Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. Рерих Н.К. «Врата в будущее» |
По материалам документального фильма новосибирского телевидения
Просто распускаются цветы, —
Так же прост
рост духа.
Там и здесь — явленье красоты.
Тайно и без звука,
В тишине, весеннею зарёй
Расцветает лотос огневой.
Н.Д.Спирина. Капли
Учение Живой Этики говорит: «...Доброта и ум не приводят к Нам — явление духовности необходимо; но это качество приходит в минуту готовности духа»1.
Что такое «готовность духа»? Это когда поверх нашего тела, поверх нашей земной жизни и земных обстоятельств у нас появляются какие-то особые интересы. У каждого это духовное пробуждение происходит по-своему. Как говорили в старину, «сколько голов, столько умов». Точно так же и в сфере духовных проявлений и накоплений. Они совершенно неповторимы и могут выявиться и в раннем возрасте, и в зрелом, — у каждого по-своему. Но этот «лотос огневой», который расцветает, — всегда прекрасен, в любом возрасте.
Теперь немного о том, откуда я появилась. В Китае был русский город Харбин — культурный центр русского зарубежья. Он совершенно отличался от других городов, куда русские бежали от революции. А бежало, по-видимому, несколько миллионов.
Нашим царским правительством была построена Китайско-Восточная железная дорога, Транссибирская магистраль. Правительство хотело заселить Маньчжурию, через которую шла эта магистраль, русскими, чтобы они эксплуатировали дорогу. На 99 лет был заключён договор с Китаем, чтобы возместить расходы по строительству этой дороги. Многие русские съезжались в Харбин ещё до революции, на добровольной основе, там жили и работали.
В 1904 году разразилась Русско-японская война и в Харбине был создан тыловой госпиталь для наших русских раненых. Моя мать, по специальности медсестра, была командирована в этот тыловой госпиталь, и пока шла война, она там работала. Когда война окончилась, она могла вернуться назад, в Петербург, но встретила моего будущего отца, который был служащим, они поженились и остались в Харбине. Жилось там очень хорошо, и потому вполне можно было найти работу по специальности и осваивать этот край.
Самое важное, чем этот город был уникален, — он был совершенно русский. Там собралось очень много русских беженцев из Приморья и Дальнего Востока; некоторые имели ценности и капитал. Они открывали различные предприятия, магазины, школы, учебные заведения, даже высшее учебное заведение у нас было, и построили очень много церквей. Русские люди тогда были очень набожные, и часть средств из своих доходов они положили на строительство храмов. Люди были старорежимные, верующие, христиане.
В Харбине была создана женская гимназия по старому образцу, в которой мы всё проходили по дореволюционной программе, и я получила такое образование, о чём совершенно не жалею. Мы не проходили, скажем, химию — я без этого обошлась, но литература, история, гуманитарные предметы давались очень хорошо, благодаря этому я приобщилась и к поэзии, и к русской и зарубежной литературе.
С детства меня воспитывали в духе православия. Родители были очень верующие и набожные, они постановили, что по другим предметам я могу приносить и четвёрки, может быть даже тройки, но по Закону Божьему — только пятёрки.
С детства у меня были определённые интересы к литературе и поэзии и очень интересовали духовные книги. У нас дома было и Евангелие, и Библия, и Жития святых, я их с интересом читала, насколько я могла их понимать, и чем дальше, тем больше. Меня интересовали такие литературные произведения и образы, как, например, старец Зосима у Достоевского в «Братьях Карамазовых», нравственные рассказы Толстого, такие как «Где любовь, там и Бог».
У меня всегда было впечатление, что я смотрю не глазами, а через глаза, что нахожусь в теле, но я не тело; и почему-то ещё маленькой я знала, что я раньше жила. Это было неслыханно, потому что церковь этого совершенно не признаёт, и мои родители никогда бы этого не допустили, но у меня было такое внутреннее убеждение. Вот так я росла. И хотя меня водили в церковь, но искала я всегда какого-то прямого пути — не через ритуалы, не через обряды, не через длинные молитвы, которые мы обязаны были знать наизусть и читать перед сном и перед уроками. (У нас в гимназии всегда читалась общая молитва, потом все расходились по классам и начинали заниматься.) Меня интересовал какой-то прямой путь — «от сердца к сердцу». Как подойти ближе к Богу, проще? Как подходили к Нему святые? Как жить, чтобы выполнять Его заповеди? Меня интересовало именно это.
Мне дали музыкальное образование, и после окончания гимназии я окончила Высшую музыкальную школу (по программе она приравнивалась к консерватории) и по призванию стала учительницей музыки (фортепиано). Почему мне этого хотелось? Потому что я понимала, как много музыка даёт и как много можно дать детям, приобщив их даже в начальной стадии к музыкальным произведениям, чтобы они научились слышать и слушать музыку; это остаётся на всю жизнь, даже если они не становятся профессионалами. И потому я всегда работала с большим увлечением.
Став взрослее, я стала читать не только христианскую литературу и наших писателей, но меня интересовала и восточная философия. Я прочитала очень популярно изложенные книги Рамачараки обо всех йогах; читала и другие попадавшиеся мне книги по восточной философии, и меня это тоже очень привлекало.
Был у меня личный период, когда я вышла замуж. Брак был очень неудачный, и к 30 годам я развелась, но в результате этого неудачного брака я очень тяжело заболела туберкулёзом, почти смертельно. Но мне удалось вылечиться. Когда я разошлась с мужем, сейчас же мне каким-то образом (я уже не помню каким, может быть из библиотеки) пришла первая книга Живой Этики — это была книга «Аум». Там я прочла такую фразу: «Молитва есть возношение и восхищение. (...) Молитва есть провод к потоку Благодати»2. И я сказала: «Это моя книга, это то, что я искала». Я стала читать и изучать книги Живой Этики. В библиотеках можно было достать всё: там были книги и советские, и зарубежные, и иностранная литература. Таким образом, я имела возможность познакомиться и с этими книгами.
В 1934 году в Харбин приехал Н.К.Рерих со своей второй, Баргинской экспедицией, и здесь он прожил некоторое время. К сожалению, тогда я ещё не была знакома с Учением Живой Этики, данным через Рерихов, и к нему лично я не подошла, но помню их выступления в больших залах нашего города, где они (Н.К.Рерих и Ю.Н.Рерих. — Ред.) рассказывали о своей экспедиции и встречались с людьми, которые приходили к ним, интересовались. А моя встреча с ними произошла через монографию «Рерих», изданную в Риге в 1939 году, когда я познакомилась с ним как с художником. Книга «Пути Благословения» была первой книгой Рериха, которую я прочла. Она произвела на меня огромное впечатление и приобщила к Рериху не только как к художнику, но и как к мыслителю, писателю, поэту, общественному деятелю.
До того как я начала читать книги Учения Живой Этики, я никогда стихов не писала и поэтом не была, только любила их читать. Но когда мне в Учении стали встречаться мысли очень близкие, очень вдохновляющие, у меня стали получаться стихи. Я отлично понимала, что если я пытаюсь выразить в стихотворной форме высокие мысли, то их надо выражать в хорошей форме, шлифовать, потому что иначе это будет профанация. Я занялась изучением теории стихосложения, стала читать критические статьи о стихах других поэтов, чтобы понять, что хорошо и что плохо в этой сфере; я понимала, что это такое же искусство, как музыка и живопись. Некоторые думают, что срифмовали что-то — и уже написали стих. Нет. Там свои законы, свои каноны, и я отнеслась к этому очень серьёзно.
Недавно на выставке картин Рериха «Гималаи» (в сентябре 1991 г. — Ред.) состоялся мой авторский вечер, где меня попросили почитать стихи из только что вышедшего сборника «Капли». По поводу их формы мне пришла такая идея, чтобы эти стихи были не больше семи строк; меньше можно, больше нет; и чтобы там нигде не было местоимения «я». «Мы», «они» — но не «я». Весь этот сборник в такой форме и выдержан.
В Харбине, когда я начала заниматься Живой Этикой, мне посчастливилось встретить духовного Учителя, уже очень многое знавшего, очень давно приобщённого к этому, — Бориса Николаевича Абрамова. Он принял меня в свою группу, где под его руководством я много лет изучала Живую Этику. Это очень сложное, многогранное Учение, охватывающее всю жизнь, почему оно и называется Живая Этика, или Агни Йога.
Когда Николай Рерих был в Харбине, Абрамов с ним встретился, общался очень долго, и Рерих признал его своим учеником и в знак того, что он был принятый ученик, дал ему кольцо. Когда Рерих уехал в Индию, началась переписка между Б.Н.Абрамовым и семьёй Рерихов.
Борис Николаевич писал им о нас и послал образцы моих стихов «Капли». Елена Ивановна отнеслась к ним одобрительно. Она писала: «О "Каплях" могу сказать, что яро они мне близки и я принимаю их всем сердцем. Очень хотела бы иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их. Очень они меня трогают...» Отзывы были благоприятные, поэтому я и решила, когда мне предложили их издать, что издать их всё-таки надо.
Хочу вам показать несколько примеров, как я создавала «Капли». Например, в Учении сказано: «Так в эпоху космической реакции можно разделить человечество на рабствующих и на устремлённых к космическому сотрудничеству. Так планета населена рабами достояний и носителями космических огней»3. Я пишу:
Рабы достояний, грызущие цепи
Своих достижений земных, —
Свобода стремлений, свобода исканий,
Свободный полёт не для них.
Они мимо солнечной жизни прошли!
Но радость играет цветами зари
На крыльях,
что вдаль от земли унесли.
В книге «Аум» говорится: «Заботы земные как камни с горы, чем ниже, тем стремительнее натиск обвала. Не лучше ли взойти на самую вершину, где нет камней обрывающихся?»4 Я пишу:
Заботы земные как камни с горы, —
Чем ниже, тем натиск обвала сильней.
Взойди на вершину. Привольно на ней!
Там солнца лучистые льются дары,
Там синее небо и дали видней...
А каменный дождь из житейских забот
Тогда у тебя под ногами пройдёт.
Занятия наши проходили не только в изучении книг; было много вопросов, на которые наш Руководитель давал нам ответы. Но главный упор делался на работу над собой, на самосовершенствование. Он давал нам указания, как вырабатывать в себе нужные положительные качества и как бороться с отрицательными свойствами. Мы делали выборки из книг Учения по темам, потому что там затрагивается очень большое количество тем; и когда делаются выборки, то становится яснее, как понимать то, что там сказано. Я выбрала тему о психической энергии и в течение долгого времени делала подборку по всем книгам Агни Йоги. Елена Ивановна указывала, что «можно принести большую пользу, избрав темы Учения и составляя на основании их небольшие популярные очерки и даже книжечки», указывала, какие можно взять темы, «и, собрав всё, что сказано об этом в Учении, связать отдельные данные добавлением нужных пояснений»5. Я собрала такую книгу, которую назвала «Психическая энергия: накопление и расточение»6.
Психическая энергия — это всеначальная энергия, это жизненная сила, которая движет и атомами, и галактиками. В Учении о ней очень много говорится. Это важно и для нашего физического, и для духовного здоровья. «Психическая энергия есть ВСЁ»7. Это всеначальная энергия, «так как она будет сочетаться со всеми проявлениями жизни»8. «...Она включает в себе все остальные энергии, которые являются лишь её дифференциациями. (...) Пришло время объединить смысл энергии Всеначальной»9.
В своей переписке Рерихи всё время писали нам: «Надо ехать на Родину. Вы там нужны. Там большой духовный голод». Но пока был сталинский режим, ехать было нельзя, потому что те, кто пересекали границу с желанием вернуться на Родину, исчезали бесследно. Мы ждали благоприятного момента. И вот Хрущёв объявил репатриацию — все русские могут вернуться на Родину. Сначала призывал на целину, а потом можно было ехать и в города. Но для целины ни я, ни мой руководитель, Б.Н.Абрамов, не подходили по возрасту и семейному положению. В 1959 году мы вернулись по репатриации на Родину. Советское генеральное консульство предложило поехать в Новосибирск, нам гарантировали трудоустройство и, по возможности, какую-то жилплощадь, и мы приехали сюда. Я сразу поступила на работу в музыкальную школу, а потом вышла на пенсию.
Сначала, в годы застоя, мы не могли выступать с лекциями или докладами по Живой Этике. Но было Указано, что, если мы будем даже только читать Учение, не выступая, этим мы будем насыщать пространство. Потом люди уловят эти мысли, и те, кто будут на это звучать, смогут их воспринимать.
В 1960 году в Советский Союз приехал со своей выставкой С.Н.Рерих, его пригласил Н.С.Хрущёв. С этого времени стали писать о Н.К.Рерихе, а раньше о нём ничего не знали. У нас в Новосибирске всё это началось с 1973 года, когда в Доме учёных Академгородка была открыта сборная выставка картин Николая и Святослава Рерихов. На этой выставке выяснилось, что о них почти никто ничего не знал. Я уже знала о многих картинах, в них очень много символики, её надо было объяснять, и я стала водить экскурсии.
У нас создалась маленькая группа в составе: Е.Маточкин, Л.Шкутин, чтец из местного любительского театра, и я как ведущая. Мы сделали композицию, которая называлась «Образы Рериха», и стали её повсюду читать. Мы рассказывали о биографии Н.К.Рериха, сообщали, что он не только художник, но и писатель, поэт, читали отрывки из его стихов и прозы; рассказывали о нём как об учёном, совершившем феноменальную экспедицию по Центральной Азии, и только не упоминали о книгах Живой Этики. Рассказывали о Н.К.Рерихе как об общественном деятеле, о Пакте Рериха и Знамени Мира, которое он предложил как Красный Крест Культуры для охраны всех ценностей культуры, созданных человечеством. В течение длительного времени мы успешно «гастролировали» со слайд-программой «Образы Рериха» здесь, в Академгородке, и в Новосибирске.
В 1975 году в спорткомплексе Академгородка прошла очень большая выставка картин Николая Рериха. Там тоже пришлось водить экскурсии и рассказывать о Рерихе.
С 1976 года мы стали каждые три года проводить так называемые Рериховские чтения. Я на них тоже выступала. Чтения были междугородние, из разных городов съезжались люди, изучавшие творчество Рериха, специалисты со своими докладами. Устроителями этих Чтений были Институт истории, филологии и философии Академии наук и Новосибирская картинная галерея. Каждый раз издавались сборники докладов Рериховских чтений; все они имели одинаковую обложку. Тираж был очень маленький, и всё это уже давно стало библиографической редкостью.
Как дальше развивалось Рериховское движение? В Новосибирске стали выходить книги Живой Этики, и люди получили возможность их читать. Мы стали делать лекции, доклады, слайд-программы. Начиная с 1989 года по нескольку раз в год мы устраивали конференции. Первая конференция была посвящена Е.И.Рерих, которая в Учении именуется Матерью Агни Йоги. Был издан сборник с докладами конференции. Неоднократно делались доклады о Николае Рерихе, о Святославе и Юрии Рерихах, о Е.П.Блаватской; мы выступали в прессе. Недавно вышла подборка на 16 страницах, в которой много статей о Рерихах и Блаватской, их произведения, наши статьи о Живой Этике, выступления, стихи и доклады.
Мы стали выступать на радио. Нас пригласили читать цикл лекций по Живой Этике; первый цикл из 12 лекций мы уже закончили. Мы записываем эти радиобеседы на кассеты; к нам приезжают люди из разных городов, переписывают их и в своих Обществах распространяют. Надо сказать, что Рериховские общества возникают с необыкновенной скоростью и в больших, и в малых городах. Мы узнаём о том, что открываются Рериховские клубы, общества и даже фонды. Все они обращаются к нам, потому что мы первые начали этим заниматься. У нас огромный круг общения, люди приезжают за нашими книгами, бывают на конференциях, переписываются с нами — одним словом, работа наша растёт с каждым днём, с необыкновенной интенсивностью. Нас приглашают в школы, просят рассказывать ребятам средних и старших классов.
Вышел сборник «Пути Света и тьмы», туда вошёл мой доклад «Основы», в котором говорится о единстве основ всех религий и даётся много предупреждений против экстрасенсов, йогов, магов, контактёров, которые, пытаясь искусственно открывать «центры», тем самым очень вредят здоровью людей и их психике. Наши способности — ясновидение, яснослышание, яснопонимание — должны раскрываться совершенно естественно, по мере нашего совершенствования, но когда это делается искусственно, это всё равно что взять бутон и пытаться из него сделать цветок, — и бутон погибнет, и цветка не будет. Против этого мы предупреждаем, и об этом говорится в Письмах Е.И.Рерих и в Учении Живой Этики — насколько это вредно и как это мешает нашему духовному росту и прогрессу.
Теперь можно почитать стихи.
На зов любви идёт Ответ,
Несущий Разуменья свет;
Твоей благой Стрелы полёт
Всепонимание даёт;
И Луч, в ответ на сердца стук,
Из праха поднимает дух.
Победа Света — как восход —
Неотвратима, непреложна;
Пусть ночь глухая безнадёжна,
Наступит час — она пройдёт.
Н.Д.Спирина. Капли
У меня есть ещё один сборник — «Перед Восходом», там стихи разных лет и в разной форме. В «Каплях» у меня очень жёсткая установка, здесь же стихи написаны в свободной форме, как пишут обычные стихи. Почему они называются «Перед Восходом»? В эпиграф я взяла цитату из книги «Зов»: «...Ибо Хочу, чтобы могли подойти ко Мне радостными и светлыми в день Великого Мрака перед Восходом»10. И вторая из Библии: «Сторож, сколько ночи? Сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: Приближается утро. Но ещё ночь»11. Сейчас мы находимся именно в таком периоде.
Этот сборник разбит на несколько разделов. Там и мысли Живой Этики, и природа, и песни, и стихи на некоторые картины Николая Рериха. На моём авторском вечере эти картины показывались в слайдах на экране и я читала стихи, навеянные ими. Прочту несколько стихов.
Подвиг
По картинам Н.К.Рериха «Сергий-Строитель», «Святой Сергий Радонежский»
Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...
Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.
Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое — воплощено,
Неслышное — громов звучнее.
И вот, во имя Красоты,
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке,
на благо всей планеты!
Второе стихотворение тоже о Сергии. К Нему, по преданию, приходил голодный медведь, и Сергий покормил его. Медведь подружился с Ним, приходил и смотрел, как Он работает.
Медведь
По картинам Н.К.Рериха
«Сергий-Строитель», «И Мы не боимся»
Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.
Он слов не знал. Но сердце зверя знало —
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом у'зрит брата.
Стихотворение «Белый лобнор» — по картине Н.К.Рериха «Указ Учителя». Белый лобнор — это белый гималайский орёл, который прилетает к ученику, сидящему на скале в ожидании Указа, и вещает ему. Ученик принимает Указ, в его фигуре решительность, стойкость и мужество — он будет его выполнять.
Указа с Гор не упусти —
Он не вернётся, гость крылатый,
Но встанет на твоём пути
Невозвратимою утратой.
Он белой птицей прилетит
И пропоёт тебе то слово,
Которое одно идти
Тебе поможет к жизни новой.
Он порученье принесёт,
Которое всего важнее;
С ним устремишься ты вперёд,
Отважным сердцем пламенея;
Указ неся перед собой,
Как держат факел ночью тёмной,
Как знамя, выступая в бой,
Несут рукою непреклонной.
Не дрогнув и не сбавив шаг,
Пойдёшь исполнить то, что надо.
Отступит пред тобою враг
И рухнет каждая преграда —
Лишь потому, что ты хранишь,
Как талисман, указ священный,
Который с горней Вышины
Тебе послал Благословенный!
И под конец, дорогие друзья, вы, наверное, спросите: «А зачем это всё? Нужна ли Живая Этика? Время ли сейчас этим заниматься? И те, кто этим заинтересуется, как могут с ней познакомиться?» Из многочисленных обращений к нам мы сделали вывод, что Живая Этика прежде всего нужна как мировоззрение. Очень тяжело жить без всякого мировоззрения, без понимания — для чего мы живём, куда идём, зачем мы здесь, как жить? Она даёт ответы на все эти вопросы и, прежде всего, говорит, что наша земная жизнь короче самой мимолётной остановки поезда.
Доктрина вечной жизни — доктрина перевоплощения, о которой говорят и древние Учителя человечества, и Рерихи. Вот, например, что говорит об этом древнейший Учитель Индии Кришна: «Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит. (...) Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает Он изношенные тела и облекается в новые». «Преходящи лишь тела этого Вечного, который неразрушим и неизмерим». Когда мы знаем, что всё это пройдёт, но мы останемся и будем жить, — тогда перспектива меняется.
Вторая доктрина Живой Этики — это карма. Что такое карма? Это закон причин и следствий, причинно-следственная связь. У нас в России просто говорили: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Человек сам кузнец своего счастья». Живая Этика развивает эту доктрину. Она говорит: то, что содеяно в одной жизни, скажется в другой, а может быть, и в этой жизни. Человек сам созидает свою судьбу, и поэтому пенять не на кого. Это приучает нас к тому, чтобы вести себя именно сообразно с этим законом, чтобы не нажить себе тяжкую судьбу. Если же у нас тяжёлые обстоятельства — мы начинаем понимать, что сами в этом виноваты.
Некоторые верующие люди становятся атеистами. Почему? Они говорят: «Бог несправедлив. Почему одни здоровые и красивые, а другие уроды и больные, калеки? Как же Он создал всех? Почему одни богатые, а другие голодают?» Живая Этика объясняет всё: значит, в прошлом мы это заработали, заслужили. Карма наш учитель: если мы не понимаем голодного и не даём ему поесть, значит, нам нужно поголодать самим, чтобы выработать сочувствие. Мы должны всё испытать или представить себе, каково это. Я знаю людей, которые сначала очень страдали от своей тяжёлой судьбы, но потом так с ней примирились, что из пессимистов превратились в оптимистов и стали верить, что их жизнь улучшится, что всё пройдёт. Уже одно это, не говоря обо всём прочем, что говорится в Живой Этике, делает нашу жизнь совершенно иной, люди преображаются. У меня есть близкая знакомая, у которой сын тяжело болен неизлечимой формой шизофрении. Пока она не знала Учения, её грызла змея зависти к другим матерям: «Почему у них нормальные дети, а мой сын такой?» Когда она поняла, что это закон космический — закон воздаяния, закон кармы, она совершенно примирилась с этим, и хотя, конечно, ей очень тяжело, но зависть совершенно покинула её.
Если вы захотите ознакомиться с Учением и спросите: «С чего начинать?» Сейчас вышло очень много книг подготовительного характера, потому что книги Живой Этики написаны своеобразным стилем, к нему надо привыкнуть, вчитаться и читать не один раз, очень вдумываться. Вышли три тома А.И.Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи», где систематически излагается Учение. Там говорится и о карме, и о значении мысли, которая также создаёт нашу судьбу, о перевоплощениях и об Иерархии Света, которая помогает нам идти по пути жизни. Если вы эти книги прочитаете, вам легче будет после этого ознакомиться с книгами Живой Этики. Должны выйти два тома Писем Е.И.Рерих, в которых она отвечает на вопросы тех, кто в своё время приобретал книги Учения Живой Этики и писал ей. Это вам тоже очень поможет.
Я очень хочу пожелать вам, чтобы ваша жизнь стала светлой и радостной. Всего вам светлого и доброго!
«Пусть творится всё во Благо!»
1991 г.
1 Листы Сада Мории. Зов. 17.07.1922.
2 Аум. 35.
3 Беспредельность. 540.
4 Аум. 304.
5 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 26.04.1934.
6 Опубликована в издательстве СибРО; 4-е издание — в 2004 г.
7 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. 16.08.1937.
8 Аум. 478.
9 Письма Елены Рерих. Т. 2. 11.06.1937.
10 Листы Сада Мории. Зов. 25.11.1922.
11 Исайя. 21: 11, 12.