Когда слова не нужны, тогда начинается познание сердечное. Мир Огненный, ч.2, 96 |
Многие тысячи лет тому назад было сказано: «Будет время, когда люди откроют сердца свои и вознесут Чашу Высшему»1. И тогда познают они великую Тайну сердца, которое в сущности своей бессмертно и потому «бессменно стучит и бьётся, чтобы не забыли о нём люди»2.
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «…Настала пора последняя. На неё Указую и Взываю к молчащему сердцу человечества»3. «Разделение идёт по светотени, но не по другим, каким бы то ни было, внешним признакам. И многие, неожиданно для себя, окажутся в лагере тёмных, и многие — в стане сил Света. По линии сердца проведётся черта»4.
«Можно поделить все действия на сердечные и бессердечные, — сказано в книге «Надземное». — Такое деление особенно сейчас нужно запомнить человечеству. Сердечные восприятия могут объединяться, несмотря на многие различия. (…) Если припомнить все пути Наших Собратьев, то не найдём ни одного бессердечного действия. Явление пламенного сердца вело Их на костёр, на крест и на все мучения, придуманные злобными невеждами»5. «…Все те, кто светлую память оставил о себе в истории человечества, сердцем горели. Этот бессмертный огонь запечатлён во всех великих произведениях искусства, на страницах писаний великих поэтов, писателей и философов. Он всё ещё горит под горами позднейших нагромождений и на страницах священных писаний…»6.
«Когда Спаситель Говорил о любви, Он имел в виду мощный, всепобеждающий огонь сердца, ибо любовь есть Огонь»7. Ориген заповедал: «Глазами сердца смотри»8. Будда сказал: «Превыше всего любящее сердце»9. Также и Преподобный Сергий знал огненную мощь молитвы сердца. Вспомним вдохновенные строки из поэтического сборника «Капли»:
Любовь есть дыхание сердца,
Уйдёт она — сердце умрёт…
Что мёртвому камню Восход? —
Ему и в Лучах не согреться.
Люби, и вся радость придёт,
Любовь есть бессмертие сердца.10
В книгах Учения, «Гранях Агни Йоги» сердце называется «органом Надземного Мира», «обителью гармонии», «отражением Братства», «факелом Огненного Мира», «обителью Бога», «престолом сознания», «солнцем солнц организма», «средоточием психической энергии». Сказано, что сердце является также и средоточием воли; оно «зажигает мысль и воображение»; совесть живёт в сердце и его украшением являются такие качества как терпение, справедливость, соизмеримость, преданность, устремление, сострадание.
Сердца можно разделить на горящие и потухшие. Указывается, что «много устремлённых сердец погасло под давлением обыденности»11, не выдержав жизненных испытаний благополучием, нуждой или лишениями. Следует помнить — «если потухли огни сердца — подъём невозможен»12. «Ожесточившееся сердце также теряет свой свет»13. При этом отмечается, что «самое потрясающее жестокосердие произошло от судорожных мыслей о высшем мире»14. Жестокосердный человек не восхитится добром ближнего, но будет устремлён к личному присвоению Общего Блага. Поистине, «жестокосердие есть мертвосердие»15. В противоположность этому, благодарность и признательность Высшему возжигает огни сердца. Также и чувствознание есть зажжённый сердца огонь. Потому сердца, утерявшие свою связь с Высшим Миром, называются в Учении Живой Этики «окаменелыми».
Особенно следует обратить внимание на недопустимость раздражения. «Как тучи скрывают солнце, так и раздражение отсекает провод сердца»16. И, наоборот, «чистое сердце — престол в храме духа. Огонь там горит постоянно, как знак служения постоянного и предстояния непрерывного»17. Так, «сердце, отказавшееся от самости, утончается и становится Обителью Света»18.
Очень важно воспитать в себе чувство ответственности. В Учении говорится, что если человек опасается ответственности, то, тем самым, он неминуемо впадает в бессердечие. «В Мире Тонком нет ничего страшнее бессердечия; оно низвергает дух на такую ступень, на которой Мир людской становится чужд человекоподобию. Потому великодушие может следовать тогда, когда изжито бессердечие. Нет страшнее бессердечия, которое выявляется в мнимом великодушии, которое живёт в сердце самости»19.
Также необходимо различать знания рассудочные от знаний сердца. «Часто самые простые, необразованные люди, не получившие никакого внешнего лоска и воспитания, в духовном отношении знают бесконечно больше того, что знает блестящий, отшлифованный интеллект, позабывший о сердце»20. «Грамотность ещё не есть просвещение, потому даётся совет укрепить сердце как средоточие просвещения»21, ибо, как сказано в Учении, — «чуткое сердце преображает мозг»22, а «отсутствие сердца уничтожает все прежние накопления»23.
В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Новый Век — это Век сердца. (…) Действует сердце. И любит не мозг, а именно сердце. Это оно, вечно пульсирующее в сущности человека, переносит чувствования свои и любовь через границы отдельных воплощений и через границы миров… Сердце — это мост, протянутый в будущее и потенциально соединяющий человека со светоносным наследием духа, суждённым ему от начала времён»24. Как писал Рабиндранат Тагор в своей «Последней поэме» — «…пламя сердца, вечное, живое, пылающее смерти вопреки!»25.
Будем думать о сердце, будем обращаться к нему именно теперь, когда по словам Н.К.Рериха, «наступает совсем иная весна»26. Невидимо Видимый стоит на Пороге. И место Его Прихода — сердца человеческие. Проникновенно сказано об этом в стихотворении Н.Д.Спириной:
Мы ждём его извне, а он внутри;
Он наступает в сердце человека —
Тот Новый Мир, завещанный от века,
В котором свет немеркнущей зари,
И мы сумеем встретить и принять
От дальних звёзд живую благодать,
Когда она в душе у нас горит.27.
27 февраля 2000 г.
1 Агни Йога. 554.
2 Сердце. 340.
3 Грани Агни Йоги. XIII. 4А.
4 Грани Агни Йоги. I. 27.12.60.
5 Надземное. 40.
6 Грани Агни Йоги. XII. 163.
7 Там же. 162.
8 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991. С. 27.
9 Рокотова Н. Основы Буддизма. Рига, 1940. С. 92.
10 Спирина Н.Д. Капли. Н., 1999. С. 120.
11 Грани Агни Йоги. XIII. 62.
12 Грани Агни Йоги. I. 11.05.60.
13 Грани Агни Йоги. X. 287.
14 Аум. 134.
15 Мир Огненный. I. 104.
16 Мир Огненный. II. 146.
17 Грани Агни Йоги. II. 14.
18 Грани Агни Йоги. I. 8.02.60.
19 Мир Огненный. III. 123.
20 Грани Агни Йоги. X. 278.
21 Братство. 220.
22 Иерархия. 431.
23 Там же.
24 Грани Агни Йоги. XII. 721.
25 Тагор Р. Последняя поэма.
26 Рерих Н.К. Листы Дневника. М., 1995. Т. 2. С. 391.
27 Спирина Н.Д. Капли. С. 34.