Начиная что-либо, всегда предпосылайте удачу, страшная разрушительная сила заключается в сомнении и недопущении. Рерих Е.И. Письмо от 23.02.1937 |
Учение Живой Этики восстаёт против краж, как действий, недопустимых и несовместимых с нею. Одна из десяти заповедей Моисея гласит: «Не укради!»
Кражи могут быть весьма различными, и люди иногда не догадываются, что их действия по существу являются кражами. Такие недопустимые действия относятся также и к категории, которую можно назвать кражею времени.
Когда мы договариваемся о встрече и опаздываем, ждущий нас теряет даром время, так как при этом не может заняться чем-то другим. Бывает также, что о чём-то не очень существенном говорят часами, в то время, когда можно было бы ограничиться обсуждением каких-то незначительных явлений буквально минутами. Такие поступки относятся к отсутствию качества соизмеримости.
Экономия времени, своего и чужого, должна войти в состав наук, изучаемых последователями Живой Этики со всею тщательностью и непредубеждённостью.
Кража времени, о которой мы в данный момент говорим, является также и кражей наших сил. Человек явно устаёт, как от своего многословия, так и от многословия собеседника. «Болтливость есть не что иное, как распущенность психической энергии, вызывающая её утечку и расточение»1, — говорится в «Гранях Агни Йоги».
Начать нужно, как обычно, с себя. Собираясь о чём-то поговорить, что-то обсудить или на чём-то настоять, мы должны постараться сделать это в максимально сжатой форме. И часто бывает, что короткое, но концентрированное высказывание имеет большее воздействие, чем длинная речь. Тексты Учения Живой Этики изобилуют такими примерами. Умение говорить кратко требует находчивости. Об этом в книге «Зов» сказано: «Находчивы будьте — теряется много времени»2.
В «Гранях Агни Йоги» на эту же тему говорится: «Если каждое сказанное слово требует известной затраты энергии, то можно представить себе, как опустошают сокровищницу свою болтливые люди. Поистине являются они расточителями Агни. Потому надо сократить многословие. Надо вдесятеро сократить все официальные речи и доклады. Надо научиться вкладывать больше содержания в краткие, отточенные слова. Надо вообще людям научиться понимать ценность произносимых слов и устранить празднословие; когда-то оно считалось грехом, и не напрасно»3.
У Апостола Матфея осуждение многословия грозно выражено в словах: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»4. А в одной из молитв при обращении к Богу звучит просьба: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», то есть «не дай мне».
Учитель говорит в книге «Озарение»: «Кто имел преимущество слышать говор Наш, может засвидетельствовать, как деловито и разнообразно проходит время Наше. Для увеличения возможностей пришлось отказаться от долгих построений речи, изыскивая в разных веках лучшие и краткие определительные. В трёхминутное время надо уметь дать выпукло содержание трёхчасовой речи.
Говорю это, не боясь негодования адвокатов и проповедников.
Оценить сокровище времени можно лишь при работе Общего Блага. Менее всего можно красть время вашего брата. Украсть без смысла время — то же, что и кража идей»5.
Е.И.Рерих высказывается на эту же тему так: «...Всё может быть восполнено, лишь утрата времени невозвратима...»6
Об этом же бережливом отношении ко времени Апостол Павел говорит: «...Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем...»7
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Среди земных возвышенных мыслей полезно порою подумать о том, всё ли делается, что возможно, всё ли время отдаётся самому нужному, не теряются ли драгоценные часы понапрасну?»8
Также и Н.К.Рерих стремился обратить внимание людей на значимость времени и его экономию: «Когда весь мир содрогается в смущениях и в судорогах, тогда особенно невыносимо всякое пустословие. Времени так мало. Не хватает мгновений на выражение самого нужного, самого значительного и неотложного. И эти драгоценнейшие неповторимые часы безумно растрачиваются на загромождающее пространство пустословие. Нередко так любят позорное пустословие, что называют его отдыхом. При этом говорится: "Не всё же толковать о серьёзном, просто поболтаем". А вдумайтесь в это поверхностное выражение "поболтать" и вы увидите, что оно не может в существе своём успокаивать, а будет вести к раздражению»9, то есть к утомлению, хотя вначале и не замечаемому.
В книге «Озарение» говорится об этом же так: «...Если замечаете длинный разговор о пустой скорлупе, остановите внимание собеседника на непрактичности ничтожности. Со многими людьми эта дисциплина необходима»10.
В Записях Б.Н.Абрамова на эту тему говорится так: «Жизнь сурово ставит перед неизбежностью утверждения качества сдержанности и молчаливости. Самые казалось бы, незначительные слова вызывают неожиданные и бурные следствия. Надо научиться молчать, не произнося ни одного слова без крайней к тому необходимости. Ведь за молчание никто не накажет, а соображения ложной вежливости несостоятельны. Кто внушил мысли, что надо обязательно говорить из вежливости и поддерживать светские разговоры? А вы помолчите и посмотрите, каковы будут результаты. Пусть говорят те, для кого умение молчать необязательно. И даже со своими, и даже в домашнем окружении, надо строго и неуклонно соблюдать это условие, контролируя каждое слово. Через испытание на молчаливость надо пройти. Люди так любят говорить, что ваше молчание не будет им в тягость. И не беспокойтесь о том, что это ухудшит взаимоотношения с людьми, наоборот — улучшит и принесёт желаемые следствия»11.
«Если в домашнем быту утверждён контроль над каждым произносимым словом, то везде, где бы то ни было, этот контроль продолжает действовать. Учат жизненные уроки сдержанности речи, указуя, сколь вредно многословие, когда ненужное говорится. Очень не полезно убеждение, что надо говорить "из вежливости". Право, лучше промолчать, чем разрушать себя болтливостью. Пусть уж лучше говорит собеседник, если не может себя удержать от слов излишних. Полезнее помолчать обоюдно, но для такого молчания требуется созвучие. И тогда оно благодетельно. Сдержанность речи — особенно ценное качество йога. Люди страдают многословием. А за слова приходится отвечать. Мудрое собеседование не есть болтливость. Оно плодоносно, если не допущено явление исчерпанности»12.
О людях, болтающих попусту, появилось презрительное определительное «трепач» и образовался глагол «трепаться». В «Гранях Агни Йоги» говорится о болтунах: «...Слова ничто — при сердце молчащем. И вообще слов надо поменьше, люди очень много говорят. И чем больше говорят, тем меньше делают, так как энергия, нужная при делании, растрачивается в словах. Не может болтун быть хорошим работником, как не может дырявый паровой котёл дать рабочий пар. Ученики должны понимать ценность молчаливой сдержанности»13.
А под конец прочитаю вам сатирический стих на эту тему малоизвестного у нас русского поэта в эмиграции, печатавшегося в зарубежной русской прессе прошлого века под псевдонимом Дон Аминадо. Называется стих «Жуткий гость».
Бойтесь многоговорящих, Бойтесь в гости приходящих, Словно бабочки летящих На далёкий огонёк. Бойтесь дома вас заставших, На минутку забежавших, Поболтать... и проболтавших Не минутку, а часок! Так бывает... Вечер... Сыро... На столе кусочек сыра, Чай дымится. Жаждет мира Ваша бедная душа. Жизнь прошла, и на отлёте... Вы чудес уже не ждёте. Вам покойно. Вы жуёте, Не волнуясь, не спеша. Вдруг, внушая чувство дрожи, На рыдания похожий, Ваш звонок звенит в прихожей, Как набат и как навет!.. Что случилось?! Выстрел?! Драма?! Пневматичка?! Телеграмма?! Щёлк замка... Пред вами дама... — Икс, иль Игрек, или Зет?! Ах! и ах! и, по статуту, Сорок тысяч слов в минуту, И каюк! Конец уюту, И мечте, и тишине. Щёлкнет сумочкою. Сядет. Губки ружем напомадит. И сейчас же... как заладит!.. Как берёста на огне. Как пойдёт трещать трещоткой, Стрекотать визгливой глоткой, Оттесняя торс ваш кроткий Окончательно к стене!.. Всех обложит, всё расскажет, Повенчает, размарьяжит14, Выжмет, выварит, увяжет, Выпьет чаю чашек пять, На часы в испуге взглянет, Ахнет, охнет, сядет, встанет, И как вкопанная станет И останется стоять... ...Не опасен гость сидящий, А опасен гость стоящий! Это самый настоящий, Самый жуткий в мире гость. Он, держа вас час за часом И гудя альтом иль басом, Вырвет пуговицу с мясом И обгложет вашу кость! Бойтесь! Будьте суеверней! Час осенний, час вечерний Полон злых и острых терний По значенью своему. Посему мечтать — мечтайте, В чашке ложечкой болтайте, Но огня... не зажигайте, Но дверей... не отворяйте! Ни за что! и никому!..
26 октября 2003 г.
1 Грани Агни Йоги. IX. 255.
2 Листы Сада М. Зов. 2.07.1921.
3 Грани Агни Йоги. XI. 651.
4 Матф. 12: 36.
5 Листы Сада М. Озарение. 3-V-20.
6 Письма Е.И.Рерих. Т. 1. Март 1931 г.
7 Послание к ефесянам святого Апостола Павла. 5: 15.
8 Грани Агни Йоги. XI. 757.
9 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 478.
10 Листы Сада М. Озарение. 2-VIII-4.
11 Грани Агни Йоги. XI. 593.
12 Грани Агни Йоги. XIII. 232.
13 Грани Агни Йоги. IX. 256.
14 Разведёт (от франц. «марьяж» — женитьба).