Правильно, чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935 |
Алтай является не только жемчужиной Сибири,
но и жемчужиной Азии.
Великое будущее предназначено
этому замечательному средоточию.
Николай Рерих
Прошло уже три четверти века с той поры, как по земле Алтая прошла одна из самых необычных и загадочных экспедиций. Однако чем дальше, тем больше она волнует умы исследователей и всех, кому дорога судьба этого сибирского горного края. Неординарность экспедиции определялась прежде всего тем, что её руководителем был Николай Константинович Рерих — выдающийся художник, учёный, писатель, мыслитель, общественный деятель. Представитель русского космизма, Рерих в полной мере воплощал в себе всемирную отзывчивость русской души, её способность познать мир духовной культуры различных народов, живущих далеко от рубежей России.
Пройдя тысячевёрстные преграды, Рерих проник в таинственный мир Сердца Азии и в непосредственном общении с жителями восточных стран прикоснулся к их самым сокровенным чаяниям. Эти личные впечатления позволили ему сделать важные обобщения и пророчества, которые и сегодня поражают своей прозорливостью. Таким странствующим провидцем и остался он в памяти старожилов Верхнего Уймона. Я помню, как Фёкла Семёновна Атаманова взволнованно вопрошала: «Как ему дано было знать, что здесь будет село Тихонькое? Кто же он был, пророк или апостол?»
Центрально-Азиатская экспедиция Рериха стартовала из Индии осенью 1925 года. Пройдя гималайские перевалы и китайские пустыни, путешественники вступили в Советский Союз. Позади осталась Москва, встречи с членами правительства и деятелями культуры. 28 июля 1926 года экспедиция прибыла в Барнаул, затем на пароходе по Оби приплыли в Бийск. Далее, взяв лошадей, направились через Красный Яр, Алтайское, Баранчи, Таурак, Мариинское, Чёрный Ануй, Усть-Кан, Кырлык, Абай, Юстик в Усть-Коксу. 7 августа, переправившись на пароме через Катунь, добрались до конечного пункта — Верхнего Уймона, где остановились в доме Вахрамея Семёновича Атаманова.
В состав экспедиции Рериха входили: сам Николай Константинович, его жена Елена Ивановна, сын Юрий Николаевич, музыковеды Морис Михайлович Лихтман с супругой Зинаидой Григорьевной — представители Музея имени Рериха в Нью-Йорке, тибетский лама Геген и ладакец Рамзана.
Центрально-Азиатская экспедиция носила научно-художественный характер. На Алтае Рериха интересовало соединение культур Запада и Востока, древность и современность, богатство археологических памятников, своеобразие языческих верований, сказания о Чуди и Беловодье. «И в доисторическом и историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу», — сделал заключение Николай Константинович.
Яркие впечатления нашли затем отражение в целом ряде его художественных произведений: «Ойрот — вестник Белого Бурхана» (1925), «Сосуд нерасплёсканный» (1927), «Чудь подземная» (1928 – 1930), «Чарака» (1935 – 1936), «Страж пустыни» (1941), «Победа» (1942), «Богатыри проснулись» (1940), «Святогор» (1938), «Победители клада» (1947) и другие. Считается, что все горные этюды Рериха — гималайские, однако явно некоторые из них были вдохновлены Алтаем. Не случайно художник писал: «И странно и чудно — везде по всему краю хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и кедры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны».
Из Верхнего Уймона участники экспедиции совершали поездки верхом на лошадях; они интересовались местными лекарственными травами, собирали минералогическую коллекцию, образцы фольклора, изучали возможности перспективного развития края. Всех их пленила красота Алтая, величественный облик Белухи. Здесь, на Алтае, родились у Рериха эти строки: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты?»
И сегодня рериховский взгляд на историю и культуру Алтая продолжает привлекать внимание исследователей самых различных профилей научного знания.
Обратно экспедиция выехала из Верхнего Уймона 19 августа через Усть-Коксу, Усть-Кан, Чёрный Ануй, Туманово, Матвеевку, Карпово, Солоновку до Бийска. Далее был Новосибирск, Улан-Удэ, Монголия, Тибет, Индия…
До конца своих дней Николай Константинович сохранял дружеские чувства к Вахрамею Семёновичу Атаманову и сам мечтал из Индии вернуться в Россию, на Алтай. Мысль об Алтае постоянно жила в сердце художника: «...Строительная хозяйственность, нетронутые недра, радиоактивность, травы выше всадника, лес, скотоводство, гремящие реки, зовущие к электрификации, — всё это придаёт Алтаю незабываемое значение».