Лишь малое сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. Мир Огненный, ч.3, § 269 |
Общечеловечность — это сложное, комплексное понятие, которого мы ещё не затрагивали, но решили затронуть, так как чувствуем, что для этого назрело время. В понятие «общечеловечность» входят и сочувствие, и сорадование, и сострадание, и помощь людям, стремление понимать друг друга, соблюдать не только свои интересы, но и интересы других.
Под словом «общечеловечность» подразумевается и общность всех людей, имеющих одинаковое право на жизнь, независимо от того, что они на данный момент собой представляют.
Утверждение общечеловечности начинается от проявлений в обычной земной жизни и продолжается в беспредельность дальних миров, так как материя всех миров в существе своём едина, но её варианты, качества и свойства — бесчисленны. Нет материи, кроме вселенской Материи, единой для всех миров, и постигая законы материи нашего мира, мы тем самым приближаемся к Беспредельности. И всюду и везде не мозг, а сердце является объединителем всего сущего. «...Без сердца мы шелуха погибшая»1.
«К вопросу о человечестве как о сердце едином надо обращаться часто. Слишком много невежества и преград везде, где должно быть дружественное сотрудничество. Следует написать историю разделения человеческого сердца»3. Люди — это не разрозненные единицы, не имеющие отношения друг к другу, а существа, связанные кровными и духовными узами, общностью целей, задач, интересов и трудов и всеми прочими условиями пребывания на планете. Если этих связей нет, то и не будет того понятия, к утверждению которого мы стремимся — к общечеловечности.
Отчего происходят войны, семейные и социальные раздоры? От разобщённости интересов людей, от их стремления к противоположным целям, от их желания блага только для себя, но не для других; и в результате не останавливающихся ни перед чем, что могло бы этому «благу для себя» воспрепятствовать.
Общечеловечности также препятствует уверенность части людей в превосходстве своей религии, своей расы, своего происхождения, своего интеллекта и уверенность в том, что только они могут пользоваться правом на все блага жизни и господствовать над себе подобными.
Каким бы образом ни выявлялся человек, это неизменно затрагивает кого-то другого, начиная от дурного настроения и кончая беспощадной жаждой обладания любыми возможностями общего блага только для себя, так как «независимость существования человека является невозможностью»4.
Общечеловечность учит нас понимать общность основ всех религий, независимо от разности их обрядов. Многие, придавая первостепенное значение обрядовой стороне религии, упускают духовную общность её с другими верованиями. И таким путём создаются религиозные распри, часто принимающие самые жестокие формы, вплоть до истребления инакомыслящих.
«Урусвати знает, что состояние, которое вы называете культурою, — общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни. Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру. Но вы можете легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычаи. Могут указать на различие письменности в разных странах. Но Мы говорим не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что задания будут общечеловечны»5.
«О Единстве в Космосе давно сказано. Во всех старых Учениях указано на это магнитное Единство. Столько пространственных рекордов не запечатлено, несущих сокровенные утверждения Единства! Столько пространственных рекордов, указующих на порождение разобщения! Так же как тысячелетиями планете приходится повторять о вечном Единстве, так же точно приходится утверждать те следствия разобщения на планете»6.
«Мир страдает от расчленения, которое поглощает все великие начинания. Вместо единства проповедуется везде расчленение. Не осталось ни одного принципа, который бы не был искажён в своей основе. Каждое начинание утверждается, прежде всего, как часть великого Целого. Но так ли обстоит дело с человеческими исканиями? Незримое отделяется от видимого Мира. Высшее отделяется от Земли. Только устремление к объединению понятий величин может установить необходимую связь Миров. Без насыщения сердца невозможно обнять Миры, ибо как утвердить связь космическую без принятия Единства всего Космоса? В малом и в великом явим понимание этого Великого Закона. Расчленение Миров приводит к одичанию»7.
Проявление этого одичания мы видим на протяжении всей истории человечества. Невозможно представить себе, какой вред это расчленение наносило и наносит во все века всем народам земли. Вместо обогащения — уничтожение великих ценностей других народов во имя своих, только лишь потому, что они по своей форме не соответствовали нашему пониманию ценностей; нежелание узреть одну и ту же истину в разных одеяниях.
Воспитание общечеловечности начинается с самых малых лет, когда в ребёнке не поощряют чувство собственности, а стараются привить ему понимание, что всё, что вокруг него, — общее и принадлежит не только ему одному. Если в семье есть ещё дети, то это — право на игрушки, на лакомства, а по мере их взросления — на книжки, картинки и тому подобное.
Общечеловечность включает в себя отношение ко всем царствам природы, так как всё живое по-своему, может быть, совершенно неожиданным путём, но откликается на отношение к нему. Однажды знаменитый биолог Боше демонстрировал Н.К. Рериху процесс умирания растения: «Сейчас я дам яд этой лилии, и Вы увидите, как она вздрогнет и поникнет», — сказал он. Но вместо поникания лилия поднялась ещё выше. Учёный воскликнул: «Давно предугадывал я, что эманации некоторых сильных энергий должны влиять на окружающие физиологические процессы. Вы препятствуете смерти растения, отойдите подальше». И действительно, когда Рерих отошёл, жизнь растения прекратилась. Благодатная энергия, исходившая от великого художника-гуманиста, нейтрализовала действие яда на растение. Разве это не выражение общечеловечности, когда человек благодатными излучениями своей ауры спасает растение? Многие подвижники являлись целителями и исцеляли обратившихся к ним людей. Подобные случаи приводятся в их Житиях.
Мёртвой природы нет, и она живёт своей жизнью, не всегда явной для нас, и реагирует по-своему на всё происходящее вокруг. На картине Н.К. Рериха «Бэда Проповедник» изображён слепой проповедник Бэда, которого поводырь привёл как бы на проповедь к людям, которых в действительности не было. Бэда произнёс пламенную речь о Боге. И только он закончил, «''Аминь'' — ему грянули горы в ответ» (Я. Полонский).
Общечеловечность утверждает право каждого человека и каждого существа на жизнь, если это не вредит окружающему миру. На картине Н.К. Рериха «Сострадание» изображён лама, к которому кинулась лань для защиты от стрелявшего в неё охотника; и лама подставил свою руку под его стрелу, предназначавшуюся лани, и тем спас её.
Общечеловечность подразумевает любовь ко всему миру, в том числе и к своему ближнему. Кто же является нашим ближним? По этому поводу С.Н. Рерих написал картину «Добрый самаритянин», сюжет для которой взят из Евангелия от Луки. Притча гласит: один законник8, слушая проповедь Христа о любви к Богу и ближнему, спросил Его: «А кто мой ближний?» «На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит9, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин10 же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же»11. С.Н. Рерих, нарисовав картину на эту тему, дал понять, как высоко был оценён подвиг самаритянина.
Общечеловечность должна включать и дальние миры. Если человек признаёт только свою планету и не признаёт жизнь на других мирах, в какой бы форме она ни проявлялась, и не сочувствует ей, то это не будет приближением к состоянию общечеловечности. «Мыслитель заботился, чтобы ученики познали, что и в дальних мирах светит общечеловечность...»12
Как хорошо, что расстояний нет,
Что мы всегда во всех мирах едины,
Что светит нам неугасимый Свет,
И в нём крепка межзвёздная Община,
И лёд разлуки тает без следа...
Союз любви, гармония труда
Соединяют в духе — навсегда13.
Слово на «круглом столе» СибРО, 24 ноября 2002 г.
1 Сердце. 389.
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 288.
3 Аум. 175.
4 Беспредельность. 193.
5 Надземное. 373.
6 Мир Огненный. III. 245.
7 Там же. 124.
8 Законники — те, кто занимались истолкованием иудейского закона.
9 Левиты — особый класс иудейских священнослужителей.
10 Самаряне (самаритяне) — жители города Самарии и его области.
11 Ев. от Луки. 10: 30 – 37.
12 Надземное. 373.
13 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 63.