Великодушие покоряет себе все сердца. Великодушие есть ключ от всех Затворов. Великодушие есть Венец царственного Духа. Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934 |
Этот вечер хотелось бы назвать «Истоки». С чего начиналось у нас 19 лет назад то рериховское движение, то приобщение к многогранному творчеству великого мастера и мыслителя, которое впоследствии вылилось в создание Сибирского Рериховского Общества.
Сегодня мы хотим показать, как мы начинали, как закладывалось и прорастало малое зерно большого всхода в далеко не благоприятных условиях застойного времени, когда приходилось продумывать каждое слово, каждый шаг, считаясь с жёсткими идеологическими установками того периода. Его помнит наше старшее и среднее поколение и мало знает молодёжь.
Началось это со сборной выставки имевшихся в нашей стране картин Николая и Святослава Рерихов в Доме учёных Академгородка в августе 1973 года. Большой спортивный зал, в котором она проходила, горел и сиял сверкающими красками невиданной красоты. Надо было рассказывать о художниках, о которых тогда почти ничего не знали. Писали о них в газетах и журналах мало и с большой оглядкой. Во время экскурсий по выставке выяснилось, что о Николае Рерихе у зрителей не было почти никаких сведений, ни о его картинах и их содержании, ни о нём самом и других сферах его деятельности. Тогда у нас с Е.П.Маточкиным зародилась смелая мысль проводить вечера, на которых бы об этом рассказывалось. Так создалась та литературно-музыкальная слайд-композиция, которую мы назвали «Образы Рериха» и с которой сегодня познакомим вас точно в том самом виде, в каком она проводилась в те далёкие, ставшие уже историческими, времена.
Начался её показ там же, в Доме учёных, ещё во время выставки, и затем многократно повторялся в разных местах Академгородка и нашего города. Как и сегодня, вела программу Наталия Спирина, музыкальное сопровождение осуществлял Евгений Маточкин, а чтецом был актёр Леонид Шкутин, который потом уехал, и теперь в этой роли выступает Андрей Юшков.
* * *
(После окончания программы «Образы Рериха» были показаны слайды. — Ред.)
Слайды были сгруппированы по отделам. Вначале были показаны портреты Николая Рериха кисти Святослава Рериха; затем — древнерусская тематика; большой раздел «Великие Облики», столь любимые Рерихом, жизнь которых была отдана борьбе со злом, утверждению добра, служению людям и Общему Благу. Потом — пейзажи Востока, тех стран, по которым проходила экспедиция Рерихов: Монголия, Цейлон, Тибет, Гималаи.
Портреты Николая Рериха кисти его сына. Святослав Рерих умел в портретах передать не только внешнее сходство, но и сущность портретируемого. И мы видим на его портретах Николая Рериха — великого художника, мудреца, учёного, мыслителя.
Картина «Гонец. Восстал род на род» (серия «Начало Руси. Славяне»). Гонец опечален, он плывёт, чтобы сообщить своим родичам весть о том, что восстал соседний род, опять начинается междоусобица, нет покоя людям. Эту картину очень высоко оценил П.М.Третьяков и приобрёл её для своего музея. Лев Толстой также восхищался этой картиной и говорил: «Пусть гонец высоко руль держит, всё равно снесёт».
«Заморские гости». Плывут к нам гости из-за дальнего моря, любуются нашей природой, везут свои товары. Вот как были изукрашены их ладьи.
Рерих очень хорошо знал археологию, и поэтому многие его картины из цикла «Начало Руси. Славяне» использовались в учебниках русской истории.
«Город строят». Так строили древние свои города.
«Строят ладьи». Спускают ладьи на воду. Как прекрасно блестит свежеоструганное дерево, чувствуется запах этих свежих досок. Ладьи красивы, изукрашены, как и всё, что делали древние.
«Идолы». Забор увешан черепами принесённых в жертву животных.
«Славяне на Днепре». Посмотрите, как красивы их паруса, какие красочные ладьи.
«Сергий-Строитель». Мы уже говорили в нашей программе о Нём, какой Он был труженик, как Он всё делал своими руками. К Нему пришёл медведь и с умилением смотрит, как трудится его Друг, который кормил его, когда он был голоден, и разговаривал с ним. Церковка уже построена, теперь Он строит себе келью.
«Святой Сергий Радонежский» благословляет воинство на смертный бой с врагом, на Куликовскую битву, и держит в руке храм — символ будущей Руси, которую Он созидает, символ будущего.
«Пантелеймон-Целитель» собирает целебные травы. Он был врач-бессребреник, лечил бедных больных. Он уже старец, но не жалеет своих трудов, трудится для Общего Блага.
«Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». Туча уже надвинулась, первые камни уже лежат. Она должна была побить город и погубить его. Прокопий своей силой, своими молитвами отводит каменную тучу от родного города.
«Ярослав Мудрый» — созидатель Киевской Руси. На заднем фоне виден храм Святой Софии. Он занят своим любимым делом, которым занимался во время отдыха от государственных работ, — переписыванием книг. Он говорил, что «книги суть реки, напояющие премудростью всю вселенную». Ярослав Мудрый был распространителем знания и просвещения.
«Александр Невский поражает ярла Биргера». Как известно, он победил шведов и победил врагов во время Ледового побоища. И тут он на белом коне отважно сражается с врагом.
«Борис и Глеб» плывут по Днепру. Это великие русские очень почитаемые святые. Была легенда, что они появлялись перед опасностью, грозившей Руси. Они пожертвовали собой, чтобы не было междоусобной борьбы. Их старший брат Святополк Окаянный хотел их убить, чтобы завладеть их долей царства Киевского. Но они пошли сами на эту жертву и не сопротивлялись. И он убил их, но зато не было междоусобной брани. Эта необыкновенная жертва сделала их святыми. Посмотрите на их ауру — совместную ауру, объединённую. Здесь они молятся за Русь, чтобы не было междоусобиц.
«Бум Эрдени» — богатырь на вершине горы сражается со страшной многоглавой гидрой-драконом. У неё девять голов, и все они угрожают мирным людям. Внизу селение. А он выступил и уже воткнул копьё в горло страшного дракона. Героическая борьба добра со злом — одна из главных тем Рериха.
«Илья Муромец» пускает стрелу в Соловья-разбойника, который не давал людям ни прохода, ни проезда, и попадает точно в его глаз, побеждает зло, заступается за простых людей.
«Гесэр-Хан» — великий герой бурят-монгольского эпоса. Он сражается с девятиглавым драконом, силуэт которого вы видите в кровавых небесах. Этот дракон поклялся пожрать всё человечество. И герой отважно выступил на борьбу с ним и победил.
У Рериха очень во многих картинах небо занимает бо'льшую часть пространства. Там всегда что-то происходит. И тут небо у него не пустое, тут происходит великая битва и победа.
«Слава Герою». Монахиня несёт лампаду Герою, победившему дракона, победившему змия, который под его ногами уже находит свой конец. И она воздаёт Герою славу.
«Египет. Пирамиды». Это начало путешествия Рериха. Во время своих путешествий он делал этюды, зарисовки тех мест, где бывал. На первом плане — Сфинкс. Он писал о том, что, когда французы были в Египте, они расстреливали картечью лик Сфинкса. Рерих писал о том, какое это было варварство — так разрушать великий памятник.
«Ашрам. Цейлон». В глубине расселины между скалами, где-то там находится ашрам, духовная обитель буддийских монахов. И туда направляется ладья по голубой воде.
«Монголия». Как красочны костюмы кочевников на фоне этого тумана пустыни.
«Монголия. Юрты».
«Голос Монголии». Встреча. Тут небо так же великолепно и занимает большую часть картины, оно необычайно выразительно и как бы отражает отблеск монгольских песков пустыни.
Китай. «Великая китайская стена».
Ладак. «Замок в Ладаке». Это всё те области, через которые проходила экспедиция Рериха.
«Посёлок Карданг» в Лахуле.
Любимая им святая Канченджанга: «Розовые горы». Он изображал её много раз.
«Озеро Нагов». Наги — значит мудрецы.
«Твердыня духа». Тибет.
«Брамапутра» — великая индийская река.
«Лотос» — это Рерих видел сам, он это описывает. На Ганге сидит йог на воде, а там, вдалеке — пещеры в скалах, где живут отшельники.
Несколько пейзажей «Гималаи». Как застывшее пламя эти великие вершины, устремлённые к небу.
7 ноября 1992 г.