Именно самоотверженность есть залог успеха. Потому если устремление … искренно, то все придет. Рерих Е.И. Письмо от 27.06.1934 |
Идея охраны культурных ценностей в случае военного конфликта неоднократно высказывалась в истории европейской юридической мысли ещё с XVI века. Но наиболее хорошо подготовленное и широко поддержанное предложение о заключении международной конвенции по охране памятников и учреждений культуры, как в военное, так и в мирное время, было выдвинуто уже в XX столетии известным русским художником Николаем Рерихом. В отличие от предыдущих проектов, так и оставшихся нереализованными, это предложение удалось воплотить в юридическую реальность в результате подписания странами западного полушария соответствующего договора в 1935 году. А в дальнейшем принципы Пакта Рериха легли в основу заключённой в 1954 году Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Однако главное состоит в том, что идея Рериха вызвала широкое общественное движение в защиту памятников культуры, которое сыграло гораздо большую роль, чем подписание любых договоров.
Ещё на рубеже XIX–XX веков, в России, Н.К.Рерих начал активную борьбу против разрушения памятников архитектуры и других художественных ценностей.
«Проект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году на нескольких языках» и вскоре получил всемирную известность.
Пакт предусматривает «возможность регистрации в Постоянной палате международного правосудия, в Международном институте интеллектуального сотрудничества (орган Лиги наций, предшественник ЮНЕСКО), департаменте Панамериканского союза (ныне Организация американских государств) ''списка памятников, учреждений, коллекций и миссий, публичных или частных, которым желательно обеспечить специальную защиту, предоставленную настоящим Пактом''. Памятники, учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, выставляют отличительный флаг (красная окружность на белом фоне с тремя красными кругами в середине), который даёт специальную защиту и уважение со стороны воюющих государств и народов договаривающихся сторон. (...)
Пакт исходит из того, что для иностранных культурных ценностей не создаётся какого-либо особого режима, они должны охраняться каждым государством наряду с отечественными. Это положение получило развитие в современном международном культурном сотрудничестве, когда происходит широкий обмен выставками, музейными экспонатами. (...)
Н.К.Рерих выражал уверенность, что его пакт будет действовать не только во время войны, поскольку он должен предотвращать совершение любых варварских актов, подвергающих опасности памятники культуры. Он придавал пакту гораздо более широкое значение. (...)
Н.К.Рерих неоднократно обращал внимание на то, что его идея создания Знамени Мира, которое должно развеваться над памятниками культуры, музеями и научными учреждениями, была навеяна конвенцией Красного Креста. (...)
''Если Красный Крест печётся о телесно раненых и больных, то наш пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье'', — отмечал он. (...)
Идея Рериха встретила широкий отклик среди мировой общественности. Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн и Герберт Уэллс выступили в поддержку пакта».
«В 1929 году в Нью-Йорке и в 1930 году в Париже и в Брюгге были учреждены постоянные комитеты Пакта». «В сентябре 1931 года в бельгийском городе Брюгге, известном своими памятниками прошлого, была созвана первая международная конференция Пакта Рериха, в которой приняли участие представители правительств и делегаты многочисленных общественных и культурных организаций». «В августе 1932 года в Брюгге состоялась вторая международная конференция Пакта Рериха. (...)
Третья международная конференция Пакта Рериха, проходившая в Вашингтоне в ноябре 1933 года, в которой участвовали представители 36 государств, в том числе официальные делегаты 27 государств, рекомендовала правительствам всех стран подписать Пакт Рериха. (...)
Седьмая конференция Панамериканского союза в Монтевидео (1933 г.) единогласно приняла резолюцию о принятии Пакта Рериха. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в присутствии президента Ф.Рузвельта США и 20 стран Латинской Америки подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. (...)
Договор, заключённый 15 апреля 1935 года, получил известность в международно-правовой литературе как Пакт Рериха, поскольку, по словам австрийского юриста А.Фердросса, он исходит из концепции русского учёного Рериха. Его также часто называют Вашингтонским пактом. В то же время под Пактом Рериха в более широком смысле понимается не только этот конкретный договор, а сам проект, предложенный Н.К.Рерихом. (...) Этот договор стал первым международно-правовым актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области до второй мировой войны». Важно отметить, что действие договора 1935 года не ограничивалось рамками военных конфликтов, а распространялось и на мирное время. И в этом огромное преимущество Пакта Рериха по сравнению с обеими Гаагскими конвенциями 1907 и 1954 года.
«Только исключение войны из жизни общества, решение возникающих международных и иных конфликтов мирными способами может сохранить памятники культуры». Потому и Рерих, как подлинный гуманист, неразрывно связывал идею борьбы за сохранение культурных ценностей с идеей борьбы за мир во всём мире. А кроме того, человечеству необходимо осознание безусловной ценности достижений культуры во всех частях света и уголках планеты, за которым должна следовать повседневная — и государственная, и всенародная — охрана сокровищ творчества.
По книге М.М.Богуславского* «Международная охрана культурных ценностей» (М.: Международные отношения, 1979).