Живая Этика должна прежде всего выражаться в Этике явленных действий каждого дня. Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934 |
...Благословим каждодневность.
Иерархия. 177
Изучая книги Живой Этики, мы не перестаём удивляться, как они преображают сознание. Многое, для нас обычное и привычное, приобретает совершенно новое значение и звучание. Сегодня мы немного поговорим о понятии «каждодневность». Мы в ней живём, но осознаём ли мы её? Навряд ли многие над этим задумываются. Вспомним, что говорит о каждодневности Учение Агни Йоги.
«Истинно, если знаете непрестанное предстояние, уже имеете кратчайший путь к Нам. Для людей обычно особенно страшна каждодневность. Для них она есть символ утомления и нисхождения. Между тем для Нас каждодневность является совершенствованием и восхождением. Она открывает Врата Беспредельности. Можно полюбить каждодневность, ибо она закаляет дух и даёт мужество помыслить о нескончаемости цепи трудовых веков. Кому-то они устрашение, но утончённое сознание примет их как источник бесконечного творчества. Прекрасные культы тускнели от каждодневности, но как прекрасно сознание, что даны каждодневная преданность и пылающая любовь к Иерархии»1.
«Каждодневность есть великий пробный камень. Она открывает Врата Вечности и утверждает Огонь»2.
«Каждодневный ритм Общения, утверждаемый в течение долгого времени, создаёт силу инерции непреодолимую, которая переносит через все пропасти и слои низшего мира и поднимает в те сферы, куда устремлялся пламенно дух. Именно в каждодневности заложены великие возможности достижений путём упорных, ритмических и целеустремлённых усилий духа. Короткое устремление быстро исчерпывает свою энергию, но непрерываемое во времени непреложно ведёт и приводит к желаемой цели»3.
«Следствия всех каждодневных усилий в устремлении к Свету скажутся мощно в последний момент отрыва духа от Земли, в момент освобождения от тела, то есть физической смерти. Только тогда сила накопленных мыслей даст быстроту полёта в Высшие Сферы, минуя притяжение низших слоёв и преодолевая всё, что мешает ему подниматься»4.
«Сколько героев духа могли быть на пути человеческом как факелы ведущие! Но незаметны эти огни духа глазу невежества. Так на пути к Миру Огненному нужно почитать героев каждодневной жизни, которые насыщают жизнь достижением каждого часа»5.
«Надо твёрдо и бесповоротно решиться на то, чтобы оставшееся время на пребывание в плотном мире использовать полностью и до конца, чтобы утвердиться в Учении Жизни путём его применения в каждодневности. Уже Говорил, что каждое утверждение надо начать применять, тем закладывая зёрна будущих достижений. Они дают свои ростки во времени. А всё время, которое есть, принадлежит человеку. Будем помнить и знать, что в Беспредельности всё достижимо и всё возможно»6.
«...В каждодневности, в обычном обиходе, в самых житейских мелочах жизни проявляется высота или ничтожество духа»7.
«Огни духа гасятся часто условиями обихода. Но если в малом не давать им угаснуть, если в каждодневности жизни обычной их сохранить, то и в большом удержать их станет возможным. В этом значение гармонии сознания в условиях малых подробностей обихода»8.
«Урусвати знает, что человек познаётся в каждодневном обиходе. Напрасно жизнеописатели полагают, что можно очертить ценность деятеля среди его исключительных и особых проявлений, поэтому многие описания не дают истинного человека. Но пусть изучают деятеля среди его обычной работы, среди его ближайших, среди его дум и мечтаний»9.
«Никто не может мгновенно преобразить сознание своё. Требуется много сторонних условий. Только в прочном строении лягут камни, не тревожимые землетрясениями. Каждый день мы закладываем новое построение.
Кто может радоваться каждодневному труду, тот идёт к Братству»10.
«Много мыслей в течение дня бороздят поверхность сознания. Все ли нужны, все ли полезны, все ли пригодны в путь дальний? Одни помогают идти, другие мешают и тяжкому грузу подобны. Но все: и те и другие — сопутствуют нам по пути. Хорошо уделять каждодневно хотя бы немного минут тому, чтобы делать отбор и отбрасывать то, что мешает.
С поклажей тяжёлой далеко не уйти»11.
Каждодневности противопоставляется понятие обыденности, представляющей для неё угрозу и которая способна погрузить в «серые сумерки обычности и обывательщины»12.
«Трудно охранить каждодневность от обыденности, и особенно в отношении Общения. Но обыденность лишает огня, и от неё тускнеет дотоле живая и пульсирующая новизной новых поступлений связь. Каждодневность необходима для продвижения, и немало усилий приходится прилагать, чтобы не вторгалась в неё серая обыденность»13.
«Каждодневность даёт великие возможности утверждения малых начинаний, которым во времени суждено стать великими. Малое, начатое в каждодневности и каждодневностью установленное и упроченное, растёт и постепенно превращается в большое. В этом залог и ручательство победы и преуспеяния. Надо только упорство явить, чтобы не ослабеть и не преутомиться в делании»14.
«Великое начинается с малого»15.
Конфуций сказал: «Начинай трудное с лёгкого, начинай великое с малого. Огромное дерево возникает с ростка, башня поднимается от горстки земли; путешествие в тысячу вёрст начинается одним шагом».
Не замечая дней и лет
Среди трудов, и бурь, и бед,
Неся неугасимый свет
И в зной дневной, и в стужи снежность,
Наперекор самим себе
Мы продвигаемся к Тебе,
Благословляя каждодневность16.
30 марта 1997 г.
1 Иерархия. 176.
2 Мир Огненный. I. 407.
3 Грани Агни Йоги. X. 425.
4 Грани Агни Йоги. V. 210.
5 Мир Огненный. III. 43.
6 Грани Агни Йоги. V. 305.
7 Грани Агни Йоги. IX. 227.
8 Грани Агни Йоги. X. 683.
9 Надземное. 324.
10 Братство. 350.
11 Грани Агни Йоги. V. 167.
12 Грани Агни Йоги. IX. 263.
13 Там же.
14 Грани Агни Йоги. VII. 171.
15 Грани Агни Йоги. X. 683.
16 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 99.