Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения. Знаки Агни Йоги, 52 |
Не сам ли дух избрал её когда-то — Судьбу свою, свой одинокий путь? Не сам ли он, торжественно и свято, Решил дойти и вспять не повернуть? Не сам ли он избрал свой Идеал, Звезду свою не сам ли он избрал?!1
В чём заключается свобода воли? Она заключается в свободе выбора поведения, пути, работы, отношения к ближним. А дисциплина — в том, чтобы подчинять свои желания необходимости данного момента. Человек должен считаться с результатами этого выбора. Необходимо учитывать, будут ли полезны эти результаты и себе, и другим людям, и делам; к чему они приведут, сочетаются ли они с общепринятой этикой и моралью.
Когда свобода выбора совершилась, то без дисциплины нельзя выполнить намеченные действия. Свободен в своём выборе каждый, но следствия выбора несёт по совершённым им делам.
Учение Живой Этики говорит: «Свободная воля служит предметом наибольших противоречий. Для одних она превращается в своеволие, для других в безответственность, для третьих в безумие самомнения. Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность свободы.
Упадок свободы можно назвать праздником невежества. Люди не могут примириться с Иерархией знания и уважать суровость воли. Между тем, возможна ли Йога, где нет ответственности за волю?»2
«Свободная воля существует, и никто не будет отрицать её, но постоянно можно замечать какие-то несоответствия с действиями и мышлением Сил Надземных. Дело в том, что воля может быть гармоничной с Силами Высшими или хаотичной, нарушая созидание. Плачевно наблюдать, что воля хаотичная преобладает среди людей. Она не улучшается от формального образования. Свобода воли есть прерогатива человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием»3.
«Свободная воля есть торжественное напутствие путнику. Невозможно не дать перед дальними путями ценного дара свободной воли»4.
Зову на бой с самим собой! Тебе от сотворенья дан Свободной воли страшный дар. Той битвы роковой исход, Свою судьбу, паденье, взлёт Решать настанет твой черёд, Когда урочный час пробьёт.5
«Каждый может действовать по способности, не будет он стеснён. Но мудрый осознаёт, какова ответственность за пользование сокровищем свободной воли. Как бы дан кошель, полный золота. Можно его расходовать по усмотрению, но придётся дать отчёт, и Братство научит, чтобы порученное сокровище не было потрачено без пользы»6. По этому поводу вспоминается приведённая в Евангелии притча о талантах. В ней рассказывается о том, как некий человек собрался отправиться в чужую страну и перед этим поручил, на время своего отсутствия, сохранить одному из своих рабов пять талантов (талант — вес серебра), другому — два, а третьему — один талант. Получивший пять талантов употребил их в дело и этим приобрёл ещё пять талантов; точно так же сделал и получивший два таланта; а получивший один талант закопал его в землю. По возвращении хозяина два первых раба вернули удвоенные ими таланты, за что он похвалил и возвысил их, а у третьего, получившего один талант и закопавшего его в землю, он велел отнять данный ему талант и подвергнуть этого раба суровому наказанию.
«Свободная воля остаётся отличием человека. Можно сожалеть, если эта превосходная энергия устремляет безумцев в пропасть. Можно озаботиться предупреждением, но нельзя сломить закон свободной воли. Среди судеб Атлантиды можно видеть, что предупреждения изливались щедро, но безумцы не слышали. Также и среди других эпох можно усмотреть напоминания»7.
«Чистые сердца увидят Высшее»8. Как сказано в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»9. «Только нужно помнить, что чистота принятых понятий зависит от свободной воли. Люди начинают чистую жизнь, как в доме, так и в сердце, по своему решению. Так, руководитель не может заставить вычистить сердце, если к тому нет желания. Лучшая чистка Огнём»10, то есть огнём сердца, горящего в устремлении к чистоте.
«Свобода выбора заложена во всём. Никакое насилие не должно прерывать путь, но позволительно дать каждому светильник в пути долгом». Свободу избрания может осмыслить только просвещение, потому оно «есть утверждение бытия»11.
«Закон свободной воли не позволяет прекращать зарождение преступлений. Но закон справедливости даёт возможность прекращать развитие вреда...»12 Возьмём, к примеру, войны и причины, их порождающие. Есть войны захватнические, направленные на выгоды для своего народа в ущерб другим, и войны освободительные, направленные на освобождение своего народа от порабощения и уничтожения. Последние ярко выражены в известной песне «Пусть ярость благородная вскипает, как волна. Идёт война народная, священная война».
Часто считают, что дисциплина идёт вразрез со свободой воли, но суть в том, куда направлена свободная воля, можно ли сетовать на её подавление.
Человек, стремящийся к прогрессу, неизбежно приходит к пониманию необходимости самодисциплины, без которой никакой духовный прогресс невозможен.
«Дисциплина духа есть неизбежная ступень на пути восхождения его по лестнице жизни. Надо овладеть своей личностью и подчинить её цели эволюции Индивидуальности»13.
«Самодисциплина, накладываемая на себя учеником, добровольна. Импульс её утвердить исходит из сознания самого ученика. Никто не понуждает, никто не заставляет, но огненно устремлённое сердце самостоятельно приходит к осознанию неизбежности этой самодисциплины. (...) Дисциплина духа, ведущая к овладению собою, проявляется во всех мелочах жизни. Именно мало-малейшее имеет большое значение. Улыбка, слова, жесты, мимолётные мысли и отношение к ним — всё подлежит строжайшему контролю»14.
«Самодисциплина всегда хороша, но она особенно ценна и глубока по значению, когда проявляется наедине. И для людей, но главным образом, для самого человека имеет она свой особый смысл. Невежество полагает, что, оставаясь наедине, оно может вести себя как угодно. Но ведь всё видит Пространство и всё запечатлевает явно и тяжко»15.
Пространство видит и хранит, Пространство слышит и запомнит — Свидетель вечный сотворит Вам памятник нерукотворный...16
Одним из способов утверждения самодисциплины издавна являлись так называемые обеты, нарушение которых считалось тяжким грехом.
«Обеты самого различного свойства были одобрены разными учениями. Каждый обет очень полезен со стороны дисциплины. Люди трудно верят, насколько подобные упражнения дисциплины нужны для будущих достижений. Обет сокращает много тропинок распущенности. Такая неразборчивая, безответственная распущенность даёт самые плачевные последствия в Тонком Мире. Она подобна детской игре с Огнём. Нужно помнить всегда об опасности распущенности. Начать отучаться от распущенности лишь в Тонком Мире и трудно, и болезненно. Тут (на земле) лучше всего испытать себя разными полезными обетами. Люди впадают часто в смешное положение, когда усиленно дают обеты лишь при опасности. Лучше понимали древние, когда давали обеты в честь самого Высшего, усиливая тем восторженное и торжественное настроение. Это было не суеверие, не сделка с Высшими Силами, но порыв духа, нашедшего ещё одно освобождение»17.
Е.И.Рерих писала: «Если бы знали все, возмущающиеся против иерархического начала, какая дисциплина послушания царит среди Иерархии Света! Какое послушание проходят истинные ученики Света! И послушание это требуется вовсе не для того, чтобы контролировать ученика в интересах Великих Учителей, но для того, чтобы ученик мог таким образом вступить на первые ступени, ведущие к пониманию и принятию Космической Воли. Дисциплина есть начало всего знания и всей мощи»18.
В книге Община сказано: «Дисциплина свободы отличает Наши общины. Не только дух дисциплинирован, но и качество внешних действий»19. «Суровый распорядок жизни некоторых монастырей прошлого и настоящего времени очень поучителен»20. Если дисциплина возможна в монастыре, то до какой-то степени возможно дисциплинировать себя и в обыденной жизни, и не разрешать себе распущенности и своеволия. Так называемые хорошие манеры есть тоже один из видов самодисциплины, когда человек не позволяет себе кричать на других, хамить, прерывать другого на полуслове, опаздывать, заставляя себя ждать, не выполнять обещаний, и тому подобное.
«В дисциплине духа нуждается человечество, но она должна быть добровольной, и в этом вся трудность»21. К примеру, возьмём брак. Человек выходит замуж или женится по своей воле, но дальше от него требуется дисциплина в создавшейся после его выбора семье. Дисциплина родителей заключается в заботе о детях, которых они произвели на свет.
В воспитании детей важно не слепое подчинение детей приказам родителей, а их понимание — для чего те или иные действия допустимы или недопустимы, хороши или дурны. Ребёнок может подчиниться приказу родителей из страха перед наказанием, но от этого он лучше не станет. Другое дело, когда он понимает, почему ему указывается то или иное. Тогда он будет подчиняться сознательно указаниям родителей без применения насилия с их стороны. Детям нередко кажется, что их свободная воля угнетается взрослыми, но это происходит обычно тогда, когда дети совершают вредные для себя и других поступки, не понимая их вреда. Также и во всей жизни не страх перед наказанием, но понимание результатов от совершения тех или иных поступков должно присутствовать в сознании.
Таким образом, дисциплина вытекает из сознательного понимания причинно-следственной связи поступков и их результатов. Учение призывает нас к сознательному бытию, а не к слепому подчинению тем или иным канонам. Только таким образом сформируется сознательная человеческая личность. Е.И.Рерих об этом говорит: «...Каждая дисциплина, в конце концов, сводится к самодисциплине. Ибо дисциплина, кем-то другим на нас наложенная, есть лишь дисциплина внешняя и, конечно, ни к каким духовным достижениям привести не может»22.
В книге «Мир Огненный» сказано: «Самая трудная, но необходимая дисциплина заключается в действии на пользу Мира. Нелегко проследить за собою, чтобы избавиться от мыслей и дел самости. Но зато когда вся личность отдана Миру, тогда дисциплина становится не только лёгкою, но даже неощутимою»23.
«Нужно понимать дисциплину, как организованное, свободное сотрудничество. Среди приёмов воспитания сердца свободная организация сотрудничества имеет значение. Но пока притаится где-то принуждение, не может быть разумного сотрудничества и желательного следствия. Но поспешим с пониманием сотрудничества. Невозможно надеяться на расцвет и победу, где разъединение. Примем эту истину, как Указ»24.
Мы создали в городе Новосибирске Сибирское Рериховское Общество, и это налагает на создателей и участников его определённую дисциплину во взаимоотношениях. Недопустимо сегодня вступить добровольно в коллектив сотрудников и стремиться вместе с ними к намеченной цели, а завтра — пренебрегать их мнениями и проявлять своеволие, идущее вразрез с общим выбором цели и задач, поставленных при создании Общества.
Этому закону свободной воли подчинены все наши дела, как малые, так и большие.
Мы зовём к Высотам за Собою! Ты свободен в выборе своём: Если хочешь — следуй за Звездою, Если нет — иди своим путём.25
28 сентября 2003 г.
1 Н.Д.Спирина. Капли. Новосибирск: СибРО, 2001. С. 44.