Мы можем сказать просящим о помощи – действуйте, в таком вашем состоянии Нам легче помочь. Надземное, 73 |
15 апреля 1935 года произошло чрезвычайно важное для всего мира событие — в Нью-Йорке, в присутствии президента США Рузвельта и представителей всех стран Южной Америки, был подписан Пакт Мира (Пакт Рериха) — соглашение об охране культурных ценностей во время войн и вооружённых конфликтов. Знаменательно, что этот Пакт, как и его отличительный знак — «Знамя Мира» — был предложен выдающимся русским художником, мыслителем, общественным деятелем Н.К.Рерихом (1874–1947). «Предложенное Знамя, — говорил Рерих, — имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения».
В 1954 году на Гаагской конференции Пакт Рериха подписали представители 37 государств, а в 1968 году их стало уже 59 (в том числе и Советский Союз).
Н.К.РЕРИХ
Знамя Мира
Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всём этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира — содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров*. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же — на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же — на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же — на изображениях Св. Троицы. Он же — на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же — на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несёт тот же знак, сияющий в пламени. Он же — на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространённость знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространённость этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах своё достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» — не прикасайся — не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира.**
24 мая 1939 г.
* Члены католического духовно-рыцарского ордена, основанного около 1118 г. Упразднён в 1312 г.
** Рерих Н.К. Листы Дневника. М., 1995. Т. 2. С. 206-207.