Из буйной заросли берусь сделать рощу, но камень, полированный униженными лбами, не родит зерна. Община, 15 |
Елена Ивановна Рерих, говоря об Учителе (идёт ли речь о Великих Учителях или земном Учителе), всегда подчёркивает неразрывную связь понятий «Иерархия и Учитель. Только тот Учитель является двигателем Эволюции, который является звеном в Иерархической Цепи.
«Необходимо ясно, четко и широко осознать Иерархию, как единственный путь продвижения. Мы должны четко понять всю цепь Иерархии, крепко держась за ближайшее к нам звено. Горе желающему перескочить через звено и тем отрывающегося от своего ближайшего звена. Он снова не догонит его, ибо ритм движения всей цепи увлечет спасительное звено. И страшно падение это! Сколько времени будет потеряно на то, чтобы снова найти звучащее на призыв звено. Но это звено уже будет другим и в последовательности и в напряжении, ибо то, другое, унеслось в ритмическом устремлении всей цепи Иерархии. (…)
Итак, не будем задерживать перерождение своего сознания, будем помнить ведущую Иерархию и чтить ближайшего земного Гуру. «Ведь земной Гуру дается для почитания, для продвижения, для объединения, для построения!»’ Небрежение к Гуру и умаление Гуру, утвержденного Великим Учителем, есть небрежение и умаление самого Утвердившего, ибо земной Гуру является представителем Его»1.
Попытаемся осмыслить понятие земного Учителя, как ближайшего к нам звена Иерархической цепи и, в связи с этим, постараемся понять, в чём заключается закон Иерархической Цепи, о котором упоминает Е.И.Рерих в своих письмах: «…Основное правило каждого Учения есть утверждение на одном Учителе, и затем помнить о всех звеньях Иерархии.
Высший Иерарх имеет своих доверенных, и никто из приближающихся учеников не может перескочить или миновать это ближайшее к нему звено без утери своего места в цепи. Но, конечно, все это относится лишь к тем, кто серьезно ищут духовного совершенствования или твердо решили идти путем великого служения. Остальные могут черпать из книг Учения, что им близко, не претендуя ни на ученичество, ни на особое Руководство. (…) Итак, желающие идти ускоренным путем расширения сознания должны усвоить закон Иерархии, без понимания и соблюдения которого никакое духовное продвижение невозможно. Лестница Иакова — Великая Реальность и основа всего Мироздания»2.
«Но здесь начинают возникать затруднения, которые, если не осознаны и не устранены, могут привести к разрыву цепи, то есть к разрушению иерархического построения.
Что при этом надо осознать? То, что наше ближайшее звено в большинстве случаев не есть архат или один из членов Белого Братства, а наш сотрудник, немного более продвинутый на пути познания Живой Этики и обладающий более развитой духовностью, дающей возможность прохождения через него Луча Иерарха и передачи этого Луча или Тока вниз по цепи. (…)
Быть учеником не просто и не легко. Прочитав в Учении указание: «Каждый имейте учителя на земле», многие кидаются на поиски такового, не задумываясь, готовы ли они к ученичеству. А без этой готовности наличие учителя не поможет. Что для этого нужно? Прежде всего — соизмеримость, т.е. умение отличать малое от большого, ничтожное от великого и сосредоточиться на большом, отстранив малое. Не личность земного Гуру должна занимать внимание ученика, а те его качества и достижения, которые поставили его на определённую ступень лестницы Иерархии. (…)
Поэтому, перед тем как утвердиться на земном учителе, надо проверить себя, можешь ли ты вместить пару противоположностей — с одной стороны, принять своё звено без иллюзий, а с другой, — являть должное уважение к нему и следование за ним»3.
Как встретить и узнать земного учителя? Елена Ивановна пишет: «Между прочим, люблю вспоминать место из «Добротолюбия» — когда Св. Антоний Великий, находясь в пустыне, в отшельничестве, обратился к Господу с просьбой указать ему Учителя, который мог бы его наставить в высшем знании и во всякой добродетели, он был направлен в ближайший город к одному сапожнику»4.
Можно представить, как много людей, имеющих желание иметь духовного учителя, ежедневно видели в городе этого сапожника, но их спящее сердце и неизжитая самость не позволяли им распознать в этом простом сапожнике Высокого Духа.
«Лишь сердце может подсказать в выборе земного учителя»5.
«Когда сердце преисполняется чувством любви к своей Иерархии, тогда все они, прилежащие к ней, становятся особенно близки. Слова “своя Иерархия” упомянуты не случайно. Под ними будем подразумевать те ближайшие звенья, с которыми связаны Кармою многих жизней. Эта связь прочнее всех связей земных»6.
«Законы иерархической связи нерушимы. Связи не прерываются ни жизнью, ни смертью, ни чем бы то ни было. Учеников не зазывают, учеников не ищут — они приходят сами. Когда Видим, что ученик готов, Направляем его по Лучу»7.
«Распределение связей по Лучам есть условие, которое бережно и тщательно оберегается по всей Иерархии, на всех ступенях. Потому нельзя иметь нескольких Гуру или разных Учителей. И идущий или подошедший, утративший ближайшее звено, не сможет найти заменителя или произвольно на его место поставить другого»8.
«Следование Учению и за Учителем — добровольно. Пока с Нами, заботимся Мы. Пока с вами — вы.
Но при отрыве и отказе заботы прекращаются автоматически, и отказавшийся предоставляется своей собственной карме. Горевать об отпавших не будем»9.
«Благо стремящимся что-либо принести Учителю самим, прежде чем взять у Него. Благо что-то Учителю приносящим. Принесший всегда получает, ибо имеет на это законное право»10.
«Преданность избранному Учителю во всех Учениях древности рассматривалась, как необходимое и основное качество в ученике, потому и благо Вам, если оно не чуждо Вашему духу»11.
«Старайтесь принимать лишь испытанных лиц, усвоивших сердцем основу Учения - именно, сердечную преданность Иерархии Света, без чего не может быть истинного понимания Учения, ибо лишь эта серебряная нить сердца связывает наше сознание с Сознанием Учителя. Лицам, отвергающим необходимость осознания ведущего начала Учителя, можно бы сказать, что наблюдаемое сейчас повсеместное разложение явилось следствием отрицания авторитета во всех областях жизни»12.
«Переходное время от Кали к Сатиа Юге значительно тем, что широко открыты Врата для приближения к Иерархии Света. Когда Переход совершится, они закроются снова. Те, кто сумел подойти, приблизиться и установить ближайшую связь, сохранят эту Близость на целую Югу, но те, кто не подошел, вынуждены будут приближаться, и подниматься, и завоевывать каждый шаг подхода к Твердыне, не имея этого преимущества. Сейчас момент важен именно широко открытыми и даваемыми возможностями. Упустить их — значит упустить нечто весьма значительное и неповторяемое»13.
Составитель Валентина Черникова
25 июня 2000 г.
1 Письма Е.И.Рерих. Т.1. 19.10.29.
2 Письма Е.И.Рерих. Т.1. 14.06.34.
3 Спирина Н.Д. Отблески. 1991.
4 Письма Е.И.Рерих. Т.2. 10.03.37.
5 Письма Е.И.Рерих. Т.2. 17.05.37.
6 Грани А.Й. Т.6. 422.
7 Грани А.Й. Т.7. 311.
8 Грани А.Й. Т.6. 422.
9 Грани Агни Йоги. Т.8. 266.
10 Грани Агни Йоги. Т.13. 459.
11 Письма Е.И.Рерих. Т.2. 14.12.35.
12 Письма Е.И.Рерих. Т.2. 18.02.36.
13 Грани А.Й. Т.13. 268.