 г.
Репродукция: С.Н. Рерих. КАНЧЕНДЖАНГА. ЦИТАДЕЛЬ. 1954
1 Грани Агни Йоги. 1958. 96.
2 Грани Агни Йоги. 1957. 168.
3 Грани Агни Йоги. 1959. 333.
4 Грани Агни Йоги. 1958. 65.
5 Там же. 96.
6 Там же. 300.
7 Там же.
8 Там же.
9 Там же. 767.