Желание не есть подвиг. Подвиг есть осознание необходимости. Озарение, ч. 2, гл. 7, п. 16 |
Картина состоит из трёх внутренне связанных тем. К центральному панно «Распятое человечество» с правой стороны прилегает панно, названное «Куда идёт человечество?», и с левой стороны — панно «Освобождение».
На правом панно изображено человечество, вышедшее в тупик глубокого ущелья с угрожающе нависшими скалами. Бесконечный поток человечества вьётся по этому ущелью. Группа людей в отчаянии сидит у пропасти. Тёмные скалы приобрели угрожающие очертания. Атмосфера безнадёжности пронизывает всю эту сцену. Вверху штормовое небо, и тёмное нависающее облако человеческих очертаний плывёт над процессией людей.
На центральном панно изображены семь Архангелов из Апокалипсиса, выливающих семь огненных чаш Божьего гнева на толпы караемого человечества на фоне пылающих городов и марширующих армий, освещённых зловещим отблеском разорения. Крестом по этой сцене выдаётся гигантская фигура распятого человека. Две фигурки коленопреклонились у его ног, в то время как две фигуры справа являются свидетелями.
На левом панно изображена ярость стихийной борьбы человека с человеком, вернее — человека со своими многими «я», только победа над которыми может укрепить торжество возрождения и истины освобождения. Среди сплетающихся борющихся фигур, сомкнувшихся в неистовом бою, выделяется фигура, старающаяся подняться из бездны страшного хаоса борьбы. Одновременно над всем этим в сфере розового цвета видна фигура человека, окружённая крылатыми фигурами и лучами света, — «Освободившийся человек» — человек, который покорил свои безобразные «я» и поднялся на следующий, высший план озарения и бытия.
Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество периодически само себя распинает. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживёт уродливые проявления своего «я» и не возвысится до новой и светоносной жизни, как «Освободившийся человек», разорвав оковы своей низшей сущности.