В Космосе всё взаимно испытывается, все миры на испытании. Рерих Е.И. Письмо от 24.02.1930 |
В Новосибирске утверждается замечательная миротворческая акция: в День города в Музее имени Н.К. Рериха, величайшего гуманиста нашей эпохи, под развевающимся Знаменем Мира торжественно откроется арка с Колоколом Мира. Далеко разнесётся звон колокола и сольётся с голосами собратьев-колоколов во многих городах. Этот всемирный перезвон вновь напомнит людям о мире во всём мире и необходимости объединения во имя самого священного. «Культура и мир являются священным оплотом человечества. В дни больших потрясений, и материальных и духовных, именно к этим светлым прибежищам устремляется дух смущённый», — писал Н.К. Рерих в статье «О Культуре и мире моление»1. Мысль о мире «предназначена каждому человеческому сердцу, — сказано в Записях Б.Н. Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. — Все верования молятся о мире, все заповеди говорят "Не убей". Во всём существующем заложена идея жизни, но не смерти, созидания, но не разрушения…»2
Вспомним тех, кто начинал вводить идеи мира и братства людей в международное законодательное право, когда совсем немногие задумывались о необходимости охраны жизни человека и мировых духовных ценностей.
Многообразно устремляется человечество к Миру. Каждый в сердце своём сознаёт, что это созидательное действо пророчески выражает Новую Эру.
Н.К. Рерих. Знамя Мира
Идея международной помощи жертвам войны и стихийных бедствий принадлежит Анри Дюнану, гражданину Швейцарии.
В 1859 году он стал свидетелем кровопролитного сражения при Сольферино (Северная Италия). После битвы более девяти тысяч раненых солдат (французов, итальянцев, австрийцев) были оставлены без помощи, фактически брошены на произвол судьбы. Потрясённый картиной человеческих страданий, Дюнан узнал, что солдаты, потерявшие способность сражаться, никому не нужны. Он организовал отряд добровольцев для ухода за ранеными и умирающими и сам остался с ними, оказывая посильную помощь и трудясь без отдыха. Вернувшись в Женеву, Дюнан написал книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», рассказав правду о той стороне войны, о которой старательно умалчивалось, и призвал общественность к созданию добровольной благотворительной организации для оказания помощи раненым во время войн. Эта книга была переведена на все европейские языки и широко разошлась по миру. В 1863 году в Женеве был создан комитет из пяти человек, который занялся претворением в жизнь этих благородных идей.
Анри Дюнан рассылает письма главам государств и правительств Европы с просьбой прислать своих представителей на конференцию в Женеву. Он едет из страны в страну, добивается личных встреч с королями, эрцгерцогами, военными министрами, убеждая их направлять своих делегатов в Женеву. Повсюду ему удаётся вызвать энтузиазм.
Состоявшаяся в октябре 1863 года международная конференция приняла ряд важнейших положений. Среди них — решение о создании в каждой стране благотворительных организаций для оказания помощи санитарным службам вооружённых сил во время войн; принятие в качестве отличительного знака красного креста на белом фоне. Комитет пяти был преобразован в Международный комитет Красного Креста (МККК), в задачу которого входила координация деятельности этих организаций в разных странах. 29 октября 1863 года, когда был подписан этот важнейший документ, считается днём рождения Красного Креста.
Менее чем за год в странах Европы было создано десять Обществ помощи. На конференции, состоявшейся в Женеве через год, была подписана конвенция об улучшении участи раненых и больных в воюющих армиях. Это соглашение, именуемое Женевской конвенцией 1864 года, гарантировало нейтралитет медицинского персонала и официально утвердило красный крест в качестве опознавательного знака.
Эта маленькая Конвенция, состоящая всего из десяти статей, ознаменовала новый этап в истории человечества — с неё началось гуманитарное право. Этот документ лежит в основе последующих Гаагских и Женевских конвенций, которые были подписаны большинством стран мира.
Далеко не сразу в сознание людей и государств вошла мысль о необходимости заботы о человеческой жизни; не все страны были готовы принять эти гуманистические идеи, — на это ушли годы.
Начиная с 1864 года Красный Крест развернул активную деятельность. Он оказывал помощь раненым во время войн и вооружённых конфликтов, способствовал пересылке писем военнопленных их семьям, выступал в качестве посредника между воюющими сторонами, призывал конфликтующие стороны отказаться от применения химического оружия, помогал беженцам и голодающим.
«Помощь пострадавшим — не единственная цель Красного Креста; оказывая поддержку, он служит не менее важной задаче — стремится отстоять в буре войны идею солидарности людей и уважения человеческого достоинства, когда реальные или мнимые нужды войны отодвигают моральные ценности на второй план» (Макс Хувер, президент МККК в 1940-е гг.).
Постепенно Красный Крест признали не только европейские, но и мусульманские страны, в которых символ красного креста был заменён на красный полумесяц.
Старое мышление не смогло противостоять эволюционному начинанию. Результатом многолетних усилий Международного комитета Красного Креста явилась ратификация в 1929 году Женевской конвенции о защите военнопленных почти всеми крупнейшими державами.
В 1949 году были подписаны четыре Женевские конвенции о защите жертв войны, и позже — два дополнительных Протокола; эти документы значительно расширили официально утверждённую сферу деятельности Красного Креста: теперь он мог оказывать помощь не только жертвам международных и внутренних конфликтов, но и политическим и неполитическим заключённым. Деятельность Красного Креста приобрела поистине глобальный размах, и знак красного креста и красного полумесяца стал узнаваем и понятен каждому жителю Земли.
Красный Крест трижды был удостоен Нобелевской премии мира — в 1917, 1945 и 1963 годах. «Красный Крест способствует пониманию между народами, развивая чувства братства и взаимной ответственности за благо человечества... Достижения Красного Креста глубоко символичны — акты мира в гибельный час битвы», — сказал в Нобелевской лекции 1963 года президент Комитета Леопольд Буасье.
Понимание ценности человеческой жизни всё глубже проникало в сознание людей, и наконец пришло время, когда человечество стало готово воспринять мысль о защите Культуры — духовных достижений человечества.
«Идеи охраны культурных ценностей в случае военного конфликта неоднократно высказывались в истории европейской юридической мысли ещё с XVI века, — пишет автор многочисленных работ по проблемам международных отношений профессор М.М. Богуславский3. — Но наиболее хорошо подготовленное и широко поддержанное предложение о заключении международной конвенции по охране памятников и учреждений культуры как в военное, так и в мирное время было выдвинуто уже в XX столетии известным русским художником Николаем Рерихом. В отличие от предыдущих проектов, так и оставшихся нереализованными, это предложение удалось воплотить в юридическую реальность в результате подписания странами западного полушария соответствующего договора в 1935 году. А в дальнейшем принципы Пакта Рериха легли в основу заключённой в 1954 году Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Однако главное состоит в том, что идея Рериха вызвала широкое общественное движение в защиту памятников культуры, которое сыграло гораздо большую роль, чем подписание любых договоров»4.
Идея эта сопутствовала Н.К. Рериху с юности. Археологические раскопки, интерес к истории культуры, соприкосновение с произведениями мирового искусства побуждали его много думать о сохранении бесценного наследия человечества.
Мысль о необходимости специального соглашения по охране памятников культуры оформилась у Николая Константиновича во время Русско-японской войны 1904 – 1905 гг., она была высказана в докладе, прочитанном в Санкт-Петербургском Обществе архитекторов. В 1914 году последовало обращение художника к верховному командованию Русской Армии и правительствам Франции и США с идеей международного соглашения по охране объектов культуры в военное время.
В 1917 году Комиссия по делам искусств — группа деятелей культуры, которую возглавили М. Горький (председатель), Н. Рерих, А. Бенуа, — постановила «предложить свои силы в распоряжение Совета рабочих и солдатских депутатов для разработки вопросов об охране памятников старины, проектирования новых памятников, составления проекта положения об органе, ведающем делами изящных искусств...»5 После этого в газете «Известия» появилось воззвание: «Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу. Граждане, берегите это наследство, берегите дворцы, они станут дворцами вашего всенародного искусства, берегите картины, статуи, здания — это воплощение духовной силы вашей и предков ваших... Помните, что всё это почва, на которой вырастет ваше новое народное искусство»6.
В 1929 году Рерих возвращается к идее охраны культурных ценностей на уровне международного договора. По его инициативе французский юрист-международник профессор Г.Г. Шклявер, пользуясь консультациями члена Постоянной палаты международного правосудия в Гааге профессора Ж. де Ла Праделя, составил проект договора. Вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран этот проект был опубликован на нескольких языках и вскоре получил всемирную известность. Идея Пакта Рериха сводится к международной регистрации памятников искусства и культуры, которые должны охраняться иностранными государствами с такой же бережностью, как и отечественные культурные ценности. Над такими объектами поднимается охранительное Знамя Мира — белое полотнище с окружностью и заключёнными в ней тремя сферами амарантового цвета.
Таким образом, Пакт Рериха и Знамя Мира — это культурный аналог Красного Креста. «Если Красный Крест печётся о телесно раненных и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье»7, — писал Николай Константинович.
Многие известные деятели мира выступили в поддержку Пакта Рериха. В 1929 году в Нью-Йорке и в 1930 году в Париже и в Брюгге были учреждены постоянные комитеты Пакта. С 1931 года начинают собираться международные конференции, посвящённые Пакту Рериха. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне президент США Ф. Рузвельт и представители стран Латинской Америки подписали договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Впоследствии идеи Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей во время вооружённого конфликта, которая в 1954 году была ратифицирована большинством стран мира.
Пакт Рериха, как пишет М.М. Богуславский, «стал первым международно-правовым актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, и единственным соглашением, принятым в этой области до Второй мировой войны. ...Его принципы и положения имеют огромное значение для развития международного права»8.
В Записях Б.Н. Абрамова от 12 апреля 1951 года сказано: «Захоронено зерно. Его не видно, о нём забыли. Но вот приходит срок, и из земли появляется росток. Он растёт, крепнет, превращается в мощное дерево. Незнающие порадуются о дереве, знающие вспомнят с признательностью о зерне. (...)
Люди не помнят о зерне. Многие не знают. Но мы знаем и помним. Невидимо возносится Знамя Мира на конгрессах мира, на митингах за мир, на демонстрациях протеста против войны. Незримо покровительствует искусству. Незримо зажигает народы. Потом вспомнят. Как всегда — потом. И воздадут должное, и оценят, и найдут следы его повсюду. Но для нас радость — находить их теперь, в самый разгар боя. Не вид ли знамени вдохновляет воинов?!
И белый голубь, начертанный на камне почитания Иерархии, реет над борьбой за мир»9.
Колокол Мира перед штаб-квартирой ООН. Нью-Йорк |
Ежегодно в День Земли, который отмечается в день весеннего равноденствия, 21 марта, в разных странах мира звучит Колокол, напоминая людям об их всепланетной общности и призывая приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома.
Первый Колокол Мира был установлен в 1954 году в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Он отлит в Японии из монет, пожертвованных детьми всех континентов, в него также вплавлены ордена, медали и другие почётные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всём мире».
Когда-то именно японские города Хиросима и Нагасаки были сметены с лица земли американскими атомными бомбами. Но лучшие люди Японии пришли в Америку с идеей Мира, передав в Нью-Йорк этот Колокол, который звонит по каждому погибшему и для каждого живущего.
Вспоминаются слова Н.К. Рериха, сказанные когда-то о сокровищах искусства, но применимые ко многому в нашей жизни: «Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто — "Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою". (...) Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные меры. Даже в начале своём эти меры охранения дадут многие полезные следствия»10.
«Восстановлено человеческой надеждою» — вот что объединяет людей всех времён и народов в их лучших стремлениях.
В 1996 году точно такой же Колокол ООН установила в Вене. Колокол Мира установлен уже во многих городах Японии, в крупных городах Германии (1989), Польши, Турции (1989), Мексики (1990), Австралии (1992), Монголии (1993), Филиппин (1994), Канады (1996), Бразилии (1997), Аргентины (1998), Эквадора (1999), Узбекистана (2003) и других стран.
С 1971 года акция «Колокол Мира» неразрывно связана с праздником Международного дня Земли. Именно тогда генеральный секретарь ООН подписал специальное обращение к народам мира, в котором отмечалось, что новое видение Земли и совершенно иное отношение к ней возникло тогда, когда космонавты и астронавты увидели и поведали всем, насколько красива наша чудесная голубая планета — общий дом человечества.
Колокол Мира звучит и в Международный день мира, который отмечается 21 сентября, а именно на этот день приходится христианский праздник Рождества Богородицы. Для россиян это ещё и День воинской славы — в честь победы в Куликовской битве (1380 г.) русского воинства во главе с великим князем Дмитрием Донским.
В России эта акция начала осуществляться с 1998 года по инициативе и под патронатом лётчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А.Н. Березового; впервые она была проведена в Международном Центре Рерихов (Москва). На торжественном собрании, посвящённом первому Дню Земли в России, выдающийся советский физик С.П. Капица сказал:
«...День Земли — это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые её населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся».
К настоящему времени акция «Колокол Мира в День Земли» охватила многие города России. Её открывают космонавты, деятели искусства, служители церкви, воспитанники кадетских корпусов — люди самых различных слоёв, объединённые идеей мира. Для церемонии обычно используются небольшие временные конструкции.
Первое капитальное сооружение в России — арка «Колокол Мира» — возведено в Новосибирске на территории Музея Н.К. Рериха. Инициаторами проведения акции «Колокол Мира в День Земли» в столице Сибири стали несколько общественных организаций, в числе которых Сибирское Рериховское Общество. Они подписали «Меморандум о проведении Дня Земли в городе Новосибирске», заканчивающийся такими словами: «В связи с возрастающим значением города Новосибирска в международных культурных процессах, в формировании общественного сознания, ориентированного на принятие ответственности за судьбу планеты и её населения, представителями общественности и органами местного самоуправления города принимается решение о ежегодном проведении Дня Земли в городе Новосибирске. В качестве места проведения праздничных мероприятий, посвящённых Дню Земли, организаторы выбирают Музей Н.К. Рериха».
«Этот праздник будет символизировать единение жителей города, отражённое в "Хартии г. Новосибирска" и основанное на любви к своему городу, сохранении его традиций, — убеждён мэр Новосибирска В.Ф. Городецкий. — Пусть "Колокол Мира" станет напоминанием для нас, что Новосибирск является частью мирового сообщества».
«Много было войн в истории Земли. Люди воевали, залечивали раны и воевали снова. Но вот стала утверждаться идея мира. Она растёт и ширится, как пламя лесного пожара, зажигая сердца всех, способных к эволюции». Пламя борьбы за мир «расплавит дула орудий... Идея сильнее бомб»11.
1 Рерих Н.К. Знамя Мира. М., 2005. С. 221.
2 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2007. С. 37.
3 М.М. Богуславский (р. 1924) — профессор, доктор исторических наук, член исполкома Ассоциации международного права, автор книги «Международная охрана культурных ценностей» (М., 1979).
4 Знамя Мира — Знамя Культуры. Новосибирск, 2005. С. 3 – 4.
5 Беликов П., Князева В. Рерих. М., 1972. С 129.
6 Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. 1917. № 9 (8 марта). С. 2.
7 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 249.
8 Знамя Мира — Знамя Культуры. С. 6.
9 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. С. 49 – 50.
10 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 68.
11 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. С. 37.