Мысли на каждый день

Улучшаясь сами, мы улучшаем все окружающее.

Рерих Е.И. Письмо от 27.02.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
«Пусть будет каждое препятствие ступенью, ведущею к Тебе»

Автор: Щербаков Игорь  



Теги статьи:  подборки, о качествах, испытания

Н.К. Рерих. ЗОВ. 1944

Мыслитель говорил: «Друг, испытывай себя на каждой ступени восхождения».
Надземное, 895

«...Много недоразумений вокруг понятия испытания. Конечно, известно, что даже миры находятся на испытании, но мозг людей привык к судебному и школьному испытанию, потому он всегда способен представить себе каких-то испытателей, полных уловок и ухищрений, лишь бы осудить несчастного, попавшего в их руки. Между тем испытателей нет, но есть наблюдатели — как человек распорядится своими знаниями?»1

Осознание этого положения делает испытания вехами пути. «Сколько незаметных трудов в физическом мире дают прекрасные следствия в тонком состоянии — так широко нужно оценивать труды. Часто, казалось бы, отвлечённое производство даёт самые конкретные нахождения и, казалось бы, самые точные исчисления дадут лишь опыт терпения. Явление испытания самое благодетельное и входит в систему древних Учений»2.

На жизненном пути каждого человека возникает множество испытаний. По-разному относятся к ним люди. «Два человека, очутившись в одинаковых условиях, могут чувствовать себя — один счастливым, другой — несчастным. Дело не в условиях, но в отношении или реакции сознания. Можно почувствовать упоение бурей, а можно и дрожать от страха. Так, самые тяжкие и трудные обстоятельства вызывают у стойких людей подъём и силу противостояния»3, и они скажут: «Поборемся». В этом «поборемся» и заключён первый шаг к успеху. «Но обычно сперва раздражатся, сперва огорчатся, сперва посереют от страха, сперва в яму залезут, покрывши себя чёрным пламенем, а потом уже вспомнят Меня, — говорит Учитель. — Но сперва лучше вспомнить Меня, и страха не будет, и алое пламя не вспыхнет, и омраченье минует, и в яму, покрытую чёрным, дух не захочет залезть»4.

В преодолении препятствий «можно являть стойкость, и противодействие, и борьбу с окружающими условиями». И борьба эта необычна, так как она «идёт в себе, с самим собою и утверждением силы духа на все отягощения и противодействия»5.

«Сущность всякого испытания состоит в том, чтобы пройти его неотрывно и нераздельно со Мною [с Учителем], каким бы трудным и тяжким ни было оно. (...) Быть вместе всегда, несмотря ни на что, при всех обстоятельствах жизни — победою будет»6.

Все «испытания определяются устремлениями духа. Чем они сильнее и огненнее, тем труднее и испытания. Утверждая то или иное устремление в духе, вызывает на себя человек волну испытаний, победа над которыми приводит к достижению целей, поставленных устремлением. Устремление — причина, испытание — следствие. (...) Отказаться от испытаний — значит пресечь путь свой или убрать ступени в лестнице восхождения»7.

«Утверждаю неизбежность испытаний, борьбы и побед, — говорит Учитель. — Хочу Видеть героев средь вас, но не мятущихся духом в вихрях астральных. Видеть Хочу вас идущими смело, бесстрашно ко Мне над жизни пучиной»8.

«Испытания указуют, что именно в данный момент человек ставит превыше всего и что в сознании его главенствует над всем прочим. Если мысли об Учителе и близости Его в сознании ученика не первенствуют, ненастоящий он ученик. (...) Если предпочитается нечто иное, остаётся незадачливый ученик с ним, но не с Учителем и Учением Жизни»9. «Ученики на словах — как много их... Но где же ученики на деле?»10 В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Наш путь только вперёд... Мы знаем, что если с Владыкой идём, то значит — к победе»11.

Обратимся к примерам из жизни подвижников.

Святого Антония, вступившего на путь подвижничества, силы тьмы всячески искушали, нападали на него, устрашая призраками зверей, но он мужественно отражал все нападения твёрдой верой в Бога. «Он как бы посмеивался над врагами, говоря: "Если бы у вас было хотя бы сколько-нибудь силы, то для борьбы со мной достаточно было бы и одного. Но поскольку Господь отнял у вас эту силу, то вы и пытаетесь устрашать своей многочисленностью. (...) Знамение креста и вера в Господа служат для меня неодолимой стеной ограждения"»12. Злобно скрежеща зубами от бессилия своего перед этим мощным духом, тьма рассеивалась без следа.

Святой Сергий Радонежский противостоял самому Сатане огненным устремлением к Высшим Силам, и, когда враг рода человеческого решил изгнать Сергия из пустыни и, проломив стену церкви, ворвался туда с полчищами бесовскими, Сергий горячими молитвами смог отразить все нападения.

На множестве примеров из жизни святых и по­движников, при всём разнообразии испытаний, мы видим, что победа духа добывается только безраздельным устремлением к Высшему.

Нам даются испытания в соответствии с уровнем нашего сознания. Но какими бы тяжкими они нам ни казались, будем помнить — даются они по силам, и проходить их надо неотрывно с Учителем.

И конечно, какое же испытание без радости! Без неё серым и унылым будет всё вокруг. Но покроем всё радостью предстоящей победы, радостью пре­одоления. Наталия Дмитриевна Спирина говорит об этом в своём стихотворении:

Пусть будет каждое препятствие ступенью,
Ведущею к Тебе;
Пусть будет трудностей преодоленье
Как радостное песнопенье;
Пусть будет каждое лихое нападенье
Ещё одним толчком для приближенья
К Тебе13.

«...Земной путь есть путь опасностей и приготовлений к Беспредельности. Вот выступают три возражателя, один спрашивает: "Где же обещанная радость? Столько говорилось о радости, чтобы теперь превратить её в бесконечные опасности. Лишь ради радости мы слушали наставления".

Скажем: "Невежда, разве преодоление хаоса не есть радость? Разве внесение света во тьму не есть радость? Разве сознание служения не есть радость? Но если у тебя радость базарная, то не по пути нам с тобою".

Другой злобно заявляет: "Сами пребывают в безопасности, но нам оставляется какая-то опасность ежечасная".

Ответим: "Невежда, почему полагаешь, что Мы в безопасности? Явление относительности во всём. Наши опасности тебе невидимы, но не может быть жизни без опасностей. Нужно признать, что одна из самых высоких радостей рождается от сознания опасностей. Так человек может постоянно одерживать победы и радоваться". (...)

Так можно ответить всем возражателям»14.

Закончим стихотворением Наталии Дмитриевны Спириной:

Идём наверх крутой тропой.
Препятствий глыбы громоздятся,
Но мы решаем не сдаваться,
Вооружённые Тобой
На роковой победный бой
С судьбою, с тёмными, с собой15. 

Составитель И.М. Щербаков


1 Сердце. 115.

2 Там же. 116.

3 Грани Агни Йоги. XII. 592.

4 Грани Агни Йоги. 1958. 62.

5 Грани Агни Йоги. XII. 245.

6 Грани Агни Йоги. 1959. 305.

7 Грани Агни Йоги. V. 212.

8 Грани Агни Йоги. 1958. 62.

9 Грани Агни Йоги. 1959. 192.

10 Там же.

11 Грани Агни Йоги. V. 199.

12 Подвижники. Самара, 1994. С. 33 – 34.

13 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2001. С. 289.

14 Надземное. 371.

15 Спирина Н.Д. Капли. С. 309.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики