Мысли на каждый день

Меньше всего Нас занимают словесные утверждения. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия.

Община, 179

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ПАКТ РЕРИХА и международная охрана культурных ценностей

Автор: авторы одной статьи   Богуславский М.М.



Теги статьи:  Николай Рерих, Знамя мира - пакт Рериха

Идея охраны культурных ценностей в случае военного конфликта неоднократно высказывалась в истории европейской юридической мысли ещё с XVI ве­ка. Но наиболее хорошо подготовленное и широко поддержанное предложение о за­ключении международной конвенции по охране памятников и учреждений культуры, как в военное, так и в мирное время, было выдвинуто уже в XX столетии известным русским художником Николаем Рерихом. В отличие от предыдущих проектов, так и оставшихся нереализованными, это предложение удалось вопло­тить в юридическую реальность в результате подписания странами западного полушария соответствующего договора в 1935 году. А в дальнейшем принципы Пакта Рериха легли в основу заключённой в 1954 го­ду Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Однако главное состоит в том, что идея Рериха вызвала широкое общественное движение в защиту памятников культуры, которое сыграло гораздо большую роль, чем подписание любых договоров.

Ещё на рубеже XIX–XX веков, в России, Н.К.Рерих начал активную борьбу против разрушения памятников архитектуры и других художественных ценностей.

«Проект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году на нескольких языках» и вскоре получил всемирную известность.

Пакт предусматривает «возможность регистрации в Постоянной палате международного правосудия, в Международном институте интеллектуального сотрудничества (орган Лиги наций, предшественник ЮНЕСКО), департаменте Панамериканского союза (ныне Организация американских государств) ''списка памятников, учреждений, коллекций и миссий, публичных или частных, которым желательно обеспечить специальную защиту, предоставленную настоящим Пактом''. Памятники, учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные таким образом, выставляют отличительный флаг (красная окружность на белом фоне с тремя красными кругами в середине), который даёт специальную защиту и уважение со стороны воюющих государств и народов договаривающихся сторон. (...)

Пакт исходит из того, что для иностранных культурных ценностей не создаётся какого-либо особого режима, они долж­ны охраняться каждым государством наряду с отечественными. Это положение получило развитие в современном международном культурном сотрудничестве, когда происходит широкий обмен выставками, музейными экспонатами. (...)

Н.К.Рерих выражал уверенность, что его пакт будет действовать не только во время войны, поскольку он должен предотвращать совершение любых варварских актов, подвергающих опасно­сти памятники культуры. Он придавал пакту гораздо более широкое значение. (...)

Н.К.Рерих неоднократно обращал внимание на то, что его идея создания Знамени Мира, которое должно развеваться над памятниками культуры, музеями и научными учреждениями, была навеяна конвенцией Красного Креста. (...)

''Если Красный Крест печётся о телесно раненых и больных, то наш пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье'', — отмечал он. (...)

Идея Рериха встретила широкий отклик среди мировой общественности. Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйн­штейн и Герберт Уэллс вы­ступили в поддержку пакта».

«В 1929 году в Нью-Йорке и в 1930 году в Париже и в Брюгге были учреждены постоянные комитеты Пакта». «В сентябре 1931 года в бельгийском городе Брюгге, известном своими памятниками прошлого, была созвана первая международная конференция Пакта Рериха, в которой приняли участие представители правительств и делегаты многочисленных общест­венных и культурных организаций». «В августе 1932 года в Брюгге состоялась вторая международная конференция Пакта Рериха. (...)

Третья международная конференция Пакта Рериха, проходившая в Вашингтоне в ноябре 1933 года, в которой участвовали представители 36 государств, в том числе официальные делегаты 27 государств, рекомендовала правительствам всех стран подписать Пакт Рериха. (...)

Седьмая конференция Панамериканского союза в Монтевидео (1933 г.) единогласно приняла резолюцию о принятии Пакта Рериха. 15 апреля 1935 го­да в Вашингтоне в присутствии президента Ф.Рузвельта США и 20 стран Латинской Америки подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. (...)

Договор, заключённый 15 апреля 1935 года, получил известность в международно-правовой ли­тературе как Пакт Рериха, поскольку, по словам австрийского юриста А.Фердросса, он исходит из концепции русского учёного Рериха. Его также часто называют Вашингтонским пактом. В то же время под Пактом Рериха в более широком смысле понимается не только этот конкретный договор, а сам проект, предложенный Н.К.Рерихом. (...) Этот договор стал первым международно-правовым актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области до второй мировой войны». Важно отметить, что действие договора 1935 года не ограничивалось рамками военных конфликтов, а распространялось и на мирное время. И в этом огромное преимущество Пакта Рериха по сравнению с обеими Гаагскими конвенциями 1907 и 1954 года.

«Только исключение войны из жизни общества, решение возникающих международных и иных конфликтов мирными способами может сохранить памятники культуры». Потому и Рерих, как подлинный гуманист, неразрывно связывал идею борьбы за сохранение культурных ценностей с идеей борьбы за мир во всём мире. А кроме того, человечеству не­обходимо осознание безусловной ценности до­стижений культуры во всех частях света и уголках планеты, за которым должна следовать повседневная — и государственная, и всенародная — охрана сокровищ творчества.

 

По книге М.М.Богуславского* «Международная охрана культурных ценностей» (М.: Международные отношения, 1979).


* М.М.Богуславский — профессор, доктор исторических наук, член исполкома Ассоциации международного права, автор работ по проблемам международных отношений.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Знамя мира