Если Вы приложите все умение и все силы ваши – куда может снести вас самая губительная волна, она может лишь вознести вас. Письмо Е.И. Рерих от 12.07.1935 |
Более четырёхсот лет тому назад Микеланджело произнёс следующие вдохновенные слова: «Истинное произведение искусства облагораживается и возвышается тем, кто его создал. Для тех, кто чувствует искусство, ничто так не возвышает и не очищает душу, как попытка создать что-то совершенное, а так как Бог есть само совершенство, значит, каждый, кто стремится к совершенству, стремится к чему-то божественному».
Говоря об искусстве, Рабиндранат Тагор сказал: «В искусстве личность, находящаяся внутри нас, посылает ответ Наивысшей Личности, которая сквозь беспросветный мир фактов проявляет себя для нас в мире беспредельной красоты».
Свами Вивекананда восклицал: «Не может быть истинно религиозным тот, кто не способен чувствовать красоту и величие искусства».
Мой отец, Николай Рерих, подтвердил: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство — для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата "священного источника". Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем...»
Как прекрасны и возвышенны мысли, выраженные в этих немногих цитатах. Хотя они сказаны людьми, далёкими друг от друга по времени, месту и рождению, всё же как близки они по своим сокровеннейшим чувствам. Их объединяет истинная Культура, одним из способов выражения которой и является Искусство.
Когда Лейбниц наблюдал за работой Рембрандта, он нашёл, что на обдумывание сюжета, на размышления о том, какой должна быть картина, Рембрандт затрачивает больше времени, чем на её написание. Лейбниц пишет: «Рембрандт верит магии своего взгляда, магии своего призвания, магии слова. Рембрандт верит, что если он в душе своей радуется во время работы, то картина будет излучать радость; если он покрывает её вздохами и стонами, то картина будет излучать печаль».
Эти написанные Лейбницем слова дают нам возможность заглянуть в процесс создания великого произведения искусства. Другими словами, произведение искусства получает собственную жизнь. Автор как бы вдохнул живую душу в инертную физическую материю. Подобно всем великим художникам, Рембрандт хорошо знал: чтобы обратиться к людям посредством произведения искусства, чтобы донести свои сокровенные мысли и чувства, художник сам должен полностью проникнуться духом своего творения.
Там, где слова идут от сердца, нашего внутреннего существа, где мы полностью воплощаем наши эмоции и мысли, наше творение будет иметь величайшую силу, величайшую убедительность, другими словами, оно будет caмой истиной.
Почему нас волнуют ранние примитивисты, их простые, часто неуклюжие линии и формы, далёкие от совершенства техники, достигнутой в последующие периоды? Эти ранние произведения излучают веру, воодушевлявшую этих художников, непосредственность и искренность их чувств и несут свою весть с той же волнующей силой, которая наполняла самих художников.
Чувствовали ли вы когда-либо трепет, когда созерцали прекрасную картину, слушали музыку или слова вдохновенного поэта? Были ли вы когда-либо растроганы до глубины души, созерцая прекрасную статую — великое произведение искусства? Гениальные произведения являются кристаллизацией мыслей и эмоций художника, его стремлений и переживаний. Это живые памятники, оставленные нам этими вдохновенными душами. Произведения искусства обладают покоряющей силой, скрытой в их внешнем аспекте, и мы, соприкасаясь с ними, отзываемся на те вибрации, которые исходят от этих прекрасных изображений. Мы должны делать сознательное усилие, чтобы поднять наш дух в состояние восприятия, углубиться и дать себе отчёт о тех воздействиях, которые излучают эти произведения искусства.
Истинный художник обладает силой вызывать в зрителе или слушателе внезапную волну эмоций и мыслей, наполнять душу человека новыми образами, новыми жизненными понятиями, переживаниями и вдохновляющими идеями.
Не случайно люди любят хранить некоторые реликвии, принадлежавшие любимому герою или вождю, — это не только память о них или о том, что связано с ними. Возьмите, например, рукопись или даже автограф. Опытный графолог может читать характер автора по его подписи. Другими словами, его характер заключён в этих линиях и изгибах и красноречиво повествует тому, кто их может расшифровать. Те же, кто не может сделать этого сознательно, будут чувствовать это воздействие подсознательно. Эта невидимая энергия, эта внутренняя жизнь произведения готова проявиться для каждого, кто может себя настроить на её влияние.
Великие произведения искусства одарены бесконечной жизнью. Это живые хранители эмоций и мыслей создавших их художников, мощные хранители разнообразных энергий, и мы должны их уважать и ценить так же, как мы уважали и ценили бы любые искренние и великие чувства в живом человеке.
Могут спросить — не приведёт ли это нас в какой-то степени к обожествлению героев? Я бы сказал, что обожествление как таковое является лишь способом выразить нечто такое, что выходит за рамки повседневной жизни. Однако такое слепое поклонение может быстро кончиться, как только выяснится, что объект не заслуживает повышенного внимания. Но если он заслуживает почитания, то вызывает достойнейшее чувство признания его свершений и мастерства. Лишь стремясь к чему-то лучшему и большему, мы сами можем возвыситься; и в этом смысле необходимость сохранять неисчислимые наследия, доверенные нам прошлыми поколениями, становится первостепенной.
Ревностно и преданно охраним живые рекорды всех великих людей! Эти великие души, оставившие нам свои вечные творения, постоянно будут оказывать своё влияние на тех, кто способен соответственно настроить себя. Приложим все усилия и найдём достойную цель жизни, думая не только об улучшении нашего материального существования. Будем смотреть выше, и жизнь обретёт новый аспект, полный смысла, полный значения.
Новые и прекрасные идеи переродят нашу ежедневную жизнь. С расширением горизонта возрастут наши интересы и наша терпимость; устремления наших братьев приобретут величайший смысл благодаря духу понимания и сотрудничества. Украсим нашу жизнь, понесём весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к Прекрасному будет нашей каждодневной молитвой.
Невозможно совершить насилие под сводами величественного храма, между тем оно процветает в безобразном притоне. Прекрасное окружение окажет своё влияние на нас, на наших детей и вознаградит нас тысячекратно.
Мы знаем о влиянии цвета на настроение человека. Проделаны многократные эксперименты, и они наглядно показали, как влияет цвет на умонастроения людей.
Страны, которые больше других поощряли искусство, имели самых великих художников. Как бы для того, чтобы вознаградить эти страны за их стремление к красоте, души великих художников были рождены там, где обстоятельства были готовы, чтобы их принять.
Вспомним всенародный энтузиазм, вызванный великими произведениями искусства, энтузиазм, с которым были встречены представления греческих трагедий Эсхила и Еврипида, вспомним то огромное влияние, какое имели великие поэты классического периода и средних веков, все большие подъёмы чувств в ответ на великие произведения искусства. Бывают такие моменты, когда народ, массы внезапно ощущают влияние искусства всем сердцем, всем своим существом и откликаются на этот внутренний зов великих гениев. Народ чувствует истину, воспринимает чувства, кристаллизованные в великом произведении искусства, даже если он не всегда может это объяснить.
Каждый раз, созерцая великий шедевр, представим, какой огромный творческий труд лежит в основе его созидания, и без предрассудков попытаемся понять этот сокровенный процесс, на который влияют и внутренний мир самого художника, и те Высшие силы, которые руководят им во время создания его творения.
Подобно Прометею, истинный художник приносит нам небесный огонь своего наивысшего вдохновения, опыта и красоты, и, подобно Орфею, гармонией своего искусства он воздвигает стены Небесного града.
Невозможно описать, выразить словами значение искусства в нашей повседневной жизни. Кроме замечательного опыта, который дают изучение искусства и занятия им, оно помогает кристаллизовать гений народа и даёт выход творческому началу, живущему в каждом человеческом существе, — этой непостижимой творческой силе, которая выражает себя во всех бесконечных проявлениях жизни, от сверкания крыла бабочки, перелетающей с цветка на цветок, до счастливой песни птицы, поющей для своего друга и забывающей всё в экстазе выражения себя через песню.
Кто может измерить истинное благо, которое даёт людям великое искусство? Польза и влияние искусства не могут быть измерены или подсчитаны. Ведь человек, прикоснувшийся к нему, не только обогащается и утончает вкус, но и начинает уважать и ценить народ, который создал великие произведения искусства.
Огромные суммы, потраченные на строительство Тадж-Махала, окупили себя тысячекратно не только славой его создателей, но и как неиссякаемый источник вдохновения, восхищения, изучения, исследования, дискуссий и подражания. Тадж-Махал многие века являлся источником заработка большого количества ремесленников, делающих репродукции этого знаменитого сооружения или деталей его отделки.
Долг каждого просвещённого правительства, каждого общества — поддерживать национальных гениев и помогать им проявлять себя, создавая благоприятные условия и поощряя творческие стремления своих граждан. Кто может предсказать, где этот гений появится и какую великую пользу он в конечном счёте может нам принести?
Прекрасные образы Искусства украсят жизнь.
Леонардо да Винчи так характеризовал искусство живописи: «Тот, кто презирает искусство живописи, тот отрицает философское и утончённое созерцание мира, потому что живопись является законной дочерью или, скорее, внучкой природы. Всё, что существует, порождено природой, которая, в свою очередь, породила искусство живописи. По этой причине я утверждаю, что искусство живописи является внучкой природы и родственно самому Богу».
Кто же имел большее право говорить об этом вопросе, нежели этот великий Мастер?
В заключение расскажу необычную русскую легенду, которая дошла до нас из Средневековья. Когда Христос готовился вознестись на небо, к нему подошёл один бродячий певец и спросил: «О Господи, на кого Ты нас оставляешь? Как мы сможем жить без Тебя?» И Христос ответил: «Дети мои, Я дам вам золотые горы, и серебряные реки, и прекрасные сады, и вы будете сыты и счастливы». Но тогда Святой Иоанн приблизился к Христу и сказал: «О Господи, не давай им золотые горы и серебряные реки. Они не знают, как с ними обращаться, и кто-нибудь богатый и сильный нападёт на них и отнимет у них золотые горы. Дай им лишь Твоё имя и Твои прекрасные песни и укажи, что все, кто понимает и ценит эти песни, кто помогает певцам и защищает их, найдут врата Рая открытыми». И Христос ответил: «Да, Я дам им не золотые горы, а свои песни, и те, кто поймёт их, найдут дорогу в Рай».