Что же может сильнее соединить, как не мантрам: «Люблю Тебя, Господи!» На такой зов легко получить луч познания. Заметьте это. Мир Огненный, ч.2, 296 |
Когда Говорю о бережности... понимайте на семь концов.
Сердце, 520
Качество бережности сравнивается в Учении с краеугольным камнем, без которого, как известно, немыслимо любое построение. Необыкновенно важным оно представляется сейчас, «когда так необходима координация тысяч сознаний, неслаженных, непросвещённых, не знающих простейших незыблемых законов»1.
Мы читали о значении согласованной работы, когда даже техника не изнашивается, обережённая благодетельной энергией согласованных сознаний. На практике же нам всем более знаком горький опыт кажущейся невозможности единения, «даже если оно предписано, как исключительное средство...»2
Мы упускаем предостережение о том, что «свои часто не могут распознать своих, ибо сердце бездействует»3. И решая такие непростые вопросы сотрудничества, всегда ли мы помним о том, «как личный вред превращается в пространственное зло»4?
«Пространственный огонь бушует особенно, когда явление человеческого несовершенства проявляется в мощной мере»5. «Не только вокруг вас, но и по всей Иерархии несётся эхо ошибок. Но всякая бережность не только благодетельна для вас, но и укрепляет пространство на далёкие сферы»6, — сказано в книге «Иерархия».
«Умение обращаться с людьми по их сознанию является высоким качеством. Не следует забывать, что большинство бедствий происходит от такого несоответствия. Невозможно предлагать поверх сознания даже очень хорошие вещи. (...) Простейшее понятие о бережности уже будет прочною основою каждого сотрудничества... Можно пожелать, чтобы каждое сотрудничество было рассадником бережности. В этом скажется и внимательность, и заботливость, и милосердие, и сама любовь. Сколько сил будет сохранено от одной бережливости! Сколько космических воздействий духа будет урегулировано от самой простой общей заботливости»7.
Когда читаешь ответы Николая Константиновича Рериха американским друзьям, возникает чувство, что они написаны нам, в наше трудное сегодня: «Спрашиваете, как поступать? (...) Нельзя спешить с решениями. Сейчас каждый день приносит новости. (...) Культурная работа требует взвешивать все возможности. Где есть хотя бы малейший росток блага там должна быть проявлена ласковость и бережность. Эти малейшие ростки блага можно разглядеть на месте. (...) Итак, действуйте по местным условиям»8.
Бережность может исходить только из сердца и распространяется путями сердца. «Кто поможет близким найти путь сердца, тот найдёт и своё совершенствование»9, — говорится в Учении.
«Когда-то обращения начинались с многозначительного привета: "Радуйся". В этом приказе о радости заключено было и пожелание очищения сердца для лучшего восприятия. (...) Слишком много низко-земного облепляет сердце, отягощает его, одурманивает»10.
«Когда говорится о том, что от самых первых школьных дней в учащихся должна быть развиваема и глубокая наблюдательность, и внимательная заботливость, и бережность, это не будет педагогическою скукою, но, наоборот — лишь естественным и живым подготовлением к бодрой, настоящей жизни»11, — говорит Николай Константинович, обозначая качества, на приобретение которых дети должны быть сориентированы.
Как часто мы наблюдаем тех, про кого словами Рериха можно сказать: «...Организм лишь пищеварительных функций не может быть существом человеческим»12. Наши качества напрямую связаны с нашей физикой: «Уже много Советовал необходимую бережность, как в духе, так и в материи»13, — говорится в книге «Сердце».
«Если собрать в одну книгу все поступки, вредные для совершенствования, то можно легко убедиться, насколько легко преобороть их. Можно видеть, из каких малых действий накопляется это зло. (...) Трудно ли отогнать малые пагубы, отравляющие тело?»14
«Не без причины Мы постоянно говорим о бережности. Люди совершенно не понимают значения этого качества. Сколько пагубных болезней происходит от недостаточной взаимной бережности»15. «При Великом Служении заботливость и бережность являются первыми принципами Высшего Сотрудничества»16.
«Нужно понять, как бережно нужно относиться к каждому явлению, когда мы можем ожидать каждый час посылки высших энергий»17.
«Когда всё рушится старое и неприемлемое для эволюции и эпохи огня, то остаётся один якорь, который спасёт человечество — якорь Иерархии, который объединит всю цепь и даст всю мощь. Так нужно беспредельно утверждаться в Иерархии»18.
«У многих совершенно затемнено понимание Иерархии, но бережность и в таком случае поможет выправить положение — только быть бережным друг к другу! Не велика обязанность, но она подобна краеугольному камню»19.
«По всему миру разлит пожар. (...) Сберечь энергию будет лишь знаком пригодности к действию. Такая бережность во всём нужна, когда Мы Сами приступили с мерами, небывалыми в теперешней расе, но невозможно оставить мир в разложении»20.
Для нас, принявших Учение и признавших его путеводной звездой жизни, звучат слова Учителя: «Приказываю великую осторожность, великую бережность, ибо время великое...»
Составитель Ольга ОЛЬХОВАЯ
27 августа 2000 г.
1 Сердце. 45.
2 Там же. 373.
3 Там же. 388.
4 Мир Огненный. II. 399.
5 Иерархия. 444.
6 Там же. 165.
7 Братство. 136.
8 Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 3. М., 1999. С. 47-48.
9 Сердце. 399.
10 Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 1. М.. 1995. С. 103.
11 Там же. С. 61.
12 Там же. С. 60.
13 Сердце. 206.
14 Там же. 367.
15 Надземное. 5.
16 Сердце. 56.
17 Агни Йога. 235.
18Иерархия. 310.
19 Братство. 136.
20 Сердце. 42.
21 Там же. 197.