Чем шире и тоньше сознание, тем больше оно вмещает благодарности, ибо лишь ограниченное сознание лишает всех достоинств. Мир Огненный, ч. 3, 395 |
Около семнадцати веков прошло с тех пор, как жил и подвизался на Земле Святитель и Угодник Божий Николай, великий Чудотворец, архиепископ Мирликийский, Которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за Его ярую преданность вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые Им при обращении к Нему за помощью как при Его жизни, так и после ухода Его в Высший Мир.
Дважды в году, 22 мая и 19 декабря, происходит чествование великого Чудотворца. В первом случае — когда у крестьянина начинается его страда, полевые работы, и его ожидает неизвестное будущее; во втором случае — когда у него все главные дела покончены, плоды трудов все собраны и наступает пора отдыха. Отсюда чествуемые народом Никольские праздники сделались для народа рубежом для разграничения двух столь различных в жизни крестьянина половин года — лета и зимы.
На иконах можно различить, которая из них относится к весеннему памятному дню Святителя и которая к зимнему. В первом случае Он изображается без митры, потому что тепло, и во втором — в митре из-за наступивших холодов. Из всех почитаемых на Руси святых именно Никола широко чтится и в других неправославных верованиях.
Было это в один из дней ноября, когда осень звучит кристально чистыми красками природы. Мне нужно было добраться в далёкий посёлок, чтобы навестить в больнице мать, и успеть вернуться обратно в город. Для этого предстояло добираться до станции на попутных машинах, так как другого транспорта не было. Я шёл по трассе, которая проходит среди гор, поросших лесом, любовался природой осенней. День был солнечный, ясный. Белые берёзы и рубиновые гроздья калины ярко выделялись на фоне голубого неба, в зелёных окаймлениях пихтового молодняка, — всё это было торжественно и звонко, словно весной. Редкие машины, которые я пытался остановить, пролетали мимо, и я шёл дальше. Времени пока ещё было достаточно, но беспокойство уже возникало. Я ещё продолжал отмечать окружающую красоту редких кедров, звонкого ручья, по-летнему зеленеющих полян, но мысль о том, что нужно успеть добраться до станции вовремя, уже нарастала и не давала полностью радоваться красоте природы. Я вышел на оживлённую трассу, по которой машины ездили чаще, но ни одна из них так и не остановилась. Я шёл и шёл дальше, времени оставалось всё меньше и меньше, и стало ясно, что если меня тут же не подвезёт попутка, то сорвутся на завтра очень нужные встречи с людьми, от которых зависела помощь строительству Музея Н.К.Рериха в Новосибирске.
Тут я вспомнил о Святом Николае, Его скорой помощи и в великом и в малом, и с искренностью и глубокой верой обратился к Нему с молитвой. Не было и тени сомнения в том, что помощь придёт; наоборот, очень ярко представилось, как я рассказываю друзьям о проявлении заботы Святого Николая. Но как всегда, по нашему человеческому разумению, не полагал, что помощь придёт так скоро.
Через пять минут пролетавшая мимо меня на всех парах машина резко затормозила и даже сдала назад. Водитель очень спешил, но ему было по пути. Я сел на переднее сиденье, машина рванула и понеслась по трассе. А на панели приборов была закреплена маленькая иконка-триптих — Богородица, Христос и Никола. Никола был расположен справа, ближе ко мне, и казалось, будто Он улыбается, радуясь тому, что помог ещё одному обратившемуся к Нему. Благодаря Его помощи я успел в больницу, поддержал мать, помог ей средствами на лекарства и успел на все встречи в городе, одна из которых принесла немалую помощь строительству нашего Музея, но это уже другая история.
Не оставлены мы помощью Святого Николая, в этом я убедился лично и благодарность Ему храню всегда в своём сердце.
В.Н.Лихачёв, г. Новосибирск