Принимается слово хор как созвучие голосов, но может быть хор энергий, хор сердец, хор огней. Мир Огненный, ч.2, 205 |
15 апреля в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске состоялось торжественное открытие выставки репродукций и фотоматериалов «Символ Знамени Мира», предоставленной Исследовательским Фондом Рерихов из г. Санкт-Петербурга.
Мы знаем и чтим Николая Константиновича Рериха как величайшего художника и мыслителя, учёного, путешественника. Но в этот день мы вспоминаем его ещё и как выдающегося общественного деятеля — создателя знаменитого Пакта по охране культурных сокровищ.
Знакомясь с историей движения Пакта Рериха, мы не можем не поражаться тому мощному отклику, который вызвали его идеи во всём мире. Какой же необыкновенной силой были наполнены воззвания Рериха, если на них отозвались целые народы! Президенты стран, главы разных конфессий, известные политики, учёные и деятели культуры — с одной стороны, а с другой — многомиллионные организации, состоящие из обычных людей, — такова широчайшая амплитуда сердечных откликов на слова о мире, о красоте и культуре.
В начале 1930-х годов в странах Европы, Америки, на Дальнем Востоке начинают возникать комитеты в поддержку Пакта Рериха, проходят международные конференции и наконец в 1935 году в Вашингтоне происходит подписание странами Америки первого в мире международного соглашения, специально посвящённого защите памятников культуры и науки. 15 апреля 1935 года Николай Константинович отметил в своём дневнике: «Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, всё равно этот день сохранится в истории как памятное культурное движение».
Конечно, Рерих прекрасно понимал, что одним принятием законов не решить такую серьёзнейшую проблему, и для него гораздо важнее было всколыхнуть сознание народов и обратить их сердца к осознанию самого главного, чем жив человек, — к непреходящей значимости духовных ценностей. Он подчёркивал, что кризис нашего времени — это «кризис потухших сердец», и своими «о культуре и мире молениями» призывал эти сердца воспламениться.
Вспомним об одном знаменательном событии, которое произошло 75 лет назад. 27 декабря 1931 года во многих православных, католических и других храмах мира прошла торжественная служба, посвящённая Знамени Мира и Пакту Рериха. Это свидетельствовало о том, как высоко были восприняты просвещёнными служителями церкви благородные идеи Пакта мира и его священного Символа — Знамени Мира.
О Знамени Мира, предложенном Рерихом для охраны культурных сокровищ, сам художник писал: «Знамя есть... символ общечеловеческих сокровищ».
Представленная в Музее Н.К.Рериха выставка фотоматериалов рассказывает о высоком значении знака Знамени Мира и его многотысячелетней истории. Эти фотографии наглядно иллюстрируют, насколько распространённым в искусстве всего мира является Знак Триединства. Рерих, прекрасный знаток искусства разных эпох и стран, первым обратил на это внимание. Этот знак встречается и в далёком каменном веке, и в древнеегипетском искусстве, и в памятниках искусства древнего Китая, Японии, Индии; он встречается в искусстве кочевого Востока — в Монголии, странах Азии; в западноевропейском искусстве Средневековья и эпохи Возрождения; в искусстве Древней Руси.
Хочется отметить две особенности применения этого символа. Первая заключается в том, что этот Знак, прошедший сквозь тысячелетия, не принадлежал к какой-либо одной религии или культу, что дало Рериху возможность предложить его как символ, единый для всего мира. И второе: Знак Триединства всегда употреблялся, как писал Николай Константинович, «с особым значением», и очень часто — на изображениях, носивших священный характер. Смысл его был очень высоким. Пожалуй, самое для нас близкое и яркое выражение этот символ обрёл в иконе Андрея Рублёва «Святая Живоначальная Троица» — иконе, написанной им после ухода из жизни Преподобного Сергия и «в похвалу» Ему. Именно здесь раскрывается глубочайший смысл этого великого символа, заключающийся в том, что Мир Божий — вся Вселенная — в своей высшей сути являет собою нечто прекрасное и совершенное. Великая Гармония и Красота, Согласие и Любовь — такова идея «Троицы» Рублёва. Известно, что именно это произведение дало импульс Н.К.Рериху
к созданию Знамени Мира, являющегося, по его словам, «символом Вечности и Единения».
На торжестве, проходившем 15 апреля в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске, перед собравшимися выступил новосибирский учёный Евгений Григорьевич Великанов, участник первого восхождения на горные вершины со Знаменем Мира. Он рассказал о том, как в 1974 году, юбилейном для Н.К.Рериха, группа новосибирских альпинистов подняла Знамя Мира на одну из вершин Горного Алтая — пик Рериха. Это положило начало целому ряду подобных восхождений, совершённых нашими альпинистами-соотечественниками в последующие годы.
Среди особо ценных экспонатов Музея Н.К.Рериха в Новосибирске находится две реликвии — два Знамени Мира. Одно из них было сшито в 1930-е годы участниками Свято-Сергиева Содружества г. Харбина в бытность там Н.К.Рериха. Второе Знамя изготовлено в 1920-х годах в Нью-Йоркском Музее по эскизам Н.К.Рериха и передано в 1979 году Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе специально для Сибири и будущего Алтайского музея.
В день праздника это Знамя находилось в выставочном зале Музея Н.К.Рериха. К нему были обращены слова, прозвучавшие 75 лет назад на торжественной службе в честь Пакта Рериха и Знамени Мира: «Мир придёт, о чудесное Знамя! Мы посылаем тебя вперёд, во исполнение твоей миссии. И посылая тебя вперёд, мы, которые касаемся твоего полотнища и взираем на твою белизну, обязуемся посвятить себя, наши души и плоть, почитанию Добра во Всевышнем... Итак, Мир придёт, наконец, с победным реянием твоей белизны... Иди же вперёд и побеждай во имя Любви; желаем тебе успеха во Имя Всевышнего!»