Должна сказать: очень люблю я во всем истинную царственность, и, конечно, где может она ярче всего проявляться, как не в великодушии, вмещении, прощении и терпении. Будем же такими царями духа! Рерих Е.И. Письмо от 08.10.1937 |
В сентябре 2007 года Сибирское Рериховское Общество получило документы, подтверждающие, что реконструкция здания, выделенного мэрией г. Новосибирска для Музея Н.К.Рериха, закончена и здание принято в эксплуатацию. Народная стройка завершена. К этому событию мы шли 10 лет. Музей Рериха в центре Россазии, внутренне выросший много выше своих материально-зримых трёх этажей, уникален не только своей Высшей предуказанностью, но и тем, как эта задача была воспринята земными сотрудниками, как она воплотилась в их каждодневных трудах, ибо «рукою и ногою человеческой» слагаются светлые ступени к будущему. Музей, по замыслу его Вдохновителей, должен был стать необычным строительством. Смог ли он стать таким? Перелистаем подшивки нашего журнала и заново ощутим тот удивительный дух радости и энтузиазма, которым были наполнены эти трудные и плодотворные годы.
28 июня 1998 года на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества прозвучало вдохновляющее слово Наталии Дмитриевны Спириной: ВСТАНЬ, ДРУГ!Сейчас наступает время, когда кончается теория и начинается практика. Теоретически мы подкованы неплохо: немало лет мы читали и изучали книги Живой Этики, Письма Елены Ивановны Рерих, труды Николая Константиновича Рериха и в последнее время — «Грани Агни Йоги». Наступила пора претворения прочитанного, и мы чувствуем неотложность и спешность этого момента. В чём же заключается это претворение? Нам давно указана формула: «Руками и ногами человеческими». Перед глазами возникает картина Н.К.Рериха «Знаки Христа» и сделанное Христом начертание на песке руки и ноги человеческой. И как результат земного труда — построение Храма Нового Мира, предначертанного в звёздных рунах. Н.К.Рерих прозревал самую суть явлений. И когда в 1943 году он рисовал картину «Настасья Микулична» — он предвидел не только ближайшую победу русского воинства над смертельным врагом, но и будущее великого региона — России Азиатской. Николай Рерих утверждал, что «духовное возрождение нашей родины придёт из Сибири». Сейчас закладывается первый камень основания этого возрождения — Музей Н.К.Рериха в Новосибирске. Это и будет начало воплощения Учения Живой Этики в реальную материальную форму. Что требуется от нас? Осознать, что на данный момент участие в строительстве Музея есть главная задача для принявших Учение и вступивших на путь служения Общему Благу. «Дума рождает дела», и устремление к выполнению порученного притягивает новые возможности. Особенно успешно пойдёт стройка, если необходимость её будет осознана не формально, но по зову сердца. Музей Н.К.Рериха в Новосибирске явится центром изучения и распространения высоких идей Учения Живой Этики не только в России, но и во всём мире, и магнит его будет неуклонно возрастать. И множества будут стекаться к нему, чтобы утолить свою духовную жажду из живого, действующего источника. И какое счастье, что каждый из нас может внести свою посильную лепту в это строительство, знаменующее начало Новой Эпохи.
Этот призыв был не только услышан — он вызвал всплеск небывалой активности людей из многих городов. С энтузиазмом стали они обращаться к руководителям предприятий, ходить по инстанциям. Не в сказке, а наяву рождались удивительные истории о находчивости и устремлении друзей, об отзывчивости, дремлющей в глубине сердец самых «закоренелых» бизнесменов. А в СибРО вместе с долгожданными стройматериалами поступали истории их приобретения. Июльский номер журнала «Перед Восходом» за 1998 год был полностью посвящён этой теме.
Необычна и полна значения статья Натальи Жуковой «Оазис Света». В ней в красках и деталях представлена величественная картина будущего Музея. И это не просто зарисовка-мечтание, — понимали сотрудники, открывая журнал. Это — наше общее домашнее задание на каждый день. С этого времени множество друзей и помощников постоянно мысленно создавали прообраз Музея, невидимо укрепляя будущее построение. И непосредственные строители, укладывающие стены, видели перед своим мысленным взором не «строительный пейзаж», а залы, картины, экскурсии, концерты... Строительные организации, к которым обращалось Сибирское Рериховское Общество за помощью, не решались браться за столь сложный объект. Откликнулся генеральный директор ООО «Реконструкция» Яков Ионович Денисов — человек большой души, смелый и талантливый, — взявший на себя основной груз строительных работ. С огромной признательностью говорят о нём сотрудники Музея Н.К.Рериха, вспоминают, как вдохновила Якова Ионовича опубликованная в одном из журналов картина Рериха «Город строят» и его слова: «Когда постройка идёт — всё идёт». В сложные для СибРО времена Я.И.Денисов не раз оказывал помощь и поддержку. «Начальные годы стройки были очень трудны, — вспоминают сегодня сотрудники Музея. — Мужчины работали почти круглосуточно, в большом напряжении, а питались очень скудно. Иногда был только хлеб с кипятком... Ведь почти всё, что по крохам собиралось, высылалось тогда на Алтай, где шло восстановление усадьбы Атамановых. Сейчас уже сложилась та коллективная сила, которая способна поддержать каждого из нас, накоплен бесценный опыт дружеского взаимодействия... А во времена начала стройки от всех трудностей спасало горячее устремление к выполнению заветов и осознание исключительной важности происходящего». «Легко ли, да и возможно ли в наше время таким образом построить Музей? — говорится в одной из статей журнала "Перед Восходом" за 1998 год. — Сказать, что нелегко или даже очень трудно, — значит почти ничего не рассказать о том непрестанном, почти немыслимом напряжении, в котором находятся сотрудники Сибирского Рериховского Общества, несущие на себе основной груз ответственности за это строительство. Можно утверждать лишь одно: стройка ведётся почти на пределе наших возможностей. Но, как и указано в Учении Живой Этики, именно на пределе напряжения происходит подъём психической энергии, удесятеряющий силы, привлекающий помощь и дающий необыкновенную радость». Вот одно из воспоминаний того времени — отрывок из письма к Наталии Дмитриевне Спириной от Василия Ефимовича Житяева из города Лесного Свердловской области: «Несмотря на холодную погоду и грубую работу, внутри ощущается подъём, радость, хочется что-то напевать, читать стихи, говорить о высоком. Кроме того, работать хотелось не в одиночку, а с кем-то, чтобы обсудить любое дело, посоветоваться — как лучше его исполнить. Глядя на нас, в морозные дни и рабочие тоже не засиживались в вагончике, а поднимались наверх и, призывая нас на помощь, продолжали устанавливать стропила. Мы все наполнялись бодрым настроем: продвигать строительство! Прекрасно и то, что в процессе строительства мы участвуем в семинарах по Живой Этике, в искусствоведческой секции, где учимся просто излагать мысли о Высоком, подмечать тонкости в сюжете картин. Считаю, составной частью нашей работы являются производственные собрания в вагончике. Здесь просто и доброжелательно помогаем друг другу увидеть недостатки своих взаимоотношений на работе... Пространство Музея должно быть чистым — даже рабочие сдерживают крепкие словечки в нашем присутствии. (...) А как люди ждут "круглых столов", ждут встречи с Вами, Наталия Дмитриевна, искренне радуются за тех, кто имел счастье побывать у Вас! Но я изумлён Вашей энергией и выносливостью — выдержать семь часов на "круглом столе" в условиях лютого холода в зале! Когда, вернувшись из командировки, я рассказал о прекрасных встречах в Новосибирске, то счёл необходимым немного рассказать друзьям-сотрудникам о том, в каких условиях Вы жили свыше 35 лет, как сейчас устроен Ваш быт (просто и светло), как живут сотрудники — ближайшие Ваши помощники, работая до поздней ночи, имея краткое время для сна, или как спят в Обществе на стульях или у сотрудников на полу при температуре +5 – 8 градусов. Это всё мы должны знать. А работа на строительстве Музея до полуночи в отдельные дни, когда до наступления холодов надо было проложить трубы и засыпать глубокие траншеи! Это настоящие окопы передовой фронта, только за спиной небольшой группы ребят — не только Россия, а на этот раз и судьба Земли и человечества! И скромные посылки с тёплыми вещами, продуктами, небольшими суммами денег — всё это вновь как в 1941 – 1945 годах, знак искреннего желания простых людей приблизить Победу Сил Света! Значит, воистину Иван Стотысячный пробуждается!» Большие усилия прилагали дружественные Общества в других городах, стараясь добыть средства и материалы для строительства. Ко всем сложностям общения с руководителями предприятий относились как к школе развития в себе нужных качеств характера. Делились на «круглых столах» опытом и впечатлениями, вдохновляли друг друга. «Мы идём радостно и устремлённо, — рассказывала Лариса Калиниченко. — Ведь "каждое мгновение имеет свою необходимость", а сейчас главное — это возрождение культуры. И когда мы говорим об этом вдохновенно, то это находит отклик... Самое главное — нужно проникнуться тем, что мы строим Музей необычный. Это Музей будущего, Музей для наших детей. Музей для того, чтобы Красота вошла реально в мир. И от каждого из нас зависит, сколько мы можем внести в это строительство. Какую каплю мы вложим. Ведь "океан из капель состоит" — и мы почувствовали, что каждый может что-то сделать... Был интересный случай: мы пришли в "Птицепром" — это организация, которая занимается поставкой пищевых яиц. Директор "Птицепрома" был крайне удивлён, что мы пришли именно к нему: — Ну чем я вам могу помочь? — А мы принимаем любую помощь! Если вы не можете помочь средствами, помогите тогда идеями, куда мы можем пойти, направьте нас к вашим друзьям, в общем, посодействуйте Музею чем можете. Он недоумевает: — Чем же я могу вам помочь, разве только яйцами? А мы в один голос: — Давайте, давайте нам яйца! И он нам их выделил, а мы прекрасно обменяли яйца на лестничные марши, так как сейчас всё можно обменять. Помощь Музею может прийти настолько неожиданно и необычно, что уловить эти возможности — задача каждого из нас». Просить о помощи, проявляя такую настойчивость, — на самом деле не столь уж лёгкое дело. Вот что писали сотрудники Рериховского Общества из Нягани (Тюменская обл.): «Да, мы ищем спонсоров; да, мы нуждаемся в помощи и просим оказать её — всё так. Но при этом ни на секунду мы не можем забывать о достоинстве духа нас самих и величии дела, которое за нами. Мы — не просители, мы предлагаем совместно работать во имя будущего, участвовать в возрождении страны. В своих походах мы представляем дело, важнее которого на Земле сейчас нет. И если помнить об этом постоянно, то избежать можно многих негативов: не возникнет желание настырно ломиться в дверь, где уже отказали, или брать более того, что разрешили, и т.д.». Понимали это и многие директора предприятий. «Отдаю директору журнал, — рассказывает Людмила Сергеевна Хижко из Юрги, — благодарю его за помощь, говорю, что его имя тоже здесь есть, показываю фотографию Музея. Он так заинтересовался, взял журнал, погладил; потом посмотрел, где напечатано; стал расспрашивать, как продвигается строительство Музея. А в конце он сказал "спасибо", да так, что стало тепло на сердце; и не только за журнал спасибо, но было понятно, что мы что-то ещё ему дали. Ведь это действительно так». «На своих семинарах, — отмечала Людмила Ивановна Ефимова из Бердска, — мы много обсуждали, как нам идти на предприятия, и пришли к такому выводу: нужно оставить всякую предвзятость по отношению к тем людям, к которым мы идём. Мы идём ни к каким не предпринимателям и не к деловым людям — мы идём к простым, обыкновенным нашим сибирякам... И действительно тогда происходит чудо: как отзываются они — не на какие-то заранее придуманные фразы, а на простое сердечное слово! Говорим просто, и это находит отклик: они делятся своими проблемами, мы — своими, и складывается душевный разговор. Настрой на то, что в каждом человеке отзвучит то светлое, что в нём есть, — это, наверное, главное». Сотрудники Бердского Рериховского Общества говорили: «Кто-то возводит стены, кто-то, заботясь, из чего их сложить, идёт к тому, кто может дать необходимое. Хотят помочь многие, но не у всех сегодня получается: то проблемы с оформлением документов, то нечем выплатить зарплату рабочим. Директор лесхоза, если и не помог сейчас, дал дельный совет, и за то ему спасибо. Не оттолкнул, не отмахнулся. Вызвал главного бухгалтера, обсудил проблему конструктивно, доходчиво. Видим, помог бы, если бы главбух незаметно под столом на ногу не наступал. И такое бывает — один загорелся помочь, а другой сидит и думает только, как своё предприятие поддержать, чтоб не развалилось окончательно. Его тоже нужно понять, ведь о людях заботится. Ничего не дали, но поддержали морально, уходили мы сияющие. Не всё, оказывается, даже лесоматериалом измеряется. (...) Порой при встречах кто-то сам начинал говорить о нравственности, духовности, о проблемах культуры. Поэтому радостно не только за кирпич, плиты, бензин или мешок муки, но и за людей, их отзывчивость, чуткость, понимание сегодняшнего дня как переходного часа к чему-то более совершенному. (...) Так ходим мы от предприятия к предприятию и радуемся возможности новых встреч и новых открытий. Мы не только просим у них что-то, но и сами даём. Даём возможность понять, что ещё не всё погасло и умерло, что живёт дух человеческий. Когда-нибудь эти искорки вспыхнут в прекрасное единое пламя, чтобы никакая тьма не смогла загасить его. Поодиночке не выстоять, но если всем миром — ничего не страшно. Ведь заповедано, что не тьма, но Свет впереди». Некоторым сотрудникам приходилось проявлять чудеса изобретательности. Представьте себе невысокую худенькую женщину, которая рассказывает на «круглом столе»: «Съездила в другой город, где есть леспромхоз. Там сказали, что помогут, дадут 10 кубов леса, но... живого. Опять проблема: мы должны валить лес сами — пихту и ель. Но здесь тоже можно как-то решить. Раз уж нам дают, то мы сможем и лес валить...» А вот рассказывает о необычных путях нахождения помощи Вера Александровна Смолина из Горно-Алтайска: «У нас есть один человек; два года назад побывал здесь на "круглом столе", видел Наталию Дмитриевну, проникся к ней глубочайшим уважением. Пришли мы к нему, предлагаем: — Не хотите послушать последний "круглый стол"? Там Наталия Дмитриевна выступает. — Ну как же, конечно хочу. А через две недели он прибегает к нам домой: — Я зарплату получил, на Музей надо срочно, вы уж отправьте. И даёт нам две тысячи рублей. Есть у него друг, предприниматель, но осторожный. Нам, правда, сочувствует. Приходим к нему: — Вы знаете, Ваш друг свою зарплату отдал на Музей... — Да? — Да. А как вы?.. Так у нас появилось ещё две тысячи. Так помогли мужчины. А мы, женщины, сидим и думаем — а как нам заработать? Думали, думали... Тут приходит моя напарница и говорит: — Есть заработок. Нужно побелить квартиру. — Хорошо. Сколько дают? — Восемьсот. — Берём! Так вот, мы эти деньги собрали и привезли. Теперь квартиру побелим и ещё что-нибудь придумаем...» «Когда настал момент отправки первого груза на строительство Музея Н.К.Рериха в Новосибирске, — вспоминала Марина Шикуло из Киселёвского Рериховского Общества, — не было и доли сомнения в том, что машина с грузом должна пойти только под Знаменем Мира... В дороге происходили самые неожиданные события. На всём пути для нас горел зелёный свет. В Новосибирске мы свободно проехали по Красному проспекту, хотя для грузовых машин проезд был запрещён. Назад возвращались поздно ночью, также со Знаменем Мира, и дорога была пустынна, как будто исчезли все машины, освобождая путь. Все мы надолго запомним эту необычную поездку. И мы утверждаем, что Знамя Мира открывает все пути, так как это щит Владык!» Многие запомнили историю, рассказанную нашими друзьями из Рериховского Общества г. Нягани, у которых кажущиеся препятствия превратились в успех, когда было приложено пламенное устремление: «Отправить вагон казалось совсем не трудным, нам даже в голову не могло прийти, что главные трудности впереди. Потекли дни безрезультатных поисков. Мы объясняли, доказывали, говорили о неотложности работ по возведению крыши, а в ответ слышали одно: "Железнодорожный тариф — это живые деньги, мы не платим зарплату, так хоть овощи завезём для рабочих, как я могу отдать его (тариф) вам? кто меня поймёт?"... Пытались решить вопрос взаимозачётом с железной дорогой — отказ. Начали обход предприятий, где у сотрудников были задолженности по зарплате. Уговаривали: "Вы сможете помочь такому делу уже тем, что отдадите задолженность сотруднику. Ведь предприятие ничем не жертвует". Нам верили — это было видно, но денег не давали... На нас надвинулся такой тягостный период, о котором мы стараемся не вспоминать. Лежал давно приготовленный пиломатериал, уже лили первые осенние дожди, срывался снег. Одолевали горькие мысли: почему так? Даже "джинны строят храмы", даже "волки приносят вести". Зачем тогда мы вообще, если не можем помочь? Ответа мы не находили. Знали, что помощь в благом деле приходит в последний момент, но нам казалось, что момент уже давно наступил, ведь Музей без крыши! И вот зазвучали стихи. Так уж у нас в Нягани получается, что в серьёзные моменты стихи Наталии Дмитриевны Спириной приходят необыкновенной живительной струёй:
Наша молитва свелась к двум словам: "Помоги помочь!" И вот происходит невероятное. Сотрудница, одна воспитывающая детей, крайне стеснённая в средствах, передаёт для отправки вагона сумму, равную чуть ли не половине стоимости железнодорожного тарифа, со словами: "Деньги мною не жданные, я на них не рассчитывала, обойдусь. Давно думала, как помочь..." Вдруг следом откликнулось задолжавшее зарплату предприятие и выплатило просимую задолженность, потом пришли другие взносы, и мы ахнули: нужная сумма была на руках! Спешим на наше предприятие. И здесь, в приёмной, телефонный звонок: нас разыскивают, чтобы сообщить о том, что организация, накануне отказавшая нам наотрез, согласна срочно, завтра, отправить вагон за свой счёт! В итоге произошло лучшее, что только могло случиться: вагон с пиломатериалом пришёл в Новосибирск и мы ещё передали деньги в наш центр — Сибирское Рериховское Общество. Наши чувства и благодарность Силам Света не высказать, это можно только сердцем почувствовать: Твоею Силою сильны, Твоею Мудростью богаты, Твоим Лучом озарены И Радостью Твоей крылаты... И все победы, все награды И все крепчайшие щиты В одном священном слове — "Ты"*». Шло время, всё дружнее срабатывались на общем деле люди самых разных возрастов, характеров и судеб. И в СибРО стали приходить письма, в которых помощники строительства, приезжавшие сюда издалека на время своего отпуска, вспоминают о проведённом здесь времени как о чём-то доселе небывалом. Вот отрывки из воспоминаний банковского служащего Игоря Михайлова из г. Омска: «После работы банковского клерка трудно привыкать к рабочей одежде: ватным штанам, фуфайке. Армейская подготовка помогает преодолевать физические нагрузки. А главное, помогает перенести все трудности величественный Дух, который присутствует здесь, на стройке. Он незрим, неощутим, но я знаю, я чувствую его благодатное действие. Он помогает, он ведёт, всё мелочное уходит, в голове одна фраза: "В трудностях укрепляемся". В трудностях укрепляемся, укрепляемся, укрепляемся, — как эхо проносится по этажам, возвращаясь ко мне и принося удесятерённую силу. Улыбаюсь. Благодарю и продолжаю работать. Так проходит мой первый день на строительстве Храма Культуры... Новый ритм жизни был прост: утром подъём, продолжительная поездка из военного городка; работа на стройке. Вечером возвращаемся домой, в квартиру, которую предоставила одна сотрудница безвозмездно под общежитие; ужин, после которого с трепетом в душе прикасаюсь к Учению Живой Этики... Особые слова хотелось сказать о людях, с которыми мне посчастливилось работать и жить на строительстве. Такого коллектива единомышленников я не встречал нигде. Любовь и уважение к труду и ближнему своему, терпение и терпимость к любой ошибке создают неповторимую атмосферу душевной теплоты, сердечной заботливости о каждом члене нашей маленькой общины. Не нужно было слов, чтобы общаться, достаточно лишь подумать о чём-то, и это уже сделано моими товарищами. В такой тонкой и прекрасной атмосфере протекала моя жизнь в Обществе. Однажды ночью, перед сном, я вдруг уловил мысль о том, что это и есть самый настоящий рай на Земле, не нужно его искать за далёкими морями, он рядом, нужно только уметь увидеть, почувствовать его всем своим сердцем. Это прекрасно!!! Я также понял, что теперь мне будет очень трудно воспринимать окружающий серый мир. Но именно это ощущение рая в душе будет помогать мне нести в сердце ту незабываемую душевную теплоту, любовь и радость на протяжении всей моей жизни. В трудностях мы укрепляемся!» Многие работали руками, но не каждый брался выразить впечатления и вдохновения в слове — и это понятно, ведь у каждого свои пути творчества. Родившиеся прозаические и поэтические строки тут же передавались друг другу, ощущались как частица общего творчества. Слагались на строительстве и песни, помогавшие в трудной физической работе. Вот, например, строки из « Песни строителей Музея» Алексея Грачева: Как нам такое можется — В духе и с высшей силою. Храм на восходе сложится Общим большим усилием... Каждый раз находил новые тёплые слова для рассказа о своих поездках в Новосибирск В.Е.Житяев: «График работы на Музее напряжённый — используется весь световой день и выходные. Прибывают издалека автомашины со стройматериалами (цемент, кирпич, трубы, металл, щебень) — приходится встречать и разгружать их при свете прожекторов вечером или ранним утром. После короткого перерыва вечером продолжаем штукатурить, красить, ремонтировать оборудование. Так же интенсивно продолжает работать коллектив СибРО. Сотрудники Общества не только выполняют ведущую роль в организации всех работ, но и практически участвуют во всех малых и больших делах строительства. Приходится напряжённо трудиться свыше 12 часов, хотя у каждого семья, родные и близкие, которые тоже требуют внимания и заботы. Не каждому под силу выдержать этот ритм высокого напряжения труда, кто-то уходит. Да, в этих непростых условиях и закладываются основы общины, здесь идёт ковка меча духа. Отпадает окалина, осыпается шлак, но закаляется дух человеческий и радостно сияет чистыми огнями...» «Дело у всех спорится, ребята давно сработались и с полуслова понимают друг друга. Каждый имеет хороший практический опыт и освоил свыше 10 – 15 специальностей: столяра, плотника, электрика, жестянщика, слесаря, сварщика, стропальщика, каждый умеет водить автомашину и работать на башенном кране, а ещё они обладают тонким художественным вкусом, разбираются в классической музыке, пишут стихи. Каждый выполняет свою работу без суеты, очень тщательно и добросовестно. Строим на века. На строительстве царит бодрый настрой, что очень напоминает картину Н.К.Рериха "Город строят". Сами собой внутри звучат стихи Наталии Дмитриевны Спириной: Мы строим город небывалый, Одежды белые надев, Не ради власти или славы — Во имя блага всех людей... В полдень, перед обедом, мы собираемся в Обществе, в читальном зале, на небольшую беседу-пятиминутку. Слушаем аудиозаписи выступлений Н.Д.Спириной на "круглых столах". Читаем стихи Наталии Дмитриевны, бережно передавая из рук в руки её новый сборник. Порадовало, что за одним столом собрались истинные друзья, кто в запылённой грубой одежде строителя, а кто в белоснежной блузке или рубашке. Как сказано в Учении, "всё равно, как войдёт община — в кафтане, в сюртуке или в рубахе..." Труд на общее благо и сердечная теплота объединяют всех. Ощущается неподдельная простота и взаимное уважение друг к другу... Сегодня утром, достаточно рано — на восходе солнца, после дежурства в Музее, я размышлял о нашей стройке: что же главное движет нами, здесь находящимися, приезжающими сюда, участвующими в строительстве Музея Н.К.Рериха? Считаю, что это — Любовь. Вспоминаю, как мы готовили Каминный зал и следующие комнаты Музея, рабочий кабинет Наталии Дмитриевны Спириной, где она будет трудиться. Конечно же, все досочки, все гвоздики приколачивались с большой любовью, со старанием, с высоким качеством: удобно ли будет этому человеку, ладно ли будет здесь тем, кто придёт к нему; и когда мы соберёмся все вместе — хорошо ли будем себя чувствовать. Высокое качество работы проистекает из чувства любви ко всем и к той, которая нас объединяет. И второе, что я понял: важно, каков ты сам, внутренние твои качества; меняешься ли ты при этом деле, и насколько хорошо ты меняешься. У Николая Константиновича Рериха есть замечательное стихотворение "Оставим" в книге "Цветы Мории" — о том, как он сел за стол, взял перо и продолжил дело, оставленное Владыкой. Наталия Дмитриевна Спирина написала как бы его продолжение: Только Твоё Дело может очистить от всех зараз, Только оно может сделать дух свободным, Только оно освобождает дыхание и укрепляет шаг... И мы, конечно, укрепляемся, очищаемся, благодаря тому что участвуем в великом созидании, поскольку понимаем, что идёт не просто стройка здания, а громадная работа, которая нужна для будущего — для Алтая, для Звенигорода. И мы — участники этого труда». Шли дни, продвигалось строительство. А между тем культурная деятельность велась не только параллельно со строительством, но и на самой стройке! Можно сказать не только образно, но и буквально, что вслед за штукатуром-маляром иной раз шествовали люди с репродукциями и украшали ими стены. Вот как вспоминает об этом годы спустя один из сотрудников: «Уж е с самых первых дней, когда строители разбирали до фундамента обветшалые стены и слагали новые, уже тогда кипела в Музее культурная жизнь. Где ещё можно встретить стройку, на которой бородатые строители в ватниках собираются на обед в вагончик — тёплый островок среди сибирских морозов — и... начинают по кругу читать стихи и обсуждать будущие выставки! Едва возвели не оштукатуренные ещё стены — и сразу украсили их любимыми репродукциями. А из отделочных работ первым делом сосредоточили усилия на выставочном зале — и начались там уже настоящие выставки, и, когда посетителей провожают посмотреть их, в то же время в соседних помещениях идут строительные работы. Потому и получается так, что Музей, успевший подготовить к Дню открытых дверей только два этажа из трёх, уже имеет свою многолетнюю культурную историю!» Действительно, неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной. Тогда же был учреждён День рериховской поэзии — поэзии Нового века. С той поры Музей начинает понемногу принимать посетителей... Два года спустя так будет рассказано в журнале «На Восходе» о каждодневной работе Музея: «...Занимается над Музеем Рериха утро. Обыкновенные люди собираются к нему по солнечному зову. Звучат за завтраком работников слова надежды и красоты. Не беспочвенны надежды: своими руками слагают люди песнь завтрашнего счастья. Кипит работа в доверии, дружелюбии, самоотверженности. И для всякого труда найдётся доброе, весёлое слово. Казалось бы, утомителен кропотливый труд над качеством строительных работ. Но улыбаются работники, ювелирно равняющие неудачно вставшую бетонную плиту: "А у нас резьба по бетону!" Или другой монотонный труд выполняет работник, долго, долго, долго выполняет, иные уж сочувствуют ему, а он приговаривает: "Знаю смысл своего труда: найду золотой кирпич, последний в этой кладке". Так говорит он о неотъемлемом сокровище наработанного терпения и трудового спокойствия. Перед обедом собираются труженики в зале, слушают слова вдохновенные, утончённые, насущные, впитывают строки стихов, музыкой наполняются, ещё раз вспоминают о смысле творящегося труда, о его значении для будущего страны и планеты. И с новым энтузиазмом готовы браться за работу. Ведь не для кого-то чужого, постороннего Музей строится. Для родного человечества. В памятные дни звучат зовущие слова слайд-программ. Обращаются строители к великим образам подвижников Земли Русской и всего человечества, и ещё яснее становятся очертания Нового Мира, строили который люди во все времена, и горестные и радостные. Кто руководит строительством истинным, как в большом, так и в малом? А кто больше всех трудится, тот и других своим примером ведёт. Кто заложит кирпичик, без которого не обойдётся построение? Тот, кто работы не боится. Так слагается жизнь духа, и так же слагается повседневный труд стройки Музея в Сибири. А в самые трудные моменты прибудет жданно-нежданная помощь: или машина с грузом, или работник новый, или слово неотложно нужное прозвучит. Или синица на плечо прыгнет, или облако вестником в окно заглянет, и о чём тебе весть несут — услышишь и поймёшь. А вот прибыли из типографии новые книги. Сколько радости нести этот груз на склад, откуда разлетятся книги по миру жаворонками наступающего утра! К вечеру или в перерыве, когда замолкает песня молотков да рубанков, приходит время клавиш пианино и гитарных струн, время красок слайдов и шелеста книжных страниц. Вот шофёр под плавную смену кадров на стене повествует о красотах заповедного Алтая. Вот плотник открывает друзьям пространства космоса, галактик, созвездий и планетных систем. А звёзды — как люди: где труднее всего, где нужна космосу помощь, там и скапливаются самые яркие. Вот друзья делятся светом песен, которые много лет заботливо собирали среди пёстрого луга жизни. Кто видит или слушает всё это впервые — уходит потрясённым: как много на земле красоты! А ведь это — лишь крупица малая... К сроку проходят специальные секции в Музее, о каждой говорить можно долго. Вот собрались педагоги. Кто же сегодня не чувствует, как устарела прежняя система образования! Как нужны пути новые, насущные, к красоте зовущие! Не отвлечённой, не номинальной — к красоте каждого дня. Вот секция искусствоведческая, музыкальная. Кажется, что за наука — музыку слушать и картины смотреть? А на самом деле ещё какая наука! Есть произведения искусства, которые, в самом прямом смысле слова, от смерти спасти могут и от бессилия поднять, новую мощь вдохнуть в человека. Но это — если уметь слышать, видеть, если уметь эту силу в сердце собрать. В школах этому пока что мало где учат. А ведь от скольких бед способна спасти мир красота! Работать на Музее — счастье незабываемое. А когда откроется Музей — для всех? Когда же смогут все к этому счастью прикоснуться? Близится этот день. Многие люди его приближают. Кто как может. И работой, и деньгами, и материалами. Кто может — вагон леса на Музей отправляет. Кто может — на школьных завтраках экономит. Кто может — мысли ободрения строителям посылает. А кто в сам Музей поехать не может помощником, тот где-нибудь в своём городе далёком хранит в сердце его свет и понемногу незаметно разгоняет тучи уныния. И на самой обычной стройке "золотой кирпич" свой отыскивает, и в самую обычную контору приносит свет картин, музыки торжество и человеческой теплоты сияние. Скоро, скоро откроем Музей. Для всех. А начинался он с такой малости! Впрочем, малость ли это? Приехала из Харбина молодая женщина, важнее всего для которой было — Общее Благо. Наталия Дмитриевна Спирина. Одна была в незнакомом городе. Одна, если только не считать самого главного — сердечного пламени. И памятования слов из писем Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, повторяемых учителем её Борисом Николаевичем Абрамовым: "Ехать, ехать и ехать на Родину! Вы там нужны". Прошли годы трудов, борьбы и побед, и вот для всей страны приоткрывает свои духовные кладовые Музей Народный. И то ли ещё будет! "Отче Сергие, Дивный, с Тобою идём, с Тобою ПОБЕДИМ!"» Составитель Екатерина Пересветова |
Третий слева — Яков Ионович Денисов
Кровельные работы в зимнюю стужу
Строители из ООО «Реконструкция»
Идут кровельные работы. 1998
Поднятие черепицы на крышу Музея
Груз из Киселёвска прибыл под Знаменем Мира
Разгрузка леса из Нягани
Зрители первой слайд-программы в строящемся Музее
|