Что может быть возвышеннее, нежели устремление ко благу и добру? Надземное, § 850 |
День Культуры 9 октября 1993 г.
В самые тёмные дни самого тёмного года не только уместно, но и совершенно необходимо говорить о свете. Иначе что же мы противопоставим тьме? Только более длинную линию подлинной культуры. Сама мысль о ней уже возвышает и осветляет наш путь. Наша молитва в действии есть мысль о прекрасном. Если мы объединимся на этом — резонанс в пространстве будет велик. Тёмные будут разрушать, а мы будем строить и не устанем в этом строительстве, ибо в нём наша жизнь и мы уже не мыслим себя без этой деятельности. Радоваться будем, что сообща мы так много можем, что мы держим в руках Знамя Культуры мира. И вручили нам это Знамя наши Старшие, ушедшие, но живые, пребывающие в мирах высших и в то же время с нами. Мы не одни и не сами по себе, и потому можем дерзать и творить новую жизнь. Ведь скоро, очень скоро мы «увидим новое Небо и новую Землю», и это новое состояние не будет для нас чем-то новым, неожиданным, необжитым. Мы уже сейчас, в нашем сознании, — там, в будущем новом Граде новой Эпохи. Что бы с нами ни случилось на земном плане, будущего от нас отнять нельзя, раз мы в нём. Мы вооружены нашим мировоззрением — это величайшее счастье, к которому стремится всё больше и больше людей. Переоценить это невозможно; невозможно вообразить себя без него.
Мы все пришли сюда, приехали, прилетели — ради чего? Мы оставили позади себя всё житейское, чтобы сообща приобщиться к надземному плану бытия.
«...Посев семян добра не сохнет, и во дни суждённые зёрна процветут»1. Радостно видеть, быть свидетелем этого процесса процветания добрых зёрен. Начинает осуществляться светлая, благородная мечта Николая Рериха о всемирном Дне Культуры. Наша страна покрылась сетью Обществ имени Рериха, их уже очень много, больших и малых, и, несомненно, каждое из них отмечает этот день; и эти очаги множатся и возрастают. Наше Общество проводит этот день уже в четвёртый раз. Радостный этот день, потому что с понятием культуры связано всё самое лучшее, что есть в человеке и человечестве, что создано и принесено лучшими из людей. И собравшись вместе в этот праздник духа, мы уже тем самым объединяемся со всеми носителями культуры во всём мире на том плане бытия, где нет расстояния. «Только помыслите об Общем Благе, и Мы всегда с вами»2, — говорят наши великие духовные Учителя. А что же есть культура, как не общее благо?!
В этом небольшом слове о культуре сегодня хочется сосредоточиться лишь на одном параграфе (373) из книги «Надземное». Важность того, что там сказано, — необычайна, и особенно в данный роковой момент истории человечества. Именно когда разъединение принимает катастрофические размеры, мы начинаем утверждать культуру как объединителя вселенского. И в этом заключена победа.
«Урусвати знает, что состояние, которое вы называете культурою, — общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни.
Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру. Но вы можете легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычаи. Могут указать на различие письменности в разных странах. Но Мы говорим не о глифах или способах выражений, но о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что задания будут общечеловечны. Так Мы утверждаем, что и среди разъединения можно найти общечеловеческую устремлённость.
Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается противиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах "чаши" уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или поздно это зерно прорастёт, и потому каждый человек уже несёт в себе частицу общечеловечности.
Можно удивляться, почему столь много двуногих, ярых в ненависти? Неужели и они несут в себе зерно культуры? Должно быть, оно зарыто глубоко под грудою преступлений. Найдётся Наставник в Тонком Мире и укажет, насколько животное состояние недопустимо. Поистине, люди должны понять, что каждый день может засиять общечеловечность.
Мыслитель заботился, чтобы ученики познали, что и в дальних мирах светит общечеловечность, и каждый человек уже гражданин всех миров».
Чем шире поймём, тем ближе подойдём. Ничего отвлечённого нет, ни в земной жизни, ни в надземной. Идти верхним путём — значит применять в жизни лучшие качества ума, сердца и духа, общие для всех миров. Любовь к Богу — общечеловечна. Любовь к ближнему, самоотверженность, мужество — общечеловечны, в каких бы формах эти превосходные качества ни выражались.
Святые, подвижники, духовные Учителя — это высшее проявление культуры, хотя это слово к ним не применяется. Но пора пересмотреть значение слов, иначе мы останемся у разбитого корыта невежества. Каждый наш шаг проверяется мерою культуры.
С понятием культуры неразрывно связано понятие красоты. Красивым или некрасивым, то есть культурным или некультурным, может быть всё — мысли, слова, поступки, намерения.
«Первая ступень к преобразованию всей жизни» — это каждое культурное действие, «общее для всего человечества». Живая Этика имеет дело не с внешностью, а с сущностью. «Все внешние достижения не спасут от взаимного разрушения»3. Не внешние проявления, но «сущность намерений и заданий» определяет победу культуры.
Особенно важно говорить и мыслить о культуре в момент максимального разъединения человечества, мыслить о культуре как об объединителе. Найти «общечеловеческую устремлённость» и сойтись на ней.
Как обнадёживает, что «сущность человека стремится к усовершенствованию», и, если голос его сущности уже доходит до его земного слуха, он начинает неминуемо стремиться к культуре.
Очень важно знать, что культурой мы объединяемся не только друг с другом, но и с существами других миров, ибо и там «светит общечеловечность». И тогда мы начинаем осознавать, что каждый из нас есть не только землянин, но и «гражданин всех миров».
В Тонком Мире очень заботятся о том, чтобы и «под грудой преступлений» могло прорасти зерно культуры. Там Наставник «укажет, насколько животное состояние недопустимо», и призовёт к человечности.
«Нужно все силы Космоса направить на расцвет духа»4.
«Сроки духа наступают»5.
1 Братство. 190.
2 Агни Йога. 122.
3 Надземное. 719.
4 Листы Сада Мории. Зов. 3.06.1922.
5 Там же. 20.06.1922.