Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша. Зов, 03.03.1923 |
Каждый приезд С.Н.Рериха из Индии в Советский Союз был незабываемым событием для тех, кто встречался с ним. Н.Д.Спирина вспоминала, что облик Святослава Николаевича был так гармоничен, что «эта проявляющаяся в нём гармония создавала такую же атмосферу, и близость его излучений вызывала ощущение счастья. Вокруг него, находящегося в центре Москвы, создавался Оазис Света. Мы переносились в мир иной, не имевший к тому столичному водовороту, который бурлил за стенами, никакого отношения. (...) Мы были в ином измерении, отключённые от временного и повседневного и включённые в надземное и вечное». «У нас осталось много записей, стенограмм бесед с ним». Одну из таких бесед С.Н.Рериха, посвящённую проблемам воспитания, приводим в сентябрьском номере журнала. Известно, что С.Н.Рерих глубоко занимался проблемами воспитания. «Я всегда был заинтересован в том, чтобы передать молодёжи то, что когда-то волновало и по сей день интересует меня — помочь найти путь к воспитанию в себе более совершенного человека».
«Формировать человека Будущего»
Сибирь — это величайшее богатство России и залог её благополучия. Мы ещё очень поверхностно знаем, что она в себе таит. С годами будет выявлено очень и очень многое. Поэтому мы должны думать, как нам лучше всё это выявить и сберечь. Я думаю, многое можно будет сделать, как только угроза войны немного спадёт. Сложное международное положение. Всё упирается в это. Все боятся, и это до известной степени парализует многие движения. Будем надеяться, что всё это пройдёт.
Мы должны всеми силами думать о том, чтобы сохранить мир на Земле, думать о молодом поколении и воспитывать тех, кто придёт нам на смену. Это чрезвычайно важно, потому что нужно иметь кадры. Но часто как бывает: всё подготовлено, а кадров нет. Нужна замена, что-то нужно передать, а подходящего человека нет. Поэтому нужно прежде всего создавать молодые кадры. И мне хотелось бы, чтобы в Сибири были школы, которые подготавливали новое поколение. У нас в Бангалоре есть одна такая школа. Это школа имени Ауробиндо Гхоша. Она была основана в 1967 году последователями его идей. Я всегда интересовался её просветительской работой. В школу принимаются дети разных сословий с трёхлетнего возраста, и учатся они там до университета. Мы считаем, что детей надо воспитывать с самого раннего возраста. Из маленькой школы она выросла настолько, что превратилась в ведущую. Это отрадное явление. Сейчас в ней учится уже две с половиной тысячи детей, но растёт она так быстро, что будет гораздо больше. Очень важно, что вопрос транспорта решён. Детей развозят и привозят на своих школьных автобусах, и экскурсии проводят. В каждом автобусе при детях по две учительницы. Подобрался очень хороший состав педагогов, удивительная группа, и благодаря им школа стала популярной. Все они работают с большим пониманием и знанием дела. На них можно всегда положиться, всё будет исполнено, сделано. Это исключительные люди. Таких старых педагогов 127.
Вы знаете, что воспитание человека — самое трудное. Наша главная задача — формировать человека Будущего. Ко мне очень много приезжает специалистов и педагогов из разных стран. Но я заметил, что у очень немногих педагогов есть представление о том, как, куда стремиться. Как вы знаете, в древности большинство было неграмотным, но люди воспитывались на примере героев своего народного эпоса. Так что былины были для них живым контактом с чем-то более совершенным. И нам, воспитателям нового поколения, нужно сначала ясно себе представить тот идеал человека, к которому стремиться. И вот я спрашиваю их, как вы себе представляете, каким должен быть новый человек. В общих-то чертах все о нём думают, но практически нет чёткого представления.
Самое главное в воспитании — надо представлять этого будущего более совершенного человека. В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даём мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. Они принимаются и входят в жизнь. И уже дети часто учат своих родителей, и получается общий подъём. В школе цитируются и мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны.
Мы должны думать, чтобы дать нечто более совершенное. И тогда в жизнь будут приходить новые люди и они будут влиять на окружающую среду. Так что самое важное — это создание кадров.
Отрадно видеть, как идеи Николая Константиновича претворяются в жизнь и в нашем Центре искусств в Бангалоре. Центр очень расширился и занимает ведущее положение. Создан при Союзе художников штата Карнатака. Правительство выделило нам прекрасные земли в самом центре города. Центр красиво расположен. И там будет четыре здания. Одно уже совсем закончено.
В первом здании — выставочные лекционные залы, административный блок. Во втором — школа, где преподаётся изобразительное искусство. Затем здание театра, где также будут проводиться лекции. Ещё предусмотрен специальный блок, в котором будут заниматься только прикладным искусством.
Школа наша развивалась, привлекала хороших учителей и работала настолько успешно, что, по просьбе учёных, правительство включило её в состав университета. И таким образом школа получила право присваивать звания. Для этой работы был создан художественный совет университета и Союза художников. Несмотря на мои протесты, меня сделали президентом.
Теперь наш Центр искусств занимает ведущее место в Бангалоре и будет Всеиндийским Центром изобразительного искусства. Он продолжает развиваться. Здания хорошо приспособлены. И отрадно видеть, как сотрудники Центра стараются следовать идеям Николая Константиновича и претворять их в жизнь.
Все наши учреждения успешно работают и привлекают внимание многих стран.
В организации работы своей художественной школы на Урале вы постарайтесь найти самый широкий подход. Раскройте перед детьми красоту окружающей их родной природы, чтобы они видели в школе не четыре стены, а могли смотреть на что-то прекрасное, воспитывались на красоте родных мест. Сибирь и Урал всегда славились минералами. Это и нужно показать детям, объяснить, что это их жизнь, их богатство. Соберите груды минералов. Из них можно сделать прекрасную экспозицию. Она пробудит интерес и вдохновение, потому что красота сама по себе вдохновляет...
Так что первый этап — это окружить детей красивыми образами. И то, что это действительно нужно и полезно, мы видим на примере Бангалора. У нас тоже есть красивые минералы, которые дают детям возможность соприкасаться с прекрасным. И поэтому они настолько любят свою школу, что хотят находиться там весь день, так долго, насколько возможно. Сами стремятся, потому что им интересно.
Это всё нетрудно, несложно сделать, но только нужно обдумать, как лучше создать такие привлекательные условия.
Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. Будда всегда называл своих учеников воинами — нужно уметь сражаться. Добро должно быть активным. Как можно развить в себе мускулы? Сопротивлением! Это необходимость. Преодолевая трудности, мы растём, и только так растём! Наша эволюция должна взрастить сильное поколение, и это главная задача. Будем же начинать с малого и ждать, чтобы расцвело прекрасное дерево. Связи создаются не сразу. Всегда нужно начинать с малого. Если что-то посажено правильно, оно будет расти и развиваться. Если дело жизненно, оно всегда разрастается. Лучше этой работы нет и не найдёте! Потому что лучший подарок, который человек может дать своим ближним, — это стать лучшим человеком.
Из беседы с преподавателями из Новосибирска, Свердловска, Таллинна, Москвы. 24 октября 1984 г.