Не сосредоточенность, не приказ воли, но любовь к Иерархии рождает непосредственное Общение. Мир Огненный, ч.2, 296 |
Во все века Землю посещали Предрекающие, иными словами — пророки. О них упоминается в той или иной форме во всех мировых религиях и в поэзии.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний Ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Так писал Пушкин о великом назначении пророков.
Слово «пророк» означает «предрекающий». В Учении Живой Этики пророки названы «дальнозоркими психологами»1. Там сказано: «Пророк есть человек, обладающий духовной дальнозоркостью. Так же как на физическом плане есть близорукость и дальнозоркость, так же просто надо отнестись к качеству дальнозоркости духа. Было бы совершенно невежественно отрицать пророчества. Было бы совершенно глупо порицать пророков»2, ибо, как сказано, «познание прошедшего не ведёт вперёд без начала предвидения»3. И потому особенно надо ценить тех, кто это знание будущего приносит людям.
«Обратите внимание на то, какие огромные расстояния во времени обнимают некоторые пророчества»4, как будто время для них не существует и они видят будущее как настоящее, уже свершившееся. Вспомним, «как библейские пророки могли видеть железных стрекоз или огненные колесницы, летавшие в небе, то есть современные летательные аппараты»5.
«Пусть не думают, что пророчества ошибаются, ибо они от Мира Огненного»6, в котором всё грядущее уже существует. Но на земном плане они могут не реализоваться из-за свободной воли человека, решающей его судьбу и избирающей иной путь, не совпадающий с решениями Высшей Воли.
По закону свободной воли она никогда Высшими Силами не нарушается и человеку предоставляется возможность идти избранным им самим путём.
Из истории человечества мы узнаём, что большинство выдающихся личностей — гениев, героев, пророков и Носителей Света — имели очень тяжкие условия жизни. За очень редкими исключениями, они были замучены, растерзаны и убиты. Таково было отношение неблагодарного человечества к его спасителям.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Так описывал Лермонтов отношение к пророку современного человечества.
В Учении Живой Этики сказано: «Пророчества издавна идут из Нашей Общины как благие знаки человечеству. Пути пророчеств разнообразны: или внушаемые отдельным лицам, или неизвестно кем оставленные надписи. Пророчества лучше всего оповещают человечество»7 о грядущих событиях. «Близка заря, но ещё ночь» — так словами стража отвечает пророк Исаия. Несмотря на ночь, он уже предвидит зарю.
На одной из картин Николая Рериха показан Моисей — Вождь еврейского народа, который на горе Синай получил и записал Откровение Свыше — десять заповедей, которые он должен был передать своему народу.
На другой картине художник изобразил Магомета — духовного пророка арабского Востока, который на горе Хира получил великое Откровение, явленное ему в огненном видении Архангелом Джабраилом (Гавриилом).
Н.К.Рерих. МАГОМЕТ НА ГОРЕ ХИРА (ПРОРОК). 1938
И Христос, и Апостолы говорили о будущей судьбе человечества и о наступлении Новой Эпохи Добра и Света. Так, в Откровении Иоанна Богослова говорится: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба...»8
«Действительно, Новое Небо и Новая Земля станут такими, что старые, то есть мир старый, не придут уж больше на сердце и вспоминаться не будут»9.
Поэт Бенедиктов писал:
Над нами те ж, как древле, небеса,
И так же льют нам благ своих потоки,
И в наши дни творятся чудеса,
И в наши дни являются пророки10.
И теперь через Елену Ивановну Рерих, названную Учителем «пророчицей будущего», дано Откровение Новой Эпохи в виде ряда книг, именуемых Учением Живой Этики, имеющих целью подготовить нас к наступлению новой Светлой Эры, небывалой в истории человечества.
Вот что говорил Николай Рерих о тех прозрениях Елены Ивановны, которые уже осуществились: «...Все мы свидетели, как до русских потрясений были указаны грядущие события. В 1927 году в Тибете были сказаны события в Испании. В 1929 году были подробно указаны бедствия великих армий под Дюнкерком. И с какими показательными подробностями прозрены события! А Финляндия, Англия, резня в Хотане, вступление русских войск в Польское полесье, прохождение войсками Ирана... Были предуказаны намерения Японии и судьбы Китая. (...) Люди получали предупреждения и, как обычно, не обращали на них внимания»11.
Однако за многие годы вперёд прозревались события. Особую значимость имеют для нас пророчества Елены Ивановны о нашей стране, которые, как и все прежние предсказания, непреложно осуществятся. Она писала: «Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но лучшая страна станет космическою основою равновесия в мире. Страна лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. Наша страна узнает ярый расцвет после уявления космических знаков. Космический знак нашей страны сотрудничает со знаком Благоденствия»12.
«События сложатся неожиданно, не так, как мы ожидаем, но, как всегда, на пользу лучшей страны. Страшное время пронесётся очищающим вихрем. (...) Распространение зла будет остановлено. Космическая справедливость приведёт в действие новые рычаги, и новая карма начнёт утверждаться. Мировой войны не будет — лишь некоторые столкновения»13.
«Наша страна будет охранена, будет победной страной: так заповедано и начертано в звёздных рунах. Все, кто с нею, разделят её победу. (...) Светлые дни после мрака особенно ярки. И они близки»14.
Слово впервые прозвучало на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества 30 апреля 2000 г.
1 Община. 164.
2 Листы Сада М. Озарение. 3–V–3.
3 Листы Сада М. Озарение. 2–III–6.
4 Грани Агни Йоги. VI. 296.
5 Грани Агни Йоги. XI. 337.
6 Мир Огненный. II. 7.
7 Община. 25.
8 Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). 21: 1–2.
9 Грани Агни Йоги. IV. 228.
10 Цит. по: Как слово наше отзовётся. М., 1986. С. 420.
11 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 460–461.
12 Письма Елены Рерих. 1932–1955. Новосибирск, 1993. 17.11.1949.
13 Там же. 18.02.1955.
14 Там же. 26.08.1950.