Пусть каждый научится радостной отдаче, только в таком давании рождается истинная радость. Надземное, 477 |
Н.Д. Спирина, П.Ф. Беликов, С.Н. Рерих. Москва, 1978
На встрече в Москве. 1978
Слева направо: Н.Д. Спирина, М.Н. Валл, С.Н. Рерих. Москва, 1984
Святослав Николаевич Рерих. 1982
Письмо С.Н. Рериха к Н.Д. Спириной от 21 декабря 1979 г.
С.Н. Рерих на встрече с сибиряками
Жизнь подарила Наталии Дмитриевне Спириной незабываемые встречи со Святославом Николаевичем Рерихом — встречи, которые внесли в её жизнь то бесценное, что «запечатлелось в сердце, осталось в памяти навсегда». «...Когда воспоминания о ком-то ведут через всю жизнь и озаряют её, это значит, что и он идёт рядом...»1 — говорила Наталия Дмитриевна в Слове о Святославе Николаевиче Рерихе.
Он был последним членом Великой семьи, и после ухода из жизни старших Рерихов именно в нём, по словам Наталии Дмитриевны, сосредоточилась «вся наша надежда, вся наша духовная радость». «Он много раз приезжал сюда [в Советский Союз]. Мы много раз с ним встречались. ...Мы его чрезвычайно близко чувствовали, он был с нами, он был на нашей Земле»2.
1974 год — год столетия со дня рождения Н.К. Рериха — стал знаменателен тем, что после долгих лет забвения на Родине художника широко зазвучало его имя. Этот год был значительным и для Н.Д. Спириной. После того, как несколько лет она безвыездно жила в Новосибирске, ухаживая за тяжелобольной матерью, Наталия Дмитриевна смогла выехать в Москву и Ленинград и побывать на праздничных мероприятиях.
Святослав Николаевич Рерих прибыл в Советский Союз для участия в юбилейных торжествах в конце ноября 1974 года. Его дни были расписаны буквально по минутам. 19 ноября в Третьяковской галерее он открывал выставку своих картин, где было представлено 190 произведений; на 21-е ноября было намечено два мероприятия: открытие юбилейной выставки Н.К. Рериха в Академии художеств (130 картин) и торжественный вечер в Большом театре. Но, несмотря на плотный график, именно в этот день, благодаря участию Павла Фёдоровича Беликова, Святослав Николаевич нашёл возможность встретиться с группой сибиряков (встреча проходила в его номере в гостинице «Советская»).
Н.Д. Спирина писала О.А. Копецкой: «Его [С.Н. Рериха] день был плотно расписан, и он всегда был в окружении сопровождающих его лиц. Сибиряков (я тоже была) он смог принять утром до завтрака и уделить только один час. Беседа носила общий характер, и о многом не хватило времени поговорить» (29.04.1975).
Е.П. Маточкин, прибывший в Москву вместе с Н.Д. Спириной, вспоминал, что на встрече «речь шла о творческой деятельности Николая Константиновича Рериха, связанной с Алтаем. Святослав Николаевич рассказывал о живописи своего отца, о его желании вновь вернуться на Алтай»3.
«Вы спрашиваете о том, удачна ли была встреча сибиряков со Святославом Николаевичем. Думаю — да, — отвечал П.Ф. Беликов на вопрос Е.П. Маточкина. — Святослав Николаевич — необыкновенный Человек. (...) Меня поражает его умение распознавать людей почти моментально и его способность найти в каждом человеке самое положительное и опереться именно на это главное, что всегда оказывается главным и для самого человека, и для Общего Дела. Я уверен, что он правильно почувствовал каждого из новосибирцев» (26.12.1974).
Следующий приезд Святослава Николаевича в нашу страну состоялся в 1978 году. В это время в Новосибирске шла подготовка к проведению вторых Рериховских чтений. Музыкант по профессии, Наталия Дмитриевна заинтересовалась музыкальными аспектами живописи Святослава Рериха и начала готовить доклад на эту тему. Вскоре через Павла Фёдоровича Беликова она узнала о предстоящем приезде художника в Москву в связи с избранием его почётным академиком Академии художеств СССР.
С.Н. Рерих прибыл в Москву 1 июня, а 7-го в Академии художеств состоялась торжественная церемония вручения ему диплома почётного академика. В эти же дни Святослав Николаевич встречается и беседует с друзьями.
Наталия Дмитриевна вспоминала: «На Рериховских чтениях я собиралась сделать доклад "Значение музыки в творчестве Святослава Рериха", и мне надо было взять у него интервью. Я приехала в Москву, мы с ним встретились, и он уделил мне время. Вокруг был народ. Я ему сказала, почему я приехала, он предложил: "Пожалуйста, сядем отдельно". Я изложила тезисы своего доклада, и он рассказал мне, какое значение имеет музыка, как с детства и сам играл, и слушал, и родители приобщали к музыке, и какую роль она играет в его творчестве,
и что он часто под музыку писал картины, и какую музыку любит. Всё это было застенографировано и записано на магнитофон. По этому материалу я потом сделала доклад на Рериховские чтения4 и с этим докладом выступила»5.
Наталия Дмитриевна тщательно собирает объяснения и комментарии Святослава Николаевича к его картинам и картинам отца. Эти сведения можно было получить на выставках полотен Рерихов, где художник обычно сам проводил экскурсии, если в это время находился в Советском Союзе.
Из воспоминаний Е.П. Маточкина: «Каждый день в Лаврушинском переулке выстраивались огромные очереди. Люди простаивали по нескольку часов, прежде чем попадали в залы. Однако и там подойти к полотнам было практически невозможно. Народу в залах было просто битком, особенно в то время, когда туда приходил Святослав Николаевич с женой, — а они бывали там постоянно в определённое время, в первой половине дня. Все об этом знали и старались подгадать, чтобы увидеть эту замечательную пару и задать какой-нибудь вопрос художнику, пообщаться с ним лично. ...Повидать Святослава Николаевича на выставке было совсем не просто, поскольку каждый норовил оказаться поближе к мастеру... Святослав Николаевич отвечал всегда ровно, спокойно, просто и убедительно»6.
К началу 1980-х годов Н.Д. Спирина — уже хорошо известный в стране деятель культуры, прекрасный популяризатор художественного наследия Рерихов, опытный экскурсовод и автор многочисленных программ о творчестве любимых художников. Обычно для своих выступлений Наталия Дмитриевна готовила тезисы, так как выступать приходилось перед самой разнообразной аудиторией, от школьников до учёных, и каждый раз нужно было приспосабливать текст к уровню слушателей.
В 1984 году, 16 – 17 октября, в Новосибирске прошли четвёртые Рериховские чтения. Сразу после конференции Наталия Дмитриевна отправилась в Москву, где 24 октября в гостинице «Советская» состоялась ещё одна встреча со Святославом Николаевичем. Наталия Дмитриевна находилась там в составе большой группы преподавателей из Свердловска, Новосибирска и других городов.
Именно тогда С.Н. Рерих сказал знаменательные слова: «Сибирь — это величайшее богатство России и залог её благополучия. Мы ещё очень поверхностно знаем, что она в себе таит. (...) Мы должны всеми силами... думать о молодом поколении и воспитывать тех, кто придёт нам на смену. (...) Наша главная задача — формировать человека Будущего. (...) Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. Добро должно быть активное. (...) Преодолевая трудности, мы растём, и только так растём! Наша эволюция должна взрастить сильное поколение. И это главная задача»7.
В следующий раз Святослав Рерих прибыл в нашу страну в мае 1987 года для участия в выставке произведений членов Академии художеств СССР, которая открылась 7 мая. В День Победы 9 мая в гостинице «Советская» Святослав Николаевич вновь встречается с друзьями и знакомыми из многих городов. На этой встрече была также и группа из Новосибирска. С.Н. Рерих начал беседу словами, ставшими сегодня крылатыми: «Сегодня День Победы. И пусть каждый день будет днём Победы. Это зависит от нас, от нашего отношения ко всему»8. И далее Святослав Николаевич говорил о необходимости самосовершенствования, о главной победе — победе над собой. «Истинный путь человека — это развить себя всеми силами. Если будете каждый день стремиться делать что-то лучше, то сможете уже более широко думать и обретёте известную радость. Вы получите великое счастье, что пришли в контакт с чем-то более возвышенным, с Вечностью, которая нас окружает»9.
Каждый раз, когда Святослав Николаевич приезжал в Советский Союз, Наталия Дмитриевна устремлялась в Москву для встречи с ним. Она вспоминала: «Необыкновенно светлый облик, необыкновенно простой и приветливый — вот что меня поражало; такой великий человек и так просто с нами держался — как с равными, не даёт понять, насколько он выше нас. И как он всегда был приветлив! Он меня уже знал, подойдёт — пожмёт руку, что-то скажет, поприветствует»10.
На одной из таких встреч Святослав Николаевич прошёл через весь зал мимо присутствующих прямо к Наталии Дмитриевне, взял её за руки, крепко пожал их и сказал: «Вы очень много работаете, и плоды уже есть».
В архиве Наталии Дмитриевны сохранились письмо и открытка Святослава Николаевича, переданные ей через профессора М.А. Мокульского, учёного-физика, близко общавшегося с С.Н. Рерихом. «Дорогая Наталия Дмитриевна, — пишет Святослав Николаевич. — Пользуюсь случаем послать Вам через Марка Александровича мой самый сердечный привет и благодарность за всё, что Вы делаете. Спасибо Вам большое. Будем надеяться на встречу в начале лета, а пока всего, всего Вам Светлого и Радостного в Новом Году! Душевно с Вами. Святослав Рерих» (21.12.1979).
Высылая это письмо в Новосибирск с оказией, М.А. Мокульский пишет: «Дорогая Наталия Дмитриевна! (...) В моей жизни произошло очень интересное событие: я съездил в Индию. (...) 6 раз встречался со Святославом Николаевичем в его доме в Бангалоре и под Бангалором. Всё это необыкновенно, незабываемо... Святослав Николаевич написал Вам письмо, которое я пересылаю. (...) Святослав Николаевич здоров, весел и бодр, хорошо выглядит и надеется, что наши учёные в недалёком будущем будут работать в Кулу. ...Со Святославом Николаевичем мы тоже говорили о Вас. Он очень ценит Вас и просил передать Вам также и устные приветы. Может быть, он будет в Москве в мае — июне 1980 г.» (1.01.1980).
В ответном письме к Марку Александровичу Наталия Дмитриевна сердечно благодарит его. «Оно [письмо] значило для меня очень много. Хорошо, что не послали по почте. Моя корреспонденция частично приходит вскрытая... Очень жду от Вас обещанного описания Ваших встреч со Святославом Николаевичем. Значение таких контактов невозможно переоценить, так же как и их далеко идущие последствия. Если узнаете о приезде в Москву Святослава Николаевича, сообщите мне» (27.02.1980).
«Он очень любил сибиряков, — вспоминала Наталия Дмитриевна. — Все дни его приезда в Москву были расписаны по часам. (...) Как только он узнавал, что просится группа сибиряков, — принимал обязательно. Он обычно беседовал по часу, но с нами не ограничивал времени, он нас особенно любил». Встречи с ним — «это было большое счастье»11. Эти редкие встречи Н.Д. Спириной с С.Н. Рерихом обычно проходили в обстановке, когда присутствовало много людей. И тем не менее все самые главные вопросы, которые Наталия Дмитриевна уже не могла обсудить со своим учителем, Борисом Николаевичем Абрамовым (он ушёл из жизни в 1972 году), она задала Святославу Николаевичу и получила на них исчерпывающие ответы. Прежде всего они касались художественного творчества как самого С.Н. Рериха, так и Н.К. Рериха, содержания и символики картин. На основе полученных материалов Н.Д. Спирина готовила доклады, выступления, создавала стихи по картинам этих художников. Другая группа вопросов была связана с философским наследием Рерихов,
с нравственно-этическими аспектами жизни, и это отдельная большая тема для изучения.
Наталия Дмитриевна не могла обойти стороной и вопросы будущего культурного строительства в Сибири. Речь идёт о создании в России Азиатской музея Н.К. Рериха. Ведь именно в Новосибирске, с момента приезда сюда Н.Д. Спириной и Б.Н. Абрамова, жила и крепла мысль о создании такого музея.
Наталия Дмитриевна вспоминала, что Святослав Николаевич «расспрашивал нас и очень интересовался домом в Уймоне... где останавливалась семья Рерихов во время путешествия по Алтаю. Он говорил: "Наслоения нестираемы, этот домик надо сохранить".
Я ему привезла газету "Наука в Сибири", где была фотография этого домика в Уймоне. Он с очень большим интересом прочёл и сказал: "Да, да, там наслоения, берегите этот домик. Это нужно и всему краю, и всей стране"»12.
Так Наталия Дмитриевна получила прямое подтверждение необходимости восстановления подлинного дома В.С. Атаманова, что было крайне важно в условиях, когда на этот счёт существовали самые разные мнения. Кроме того, Павел Фёдорович Беликов переслал Наталии Дмитриевне составленный самим Святославом Николаевичем план, в котором была изложена концепция всей структуры музеев имени Н.К. Рериха в местах остановок Центрально-Азиатской экспедиции. Таким образом, будущее развитие дела Рерихов в Сибири и на Алтае С.Н. Рерих очертил достаточно ясно, и все дальнейшие действия Н.Д. Спириной по созданию музеев шли в полном соответствии с иерархической линией.
Отношение Наталии Дмитриевны к Святославу Николаевичу как к высокому Иерарху проявлялось во всём: от принятия его нравственно-этических заветов до выполнения конкретных указаний. Воля последнего члена Великой семьи была для неё законом, она следовала ей вопреки всем противодействиям. И когда уже после ухода С.Н. Рериха из жизни были попытки оспорить его завещание, она решительно встала на защиту его последней воли. «Сверху виднее», — утверждала Наталия Дмитриевна и в этом проявила свою духовную высоту.
Всё, что слышала она во время бесед и встреч со Святославом Николаевичем, все его нравственные заповеди она приняла как указание к действенному воплощению их в своей жизни. Это становится особенно ясно, когда мы перечитываем её воспоминания о художнике. В них предстаёт благородный облик Человека с большой буквы. Она рассказывала: «Меня поразили его терпение, его снисходительность. ...Это то, что отличает подлинных людей от мнимых. Подлинные духовные учителя — как они просты! А мнимые — мне тоже приходилось с ними встречаться — те напускают на себя и важность, и значительность, и говорят свысока и надменно. А тут ничего этого не было».
«Он был гармоничен, и эта проявлявшаяся в нём гармония создавала такую же атмосферу, и близость его излучений вызывала ощущение счастья. Вокруг него... создавался Оазис Света. Мы переносились в мир иной... (...) Мы были в ином измерении, отключённые от временного и повседневного и включённые в надземное и вечное. (...) Зрелость ума, гармония чувств, мудрость, которую даёт долгий опыт жизни, одухотворённый многолетний труд, — всё это светилось в его облике, к которому вполне подходит определение "прекрасный"»13.
«Особенно вдохновляющи его беседы с людьми. Он говорил с ними и отвечал им по их уровню сознания и в то же время давал советы на все времена. Это были вразумительно изложенные те же законы Бытия, о которых... говорили все Светочи Мира...»14. «Он говорил, что каждый день нужно стать немного добрее, немного лучше... нельзя сразу с подножия на вершину вскочить, надо постепенно-постепенно. Вот это он и указывал — этот путь к Прекрасному через ежедневную дисциплину. (...)
Кроме праны гор и лесов есть озон красоты. Духовная прана... Из него [Святослава Николаевича] она просто изливалась! Побыть около него было величайшее счастье»15.
Кто же из нас, читая эти слова, не вспомнит саму Наталию Дмитриевну, не увидит в этом описании её облик? Действительно, те черты, которые она отметила в Святославе Николаевиче, она претворила в себе, став, в свою очередь, для нас тем совершенным человеком, каким Рерих являлся для неё.
Из Учения Живой Этики мы знаем, что, когда один Подвижник уходит с земного плана, на его место тут же заступает другой. Именно они и являются теми Титанами, которые вместе со Старшими Братьями из Надземных Сфер держат на своих плечах нашу Землю. Одним из них был Святослав Николаевич Рерих, о котором в своё время Павел Фёдорович Беликов писал: «Нельзя забывать, что он Единственный из Четырёх, который остался сейчас на нашем плане. Он один знает весь пройденный Путь и является Хранителем Камня» (из письма П.Ф. Беликова Е.П. Маточкину, 26.12.1974).
После того как 30 января 1993 года средства массовой информации сообщили об уходе из жизни последнего члена Великой семьи, Наталия Дмитриевна Спирина всю ночь провела без сна. На следующий день состоялся очередной «круглый стол» Сибирского Рериховского Общества. Несмотря на бессонную ночь, Наталия Дмитриевна выглядела особенно торжественной. В своём выступлении она сказала: «Утрату понесла вся планета, потому что присутствие таких людей, таких высоких Духов на планете необычайно важно для неё, просто необходимо. (...) Мы оставлены одни, и теперь больше, чем когда-либо, нам нужно проникаться ответственностью за всё, что мы делаем, потому что у нас сейчас уже нет той духовной опоры, которая явлена была нам в лице Святослава Николаевича.
Теперь надо держаться очень крепко. Этот год... будет как последний ночной час перед рассветом, когда особенно темно, но за этой сгустившейся темнотой ночи уже брезжит надежда на скорый рассвет. И скоро этот рассвет начнётся»16.
Все были взволнованы этим горестным событием, Наталии Дмитриевне задавались вопросы, кто же теперь займёт место Святослава Николаевича, кто возьмёт ответственность за всё. На это последовал ответ, что Старшие Братья нас не оставят и что наша планета никогда не бывает оставлена без Высшей Помощи...
Только теперь, много лет спустя, к нам приходит понимание, что эту великую, непомерную Ношу — труд непрерываемой молитвы за всю планету — взяла на себя Наталия Дмитриевна Спирина.
По картине С.Н. Рериха «Огни трудов»
Огни трудов, огни побед —
Им нет числа, им счёта нет;
Их результат, превыше слов,
Освободит от всех оков;
Их слава нас ведёт вперёд
И к новой жизни вознесёт.
Труды растут, огни горят,
Волшебный расцветает сад
Всех лучших помыслов и дел —
Таков счастливый наш удел.
Не сократим, не прекратим
Трудов, которыми горим17.
1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 504.
2 Там же. С. 452.
3 Воспоминания о С.Н. Рерихе. М., 2004. С. 217.
4 Конференция состоялась в Новосибирске в 1979 г.
5 Восход. 2008. № 10. С. 19.
6 Воспоминания о С.Н. Рерихе. С. 218.
7 Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. М., 1993. С. 90.
8 Там же. С. 99.
9 Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. С. 100.
10 Восход. 2008. № 10. С. 19.
11 Там же. С. 20.
12 Восход. 2008. № 10. С 20.
13 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 459.
14 Там же. С. 505.
15 Восход. 2008. № 10. С. 19.
16 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 451 – 453.
17 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 255.