Мысли на каждый день

Правильно, чем ближе к Богу, тем меньше осуждения.

Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Автор: Лотов В.И.  



Теги статьи:  качества, ответственность, подборки

Поговорим об ответственности.

Каждый из нас знает на своём опыте, насколько легко и приятно жить и трудиться рядом с людьми ответственными. С ними легко во всём. На работе они никогда не подведут и будут стараться, чтобы общее дело продвигалось. Если вы пойдёте с ними в туристический поход, то они позаботятся о том, чтобы запастись нужным для всех снаряжением, и на привале именно они поставят палатку и разожгут костёр, в то время как другие будут решать личные проблемы.

Что же является отличительной чертой таких людей? Каждый человек определяет себе круг вещей, за которые он готов нести ответственность. И этот круг ответственности имеет разные размеры у разных людей. Кто-то предельно сузил его, оставив в нём только личные проблемы. Проблемы других людей признаю'тся, но зачем их брать на себя? Пусть другие и решают их. Так жить легче. Эта идеология нашла своё отражение в библейских легендах — её носителем был Каин, не желающий брать на себя ответственность даже за своего брата. Так, «Каин ошибочно считал, что он не сторож своему брату. Каинова психология несостоятельна хотя бы только потому, что человек — часть мира, и неотделим от него, и несёт на себе ответственность за то, что в нём происходит, несёт в размере своего сознания»1.

Другой человек вовлекает в сферу своей ответственности также проблемы близких ему людей, родственников. Но не больше. В то же время нам хорошо известны примеры людей, берущих на себя ответственность за крупные проекты, за судьбы миллионов людей. Разумеется, большая ответственность требует большего напряжения сил и здоровья.

Какой же уровень ответственности следует признать правильным? Проанализируем, что говорится по этому поводу в Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги».

Главный тезис об ответственности, который утверждается Учением, состоит в том, что каждый человек на самом деле несёт ответственность за всё, происходящее не только с ним и вокруг него, но и на планете и даже во всём космосе. Не имеет значения, соглашается с этим человек или нет — дело обстоит именно таким образом.

Читаем в «Гранях Агни Йоги»: «Думают люди уйти от ответственности за ближнего, от ответственности за всех, но это самообман, это совершенно невозможно, ибо связан неразрывно человек со всем тем, что его окружает, с невидимыми и видимыми сферами вокруг»2. «По широте ответственности можно судить о широте сознания. Самость круг сознания может уподобить булавочной головке, но расширенное сознание обнимает мир»3.

«Ответственным является человек, хочет он того или нет, за себя, за всё человечество в целом, за мысли и чувства его, за слова и поступки. Эту ответственность знают Владыки, эту ответственность знают Носители Света. И ныне время пришло осознать её каждому духу. Ответственность за Землю, за космический дом свой люди должны осознать, ибо иначе дольше безнаказанно уже нельзя пребывать на планете, угрожая самому её существованию, так как зло, творимое безответственностью, не может расти беспредельно»4.

Е.И.Рерих писала: «Утратив понимание ответственности и справедливости, человек неминуемо будет инволюировать, ибо тот, кто не идёт с космическими законами, осуждён на разложение. Весь Космос построен законом ответственности, или, как его чаще называют, законом причины и следствия, или законом кармы. И не может человечество игнорировать его и пренебрегать им без саморазрушения в конечном итоге»5.

Существует иллюзия, что каждый человек — сам по себе. Действительно, в плотном мире мы не видим соединяющих нас нитей. Но в Мире Тонком мы все соединены и являем собой части единого целого. Поэтому любое движение мысли человека оказывает воздействие на всю систему.

Осознание этого единства неизбежно приведёт к пересмотру взглядов на необходимую меру ответственности. В свою очередь, безответственность порождается невежеством, незнанием законов мирозда­ния и зачастую нежеланием их постигнуть.

«Только невежество может служить основою убеждения, что человек — игрушка судьбы, и как бы освобождать его от ответственности за каждое слово, за каждое чувство, за каждую мысль. Но каждое из них есть причина, семя, зерно, яро и непреложно приносящее следствия в точном соответствии с природой причины. От ответственности не уйти, независимо от того, знает об этом человек или нет. Незнание закона не освобождает дух от следствий его нарушения. Мысль зла, порождённая злобным сердцем, даст свой плод, не считаясь с тем, признаёт ли это сознание, породившее зло, или же отрицает. Таким образом, настоящее человека на Земле в плотном теле есть поле творимых его волей причин, результаты которых скажутся в Мире Надземном»6.

Мы видим из приведённых цитат, что ответственность тесно связана с кармой. Именно неизбежные кармические следствия всех мыслей и поступков человека обязывают его отвечать за всё.

Есть ещё одна сторона ответственности — перед духом своим. Сказано в «Гранях Агни Йоги»: «Формулу «Кесарево — кесарю, а Божье — Богу» можно понимать очень широко. Живя на Земле, в теле земном, его надо кормить и поить, одевать и обувать и заботиться о нём. Также есть у человека обязанно­сти перед семьёй, обществом и своею страной — всё это земное, и долг человека и гражданина выполняется неукоснительно. Но помимо земных дел и обязательств ответствен человек перед духом своим, воплотившимся в тело для развития, совершенствования и накопления опыта и знаний. Это и есть ответственность перед своей Бессмертной Триадой, перед своим высшим «Я», перед Божественным Началом в себе. Сказано было: «Вы боги», ибо Бог в человеке пребывает в аспекте его высшего «Я», и ему воздаётся должное, ибо конечная цель земных воплощений — это перенесение сознания в сферу Высшей Триады. В этом и заключается смысл отдачи земного земному, а высшего — Высшему»7.

Основным инструментом воздействия человека на окружающий мир являются его мысли. Поэтому нельзя подойти к осознанию всей ответственности, не осознав ответственности за мысли.

«Мысль, будучи существом Тонкого Плана, пребывает в пространстве, воздействуя через него на всех, кто может созвучать в гармонии с ней и кто настроен соответственно. Если это низкая мысль, заражённая злобой или другими тёмными чувствами, то усилит она приёмники соответствующих ей сознаний и прибавит свою долю к планетной тьме, усиливая и делая породителя такой мысли сотрудником тьмы»8.

В другом месте читаем: «Осознание своей ответственности за Землю и человечество требует сознательного отношения к своим мыслям, так как мысли, творимые сознанием, вливаются в общий резервуар пространства, загрязняя или, наоборот, очищая его. Поэтому ответственность за мысли свои велика, и уклониться от неё невозможно. За мыслями идут поступки и чувства, но им предшествует мысль, и контроль устанавливается прежде всего над мыслью»9.

Контроль за мыслью необходим. «Лишённая контроля мысль течёт сама по себе и по привычным каналам. И если эти каналы нечисты, то неизбежным становится сползание вниз. Если же к этому добавить желающих из низших слоёв внушить человеку самые позорные мысли, то значение отсутствия контроля над мыслями делается вполне очевидным. Контроль должен быть постоянным. (...) Контроль над мыслью приводит к власти над нею. Овладеть мыслью — значит вступить на путь могущества духа»10.

«Ответственность за мышление и поступки ложится на индивидуальность — носительницу каждой последовательно воплощённой личности. Личность давно успокоилась в гробу со всеми своими отличиями и удостоверениями, но носитель её продолжает своё существование в Мире Надземном, пожиная следствия её земной жизни и неся ответственность за то направление, которое умершая личность дала своей Индивидуальности»11. «Ответственность возрастает по мере понимания Учения. Лучше не знать, чем знать и всё же не делать и не поступать так, как диктует знание. Людей можно разделить на тех, кто не ведает, что творит, и кто ведает. Ведающие и всё же творящие вопреки тому, что они знают, создают себе тяжкую карму, ибо оправдания не имеют»12.

««Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» — так молился Спаситель за неведающих, но не молился Он за Сатану, познавшего всю глубину зла и знавшего, что он творит через своих сознательных слуг и неведающих»13.

Без широкого понимания ответственности невозможно построение общины.

Если человек осознаёт свою ответственность за других людей, то это ещё не даёт ему права командовать ими, подчинять их своей воле. Каждый человек имеет свободу принимать решения. Поэтому осознание ответственности за других означает прежде всего следование принципу «не навреди другим» своими мыслями и действиями.

«Можно просить человека: «Друг, не устраивай землетрясение»»14.

Человек может избрать себе руководителя в том или ином деле и выполнять его указания, но это будет его собственным выбором. Избранный руководитель тем самым берёт на себя ответственность за этого человека, хотя не все в полной мере осознают, насколько серьёзен этот груз.

Особенного внимания заслуживает ответственность духовного руководителя.

«Учитель и ученик, независимо от того, большой или малый, связаны между собой крепкими нитями связи. Все несовершенства ученика ложатся на плечи Учителя. Малый Учитель не всегда в состоянии преодолеть в себе несовершенства своих учеников. Они могут склонить его вниз, до себя. Поучать и учительствовать стремятся лишь малые сознания, не понимающие, какой груз и какую ответственность берут они на себя. Зазывают только потому, что не понимают»15.

«И только когда понимается, какое бремя и какую ответственность берёт на себя тот, кто хочет быть истинным наставником, начинается служение Свету. Тогда прекращается «зазывание на свой двор», исчезает желание всех поучать и формула «да минует меня Чаша сия» становится спутницей духа, несущего Земле Свет. И встречи тогда, проходящие под этим знаком, приобретают другое значение. Не легки они несущему Свет, ибо часто обременяют и отягощают непомерно, ибо велика усталость от них и часто заканчивается заболеванием вследствие перерасхода психической энергии»16.

Велика ответственность Учителей человечества. Чем выше дух, тем тяжелее его планетная Ноша.

«Если сложить вместе всю ответственность врача, судьи, священника, учителя, строителя, законодателя, то получится часть ответственности Иерарха. Именно часть, ибо кроме земной ответственности, Он причастен тонкому и умному мирам. Никогда не зовём облекаться в доспех Иерарха, ибо такую ответственность может избрать лишь дух сам»17.

«Тот, Кто Принял на Себя ответственность за Землю, Взял на Себя ответственность за продвижение человечества. Трудно даже представить себе, насколько она велика и сколь тяжела эта Ноша. Понимание этого, хотя бы даже частичное, силу понявшим даёт устремиться на помощь Несущему непомерную Ношу. Крест этот тяжёл, и тягость его разделяют идущие вместе. Символ Жизни — Крест. Каждый, даже незнающий, несёт его на себе. Незнающий несёт его, не ведая этого, зрячие знают и берут его на себя сознательно. Давно Сказано было: «Возьми крест свой и следуй за Мною»»18.

«Осознание своей ответственности перед пространством будет новой ступенью эволюционного продвижения человечества в будущее»19.

«Круглый стол» СибРО 27 февраля 2005 г.


1 Грани Агни Йоги. Х. 9.
2 Грани Агни Йоги. II. 484.
3 Грани Агни Йоги. 12 декабря 1960 г.
4 Грани Агни Йоги. II. 235.
5 Письма Е.И.Рерих. II. М., 2000. 12.09.1934.
6 Грани Агни Йоги. III. 344.
7 Грани Агни Йоги. XI. 747.
8 Грани Агни Йоги. VIII. 172.
9 Там же. 360.
10 Там же. 138.
11 Грани Агни Йоги. V. 451.
12 Грани Агни Йоги. VI. 472.
13 Грани Агни Йоги. V. 384.
14 Иерархия. 166.
15 Грани Агни Йоги. III. 605.
16 Грани Агни Йоги. XIII. 458.
17 Иерархия. 330.
18 Грани Агни Йоги. VIII. 600.
19 Грани Агни Йоги. IX. 189.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики