Должна сказать: очень люблю я во всем истинную царственность, и, конечно, где может она ярче всего проявляться, как не в великодушии, вмещении, прощении и терпении. Будем же такими царями духа! Рерих Е.И. Письмо от 08.10.1937 |
Из беседы с сотрудниками Рериховских Обществ 30 мая 1992 г.
Сегодня у нас большой праздник, дорогие друзья, потому что мы встретились. Нет большей радости, чем встречаться с духовно близкими людьми. Это та роскошь человеческого общения, которую ничто заменить не может. И к сожалению, ещё очень немногие знают эту радость, потому что не все ведь живут духовной жизнью. А мы уже к этой духовной жизни приобщились, и эта радость у нас неотъемлема — её у нас никто не может отнять. На таких неотменяемых радостях и базируется Учение Живой Этики.
Я хочу сказать о внутренней деятельности нашего Общества, о том, что оно стоит на самом прочном основании — на Учении Живой Этики. Это тот утёс, на котором будет построен Новый Мир. Если мы будем разбрасываться и стоять ещё и на чём-то другом, и на третьем, и на четвёртом, — мы своей почвы не найдём. И если что-то у нас получается, то только благодаря этой основе. Мы всё время изучаем книги Живой Этики. Те, которые хотят, чтобы её не было, говорят: или она устарела с 30-х годов, или она слишком рано дана. Но основы устареть не могут.
В чём же заключается Агни Йога? — В том, что это синтез основ всех религий, всех философий и всех Йог. Я подчёркиваю: «основа», но не «надстройка». На надстройках объединяться нельзя. В христианстве — одни обряды, ритуалы и каноны, у мусульман — другие, у индусов — третьи и так далее. На этом мы объединиться не можем, наоборот, — все религиозные войны в том и заключались, что мы сражались за надстройки. Но сейчас пришло время осознать основы, иначе Новый Мир мы не построим.
Мы работаем над целым циклом радиопередач о Светочах Мира — о Великих Учителях человечества. Мы прорабатываем огромное количество материала о них и приходим к выводу, что все они говорили абсолютно одно и то же, но с учётом времени, нации и их особенностей. Я думаю, что многие из вас уже знают Евангелие. Там говорится совершенно то же самое, что и в Живой Этике, но там учитывается и народ, и время, и что люди могли понять и чего не могли. Но в основном это всё то же самое, и мы постоянно цитируем Евангелие. Расхождений у нас нет ни с Христом, ни с одним из Великих Учителей. Расхождения могут быть только в особенностях каждой религии.
Мы стараемся делать так: изучение путём становления. Если мы в самой малой мере не стараемся стать такими, как нам указывается, мы, собственно говоря, Живую Этику знать не будем. Мы изучаем её только становясь. Конечно, мы сразу не можем стать совершенными, но в чём-то каждый день, как предлагает Святослав Николаевич Рерих, можем стать немножко добрее; немножко лучше думать о других, возвышеннее; немножко лучше выполнять нашу работу, и таким образом мы постепенно, преодолевая своё ветхое «я», начинаем двигаться по пути эволюции.
Что даёт нам Живая Этика? К нам постоянно обращаются с горестными заявлениями: у нас нет мировоззрения. Человек не знает, для чего он живёт, куда идёт, откуда пришёл, — он в полной растерянности. А сейчас такое время, что действительно можно растеряться. И Живая Этика даёт нам именно мировоззрение. Она указывает нам и на эволюционное будущее.
Будущее у нас есть, и оно прекрасно, и его никто не может у нас отнять, кроме нас самих. Если мы хотим совершенствоваться, значит, мы двигаемся «в русле счастливого потока», как говорил Будда, — в русле эволюции. И будем двигаться беспредельно, и познавать, и совершенствоваться. В этом наша радость. И этого будущего никто отнять не может, как бы нам трудно ни было.
Мы знаем, что мы бессмертны, — это говорят все религии в той или иной форме; нет религии, которая бы не учила о бессмертии души, но как? Некоторые говорят, что будет после одной жизни: или вечные муки, или вечный рай, — и то и другое не понятно; другие — что мы будем в животных перевоплощаться, и вообще очень много говорят совсем не то.
Мы знаем точно наш путь; и наше следующее воплощение, конечно, зависит от нас, от наших устремлений. Два закона, которые очень чётко даёт Живая Этика, — это закон перевоплощения и закон кармы. И когда мы знаем, что человек — кузнец своего счастья и сам создаёт свою судьбу, нам многое становится ясно из того, что происходит с нами сейчас. А сейчас с нами происходят всякие беды: и болезни, и несчастья, и бедность. И мы понимаем, что это всё — результат чего-то прошлого, и относимся к этому достойно, стараемся изживать и знаем, что мы это преодолеем и эту карму изживём. Поэтому Учение очень жизненно. Заповеди Моисея, заповеди других основоположников — все они основаны на очень жизненных принципах: «как жить, чтобы святу быть», то есть как жить достойно. И все заповеди, благодаря Учению Живой Этики, — всё понимается очень жизненно и очень конкретно.
Теперь очень распространена всевозможная магия, искусственные приёмы, хатха йога и другие йоги — для поднятия кундалини, для возгорания центров, для того, чтобы свою жизненную силу брать от других, и этому биовампиризму учат. Но у нас есть подборка о психической энергии — о её накоплении и расточении. Это совершенно практические ежедневные жизненные указания о том, как нам аккумулировать эту жизненную силу, без которой мы ничего не можем; и о том, что её растрачивает. Эта жизненность Учения очень привлекает, потому что всё конкретно, — только применяйте. А это уже зависит, конечно, от нас. Учителя хотят, чтобы мы были сознательными сотрудниками. Они могли бы сделать из нас послушных марионеток, что пытаются делать все лжеучителя. Но Учителя хотят, чтобы мы были сознательными, самодеятельными сотрудниками.
Мы поощряем самодеятельность и очень рады, когда люди начинают и что-то писать, и подбирать слайдпрограммы, и петь, — словом, каждый выявляется. У каждого потенциально есть какие-то способности, и когда они начинают выявляться именно в этом русле [Учения Живой Этики], то это прекрасно и очень нам всем помогает.
Сейчас наступает Новая Эпоха, но перед рассветом всегда бывает особенно темно. И мы должны преодолеть этот последний натиск тьмы. Сейчас он особенно силён. Если раньше нас в буквальном смысле преследовали и мы сидели в подполье до 1985 года и боялись конфискации книг, — это я всё прошла сама, поэтому могу говорить, — то сейчас нас не трогают. Но сейчас на мысленном плане на нас идут страшные натиски. Тёмные выбирают самые слабые наши стороны и по ним бьют и насылают нам страшные мысли разъединения, страха, мысли о том, что Живая Этика — это не то. Словом, у каждого есть какая-то своя слабинка — у кого-то начинают раздувать самомнение, а самомнение — это ужас, после которого следует «бревно по затылку». И сейчас надо очень следить за своим сознанием. Некоторые думают, что это их мысли, — нет, они насланы через какое-то слабое место в нас. Если кто-то подвержен страху — то через страх, запугивают. Не пугайтесь, — если мы будем крепко держаться Учителя, Иерархии Света и идти по пути и трудиться, тёмные отлетят, они этого не выносят, они «сохнут и гибнут тогда», как говорил Н.К.Рерих. Но только надо очень много работать и прибавлять в работе. И когда мы много работаем, это им не нравится, — мы тогда поднимаем нашу энергию. В сборнике о психической энергии есть глава о труде, о том, как труд может поднимать энергию. И несмотря ни на что, не смущаясь, надо работать и стараться различать — что наше, а что не наше. Тёмные имеют ещё доступ к нам, мы ещё не настолько совершенны, и поэтому очищать мышление — это самое главное.
Очень помогает молитва. Молитва — это связь с Высшим Миром, оттуда идут все наши силы, без этих сил мы сами не справимся. Но когда мы объединены с Высшим Миром, тогда ничто нас погубить не может и наши дела идут успешно, несмотря на множество всевозможных препятствий. Но препятствия есть, они будут, а потом уйдут. И мы решили: несмотря ни на что, мы будем делать то, что делаем. И получается; и мы что-то делаем, и другие общества также.
Всякие искусственные приёмы только вредят. То, что нам указано, то мы и делаем, путём нагнетения психической энергии. Это то, что стоит во главе нашего Общества, на чём мы, собственно, и стоим. Это наша внутренняя работа, без которой и внешняя бы не получилась. А она у нас получается, и вы это знаете, и везде так есть и будет, кто то же самое делает.