Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть улучшение будущего. Мир Огненный, ч.2, 286 |
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7: 1-2).
Статья «Промедление во зле...» вызвала боль и возмущение! Не хотелось на неё отвечать, ведь если люди не способны отличить Свет от тьмы, они любые доводы истолкуют злобно и кощунственно. Однако когда Н.К.Рерих сталкивался с клеветой, он советовал разоблачать её и утверждать правду. Последуем его совету. Имеющие уши да услышат...
Судя по статье, авторы её, вероятно, не знают основных положений Учения Живой Этики, лично не знакомы с Наталией Дмитриевной Спириной, никогда не бывали в СибРО и судят о его деятельности лишь понаслышке.
Печально, что в статье так много домыслов и искажений фактов, особенно в отношении истории Сибирского Рериховского Общества.
1. Действительно, СибРО было зарегистрировано при Советском Фонде Рерихов и активно помогало и защищало его на этапе становления Фонда, выполняя волю Святослава Николаевича Рериха. И в последующие годы СибРО всегда поддерживало деловое сотрудничество с МЦР, проводя передвижные выставки картин Н.К. и С.Н. Рерихов из фондов МЦР и распространяя издаваемые в МЦР книги.
Но СибРО всегда было самостоятельной организацией. В своей работе оно руководствовалось положениями Учения Живой Этики и указаниями Основательницы и духовного Руководителя Общества — Наталии Дмитриевны Спириной.
Помнят ли в МЦР, что, как только был организован Советский Фонд Рерихов, Н.Д.Спирина одна из первых сердечно приветствовала его и передала туда часть своих архивов? А потом вдохновляла сотрудников СибРО помогать МЦР в борьбе за его становление. Что и было сделано.
Не будем повторять, почему не удалось организовать в Новосибирске филиал Музея МЦР. Об этом подробно изложено в спецвыпуске «На Восходе» (от 24 ноября 2002 г.).
Почему не сложилось дальнейшее сотрудничество МЦР и СибРО?
После того как успешно закончилась борьба за становление и МЦР уже ничего не угрожало, он отказался включать в программу своих конференций приветственные слова и выступления Н.Д.Спириной. Потом отказался от распространения сборников стихов и очерков на темы Учения Живой Этики, а также журналов «Перед Восходом», редактором которого она являлась. В киосках МЦР были широко представлены самые разные книги, однако для трудов Н.Д.Спириной места там не нашлось.
После очередной демонстрации неуважения со стороны МЦР к Наталии Дмитриевне и её деятельности сотрудники СибРО сочли своим долгом выразить протест против такого отношения к её творчеству, одобренному Еленой Ивановной Рерих, и больше не участвовать в конференциях МЦР.
2. Авторы статьи нарушают этику, на свой лад оценивая и комментируя изменения в составе Правления и Совета СибРО. Разве это не внутреннее дело Сибирского Рериховского Общества? Безусловно, как любое сообщество, состоящее из людей (а не из ангелов), СибРО проходило и сейчас проходит различные этапы становления и развития. Можно ли извне судить о внутренней жизни Общества? Можно ли со стороны понять — какие испытания проходили в эти годы как отдельные сотрудники, так и Общество в целом? «Даже миры на испытании», — говорит Учение Живой Этики. И никто из вступивших на Путь не избегнет их.
В течение многих лет СибРО испытывало огромные трудности, преодолевало бесчисленные препятствия, отстаивало свою жизнеспособность, боролось за помещение, подвергалось гонениям, неоднократно судилось с чиновниками, переживало острую нужду, но тем не менее в самых невероятных условиях продолжало свою работу по распространению Учения Живой Этики и выполнению Указаний, данных Свыше. И жизнь Наталии Дмитриевны, отдающей всё на Общее Благо, была примером жертвенного труда.
Надо отметить, что, в отличие от МЦР, у СибРО никогда не было спонсоров-банкиров и вся деятельность его осуществлялась на народные пожертвования, поступавшие от очень небогатых людей, привлечённых Учением и теплотой сердца Наталии Дмитриевны.
Как можно утверждать, что СибРО «перешло на сторону госчиновников, окончательно предав дело Великой семьи»? (О.А.Лавренова и др., с. 553). Подобные обвинения нужно доказывать фактами. Где доказательства приезда в Новосибирск О.В.Румянцевой (в каком году, на какую конференцию?) и тайных переговоров с нею по поводу вывоза картин в Новосибирск? «У страха глаза велики», — гласит народная мудрость. Деятельность СибРО всегда была открытой, далёкой от интриг, и плоды её всем известны.
3. То, что воля Святослава Николаевича Рериха выполнена и в Москве работает Музей Рериха, в котором надёжно хранится наследие Рерихов, архивы и картины, — может только радовать любого, почитающего Великую семью. Но Москва — ещё не вся Россия.
Непонятно, почему так негодуют сотрудники МЦР, что где-то в Сибири тоже строится Музей Рериха? Разве не должны они радоваться широкому распространению идей Рериха и Учения Живой Этики по всей России и по Сибири в частности? Кроме того, значение Сибири для будущего известно всем, знакомым с наследием Великой семьи.
Исторически сложилось так, что Новосибирск стал центром Рериховского движения и изучения Живой Этики. В 1926 году здесь останавливались Рерихи во время экспедиции на Алтай. В 1959 году сюда приехали Б.Н.Абрамов и Н.Д.Спирина, выполняя Указание Елены Ивановны — «Ехать, ехать и ехать на Родину! Вы там нужны». Картины Н.К.Рериха в Новосибирске находятся с 1960 года и переданы Юрием Николаевичем Рерихом согласно воле Николая Константиновича.
Дальнейшая работа Н.Д.Спириной по распространению Учения и наследия семьи Рерихов была широко известна с 1970-х годов, ещё до возникновения МЦР и Рериховских Обществ, когда в Новосибирске стали проводиться Рериховские Чтения. Позже под руководством Наталии Дмитриевны здесь развернуло свою активную деятельность Сибирское Рериховское Общество.
Что касается Музея Рериха в Новосибирске — он стал строиться вовсе не из-за «обиды» на МЦР и не «в пику» ему, а в силу необходимости.
Много лет Сибирское Рериховское Общество, проводя широкую просветительскую работу в России и странах СНГ, ютилось в двух комнатах в подвале. Но пришло время, и возникла потребность в просторном помещении, где разместятся все архивы и материалы СибРО и будет в широком масштабе проходить его культурная деятельность.
Приведём отрывок из статьи 1998 года: «Нас часто спрашивают — почему сейчас создаётся Музей Рериха в Новосибирске, были ли Указания на это строительство? На это ответим — да, были. (...) Недавно в архиве [Н.Д.Спириной] мы обнаружили копию подробного плана Святослава Николаевича Рериха, посланную П.Ф.Беликовым Наталии Дмитриевне Спириной в 1978 году. В нём подробно изложено создание будущего Алтайского Центра, основой которого будет ''большой перспективный культурно-просветительский центр для работы широкого масштаба... в удобном месте, доступном для посещений, с хорошими транспортными связями'', а также ''в местах остановок Н.К.[Рериха] могут существовать музеи-мемориалы (например, в Верхнем Уймоне), которые структурно вольются в центр как филиалы''»1.
Цель Музея Рериха в Сибири — нести народу Живую Этику и тем самым способствовать духовному возрождению страны. И не к лицу МЦР поносить строящийся на народные пожертвования Музей и злорадствовать над его «пустотой».
Всё впереди! В СибРО уже сейчас имеется большой архив и ещё больше материалов будет в будущем. Будут и картины Рерихов. И произойдёт наполнение Музея не с помощью интриг, «чёрного пиара» и «украденных коллекций», как с перепугу чудится сотрудникам МЦР, а другими путями — Неисповедимыми.
Музей в Новосибирске ещё строится, он ещё не начал работать в полную силу. Поэтому не стоит злорадствовать и хоронить Сибирское Рериховское Общество. Его расцвет — впереди. Так заповедано! И об этом прекрасно знают в МЦР.
4. Наконец, авторы статьи обвиняют Н.Д.Спирину и СибРО в том, что они отвергли звено Иерархии в лице Л.В.Шапошниковой и тем самым утеряли связь с Высшим, так как она «становится невозможной при неприятии ближайшего иерархического звена» (О.А.Лавренова и др., с. 546). При этом проводятся параллели с предателями Хоршами и Э.Лихтман, отказавшимися от своего звена в лице Е.И.Рерих.
Данная «аналогия» абсурдна! Никогда Н.Д.Спирина не отрекалась от своего Иерархического звена! И её звеном никогда не являлась Л.В.Шапошникова.
«...Устремимся к развитию в себе, прежде всего, любви, преданности, признательности, повиновения Иерархии...»2 — призывала Елена Ивановна Рерих. Также она писала: «Итак, не будем задерживать преображение своего сознания, будем помнить ведущую Иерархию и чтить ближайшего земного Гуру. ''Ведь земной Гуру даётся для почитания, для продвижения, для объединения, для построения!''»3
Земным Гуру и Иерархическим звеном для Н.Д.Спириной был Б.Н.Абрамов, ближайший ученик Н.К.Рериха, с которым Наталия Дмитриевна встретилась в 1941 году в Харбине. Много лет она изучала Учение Живой Этики под его руководством и единственная из его учениц выполнила Указ о возвращении на Родину в 1959 году. И здесь продолжала работать в тесном содружестве со своим Гуру вплоть до его ухода с земного плана в 1972 году.
Иерархическим звеном для Сибирского Рериховского Общества является ученица Б.Н.Абрамова Наталия Дмитриевна Спирина, основавшая наше Общество. И сложилось это естественным образом. Задолго до образования МЦР, ещё в 1970 – 80 годы, вокруг Н.Д.Спириной собралась группа друзей, изучающих Учение Живой Этики. Вместе с Наталией Дмитриевной они образовали основное ядро сотрудников: вначале — Рериховской секции при Обществе советско-индийской дружбы, а потом, в 1990-е годы — Правления СибРО и позже — Совета СибРО.
Фокус может быть только один, и для Сибирского Рериховского Общества Иерархическим фокусом была, есть и будет Наталия Дмитриевна Спирина. Известно, Чьи Указания и Советы передавала она. Сам Великий Владыка Сказал о ней: «Она... стала Мне полезной и прекрасной сотрудницей. Яро Помогу ей в её работе в Моей лучшей стране». «Ярая Ната притянулась ко Мне сердечными огнями и ярая становится на путь страстной Йоги (то есть Связи. — Н.Ж.) со Мною. Ярая может сотрудничать со Мною...»
Эти Слова приводит Елена Ивановна Рерих в своих письмах к Б.Н.Абрамову в 1950-е годы и подтверждает, что подобное «редчайшее Общение с Самым Наивысшим» является «незаменимым Сокровищем» и «зарабатывается не так просто, но многими жизнями, отданными на Служение Общему Благу».
Эти письма есть в архивах МЦР, и многие Рериховские Общества неоднократно обращались к Л.В.Шапошниковой с просьбой опубликовать их без купюр, чего так и не дождались.
Наталия Дмитриевна — сотрудница Светлых Сил — достойно завершила свою тяжелейшую земную Миссию — подвиг несения Света в Новой стране. Она разрешила обнародовать только после своего ухода фрагменты из писем Е.И.Рерих к Б.Н.Абрамову в Харбин с отзывами о ней Великого Владыки и Е.И.Рерих.
Н.В.Жукова, г. Новосибирск
1 Жукова Н.В. Сибирский путь // Перед Восходом. 1998, № 8. С. 10–11.
2 Письма Е.И.Рерих. Т. 1. 15.01.1931.
3 Там же. 19.10.1929.