Мысль есть первопричина и венец всего творения. Мысли правят миром, следовательно, правят кармою. Рерих Е.И. Письмо от 24.09.1935 |
«...Не будем забывать, что в самом каждодневном обиходе заложены основы мирового величия»1. «На пути к Служению нужно запомнить насущность правдивости и честности, ибо это есть первое требование в построении»2. «Искренность, так называемая честность, делается незаменимой»3. «Честность признания есть явление, которое каждый дух должен в себе развить. Только так можно выполнить задание Плана Владык. Явление цепи Иерархии строится исполнением Высшей Воли»4.
«В духе каждого человека живет начало добра, которое может насыщать всё сущее, если сознательно вызывать эти энергии Света. Строительство духа может быть напряжено токами, явленными добром или злом; зависит от человека обратить в действие различные рычаги. Каждый строитель может честно себе сказать, кому служит — духу или материи? Конечно, легко убедиться, в какое назначение идут силы духа. В зерне своём каждый дух знает правду, явленную тихими токами, потому это углубление направляет дух к правильному мышлению. Ведь сознание единства может открыть все затворы, которые отделяют человека от Высшей Истины. Мир духа нуждается в понимании. Так каждый может вызвать самый тонкий ток из недр сердца. Лучший провод к Миру Огненному есть недра сердца, в них таится Огонь Космический»5.
«Где бы ни проявлялась истина, она такой и пребудет. Нужно изгонять из себя всё, что мешает принимать явление во всей своей действительности. Нужно себя понуждать к такой честности»6. «Можно не удивляться, как медленно люди могут привыкать к честному мышлению, ведь многие смены жизни отнимали от них лучшие образы героев человечества»7. «Пусть люди припомнят, сколько отступлений во тьму происходило в разные века. Может быть, такие воспоминания подвигнут человечество к справедливости и честности»8.
«Не только явное предательство опасно, ведь против явного можно бороться мечом, но те, скрытые подкопы половинчатости так губительны»9. «Хуже всего, когда человек решается на что-то только наполовину. Половинчатое решение желаемых следствий не даст. Действительность в этом отношении очень опасна, ибо создаёт иллюзию решимости, в то время как её нет. Получается самый нежелательный вид самообмана и беспросветное топтание на месте. Честность признания самому себе в этом случае особенно необходима. Окончательный выбор сделать всё же придётся, ибо половинчатость явит свои разрушительные следствия. Как растить цветы Света, если рука подсознательно тянется к сорнякам мрака»10.
«Нужно направить сознание людей на путь честности. Нужно людям понять, что самое главное состоит в честности Служения. Чем утвердить рост духа, чем доказать преданность Иерархии, чем очистить сознание? Только единым законом честности Служения»11.
«...Каждый подвержен действию хаоса, который, как некий химизм, проникает в сердца человеческие. Нельзя сказать, чтобы такие воздействия были ведомы только низшим организмам. Все находятся под натиском этого незримого врага. Разница лишь в том, что низменный организм легко притягивает такие воздействия, но возвышенное сознание противится непрошеному влиянию.
Мы говорили, что жестокость, грубость и невежество суть питомники хаоса. Опасные эпидемии возникают вокруг таких очагов. Вы можете наблюдать, как во время войн изменяется самосознание человеческое. Открыты врата духовной крепости, и волны хаоса беспрепятственно вливаются и отравляют организм. Мышление меняется, логика исчезает и честность разрушается. Отдельные подвиги тонут в волнах хаоса. Человечество призвало гибельного союзника. Можно сожалеть, что после миллионов лет люди не понимают, какую опасность они могут вызвать из пространства! Но даже в дни Армагеддона можно начать полезное усовершенствование. Если недостанет энергии изгнать злобность, жестокость и грубость, то всё-таки можно обуздать их. Каждый может потрудиться в таком деле. Очень велико напряжение и пора отставить легкомыслие, оно есть пагубное невежество»12.
«В последний раз обратимся к дружелюбию как основе жизни. Не румяна, не белила злобы — дружелюбие. Не завеса — дружелюбие. Не личина предательства — дружелюбие. Не приветливая гримаса — дружелюбие. Нужно понять дружелюбие как нелицемерное сердечное чувство. Много ошибок относительно дружелюбия, ибо люди привыкли обманывать и самих себя. Но если качество дружелюбия необходимо для Мира Огненного, то оно нуждается в истинной честности. Огонь, прежде всего, не терпит колебаний. Так нужно понять качество дружелюбия во всей полноте. Не следует считать, что дружелюбие — какое-то достижение. Нельзя хвалить за качество дружелюбия, ибо оно нераздельно от расширения сознания. Как можно вообразить преображение Огненного Тумана в прекрасный целый Мир, и... не иметь сил очистить свои мысли от мелких заноз! Сознаем, как мелки эти занозы. И не трудно избавиться от них, стоит лишь их обнаружить в сознании. Не будем бояться, что люди вообще не могут вернуться к дружелюбию, его достаточно в каждом из нас, потому и о других вообразим то же самое. Но не сделаем это огненное качество как безволие, порабощённость и жалкое лицемерие»13.
«Пусть труд честного познавания будет повседневным трудом. Все должны принять участие в таком труде. Не забудем, что каждый человек есть носитель психической энергии и может наблюдать хотя бы некоторые её проявления. Так человек приблизится к новому счастью и поймёт, что есть Общее Благо»14.
27 февраля 2000 г.
1 Мир Огненный. II. 97.
2 Мир Огненный. III. 379.
3 Агни Йога. 556.
4 Там же. 661.
5 Мир Огненный. III. 129.
6 Мир Огненный. I. 265.
7 Там же. 541.
8 Аум. 336.
9 Мир Огненный. III. 8.
10 Грани Агни Йоги. VII. 361.
11 Мир Огненный. III. 8.
12 Надземное. 625.
13 Мир Огненный. I. 138.
14 Надземное. 725.